Автор: Александр Элконин, Москва
Фото Анна Пиунова, Mountain.RU

TDS: по следам герцогов Савойских
(Sur les Traces des Ducs de Savoie)

Вступление. Подготовка.

Не знаю, что взбрело герцогам Савойским (и почему-то во множественном числе?) бегать чуть не 120 км по горам – то ли от кого-то убегали, то ли за кем-то гонялись... Наверное, есть какая-то байка о том, почему вторая по старшинству гонка из серии UTMB так называется, я не знаю.

В общем, такое у неё название, сокращённо TDS, и, следуя правилу время от времени делать что-то первый раз в жизни, я заявился на неё в начале года, как только открылась регистрация. Удачные гонки 2015 года дали с запасом квалификационных очков, и в лотерее повезло (шансы были примерно 1/2.4).

После 100+ км Е101 (ну ладно, из-за грозы дистанцию урезали километров на шесть) это был вполне логичный шаг. Опять-таки, надо было наконец отделаться от ярлыка ' ты всё двузначные дистанции бегаешь' , который мне повесил когда-то Ерохин, сделав что-то, что никак не округляется вниз до 100-. Что делать, гордыня одолевает ).

Про подготовку особо сказать нечего, я старался не отклоняться сильно от хорошо сработавшей стратегии прошлого, 2015, года. То есть одно дело, что старался, другое – что многое получилось по-другому. В частности, пришлось сильно урезать восходящую лесенку стартов весны и начала лета – зато за зиму неплохо набрал на лыжах, сбегав все старты серии Гром.

В конце мая поехал в Аннси, вместо двухдневной XL-Race побежал те же 85 км одним днём, это называется Maxi-Race. Побежать-то побежал, но на второй половине дистанции мне сильно поплохело из-за перегрева и обезвоживания. На 75 километре с головокружением дополз до пункта питания с пониманием, что следующий подъем я туда-сюда осилю, а вот пройти верхом по гребню и потом спуститься в Аннси – не уверен. Поэтому не стал рисковать, сошёл. Заодно ещё раз пощупал, где у меня граница переносимости высокой температуры под нагрузкой, как потом выяснилось, не зря.

Опять-таки, больше времени удалось провести в горах, в Кисловодске весной и в Австрийских Альпах летом. Формат сборов alpcamp себя вполне оправдал: за 10-11 тренировок в неделю можно спокойно набрать и километраж и вертикальные метры, и поработать над техникой (спуски, спуски и ещё раз спуски!), и нагрузиться в разных режимах вплоть до МПК. Одно важное условие: все время вне тренировок уходит на отдых и восстановление, часов 10 сна, включая дневной.

Короче, что получилось, то и получилось. Объём меньше прошлого года, вертикальных метров больше, обошлось без травм.

Ещё одна несомненная удача – за неделю до старта я дисциплинированно начал спать при любой возможности. С больничных ещё времён переключатель 'сон-бодрствование' у меня работает, так что достаточно приложить голову, чтобы сознание отключилось.

Логистика. Предстартовые хлопоты.

Логистика уже отработана, утренний рейс в Женеву и автобус до Шамони, к обеду я на месте. Татьяна Матвеенко очень помогла с размещением, вдвоем-вчетвером переменным составом комфортно и дружно провели кто сколько ночей в апартаментах в нескольких минутах от регистрации/финиша.

На выдаче стартового пакета подивился прогрессу технологии: когда-то все делалось в один шаг (очередь – столики на пару сотен номеров каждый – показываешь документ – получаешь пакет с полным содержимым). Теперь все поделено на мелкие операции, по человеку на каждой. Сперва показываешь документ и называешь стартовый номер, получаешь распечатку чек-листа, в котором случайным выбором отмечены позиции из списка обязательного снаряжения, которые надо предьявить для контроля. Мне достались ёмкость для воды, еда и водонепроницаемая куртка.

Со штампом на чек-листе и подписью, что не-проверенные позиции у тебя тоже есть, и ты обязуешься все это тащить от начала до конца гонки, идёшь получать конверт с номером, чипом, булавками, ещё два пакета для барахла (один сдать на старте до финиша, другой в заброску на ПП Cormet de Roselend на 67 км), наклейки для этих пакетов, и несколько маленьких черных пакетиков для 'туалетной бумаги и прочего грязного мусора' (!).

