Автор: Александр Сафонов, Москва
Фото Анна Пиунова, Mountain.RU

Прогулочка к Леону
Petite Trotte a Leon

Нас сманил на PTL Паша Воздвиженский из Екатеринбурга. В прошлом году перед 4K и Tor des Geants он рассказывал, как они с Андреем Антипинским и Максом Вафиным на PTL в 2015 году спускались с какого-то перевала, разумеется, в кроссовочках, а навстречу шла группа в полной амуниции, включая каски, кошки, ледорубы, и вешала перила.

Тогда мы решили, что это как раз для нас. После того, как я финишировал на 4К, а Ира – на Туре, нам показалось (и сейчас кажется), что открылась какая-то крышка, и теперь мы можем гораздо больше, чем раньше думали. Захотелось чего-то технически более сложного, чем Тур.

Ну и конечно мы думали, что эти технические сложности нам на руку – мы нагло считаем, что умеем неплохо ходить по всяким неудобьям – камням, болотам, диким склонам и т.п.
С другой стороны, мы надеялись, что дикие места откроют еще более впечатляющие виды.

Перед стартом мы прогулялись в направлении начала и конца дистанции – для акклиматизации и просто чтобы размяться.
Начало ничего сложного не представляло, а вот конец – вполне.
Верхняя часть подъема к домику Ронье по скалам включала via ferrata с почти вертикальной железной лестницей высотой метров 10.
И этот участок обещал быть не самым сложным. Мы даже стали побаиваться.

Наши ожидания оправдались лишь отчасти. Дистанция действительно оказалась в основном небеговой, более медленной, чем на Туре.
Но прежде всего из-за того, что тропа здесь неподготовленная, неразмеченная, а иногда ее и вовсе нет.
Я бы не сказал, что она именно технически сложнее. Но, вероятно, самого интересного мы просто не увидели: из-за плохой погоды организаторы были вынуждены срезать все сложные участки, выходящие на ледники, и пустить нас в обход по простым местам. А жаль!
Но они конечно правы –­ иначе было бы просто слишком опасно, ведь во второй половине гонки наверху шел снег с дождем и шквальным ветром, камни местами покрылись 10-сантиметровым слоем снега.

В эстетическом плане дистанция тоже могла бы быть поинтереснее. Были очень красивые участки, и немало. Хотя мы повидали в горах много всякого, иногда виды вызывали неописуемый восторг.
Особенно запомнились лужайки с ручейками среди невысоких холмов по пути от Petit Saint Bernard к Bassa Serra. Это была просто идиллия!
Еще вид с Bassa Serra и с перевала за ней на Монблан.

Озера перед перевалом в обход Grand Saint Bernard из Швейцарии в Италию. Сияющий огнями в ночи где-то далеко внизу поселок La Thuile с траверса к приюту Deffeyes, озеро Арпи, да много еще чего.
Но много было и просто занудных участков «ни уму, ни сердцу», вставленных явно только для набора километража.

Больше всего напряг вечерний анабазис «по говнам и коровникам» перед Bourg Saint Pierre, куда нам первый раз привезли наши сумки.
Вероятно, орги хотели показать нам большую плотину, но для большинства участников она осталась незамеченной в ночи.

Весьма приятный и красивый траверс долины от Bourg Saint Pierre до Cabane Plan de Jeu больше чем на полдня несколько расстроил нас своей явной нелогичностью ­­– мы спустились на шоссе перед тоннелем под Grand Saint Bernard всего в нескольких километрах от того места, где сошли с него.
Участок тропы, где мы шли противоходом с дистанцией UTMB, из-за сочетания снега с дождем и тысяч прошедших по ней ног, представлял собой унылый говнотрейл.

Организзация по сравнению с Туром тоже была довольно разгильдяйской и несколько непродуманной. Началось с брифинга накануне старта. Когда мы пришли на него к назначенному времени, оказалось, что его перенесли в другое здание, метрах в 400-х. ОК, но мы-то оставили в спортзале, где проходила регистрация и планировался брифинг, свои рюкзаки. А спортзал заперт. А брифинг идет долго, потому что говорят по-английски и по-итальянски. А последний автобус в Les Houches скоро уедет… Насилу уговорили дяденьку сбегать открыть нам спортзал. Автобус поймали буквально за хвост. А то пришлось бы топать 7 км.

