Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU:
Почему на неделю раньше-2, сборы в Ала-Арче - 2004, Макунин Алексей, г. Томск

Автор: Макунин Алексей, г. Томск

 

 

Впечатления от участия в учебно-тренировочных сборах ТФА и ЗСТПСС в Ала-Арче зимой 2003 года

О том, как проходили учебно-тренировочные сборы Томской федерации альпинизма 2003 года в Ала-Арче каждый их участник будет рассказывать со своей колокольни. Кому-то они показались не такими результативными, как того хотелось, но лично мои впечатления в целом положительные. Как в смысле житейского опыта, так и в спортивно-методическом плане.

Почему на неделю раньше

А почему бы, собственно говоря, и нет. Безусловно, некоторые скажут, что это нарушение безопасности, не экономно или найдут уйму других причин. Но в маленькой группе (а собралось таких желающих четверо, первоначально было пятеро, но один отпал как-то сам собой) однозначно есть свои преимущества - мобильность, большая свобода выбора в действиях и целая куча других мелочей. А, кроме того, мы планировали раньше и лучше акклиматизироваться, и когда подъедут остальные, уже быть готовыми к реализации серьезной спортивной программы.

Вчетвером

Продукты
Продукты

Итак, вчетвером мы стали готовиться к выезду. Приобретение билетов, сбор снаряжения, покупка продуктов и их упаковка. Суета сует. В течение пары недель свободного времени не было. Днем работа (с которой удалось отпроситься, в общем, на достаточно неопределенный срок - до 17 февраля), вечером хлопоты по подготовке, в перерывах сон. Неумолимо приближался день отъезда. Но вот все позади.

В Ала-Арчу мы добирались по длинной цепочке с целой серией пересадок. Дом- автовокзал - Новосибирск - Алма-Ата - Бишкек - альплагерь Ала-Арча - стоянка Рацека. Но об этом следует рассказать подробнее. Описание подъезда может быть полезно едущим на юг в поход либо на отдых.

Дорога туда

Утром 21 января в 9:40 утра с автовокзала Томск отходил наш автобус. Не спеша , со всех сторон подъезжали четыре группы отъезжающих. Судя по количеству рюкзаков (по 2 на каждого) ехал целый табор человек 8. Пришлось еще доплачивать за багаж (на 4 рюкзака билеты были взяты заранее). Глядя на один из баулов с пристегнутой снаружи каской, вспомнил, что свою то я забыл. Обидно - пришлось покупать в Новосибирске Petzl. Спутники утешали потом - у инструктора должно быть качественное и современное снаряжение.

Автобус аккуратно за 5 часов довез нас в столицу Сибирского федерального округа г. Новосибирск. Но то ли глупые, то ли чересчур предприимчивые автобусники теперь не заезжают на железнодорожный вокзал, а какими-то задворками проезжают мимо.

Приходится возвращаться. Мы с нашим багажом с трудом влезаем в 25 троллейбус. За один переход затаскиваемся в здание вокзала и располагаемся возле касс. Ермаченко остается покупать билеты, а мы на метро едем за снаряжением в магазин "Альпиндустрия". Там взяли бухту веревки, газ и уже упомянутую каску. На вокзале еле-еле успеваем купить еду в дорогу. Объявили посадку. Сели. Поехали.

В дороге проходит 36 часов, из которых примерно 3-4 уходит на формальности при пересечении границы России с Казахстаном. Там с обеих сторон проверяют документы на предмет наличия неточностей или просроченностей. Если таковые открываются, у представителей власти появляется реальная возможность заработать на хлеб насущный с красной икрой (в особо тяжелых случаях даже с черной) для своих многочисленных семей.

Вот еще какая странность. При пересечении границы время уже отсчитывается не от Москвы, а от местной столицы - Астаны (вот такая тафталогия - Астана в переводе означает столица. Наверное, как глупо звучит по-казахски фраза "Я живу в столице, в Астане").