Дальше специально обученная девочка открывает просечку в чипе, чтобы следующая участница цепочки обслуживания повесила чип на специальную стяжку к рюкзаку. Честно говоря, не очень понимаю, почему эти манипуляции не отдали самим участникам.

Наконец, выдают майку, очень приличную по цвету/рисунку/качеству ткани, и вешают на руку браслет из голубой ленты (это цвет TDS, UTMB красные, CCC зеленые).

Со всеми этими делами, включая сбор рюкзака и выкладку одежды у меня получилось разобраться за пару часов, потом ещё часа 4 поспать, загрузиться макаронами с сыром, и снова повалиться спать. Будильник на 3:00 местного, в 4:00 автобус в Курмайор, старт в 6.

Courmayeur - Bourg St Maurice (0-50,6 км, 06:00-14:07)

Днём было жарко, ночью около +17, в лёгкой куртке поверх короткой беговой одежды вполне комфортно. Быстрорастворимая овсянка с молоком на завтрак, пакетик сухофруктов с орехами в карман, и к 4 мы с Татьяной загрузились в автобус. Час на дорогу, ещё минут 40 на брожение в толпе, сдачу пакетов в заброску и на финиш, синяя кабинка (там она была красного цвета, и удивительно короткая очередь!), ещё потолкались в стартовой коробке поближе к воротам. Наконец, после привычных объявлений о безопасности, экологичности, и ещё чего-то запустили музыку, тему He’s a Pirate. Я под эту музыку стартовал два года назад в Аннси, и тогда, и сейчас тоже завёлся почти до дрожи. Поглядывая на часы, ждал отсчёта хором – вместо привычного французского услышал его же по-итальянски. Ну, на это моих знаний хватит, с толпой вместе докричал 'otto, sette, sei, cinque, quattro, tre, due, uno, поехали!'.

Минуты две стоим на месте, потом медленно, шаг за шагом приближаемся к стартовой арке. Дальше очень неспешно ускоряем шаг, переходим на трусцу, ещё чуть быстрее – бежим!

Пара километров по городку, вниз, через речку, вверх на другой борт долины, сперва по асфальту, дальше на щебёнчатую грунтовку, потом на тропу. С Татьяной расстался за первым километром, потихоньку согрелся, врабатываюсь. К выходу на тропу совсем рассвело, народ потянулся прятать фонарики (зачем доставали/включали?) и раздеваться (тоже, ИМХО, излишество – стартовать в двух слоях при +17).

Неспешно топая в подъем, догнал дядьку, с которым 5 лет назад бегал двухдневный пре-курс по маршруту ССС. Он из Англии, постарше меня, с завидным упорством пытается бегать сверхдлинные – и регулярно сходит на первой половине, не выдерживая взятого темпа. Так было в 2012, и он остался верен себе: за шесть-семь минут рядом с ним мне пришлось трижды ускориться без видимой причины, и трижды затормозить, пока Пол отдышится. Потом он отстал, и, увы, сошёл на середине.

Зона леса кончилась около 2000 м, гребни гор уже под ярким солнцем, облаков не видно, совсем тепло. Дружно шагаем вверх, время от времени кто-то отваливается из паровоза, сам стараюсь никого не обгонять, ещё не время). Единственное исключение – короткие, из 5-7 человек, пробки, они возникают, когда кто-то слишком плотно подпирает впереди идущего, и малейшая заминка приводит к остановке. На очередном таком обгоне неожиданно слышу 'здравствуйте, как у вас дела?'. Тоже англичанин, когда-то для забавы учил русский, увидел флажок на номере, решил поупражняться). Поболтали, похвастались былыми заслугами (у него CCC и UTMB), пожали руки на первом перевале (2590), на спуске он отстал.

На первые 50 км дистанции приходится два больших подъема и один поменьше, и завершается это все длинным-длинным спуском в Bourg St Maurice, нижнюю точку трассы. Большая часть этого спуска идет по пыльной грунтовой/щебенчатой дороге, бегу, довольно много обгоняю. Солнце уже основательно печёт, воды от ПП до ПП хватает, хотя иногда впритык. Вот есть что-то по такой жаре трудно, даже если запивать, сильно сохнет рот. На ПП спасаюсь апельсинами, выкусывая мякоть из заботливо нарезанных четвертинок. Понимаю, что на следующих 15-20 км меня ожидает самый сложный этап – будет пик жары, и риск перегрева максимальный. Однако пока силы есть, голова ясная, можно работать. В Bourg St Maurice посидел минут 20, попил, натолкал в себя апельсинов, не спеша сменил носки, потом дал себе легонького пинка – и шагнул на выход.