Уже на дистанции в середине второго дня в cabane d’Orny мы, отдав талончик на питание, битых полчаса ждали, пока нам принесут еду. Тетенька все кивала, но обслуживала почему-то тех, кто пришел позже…

На базе жизни в Morgex столовая и спортзал со спальней располагались в 200 м друг от друга. Сумки зачем-то выдавали у столовой, где их нельзя было разбирать, и приходилось тащить их в спортзал, где их потом и забирали орги. Ладно. Но там добрые дамы подхватили наши сумки и потащили одну в мужскую раздевалку, другую ­ в женскую, хотя в одной у нас была вся еда, а в другой все вещи.
Места для совместного разбора сумок командой не было предусмотрено. Я начал кипятиться, но проходивший мимо участник заметил стоически: “It’s quite complicated but workable.” Workable-то оно workable, но время идет.

Проблему они решили так: женщин в женской раздевалке мало, поэтому я могу пока идти туда. ОК. При выходе из Morgex нам вернули треккер, который они подзаряжали, но никто не сказал, что дистанция изменена, а объявления мы не видели.

В Buet Skiroc об этом говорили очень четко, и потом на дистанции стояли спасатели, которые всех поворачивали в обход закрытого участка. А здесь – ни звука.
Ну мы и пошли в Арпи. Дошли до озера, там гуляющие граждане поприветствовали нас и сказали «А ваши шли с другой стороны».
Мы подумали, ладно, может просто озеро по-другому обошли.
Перед мостиком стояла смешанная тройка, которая пробурчала что-то невразумительное по-французски.
Но какие могут быть сомнения –­ мы-то идем строго по треку!
И только когда при подъеме от озера нам НАВСТРЕЧУ вышла группа, мы сообразили, что здесь что-то не так и стали судорожно смотреть сообщения на треккере. Есть! Оказалось, после нашего выхода из Morgex пришло сообщение, что дистанция изменена, а потом еще одно, что мы идем не туда и должны срочно связаться с оргами! “Shit!” ­­– подумали мы. Как такое может быть! Мы прошли уже 200 км и теперь… Что теперь? Сходить?!
Встречные ребята сказали, что они так же попали, и им велели идти назад «по вновь утвержденному плану», который вел через тот же перевал, но в обратном направлении. Так вот о чем говорили те гуляющие!
Shit!! и еще раз shit!!! Мы судорожно пытались звонить оргам. Черт с ним с роумингом! Только я успел сказать пару слов, связь прервалась. Что делать?! Решили идти-таки на перевал с этой стороны и пробовать звонить повыше.
Со следующей ступени, метров на 100 выше, и правда, взяло. Объясняю ситуацию, говорю, что нам никто не сказал об изменении дистанции и задаю главный вопрос:
– Мы дисквалифицированы?
– Нет.
– Нам надо идти на перевал?
– Нет, вы должны вернуться до озера Арпи и идти прямиком к приюту Deffeyes по запасному участку R6.

ОК, слава богу! Сложно сказать, выиграли мы что-то или проиграли от такой «замены». Минус 400 м набора высоты, но плюс 50 минут попыток связаться с оргами.
Ладно, главное, мы снова в гонке, и адреналина теперь хоть отбавляй!

В такую же западню попал потом Дима Файнгауз на последнем пункте питания в Champel.
Мы там практически случайно узнали от Жени Воздвиженского, что участок к домику Ронье, которого мы так ждали, тоже закрыт. А Дима прошел раньше и не узнал, пока не поднялся на километр вверх, где его развернули спасатели.
Потерял 4 часа. Но он воспринял это философски: лишние 4 часа прогулки и километр набора за те же деньги!

Еще одно важное отличие от Тура Гигантов – психологическое. Там по всей дистанции абсолютно все встречные и поперечные кричат тебе, какой ты молодец, герой, гигант, хлопают, во всех поселках для каждого участника звенят в колокольчики, даже если он тащится в хвосте! Это здорово помогает, придает сил. А здесь кроме старта и финиша, где участников приветствуют толпы народа, ты в общем-то никому не нужен.
Ну да, кто-то из встреченных людей слышал про PTL и подбодрит, а кто-то не обратит внимания. А поддержка очень важна: когда мы встретили спасателей-фотографов из организаторов на Bassa Serra, мы прямо побежали!

