Автор: Степан Сущенко, Киев, Украина

Альплагерь "Талгар".
Часть 1

Вид на верховья ущелья Средний Талгар со стороны вершины Таганай. Лагерь располагался на поляне, немного ниже окончания зоны леса.

Когда тебе двадцать, то вряд ли осознаешь далекие последствия своих юношеских поступков. Просто хочется вдруг сделать что-то, не думая, а повинуясь какому-то внутреннему зову. Который возникает как бы без всяких оснований и ниоткуда. Но который приводит тебя в определенное время в определенное место. И ты не подозреваешь еще, что весь твой дальнейший путь – это спираль, которая в будущем приводить и приводит тебя на старые места, но все выше и выше. И оттуда, с высоты прожитых лет, это прошлое будет восприниматься тобою все так же остро, как увиденное в первый раз… И только тогда ты сможешь оценить, что дал тебе тот далекий опыт для того, чтобы ты стал тем, кто ты есть сегодня. И насколько он важен для тебя.

* * *

Разбирая старые фотографии, обнаружил среди них интересный документ – рекламный буклет альплагеря «Талгар», 1978 года выпуска. Раритет. Потому что в этом, 2010 году, 22 июня, исполнится 31 год со дня его полного разрушения и захоронения селевым потоком.

Из архива С.Сущенко

Чем этот альплагерь был примечателен? Прежде всего, месторасположением – в верховьях заповедного ущелья Средний Талгар, на высоте 2 650 метров над уровнем моря. Т.е. был самым высокогорным среди всех лагерей Советского Союза. Добраться до него можно было только пешком, по живописнейшей караванной тропе длинной около 10 километров.

Начало тропы

Тропа то неспешно петляла поросшими тянь-шаньскими елями склонами левого берега одноименной бурной речушки.

То взбиралась на оползневые участки, на которых надо было соблюдать предельную осторожность и внимательность, чтобы не поскользнуться и не съехать в кипящие волны.

Из архива Мурзаханова З. З.

Работы по восстановлению тропы

Поэтому, поднявшись сюда с рюкзаком весом 15 кг, сразу можно было определить уровень своей физической подготовки и готовности к восхождениям. Территория лагеря начиналась сразу за аркой, которая свидетельствовала от окончании трудного пути и встречала уставших путников приветственной надписью: «Добро пожаловать!»…

Из архива Фоминского Л.П.

Так арка выглядит сегодня. Для 30 лет неплохо сохранилась.

Из материалов экспедиции Алексея Распопова

Лагерь мог одновременно принимать до 250 человек – обслуживающего персонала, инструкторов и участников. Заезжали туда преимущественно спортсмены с тогдашнего Свердловска, Красноярска и других «близлежащих» российских городов.
На живописной поляне, окруженной густым лесом, располагалось все необходимое для их проживания и обслуживания: восемь каменно-глиняных домов для участников, здание администрации ( бухгалтерия, радиорубка, кабинет начальника), столовая, учебная часть, склады снаряжения и для хранения продуктов, пекарня с русской печью, несколько домиков для проживания обслуживающего персонала и администрации лагеря, мастерские для ремонта снаряжения, спортивные площадки и, само собой разумеется – русская баня.
Также были установлены стационарные палатки.

Из архива С.Сущенко

Так выглядит место, где располагался лагерь, сегодня.

Из материалов экспедиции Алексея Распопова

Так выглядел лагерь в те далекие 60-70 годы.

Из архива Александра Нестеренко

Ходовых вершин в ущелье было немногим больше десятка. На них было проложено около трех десятков маршрутов различной категории сложности, которых с лихвой хватало на несколько спортивных сезонов, чтобы от «новичка» пройти путь до спортсмена 2 разряда с «превышением». Ввиду того, что вершины имели высоты от 4000 до 4 600 метров над уровнем моря, почти все маршруты были комбинированные – со снегом, льдом и скалами. Скалы – преимущественно красно - рыжие граниты, сильно разрушенные, сыпучие. Надо было постоянно бдеть, чтобы что-то не упало на голову. Зато на спусках, умело пользуясь «лифтами» - осыпями из мелких камней, сотни метров высоты можно было сбрасывать за минуты.
Карта-схема ущелья и расположения вершин, составленная М. Левиным в 1994 году по «двухкилометровке», подаренной ему М.Э. Грудзинским. Очень точная карта.

Из архива С.Сущенко

Для «мастеров» там тоже было несколько «изюминок»: маршруты 5Б категории трудности на «Южный Талгар» по Юго-Западной стене, по СЗ стене на «Главный Талгар» - по пути Пелевина.

Из материалов экспедиции Алексея Распопова

Несколько интересных «пятерок» вели на красивейшую вершину Караульчи-Тау, замыкавшую ущелье. С восхождения на нее по северному гребню начинается «пятерочный» траверс «талгарской подковы» - сложнейший маршрут, проходящий через 10 вершин, в т.ч. Труд, Копр, Металлург, высотой более 4 600метров.

Ходили его при мне всего один раз – инструктора лагеря в 1975 году, около 2-х недель, с угрозой просрочки контрольного срока – потому что попали в сильнейшую непогоду. Но, слава Богу, все обошлось без ЧП.

* * *

Почему мне захотелось написать о «Талгаре»? Чтобы таким образом хоть немного отдать должное тем, кто впервые ввел меня в этот волшебный мир гор, с кем пришлось работать и совершать восхождения. Ну, и потому, что он был первый. Мой первый альпинистский лагерь. Именно с него и начался путь в горы, по которому я, пусть и с перерывами, следую по жизни до сих пор.

Интересным и заслуживающим всяческого уважения был инструкторский состав лагеря. Например, командиры отрядов Галина Константиновна Свинтицкая, Юрий Николаевич Менжулин, Валерий Данилович Семенюк, Урал Усенович Усенов, Петр Семенович Попков, Кельберг Анатолий Витальевич…

Из арихива С.Сущенко.

Петр Семенович Попков - в первом ряду, сидит, второй слева.
Галина Константиновна Свинтицкая - в первом ряду, стоит, вторая справа.
Автор - в первом ряду, шестая голова слева.

Галина Константиновна – мастер спорта по альпинизму (1958), инструктор-методист 1-й категории, обладатель редких званий «Почетный мастер спорта» (1963) и «Почетный спасатель». Чемпионка Украины. Единственная женщина, которой был вручен жетон «Спасательный отряд» (1971). Участвовала в спасательных работах харьковских альпинистов Р. Маринчева и В. Карася. В ее активе множество выходов в горы по сигналу бедствия, в т. ч. стена Накры и спуск тяжело пострадавшего с перевала Ледешт, стена Аманауза и Арг в Фанских горах. Всегда внимательная и доброжелательная.

Продолжение следует....

Альплагерь Талгар

Жаль, что альплагерь так и не восстановили.. Очень красивые места. Идешь по тропе и малину горстями набираешь даже шага в сторону не делая.. Ходили в 2005 году на п.Талгар через Средний Талгар, пер.Суровый. Тоже приятно вспоминать

Родные места

Последнее интересное восхождение - на Караульчи-тау. Со Свентицкой случайно встретился во время работы с афганцами. Давно это было.

Исправьте опечатку в названии статьи !

Альплагерь "Талгар". Так и оригинальная статья называется.