Bourg St Maurice - Cormet de Roselend (50,6-66,4 км, 14:26-19:34)

Следующий подъем – почти 1700 м вверх – был тяжёлым. Как в прошлом году на Айгере, и как в этом году в Аннси – примерно на середину дистанции приходится низшая точка, и в самый солнцепёк надо переться вверх, по безлесному склону, бесконечным серпантином, на частом шумном дыхании, с пересыхающей глоткой и нарастающей тяжестью в голове. С другой стороны, окружающим вряд ли легче, они тоже дышат как паровоз, и останавливаются отдышаться, собираясь кучками под редкими кустами.

Неожиданно сзади слышу 'А вы не были случайно в прошлом году в Гриндельвальде?' Оборачиваюсь – надо же! ещё один знакомый, латыш, Айварс, мы с ним пересеклись на Айгере перед тем самым убийственным подъёмом на Мэннлихен, и потом ещё раз, пересиживая грозу уже недалеко от финиша. Некоторое время идём вместе, поочерёдно обгоняя друг друга и ещё двух молодых парней из Латвии.

Вот тут был для меня критический момент: перегрев и обезвоживание несомненные, начинает пошатывать (хорошо, что иду с палками, в мае в Аннси без палок было не в пример хуже), и даже полная остановка требует минут пять до восстановления спокойного дыхания. Мало того, левое бедро начинает прихватывать болезненными непроизвольными сокращениями. Знакомое ощущение, на первом своём марафоне за 35 км такие предвестники судорог покусывали икроножные. Ладно, будем приноравливаться: шаг левой покороче, обе руки с палками в упор под левую ногу. Вроде получается двигаться, медленно, но двигаться. К счастью, вскоре тропа вышла на перегиб гребня, и там был ПП, и холодная вода, и кока-кола, и навес с тенью.

Около 20 минут я просидел в тени, пока успокоилось дыхание и прояснилось в голове. Пожевал какой-то еды, поглядел, достав очки, профиль трассы, выложил его распечатку на предстоящие 35-40 км.

Дальше опять подъем, но мы уже выше 2000, стало немного прохладнее, и сверху потянул ветерок. К следующему ключевому пункту – Cormet de Roselend – ползти часа три-четыре. Там заброска, и там у меня по плану отдых побольше. По ходу движения прокручиваю в голове расчет времени и соотношу его с временем закрытия контрольных пунктов. Пока, несмотря на плохую работу по жаре, отрыв от самого плохого сценария растёт. Ещё радует, что вообще получается думать и считать, значит, критического перегрева процессора я избежал. Да, и левое бедро как-то отпустило. К этому времени трасса переваливает через гребень, начинается спуск. Склон крутой, много скальных выходов, в темноте там может быть трудно – у нас пока достаточно света, и жара спадает, в общем, жизнь налаживается. Спуск по тропе, есть места, требующие техники, и участники достаточно растянулись, без проблем получается обгонять. Да и правила приличия тут соблюдают – услышав за спиной шаги, быстро уступают, просить почти не приходится.

На ПП Cormet de Roselend лежит заброска, еда и сменная одежда. Там у меня по плану большой отдых, есть, пить, переодеваться, и вообще готовиться к оставшемуся – всего-то – полтиннику. Для начала залил в себя около литра кока-колы, потом переоделся, проверил ноги, поменял носки, неспешно загрузил порцию макарон, заел апельсинами. Ещё посидел, поглядел профиль трассы, переложил его, чтобы видеть оставшийся до финиша кусок. Запас времени от контрольного продолжает потихоньку расти, значит, стратегия работает. На выходе с ПП у меня (ну, и у всех) проверили два фонаря, спасательную накидку и телефон. Вот в кои-то веки спасодеяло пригодилось – показать на контроле, а то таскаю его с собой просто так). Надо сказать, что проведенные тут почти 50 мин (и потеря 19 позиций) не были потерей времени, это я осознал, когда зашагал на выход. Ноги более-менее слушаются, мышечной боли нет, стопам комфортно, значит, готов работать до финиша.

