По материалам www.hec.org
Материал подготовлен: Людмилой Коробешко (Mountain.RU)

Два восьмитысячника за один сезон в связке с женщиной
(каждый раз с новой!)
Чарли Фаулер, Кристин Боскоф и Лора Бакос

Чарли Фаулер

Чарли Фаулер рассказывает о своем восхождении на Чо-Ойю с Лорой Бакос, совершившей спуск на лыжах с вершины, и на Шишапангму с Кристин Боскоф, прошедшей первой сложную Южную стену на этот восьмитысячник.

В мае 2000 года я был в треккинге на Эверест со стороны Тибета вместе со своим другом. Мы поднялись до АВС на 6300м: с этой высоты окружающие горы казались нам очень величественными и внушительными, но не производили впечатление совершенно неприступных. Я решил, что хотел бы побывать на такой вершине когда-нибудь.

Женщины на высшей точке Земли – Эвересте (8848м)
Путь к Эвересту. Кати Одауд, Стаси Эллисон
Спуск на лыжах с вершины Чо-Ойю
Некоторые знаменательные даты из истории женского альпинизма
Эллен Миллер - женщина, взошедшая на Эверест с севера и с юга

Вернувшись на лето домой в Колорадо, я стал серьезно думать о восхождении на Эверест. Но так как я еще не был ни на одном восьмитысячнике, я решил, что будет благоразумнее проверить себя сначала на более низких вершинах, чем Эверест. Я обратился с этой идеей к своему напарнику по восхождениям Эндрю Сойеру и предложил вернуться этой же осенью в Тибет, чтобы взойти на Чо-Ойю (шестая по высоте вершина в мире) и Шишапангму (14-туя). К июлю в нашей команде было уже 5 человек. К нам присоединились Джим Миллер и Лора Бакос из Теллурида. Кристин Боскоф, владелица компании Mountain Madness в Сиэтле, собиралась вести группу на Чо-Ойю этой осенью. После этого восхождения она собиралась присоединиться к нам для покорения Шишапангмы.

Кристин Боскоф

В отличие от нас, Кристин имела богатый высотный опыт – она взошла уже на свой пятый восьмитысячник – Эверест – весной.

Я предложил Эндрю, учитывая, что он превосходный лыжник, подумать о спуске на лыжах с южной стены Шишапангмы – нашей второй и более сложной цели. Джим и Лора тоже загорелись идеей спуска на лыжах. Постепенно мы пришли к такому плану: Эндрю, Лора и Джим спускаются на лыжах и обеих вершин: с Чо-Ойю и Шишапангмы. А я и Кристин после акклиматизации на Чо-Ойю по классике предпринимаем вдвоем попытку пройти новый маршрут по южной стене Шишапангмы.

В конце августа мы вылетели в Катманду, где нас встретил наш повар Пасанг и его помощник Чулдин, работающие в Asian Trekking – компании, принадлежащей шерпам, которая сильно помогла нам в организации поездки.

Пока Кристин занималась закупкой всего необходимого для своей группы на Чо-Ойю, мы провели несколько дней в Катманду, осматривая достопримечательности и делая покупки.

Эндрю, Джим, Лора и я вскоре покинули Катманду и отправились на границу с Тибетом. А Кристин вылетела в Лхасу со своей командой. Муссонные дожди сильно размыли дорогу, так что 4-часовая поездка заняла у нас весь день. Мы переночевали в Зангму и направились в следующий населенный пункт – Ниалам. В 30 км за этим городком недавний оползень перегородил дорогу, и нам опять пришлось переносить все вещи через поврежденную часть пути к грузовикам, ждущим на другой стороне.

Ниалам находится на высоте около 3700м, поэтому мы решили сделать здесь день отдыха для акклиматизации. Мы немного размялись в болдеринге, а затем отправились на выход на 4800м. На следующий день мы доехали через Танг Ла до поселка Тингри.

Чарли Фаулер
Команда в Базовом лагере Чо-Ойю

Следующая остановка - “Китайский Базовый Лагерь” - это полтора часа езды от Тингри. Здесь мы взяли яков. Многие команды не задерживаются здесь по пути в АВС. Однако мы провели в этом местечке три дня, совершая акклиматизационные выходы и занимаясь болдерингом. И затем два дня до АВС на 5800м.

Классический маршрут на Чо-Ойю, который нам предстоял, считается самым легким из всех маршрутов на восьмитысячники, поэтому он очень популярен. Этой осенью в АВС было более 20 команд: большие коммерческие группы, национальные сборные, спонсорские экспедиции и несколько частных групп, как наша.

После пары дней отдыха мы забросили грузы в Лагерь 1 на 6500м. Многие команды нанимали шерпов для установки лагерей и провешивания перил, но мы все делали сами. Проведя ночь в Лагере 1, мы вернулись в АВС для нескольких дней отдыха. Эндрю чувствовал себя не очень хорошо, но все остальные были в порядке. Вскоре прибыла Кристин со своей группой и тоже начала восхождение.