На PTL нужно постоянно ориентироваться по GPS, потому что трасса не размечена, идешь по треку.
Вариантов свернуть много, и они не всегда логичные и очевидные. Причем желательно, чтобы ориентировались оба – для подстраховки. Из-за этого часто не получается как следует работать палками.

Но сравнение с Туром – это все-таки выбор между хорошим и очень хорошим. На PTL, пожалуй, легче попасть – не нужно проходить лотерею, просто нужно заявиться и прислать коротенькое резюме со своими регалиями и мотивацией участия.
Условный лидер команды должен пройти Тур (4K) или UTMB.
Лимит участников в 300 человек в этом году не выбрали.
Стоимость тоже пониже, чем на Туре – 880 евро с команды из двух или трех человек против 650 евро с каждого на Туре.
Участие обязательно командное, что тоже имеет свои преимущества.

Своей главной задачей мы считали просто уложиться в КВ – 151:30. Основная проблема в том, что на всех длинных гонках Ирину после 10-12 часов начинает тошнить, и она потом больше не может ни есть, ни пить, пока не отдохнет как следует.
Со мной в прошлом году на 4K такое произошло после 15 часов гонки.
Мы вообще от многих слышали о таком кризисе первых суток.
Потом проходит, если перетерпеть и передохнуть.
Эту проблему удалось решить. Отчасти – за счет неплохой подготовки, отчасти – за счет более низкого по сравнению с Туром темпа и перераспределения веса рюкзаков внутри команды.
Еще помогало наше know-how – молоко. Просто молоко, иногда – разведенная водой сгущенка. И все-таки меня накрыло в середине пятого дня, чего я уж никак не ожидал. Как раз перед базой на перевале Малый Сен Бернар. А Ирина как раз с утра приободрилась после отдыха в приюте Deffeyes и побежала.

С акклиматизацией проблем не было. Во второй половине июля, перед Adidas Elbrus World Race, мы прогулялись из Красной Поляны до Верхнего Баксана. В кроссовках, без железа, с легкими рюкзаками.
Получилось где-то 265 км с набором 20 км за 12 дней. До Теберды шли втроем с дочкой, потом – вдвоем. Дальше был сам забег вокруг Эльбруса – еще 112 км с набором 5 км.
За ним – чемпионат мира по рогейну в Латвии (24 часа, около 100 км по лесу). Ну и в самом Шамони мы сходили пару раз на полтора километра вверх по 25-30 км по горизонтали.

В Шамонях остановились поначалу в кемпинге Les Arolles возле автостанции Chamonix Sud.
Довольно дешево – 17 евро за ночь за двоих со своей палаткой. Кемпинг набит альпинистами.
Нормальный душ, туалет, розетки, WiFi. Кухни нет, готовят на своих горелках, газ продается в Шамони в нескольких магазинах, цены умеренные.
Для начала хозяин дал нам баллон из тех, что оставляет народ. Оставляют там и продукты, иногда можно разжиться чем-то полезным.

Вообще, с точки зрения снаряжения к трейлу в Шамони можно приезжать с одним кошельком :)
Мы, например, купили там очень приличные палки. Были там и кошки на кроссовки, которые требуются в обязательном снаряжении, но у нас их трудно найти.

Перед самим стартом мы на две ночи перебрались в RockPop Hotel в Лез Уше, чтобы выспаться на нормальной кровати и не собирать впопыхах мокрую палатку. Бронировали еще зимой ­– потом все дешевое разбирают.

Рюкзаки с вещами не на гонку мы оставили полуофициально в каморке возле штаба оргов прямо перед стартом. Со старта нужно пробежать по городу около километра в горочку.
Этого мы не умеем, убиваться сразу не стоило, поэтому мы многих пропустили вперед и, как только свернули на узкую тропу под подъемником, воткнулись в пробку.