Cormet de Roselend - Les Contamines (66,4-95,2 км, 20:20-01:58)

В очередной подъем вышел уже в сумерках, пока дошел до верха – стемнело, хотя не настолько, чтобы совсем глаз выколи. Во всяком случае, пока белые камни на темной тропе хорошо читаются, и без фонаря можно бежать вниз. Некоторое время забавлялся тем, что подкрадывался к идущим впереди, обходил их, бежал минуту-другую в свете чужого фонаря, и снова убегал в отрыв, и так почти до самого ПП La Jitte. По ощущениям, с лихвой наверстал потери от долгого отдыха (задним числом – так и было, собрал 59 человек).

Стало совсем темно, иду с фонарем, тусклого света хватает, чтобы видеть рельеф тропы и не терять общей картины, все равно быстро сейчас бежать уже не надо. Предстоит опять набрать около 600 м, до 2300, скорость падает, снова дышу как паровоз, хотя жара давно сошла, прохладно, в свете фонаря изо рта идет пар. Я не стал одеваться на ночь, остался в коротком – при интенсивной работе все равно тело горячее, разве что долго стоять на ветерке делается зябко. Ну так и не стою, топаю потихоньку.

На головой чистое небо, густо обсыпанное звездами. Луна еще не взошла, поэтому вся неяркая звездная пыль, которую глушит городской свет, здесь лежит мелкой россыпью на почти черном куполе. Силуэты гор угадываются по полной черноте, местами на склонах подсвечивают белые пятна – то ли снежники, то ли белые скалы.

За перевалом Est de la Gitte следует спуск метров на 300, опять небольшой подъем, и вниз-вниз-вниз до большого ПП Les Contamines. Чуть ли не впервые за всю дистанцию трасса идет почти по плоской грунтовке/гравийке, а несколько километров до ПП и вовсе по освещенному асфальту. Уже понимаю, что точно дойду до финиша, вопрос только остается, насколько при этом получится себя напрячь – желание бежать как-то уходит. Вроде перешел на бег по хорошей дороге, но выдержал не очень долго, снова перешел на шаг.

Есть еще одна причина, по которой бег не вызывает энтузиазма: по жаре начал натирать себе внутреннюю поверхность бедра, и сейчас она весьма болезненно реагирует на ускорение. Сделать уже ничего не получится, оставшиеся 23 км надо одолеть «хоть тушкой хоть шкуркой».

Километра два перед ПП Les Contamines идут по населенке, в свете ближних и дальних фонарей дома, парковки с машинами, какие-то спортивные и увеселительные площадки, участок эко-тропы с описаниями разных типов растительности (помню сосняк, зарастающее озеро, влажный лиственный лес, заросли тополя). Несколько раз мне хлопали и покрикивали с балконов и из окон стоящих у дороги домов.

На ПП пустынно, толчется всего несколько человек – большой контраст с предыдущими, где к столику с едой/питьем надо было протискиваться. Посидел минуту-другую, залил себя миску супа с вермишелью, проверил ноги (все в порядке, стертая внутренняя поверхность бедра не в счет, с ней остается только терпеть до конца).

Les Contamines – Chamonix (95.2-118.9 км, 02:05-08:15)

Из Les Contamines трасса снова уходит в подъем, и довольно круто. Надо еще раз подняться почти на 1000 м, выше 2000, а дальше будет спуск в Les Houches, и 8 км плоско до самого финиша.

Толпа на трассе окончательно рассосалась, время от времени можно увидеть чей-то фонарик, а так – темнота, звездное небо, и половинка луны временами просвечивает через кроны.

На 7 км до верхней точки этого сегмента, перевала Col du Tricot, ушло аж 2:45, скорость очень сильно упала, мышцы еще работают, а вот стертое бедро сильно мешает. По дороге вниз впервые за всю гонку начинаю пропускать людей вперед, на спуске бежать все труднее, откровенно больно. Двигаюсь перебежками по несколько минут, теперь приходится прикладывать усилия, чтобы после пробежки перейти на шаг и не остановиться.