Время в Алма-Ате отличается от Москвы на три часа. Поезд приходит на вокзал Алма-Ата I в 8:30 утра. С вокзала до автовокзала ходит коммерческий автобус №450. Стоимость проезда 25 тенге. За багаж платить обычно не требуют. Следует остерегаться слишком навязчивых таксистов. Говорят, были случаи, когда те наводят на отказывающихся ехать на такси милицию и ни в чем не виновный пассажир по вине стражей порядка попадает в кутузку на трое суток.

Нас на вокзале встретили мои родители и помогли загрузиться и выгрузится в автобус, снабдив на дорогу вкуснейшими мантами и пирожками.

На автовокзале есть куча коммерческих автобусов, которые проезжают через Бишкек, но мы едем на государственном - дешевле и гарантированно проедем еще одну границу.

При пересечении границы Казахстан - Кыргызстан меня поразило, то что с казахской стороны все было похоже как в американских фильмах. Просторное, красивое и светлое здание, пограничники одетые с иголочки. Осторожно подходишь к окошечку, проходишь, и после проверки документов тебе говорят либо счастливого пути, либо добро пожаловать в Казахстан. Чего о Киргизской стороне не скажешь.

После того, как мы переехали реку Чу, началась почти настоящая, восточная страна. Не хватало только женщин в чадрах. Еще полчаса и мы в столице республики.

В Бишкеке

Бишкек встретил нас неприветливо. Было сыро, промозгло и пасмурно. Шел снег. Наняв машину и по пути поменяв кровные рубли на местные сомы, приехали на стадион "Трудовые резервы", где есть доступные по цене гостиница и баня. Адрес Г. Бишкек, ул. Усенбаева 200

Схема проезда (пунктиром - пешком, сплошная - на транспорте, синяя полоса - Большой Чуйский канал)

Поселились, заказали баню. Сходили за продуктами. Поели. В бане отдохнули. Нам повезло, дали большую по цене маленькой.

Утром ездили сначала регистрироваться в милиции. Это просто песня. Сначала нам продали бланки. Но самое забавное, что все необходимые печати уже на них стоят, и после заполнения их уже можно никуда не носить, т.е. подделка регистрации - плевое дело. Но мы честно сначала попытались выстоять очередь, а потом заплатили по 20 сомов какому-то майору, и он нам все оформил за 10 минут. Потом поехали на Ошский базар.

Купили продукты, пообедали - по цене все доступно. Бумаженко в рядах национальных тканей придурялся - спрашивал, почем у них "полартек". Затем пошли на автостанцию - она находится с юго-восточной стороны от рынка за речкой - искать машину до Ала-Арчи. Никто не едет. Потом спросили у тамошнего распорядителя, и он нашел нам транспорт.

Заехали за вещами в гостиницу и сразу же поехали в горы. Дорога заняла порядка часа. Довезли до самого альплагеря.

Альплагерь

В альплагере сняли номер. В каждом номере абсолютно новая мебель, хороший обогреватель. Сначала разбирали вещи на три группки: что поднимаем завтра, что послезавтра, а что совсем не поднимаем. Затем варили ужин прямо на кухне бывшего кафе, где, как ни странно, работает все кухонное оборудование. Потом ужинали. Потом гуляли перед сном почти до юрты. И спокойно легли спать - двое на кровати, двое на полу.

Утром не спеша, позавтракали, доупаковались. Оставшиеся вещи оставили у дежурного по гостинице.

 


Приют Рацека

Заброска

Ничего особенного на заброске не было, все как всегда. Вышли около 11 часов. Неспешный подъем, солнышко. Пришли часов в пять на Рацека. Там - никого. Потом пришло трое ташкенцев с верху. Устроились на втором этаже. Переночевали.

Спустились вниз на час двадцать, пообедали, погрелись на солнце, вышли в первом часу. Во второй раз пришли позже, было уже темно. По времени шли дольше. На календаре было 26 января.

 


На в. Учитель

Восхождение на Учитель 1Б

Утром 27 января мы вышли на акклиматизационное восхождение на в. Учитель. Зашли примерно за 3:30 - 3:50. По дороге ветра не было. Но на гребне уже задувало. Записки в туре не было. Спустились, не спеша.

Затем было два дня подготовки и ледовых занятий, которые заканчивались с наступлением сумерек.