Это ей богу странно: что мешает тем, кто бежит в горку по асфальту, продолжать в том же темпе по хорошей тропе? Народ рядом язвил: “Technical part!” Как только вышли на траверс, побежали, удалось обогнать несколько команд, дальше как-то все выровнялось.

Очень приятный траверс гребня от верхней станции подъемника Le Brevent до горы Mont Buet, 3000 м: большое чистое озеро, которое обходится по лбам, участки острого гребня с перилами и даже камнеопасный кулуар, где спасатели собирали участников в плотные группы, чтобы не насыпать камни друг на друга. Воды здесь на дистанции мало, но, к счастью, утром было пасмурно.
После Mont Buet долгий спуск до приюта, где отдыхала куча команд, а мы прикупили баночку колы и побежали дальше.
Тем временем стемнело. На базу жизни в Buet Skiroc (40 км от старта) пришли с отставанием на час от своего «быстрого» графика.

В этом году питание на базах жизни и во многих приютах было по талонам. Их выдавали по 8 на участника в стартовом пакете. В Morgex, Col du Joly и Champel кормили просто так.
За талон полагается полный обед из трех блюд с десертом и неограниченной добавкой.
Приходилось планировать, где питаться – за деньги это больно дорого. Например, на приюте Vеlan в Швейцарии 1,5-литровая бутылка воды стоила 8 франков, хотя приют стоит прямо под ледником, с которого течет вода.
Кипяток наливают даром почти везде. Мы поначалу экономили талоны, а потом у нас осталось по одному лишнему.

В Buet Skiroc мы поели, полежали час, из которого я поспал не больше получаса, а Ира не спала вообще ­– болели колени. Кто-то ужасно скрипел раскладушками, кто-то светил фонариком прямо в лицо…

На входе нам сказали, что скальный участок через cabane du Trient открыт, и мы можем идти туда хоть ночью. Тут же раздавали каски.
Однако при выходе оказалось, что этот кусок уже перекрыли, и каски нам больше не нужны. А кто-то вышел раньше и протаскал их зря 60 км до следующей базы. Только одна команда прошла этот участок, остальных развернули спасатели.

Потом был длинный ночной траверс склона. То и дело попадались спящие прямо на тропе команды. То ли им не хватило места в Buet Skiroc, то ли просто сон неожиданно срубил.

Перед рассветом Иру тоже начало выключать. К счастью, попался незапланированный приют, где добрый хозяин налил нам кипятка, а Ира поспала на лавочке минут 15.
Немного полегчало, но на перевал Fenеtre d'Arpette мы все равно тащились очень медленно, так что нас обогнали 3-4 команды из тех, что спали на тропе. Почти все они остались отдыхать на перевале, а мы поскакали вниз.

Еще с подъема открывался отличный вид на ледопад ледника Trient. Вышло солнце, стало припекать, захотелось пить. Благо, ручьи попадались часто.
Обход ледника Trient показался довольно тяжелым, особенно по жаре. Шли медленно, но к своему удивлению при этом еще кого-то обгоняли.

Очень симпатичный кусок траверса гребня перед cabane d’Orny, но финальная часть подъема к этому приюту нас совсем допекла!

Хотелось занырнуть в озеро, но до него было далековато с тропы.
Когда мы пришли в приют, оттуда как раз выходили Воздвиженские. Значит, мы отстаем от них на час, а от своего графика – часа на 2.
Ира здесь почти не ела – только свои пшеничные хлопья с молоком. На приюте просидели около часа…

Вскоре после выхода встретили ребят из Украины, с которыми мы вместе лезли на Fenеtre d'Arpette. И мы, и они здорово удивились – как нам удалось обогнать их больше чем на час на таком коротком участке?
Навстречу поднималось еще много команд, а сколько еще продолжало сидеть в приюте, в том числе опытные Дима Фейнхаус с напарником.

На радостях мы метров на 500 проскочили нужный свороток. Пришлось возвращаться, снова подниматься на 90 метров и пропускать вперед кучу народа.