На 8,7 км спуска с перевала до Les Houches в долине потратил еще 2 часа, вначале там более-менее технический спуск с камнями-корнями-серпантином, а затем лесная дорога, с несколькими срезками петель тропой. Обидно тормозить на спуске, потому что ноги еще в рабочем состоянии, но бежать и прыгать на спуске не получается из-за боли. Наконец, на выходе на асфальтовую дорогу я оставил попытки бежать и окончательно перешел на шаг.

К этому времени рассвело, на гребнях гор снова видно солнце. К счастью, даже при самом скучном раскладе поспею на финиш до жары. В Les Houches я был немного раньше 7 утра, за минуту успел залить в себя очередную порцию кока-колы, вытряхнуть мусор из кроссовок, и степенно вышел на последний участок дистанции.

Восемь километров до Chamonix тянутся правым берегом реки, лесной дорогой с укатанной щебенкой и гравием, мелкими волнами верх. Меня снова обгоняют, народ находит в себе силы бежать, даже если в подъем им приходится перейти на шаг. Навстречу летят - иначе не скажешь – стартующие завтра-послезавтра, у них, видимо, утренняя разминка. Ближе к деревне появляются обычные джоггеры, гуляльщики с собаками и детьми.

Эту местность я уже знаю, осталось пара километров до деревни, и еще с километр по деревенской улице. Как ни странно, вскоре после выхода в населенку и перехода через мост в деревню я обогнал еще одного человека. Этот парень много раз обгонял меня, потом я его снова накрывал, он бодро пробежал мимо меня вскоре после Les Houches, но почти всю дорогу до финиша я держал его в поле зрения, он пытается бежать, но быстро тормозит, и идет совсем медленно. Сказав ему что-то ободряющее, топаю дальше. Уже около 8 утра, на улице все больше людей, хлопают, кричат – меня начинает заливать стыд: болельщики считают, что на финиш надо бежать, а я неспешно шагаю, улыбаюсь, показываю большой палец.

Наконец, услышав комментатора на финише, заставляю себя перейти на трусцу. Боль не такая сильная, как я боялся, так что метров 700-800 до финишной арки точно выдержу. На этот раз не забываю достать из кармашка на лямке российский флажок и развернуть его, на финиш набегаю с улыбкой (может быть с гримасой? надо проверить на фото) и флагом.

Арка, коврик, писк регистратора, перехожу на шаг. Меня подталкивают к выдаче финишного пакета, что-то черное и довольно увесистое и объемистое. Как потом оказалось, это водо-ветро-пуле-непробиваемый жилет немаркого черного цвета от титульного спонсора, Columbia, с серебристой подкладкой и тематической аппликацией. На мой вкус, эта штука будет хороша для рыбного цеха Ашана. Ну, может еще на осенних тренировках беговой группы покрасуюсь -).

Немного потолкавшись у финишной кормушки (кока-кола, вода, кекс, пара апельсинов), шагаю к дому. Кабы не стертая развилка – нипочем бы не подумал, что можно вот так бодро топать после 119. Ну, еще и голова тяжеловата, на вторые сутки без сна не то чтобы сильно придавливает, но ощущается. Кстати, отсутствие ясности в голове немедленно сказалось: до дома дошел, но стал рваться не в тот подъезд – а там заперто. Поняв, что что-то не так, без затей присел на бордюр клумбы перед подъездом, где и был благополучно отловлен Татьяной и Оксаной.

Немногочисленные PS

1. Сухой остаток: точки дистанции, расстояние от старта, набор высоты от старта, место в гонке, время, время от старта.

Читайте на Mountain.RU

UTMB 2016
Ultra Trail du Mont Blanc

Каролин Шаверо

UTMB 2016. Побежали!

Неделя UTMB на Mountain.RU. Старт ССС

Неделя UTMB на Mountain.RU. Стартовал самый короткий забег в семье Ultra Trail du Mont Blanc - UTMB

Неделя UTMB на Mountain.RU. Первые герои

Неделя UTMB на Mountain.RU. Ультра-легенды

Неделя UTMB на Mountain.RU. Что такое ССС?

Неделя UTMB. Что такое TDS и OCC

Пять дней до старта легендарного ультра-трейла UTMB

UTMB. Монблан Ультра Трейл. Полезная информация

Ultra-Trail du Mont-Blanc®. Основные положения

UTMB. Ультра. Ультра. Ультра Трейл

UTMB – 2010. Монблан Ультра Трейл

Монблан Ультра Трейл (2009)