Первая пятерка

 


Провожая ташкенцев

Дальнейшие планы были туманными. Утром следующего дня провожали ташкенцев, сфоторафировались на память. Парни - хорошие.

После обеда вышли на Семеновские стоянки. Пришли перед самым заходом солнца. Подъем занял 3 часа.

Ермаченко решил сходить всей группой на первую башню Короны по ледовому кулуару северо-западного контрфорса 5А. Это моя первая 5А. Сначала было немного не по себе, а потом все пошло нормально.

Спали в поставленной на нарах домика палатке. Проснулись рано - в три ночи. Разогрели еду. Каша сильно разварилась и замерзла. Всю не съели. Вышли в 5 утра. При свете фонариков подошли под маршрут. Одели еще в темноте страховочные системы. Связались и пошли под бергшрунд. Ермаченко устроил себе ледовую тренировку и весь маршрут провешивал перила. Так мы прошли 12 веревок льда, настоящего зимнего льда - как бутылочное стекло. На перемычку вылезли и успели еще попасть в последние лучи заходящего солнца.

 


Домик на Семеновских стоянках


Маршрут 5А на первую башню Короны (по ледовому кулуару с-з кф)

Проходя бергшрунд

Лед на маршруте


Камень на льду


Перила на льду

На перемычке

 

Верхняя часть коронского ледника была без снега. Спуск тоже местами был затруднен - выбирали дорогу по снегу. Говорят тут на спуске было очень много печальных случаев соскальзывания с падением далеко вниз. Мы медленно но верно шли к коронским стоянкам. Сначала по гребешку, затем по правому кулуарчику, потом по крутому, снежному склону. Вышли на плато ледника. От домика ведет тропа, меченная в районе трещин палочками или ветками.

Сначала мы рассчитывали попасть на Семеновские стоянки козьими тропами - это через седловинки в гребне между пиками Рацека и Короной. Но потом решили, что ближе все таки Приют Рацека и пошли туда.

А надо заметить что, уходя, мы там оставили записку, что вернемся не раньше 3 февраля.

Ну и естественно наши места были заняты группой из Бишкека. А так как у нас не было спальных принадлежностей, пришлось на нарах нижнего этажа ставить одну палатку и укрываться другой.

Так мы и провели ночь.

Утром светило солнце, было тепло и хорошо.

Встречи

  Пришедшие бишкекцы рассказали, что они поторопились подняться потому, что были наслышаны о грядущем нашествии томичей, которые не замедлили появится - первые поднялись после обеда.

До их прихода сушили палатку, зашивали дыры в одежде и фотографировались.


Вот сижу, дыры зашиваю


Ширина Елена и Бумаженко Андрей

Четверо

Пришла Галка, Валера Плотников, Гоша Слободчиков, Женя Винников. Где-то внизу поднимался старший тренер Дракин Андрей Валентинович. Вот с его глаз то Серега Ермаченко и поспешил смыться. Тем более что все бивачное снаряжение был у нас в домике под Семенова-Тяньшанского.

 


Подъем на Семеновские стоянки


Нижняя часть маршрута 5Б на Семенова-Тяньшанского

На Семенова-Тяньшанского

  Собрав необходимое скальное снаряжение и продукты, мы опять пошли ночевать наверх. В тот вечер дополнительно теплили окна. Во время нашего отсутствия в хижине похозяйничала какая-то зверюга, пожрав часть продуктов, а другую - разбросав по полу. Куда-то исчезла целая шоколадка.

Утром не спеша проснулись, позавтракали. Когда вышло солнце пошли под стену. Предполагалось, что я просто поднесу веревки, а Ленка Ширина будет наблюдателем. В итоге на маршрут они пошли все втроем, но я подробности не знаю, об этом лучше они напишут сами.

Отнеся веревки, я побежал вниз - меня уже ждали новички, с которыми предстояло еще познакомиться.

 

Как впервые я работал инструктором.

Как настоящий инструктор на сборы я приехал впервые. Придя на Рацека, я попал прямо к чаю, который почему- то оказался зеленым и с каким-то привкусом, то ли жасмина, то ли бергамота. А так хотелось крепкого черного чая с печеньем. Но ни того, ни другого пока не было.