Спуск шел широкими серпантинами, которые то и дело выходили к каскаду красивейших водопадов. Однако бежать не получалось.
У меня еще с Латвии болела голень, у Иры – колени.
Пропущенный народ уходил в точку…

В лесу тропа пошла как-то совсем круто вниз – какое тут бежать, шею бы не свернуть. Вообще это совершенно непонятно – почему одна и та же тропа идет то бессмысленными серпантинами с минимальным уклоном, как будто для велосипеда или езды верхом, то круто, прямо по линии падения воды, хотя сам склон никак принципиально не поменялся, и сбросы обходить не нужно? И так ведь во многих местах! Где логика?

Внизу в поселке Praz de Fort снова отдыхали несколько команд в тенечке… Сейчас бы магазин с холодным молоком или пивом.
Но магазина нет, поэтому проходим не останавливаясь, только набираем воды из поилки. На подъеме ребята нас опять догонят. Так и вышло.

Подъем по лесной дороге был хоть и крутой, но довольно комфортный, даже палками удалось поработать. А догнала нас тройка шведов, из которых один немного говорил по-русски. Потом подтянулся и Дима.
У поилки возле коровника собралось вообще человек 15. Так потом до самой базы Bourg Saint Pierre мы и шли этой толпой, то отпуская, то обгоняя друг друга.

Вскоре после того, как стемнело, был участок без тропы. Просто вдоль ручья вверх по довольно крутому склону, заросшему черникой и голубикой. Ягод наелись, но идти было очень тяжело!
Чуть позже я сообразил, какую еще цель, кроме ягод, возможно, преследовали организаторы. У меня совсем перестали болеть ноги, подстертые и подсбитые до того на камнях!
Спустя еще часа два я вспомнил, что перед этим подъемом съел кетанал, так что ноги прошли, может быть, и не из-за черничного склона.

Ну а дальше был уже упомянутый выше анабазис по коровникам, бессмысленный и беспощадный. Когда я высказал Диме свое непонимание такого планирования дистанции, он посоветовал мне просто поесть и выпить сладкого чайку. Однако до чая еще нужно было дойти…

В Bourg Saint Pierre мы пришли полпервого ночи. Здесь тоже спальня и столовая располагались в 400-х метрах друг от друга. Причем спать пускали только после душа.
Обязательный душ – нечто необычное, но не вредное.
Сумки выдавали и забирали перед спальней, там же поутру кормили отличным завтраком безо всяких талонов. Но это мы узнали уже после сна. Очень приятный сюрприз!
А еще одна девушка из оргов говорила по-русски и очень старалась всячески нам помочь. Вечером Ира есть не стала и сразу пошла спать, а я сходил в кафе. Вкусно, сытно, уютно.
В качестве включенного напитка взял по обыкновению пиво. Поспали три часа. Точнее, я-то спал все это время, а Ира, по ее словам, только полчаса.

Утром несколько прокопались (наши сумки завалили вещами других подошедших команд) и вышли сильно после семи.

Подъем на гребень дался на удивление легко – выспались, наверное. За ним пошел очень комфортный для нас траверс по скалам и осыпям. Мы такие любим. Был там и необязательный, но красивый радиальный заход в Cabane Valsorey, где мы попили чайку и познакомились с пожилой дамой из организаторов. Потеряли на этот заход полчаса, зато следующий приют Vеlan прошли без остановки. Воду у них покупать не стали, а набрали повыше из шланга. День был солнечный, довольно жаркий. В следующий раз доливались из ручья перед спуском к cabane Plane de Jeu. Закусили сыром Бри. Было у нас и такое спортивное питание. Сам спуск заканчивался огромным черничным склоном. Красота и вкуснота! Совсем они ее, что ли не собирают?!

В Plan de Jeu нас неожиданно встретили Аня Пиунова с Сашей Элкониным. Такую бы поддержку в каждую базу!
Оказалось, кормят тут опять по талонам или за деньги. Тратить талоны мы побоялись, да и есть не очень хотелось. Просто развели сухое молоко и заварили чай в кипятке.
От Ани мы узнали, что из-за плохого прогноза участок гребня с перевалом Большой Сен Бернар закрыт, и нам нужно идти в обход, что и проще, и короче. За чаем изучили этот маршрут.

После небольшого участка по шоссе над въездом в тоннель Grand Saint Bernard пошел пологий подъем вдоль ручья, который дался нам на удивление тяжело. Может, все-таки стоило поесть как следует?

