Автор: Лавров Сергей, г. Алматы, Казахстан

Итоги лета-2002 МАЛ, Хан-Тенгри

Хан-Тенгри с вертолёта,
фото Валиева К.Ш.

“Кому война, а кому мать родна…”

Базовый лагерь "Каркара", 6 часов езды от Алматы

Лагерь 2, акклиматизационный выход

Лагерь 1, Лавров и Жунусов

… на перилах

… на вершине с флагами спонсоров

Возвращение в БЛ "Северный Иныльчек", нас встречают Юра Ермачек и врач Вадим
В прошедшем летнем сезоне в МАЛ “Хан-Тенгри” не было недостатка в клиентах, как в альпинистах, так и в треккерах, не считая разных “матрасников”. А всё из-за того, что в Каракоруме усилилось пакистано-индийское противостояние. Поэтому некоторые западные турфирмы переориентировались на Тянь-Шань, о чём в последствии не пожалели. В какой-момент Казбек Валиев даже засомневался: а не случится ли “перебор”?

Мне довелось работать с австралийским альпинистом из Сиднея по имени Иен Херберт. Целый месяц мы ходили по горе вверх-вниз, акклиматизировались, ночуя в промежуточных лагерях, спускаясь для отдыха в “базу”. Во время штурмового выхода дошли до высоты 6700 м, это траверс в кулуар, а на спуске попали в снежную бурю, пережить которую нам помогли уральские альпинисты Жилин Н. и Коробков А.

После отдыха в БЛ “Каркара”, Иен ещё в течение двух недель пытался взойти на Хан с другим гидом, выше упомянутым Жилиным, но смог дойти только до 6900 м, выйдя из лагеря 4 на 6300 м. Особенно обидно, то, что было совершено достаточно большое количество успешных восхождений американцами, корейцами, японцами, иранцами, казахстанцами, тоже клиентами МАЛа.

Последних было двое, первый – Дима, фамилию не помню, с ним работал гидом Моисеев Юрий Михайлович, а второй - Баглан Жунусов (привет томским альпинистам), пользовался услугами гида в моём лице.

С Багланом мы познакомились Катманду, после успешного восхождения казахстанской команды на Эверест, в 1998 году вместе ходили на Аконкагуа, да и, вообще, в одном городе живём. В 1991 году Баглан завершил спортивную карьеру, но в горы ходить не перестал, “мягкий альпинизм” - так это сейчас называется. Разговор о восхождении на Хан-Тенгри шёл давно, но в этом году планы стали обретать реальность.

29 июля Баглан на вертолёте в месте супругой Ириной и друзьями, Абаем и Аселей, прибыл в БЛ “ Северный Иныльчек”. Ирина пробыла в БЛ все 14 дней нашего восхождения, руководя воспитанием троих детей по спутниковому телефону. Мы совершили два акклиматизационных выхода, поднялись на плечо пика Чапаева, имели две ночёвки на 5600 м. Можно сказать, мне повезло, иметь клиента – советского КМСа по альпинизму – мечта любого гида.Перед штурмом отдыхали три дня, настраиваясь на восхождение. Продолжая “экспедиционную тактику” мы последовательно ночевали в лагере 1, 2, 3, 4. Последний, штурмовой, лагерь расположен на высоте 6400 м, нашими соседями были ещё один маловский клиент-японец с гидом (Коробков А.).

На восхождение вышли в 7.20 утра. Погода ясная и морозная. Шли небыстро, с перекусами, с разговорами. Выше кулуара встретили спускавшегося Глеба Соколова, он с напарником ночевал на вершине для акклиматизации. И к 13.30 вышли к алюминиевой треноге, контрольной точке на вершине Хана. Начали фотографироваться, тут подошли Коробков с японцем и засняли нас вдвоем на фоне Победы. В 14.00 начали спуск в лагерь 4, а к 20.00 пришли на перемычку, где и заночевали.

На следующий день к вечеру мы усталые, но счастливые вернулись в “базу”. Небольшой банкет с шампанским стал логическим завершением нашей программы. На следующий день утром Баглан с Ириной улетели в Каркару, их ждал раскалённый Алматы и поздравления родных и друзей. Мне же, предстояло ещё сходить на пик Баянкол (5800 м) с Машей и Гулей, это девушки из нашего клуба, они “закрывали клетки” для первого разряда.