Занятия

С утра с моими новичками занимался стажер Дима Андреев, после обеда мы занимались уже все вместе. Сначала у нас были скальные занятия. Передвижение, основы страховки - в целом ничего сложного, потом разбор полетов. А вечером нас Димой вызвал к себе старший тренер. Мне поручили четырех барнаульских значкистов, а Диме - новичков. Причем значков попросили особенно хорошо подготовить.

На следующий день мы проводили ледовые занятия. На разборе полетов старший тренер торжественно объявил, что все новички готовы для восхождения 1Б на Бокс. Ну, на Бокс, так на Бокс.

Бокс, Бокс и еще раз Бокс

Так уж вышло, но на Бокс я ходил три раза подряд. Хорошо, что хоть по разным маршрутам.

Сначала - 1Б. Тремя связками - 12 человек мы шли по снежному кулуару наверх. Верхние бодро и быстро, нижние медленно и печально. На вершине сфотографировались.

 


В. Бокс с ледника Учитель


Камень на льдНа вершине Бокс

Флаг клуба на вершине Бокс

Подъем новичков на в Бокс

Переход в связке ледника Аксай

Пик Семенова-Тяньшанского с ледника Аксай

 

Спустились вниз и на леднике пообедали. По небу ползли робкие циррусы, что создавало особый колорит.

Про тот день надо сказать, что на Изыскатель ходила большая компания значков, из которых больше половины вернулось назад, по тем или иным причинам не дойдя до вершины.

На следующее утро большая часть участников пошла вниз за продуктами, а я опять пошел на Семеновские стоянки - помочь восходителям на Семенова-Тяньшанского. И действительно у них было столько снаряжения, что сами бы они спустились только за две ходки. Барнаульские значки вернувшись с продуктами сказали, что им назначили еще один день отдыха. Да на этих конях пахать да пахать. А тут еще двое из Новосибирска хотели 2А на Бокс сходить. Старшего тренера уговорили.

 


На перевале Теке-Тор


Ключ маршрута 2А на Бокс

Каменная пасть
Рано утром следующего дня мы уже шли на вершину, за нами шел паровоз не свершившихся изыскателей - они тоже шли на Бокс но по 1Б, руководил ими Сергей Долгов. Под перевалом Текетор мы слегка помесили снег, а затем строго вверх стали подниматься на перемычку, откуда по гребню пошли на вершину. Эту двойку я ходил уже в 1997 году, но мало что помнил.

К туру мы вышли на час позже группы Долгова. Быстро и уверенно спустились по уже знакомому маршруту. Погода начинала портится, когда мы пришли в лагерь уже вовсю шел снег. Вечером мы с Бумаженко пошли выпускаться на 4а на Бокс в двойке. Я до самого последнего момента был уверен, что мы не пойдем из-за погоды. Но..

Но не тут то было. Спал неважно, в 2 часа ночи проснулись, наскоро поели. В 3:20 вышли. Как потом сказал Ермаченко, что он даже и не ожидал, что мы ушли, и что если бы выходили позже - нас бы завернули. А снег, надо сказать, валил сильно. В половине шестого мы были под началом взлета. Тут одели кошки и системы.

Снега нападало много, местами рыли траншеи по грудь.


Маршрут 4а на Бокс

Но когда подошли под лед, стало светать. Первую веревку повесили в 7:00. Андрюха спешил и не бурил поначалу промежуточные буры, но когда по льду справа и слева стали сходить лавины - тут бурил по полной программе.

В 10:00 была первая связь с лагерем по рации. Снизу рекомендовали вернуться. Но у нас было пока все нормально - было тепло, ветра не было. Провозившись на последних веревках (то камнем в щеку прилетело - хорошо что вскользь, то веревки надвязать надо было), на перемычку в последнее окно вылезли только в 14:00. До перемычки повесили 9 с половиной веревок по 40 м.

Да, надо заметить что вершина наверное так называется, потому что она все норовит по физиономии съездить (это я про камень).