Уже ближе к верху развели кофе со сгущенкой в холодной воде. Немного полегчало.
Погода действительно стала портиться, пошел дождь. Оделись.
За невысоким перевальчиком открылись аж целых три озера невиданной красоты. Эх, сюда бы сейчас давешнее солнышко! Я бы даже занырнул.

Вместо солнышка, однако, давали туман с периодически накрапывающим дождем.
Так в тумане мы и перевалили в долгожданную Италию. Встретила она нас как-то не очень – тем же дождем с туманом. Темнело.
Достали фонари, но видимость в тумане упала вообще до метра. Понятно, почему срезали гребень. Надежда дойти, пусть и глубокой ночью, до базы в Morgex растаяла в тумане. Добраться бы хотя бы до rifuggio Frassati – Ира помнила с Тура, что там хорошо.
Неожиданно оказалось, что туда не так далеко (на экране навигатора обычно видно лишь небольшой участок, и понять, сколько еще идти не так-то просто, можно узнать только расстояние по прямой, и то для этого нужны манипуляции, которые на ходу делать несподручно) – один или два невысоких перевальчика и короткий траверс. Все по хорошей тропе. Вот только на те перевальчики мы лезли уже небыстро… К Frassati за нами собрался целый паровоз.

В приюте было и правда неплохо. Спать давали только два часа, чтобы всем хватило места.
Мы заняли кровати и пошли есть. Оказалось, пока ели, время сна шло. Фактически удалось поспать только час. Может, оно и к лучшему.
Ира попросила разделить свою порцию и доедала ее после сна. Даже получилось подсушить кое-что у печки.
Оделись довольно тепло – дождь продолжался. Я даже надел сиверовские мембранные штаны.
Производители в погоне за малым весом не вставили в них молнию внизу штанин, поэтому снять или надеть их можно, только сняв кроссовки. Я потерял на этих операциях порядочно времени за всю гонку.

Швейцарская смешанная пара решила подождать нас и выйти на перевал Малатра вместе «для безопасности». Этот участок совпадает с дистанцией Тура.

Сам перевал несложный, но довольно высокий, почти 3000, и там есть кусочек с перилами. В прошлом году на Туре там шел снег, ночью было минус 6, и участников заставляли надевать кошки.
Вышли вместе в час ночи и так и шли до перевала. Там попрощались и поскакали вниз – на спуске ребята не готовы были поддерживать нашу скорость, а опасности там никакой. Снега не было, дождь кончился.

Совершенно выматывающим оказался подъем на перевал Bataillone d'Aosta – какой-то бесконечный пологий серпантин по очень крутому склону. А у самого гребня – сильно разрушенные скалы с живыми камнями. Ниже нас шла еще одна команда, и мы боялись насыпать им на головы.
На спуске рассвело. Сам спуск до местечка Grand Plan ничего интересного не представлял – сплошные селевые выносы, довольно полого. А сбросить до Morgex нужно было 2 км! Заняло это «удовольствие» почти 4 часа. Никаких красот нам здесь не показали.

Про особенности базы в Morgex я уже писал. Кормили здесь отменно, даже наливали вино, чем мы и воспользовались.
Набрали вкусных энергетических батончиков, подзарядили аккумуляторы.
Поспали всего час, потому что пришли сюда в 10 утра – нет смысла спать днем.

Из-за бестолковых хождений с сумками и вещами между столовой и спальней вышли только в 13:30. Зато бодрые.
Сброшенные недавно километры теперь предстояло набирать снова.
Сразу помчались в гору по хорошей крутой тропе. Ира к собственному удивлению намерила скорость набора 600 м в час!
В районе поселка Арпи нас настиг жор. Ели часто и помногу. Организаторские батончики пошли отлично! Бри и захваченная с базы банка пива – тоже.

Места показывали интересные, тропа хорошая. К тому же выяснилось, что здесь раньше что-то рыли в горах и нарыли целую систему штолен, тянущихся под землей на километры!
И все было отлично, пока мы не встретили команды, идущие нам навстречу. Но об этом уже было…

Продолжение следует

Прогулочка к Леону Petite Trotte а Lеon
Часть 3

Часть 1. PTL или 290км на свою голову. UTMB 2017.