От перемычки по кулуару сначала попробовали идти одновременно, но в его верхней части под снегом был лед, поэтому повесили еще одну веревку. Дальше по заснеженным скалам, расчищая дорогу, шли одновременно. Когда мы подходили под темную скалу под шапкой, уже смеркалось. А мы еще залезли непонятно куда. Ну все равно потом вылезли на шапку (которая оказалась ледовой), и повесили еще четыре веревки. На вершине были в 23:00. А спуск оттуда казался уже не таким сложным. И напрасно. До ледника ничего сложного не было, по самому леднику тропинку замело, да и по морене никто в тот день не ходил. Как оказалось потом, спускались мы почти 5 часов.

Нас уже внизу и не ждали. Но все же напоили и накормили. Утром мы проснулись в 8, но после обеда завалились спать опять - я даже до утра и не просыпался.

Траверс любви

Зря меня мои подопечные не разбудили на ужин. Не успел собраться на восхождение - тем более половина снаряжения была у Бумаженко. В итоге все перепуталось и забылось. Но ни где наши не пропадали. На траверс любви (это траверс Учитель-Байчечекей 2Б, который является раздетой 3А, потому что в районе не было 2Б). Поднялись на Учитель за 4 часа, оделись и связались. И пошли. Самое интересное, что единственную девушку старший тренер взял в свою связку. Так что "любви" явно хватило не всем.

Во время прохождения то налево, то направо сходили лавинки, то камнепады. Там где стенка с дюльфером - даже упал целый балкон и с грохотом полетел вниз по кулуару, увлекая массу других камней.

Под вершину Байчечекей уже пришли слегка уставшие, а кое-кто и помороженным. Сама вершина - торчащая из осыпного гребня, кажущаяся монолитной развалюха. Вешаем на нее перила. При подъеме и спуске под ними стоять опасно - сыпет. На вершине снимаем старую записку с августа прошлого года. Значит новички до вершины не дошли (им назначили еще одну 1Б)

Спускаемся. Видно следы новичков, уходящие в сторону на какой-то другой пупырь. Значит они заблудились. Как будет видно далее - это заразно.

Как мы искали Олега Кошевого

На следующее утро мы пошли "хорошую и близкую" тройку А - вершину Олега Кошевого, которая на самом деле оказалось весьма далекой и непокоренной. Девизом выхода могли бы стать слова "Вершины не обещаю - но погулять погуляем".

 


"Поляки" на привале


Где же ты Олег Кошевой (напев на мотив песни про Сулико)

Ущелье Аксай вечером
Но прогулкой это было назвать трудно. По-другому - заблудшие и истощенные поляки ищут туберкулезный диспансер. Тащились еле-еле. Сначала была шутка - "не тормози - заснешь", а потом "не торопись - проснешься". В группе шло 5 девочек, и схема подхода была нарисована от руки на какой-то салфетке. Вот поэтому мы так здорово погуляли. На гребень мы вылезли через 6 часов после выхода из лагеря. На нем нет четко выделенной вершины. Решаем что наша - ближайший жандарм, который кажется чуточку выше всех остальных, и на его вершине угадывается тур.

Подходим к нему, подняться не смогли и не стали пытаться по причине отсутствия времени. Наверное причина, почему мы ее не нашли, кроется в названии, которое дали вершине первопроходцы - опытного молодогвардейца - подпольщика найти очень трудно, практически невозможно. Получилось как в анекдоте про "Чукоткафильм" - диалог между актерами "Олега Кошевая дома? - Нет, ушел Арча листовка клеить".

На Рацека

На Рацека можно было смело открывать лазарет с тремя отделениями - отморозков, ударников (ударившихся кто головой, кто еще чем) и гнойников. Причем некоторые "лежали" в двух отделениях сразу. Их вид вызывал сострадание. Врачи в перерывах между восхождениями делали тщетные попытки помочь этим безнадежно больным на этот сезон пациентам.

Домой

Погода начинала портиться. Заканчивались продукты и бензин. Подходило время, когда у нас (приехавших раньше) был обратный билет. Действительно рано или поздно, но все заканчивается.

Спуск в альплагерь и Бишкек

Уехать вниз можно было с новосибирцами - у них был заказан микроавтобус. Нагрузив тяжелые рюкзаки тем, что мы занесли за два раза, начали спускаться вниз. Обязательно в кошках. Нас тепло проводил весь лагерь.

Спускаться тяжело - снег, наст скользит. Поэтому кошки - в самый раз. По левому борту ущелья с грохотом сходит лавина. Два часа - и мы уже на метеостанции.

Заходим к нашим водителям, оставляем лишние вещи и загружаемся в микроавтобус. Новосибирцы сделали глупость - они на въезде не регистрировались и по дороге решали, как лучше им поступить, при этом неоднократно консультировались у нас.

Сразу стало понятно, что ничем хорошим, кроме затяжки времени это не кончится ,и мы предложили высадить себя (нас было двое я и Ленка Ширина) где-нибудь прямо тут. То ли новосибирцы обули нас, то ли их так нагрели - но они попросили с нас по 150 сомов за проезд, хотя все должно было стоить как минимум в три раза дешевле. Но пока это скрыто.

На машине доехали до автовокзала, обменяли деньги, сели в микроавтобус и перекусив - поехали в Алма-Ату.

Граница

Границу пересекли без проблем, купив на последние сомы фаршированные картофелем блины. По дороге было пасмурно, а перед Алма-Атой вообще был буран с нулевой видимостью, ехали как в молоке.

Алма-Ата

В Алма-Ате быстро сели на машину и доехали до дома моих родителей. Где отъедались и отсыпались. "Все такое вкусное:". На следующий день (ясный и солнечный) ходили по магазинчикам турснаряжения. Выбор хороший. Можно смело приезжать с деньгами и закупаться. Опять ели и спали.

Поезд

На вокзал мы приехали без проблем. Поставили рюкзаки и пошли в здание узнать про отправление. И тут встретили двух злодеев - Ермаченко и Бумаженко. Они все-таки успели на поезд. Сели, попрощались с моей мамой и поехали. Сразу поели.

Как обычно нудно пересекли границу, играли в карты, спали, ели. Через день утром приехали в Новосибирск.

Новосибирск-Томск

На автовокзале нам предложили поехать на Газели, но мы в нее не влезли. Но билеты на рейсовый автобус были, и мы уже в 12 часов благополучно приехали в Томск.

Эпилог

Все было замечательно, но как сказал Серега Ермаченко - на будущий год надо ехать на две недели раньше.

    Кроме этого, надо сделать следующие выводы:
  1. Вместо обычного бензина целесообразнее покупать марку "Галоша", он чище и не засоряет примус.
  2. Перед поездкой тщательно и заблаговременно подбирать снаряжение и одежду.
  3. Если позволяет время - то уезжать лучше со всеми, хотя это и дольше.
  4. Участникам надо больше уделять внимание физической и технической подготовке.
  5. Руководству мероприятия более тщательно продумывать планы, чтобы участники получали больше возможности для восхождений.
  6. Регистрация в странах ближнего зарубежья - обязательна!
Приложение 1 (затраты):

№ п/п
Наименование
Сумма
1 Продукты (на неделю на 4 человека) По 700 р
2 Проезд Томск-Новосибирск
Багаж (за место)
154 р
30 р
3 Новосибирск-Алма-Ата 967 р
4 По Алма-Ате 25 тг.
5 Алма-Ата - Бишкек
багаж
380 тг.
120 тг.
6 Бишкек (автовокзал) - гостиница 80 сом
7 Гостиница (сутки за комнату в 4 человека)
Баня (2 часа)
120 сом
120 сом
8 Регистрация
Ускорение регистрации (взятка милиционеру)
55 сом
20 сом
9 Ошский базар - Ала-Арча (4 человека)
Проезд кордона в национальный парк
650 сом
200 сом
10 Гостиница в альплагере Ала-Арча (за номер) 200 сом
11 Проезд Ала-Арча - Бишкек (заказной транспорт) с человека
Рабочий автобус
150 сом
20 сом
12 Бишкек - Алма-Ата (маршрутное такси) 150 сом
13 Проезд по Алма-Ате на машине 200-350 тг.
14 Алма-Ата - Новосибирск 970 р.
15 Новосибирск- Томск
багаж
154 р
26 р

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100