Джим, Лора и я отправились еще на одну ночь в Лагерь 1. На следующий день мы поднялись в Лагерь 2 на 7000м. Маршрут пролегал по широкому снежному гребню с коротким нависающим участком льда, что было единственной технической сложностью на данном отрезке. Мы провели ночь в Лагере 2 и на следующий день вернулись в АВС.

В АВС мы отдыхали перед предстоящим штурмом, который должен был состояться через 5 дней, а пока мы слонялись по лагерю, общались с народом и наслаждались кулинарными произведениями Пасанга. Нам не терпелось ринуться вверх, но мы понимали, что хороший отдых необходим перед выходом на вершину.

Когда подошло время отправляться наверх, Эндрю почувствовал себя лучше и присоединился к нам. Мы опять пересекли ледник и полезли вверх по склону сыпухи в Лагерь 1 на ночевку. На следующий день Джим, Лора и я перебрались в Лагерь 2; Эндрю решил, что с него довольно, и вернулся в АВС. На третий день мы были на пути в Лагерь 3 на 7400м. Вскоре после прибытия на место, Джим тоже решил повернуть вниз: он надел лыжи и исчез за перегибом. Лора и я чувствовали себя хорошо; мы поспали несколько часов, поднялись в полночь, подогрели воду и приготовили легкий завтрак. В 1:30 мы вышли на штурм вершины с налобными фонариками, вскоре за нами последовали другие восходители, многие обгоняли нас. Мы шли медленно, экономя энергию, Лора терпеливо тянула с собой свои лыжи.

Недалеко от лагеря маршрут пролегает по небольшому крутому ледово-скальному поясу: после этого остается только путь по снежным склонам. Однако выход на саму вершину является психологически, да и физически сложным, так как приходится долго идти по практически плоскому вершинному плато на высоте, сильно превышающей 8000м. Я добрался до вершины в 11:30 утра. Через несколько минут ко мне присоединилась Лора. Я сделала несколько снимков с Лорой на вершине на фоне Эвереста. Затем Лора надела лыжи, и мы направились вниз. Я спускался по линии подъема, а Лора ехала зигзагами, часто траверсируя, чтобы избежать скальные выходы и лавиноопасные склоны. Да, этот спуск на лыжах был очень опасным – практически на грани, и несколько раз Лора спустила небольшие лавины. Мы прибыли в Лагерь 3 ближе к вечеру, уставшие, но очень счастливые. Натопив немного снега и поев, мы завалились спать.

На следующий день мы свернули лагерь и продолжили спуск вниз. Лора ехала на лыжах. Вскоре мы повстречали Крис на пути в Лагерь 3. В Лагере 2 мы немного задержались, чтобы собрать все, оставленное нами здесь по пути наверх – наши рюкзаки значительно потяжелели – и пошли вниз. Возле ледового взлета над Лагерем 1 Лора отстегнула лыжи и спустилась дюльфером, после этого она потащила лыжи на себе.

Я остался в Лагере 1 на ночь, а Лора продолжила спуск вниз. Собрав оставшееся снаряжение, я присоединился к ней уже на следующий день в АВС. Наши яки должны были прибыть через несколько дней, а мы тем временем отдыхали и следили за восхождением Крис. Однако из-за сильного ветра ее группе не удалось выйти на вершину, так что вскоре Крис отправилась вниз.

29 сентября все мы впятером покинула АВС и направились снова в Тингри, затем в Ниалам. Здесь мы еще денек отдохнули и подготовились для восхождения на Шишапангму.

2 октября мы вышли из Ниалама в сопровождении яков и якменов и через два дня пути достигли ВС под южной стеной Шишапангмы. Крис и я разбили палатку неподалеку от мемориальной таблички Алексу Лоу и Дейвиду Бриджес, которые трагически погибли за год до этого при попытке взойти по той же стене, по которой сейчас намеревались проложить маршрут мы с Крис. Так как у нас была достаточная акклиматизация после Чо-Ойю, Крис и я провели только одни день в ВС и отправились наверх. Эндрю, Джим и Лора планировали присоединиться к нам с лыжами через несколько дней.

Южная стена Шишапангмы – более 2000м высотой. Впервые она была пройдена в 1982 году сильной британской командой. С тех пор было проложено еще несколько маршрутов. Крис и я планировали пройти новый маршрут слева от британского, но, проведя один день под стеной и обдумав все, мы изменили свой первоначальный план и решили повторить маршрут британцев, так как он выглядел более безопасным.

7 октября мы начали восхождение. Мы пересекли ледник и полезли по скальному ребру, которое было началом маршрута. Сначала шло довольно простое лазание, но вскоре нам пришлось связаться. Крис шла первой, мы лезли одновременно, иногда используя закладки или френды, или закручивая ледобуры. Перед самым заходом солнца мы добрались до места, где устроили первую ночевку, поставив нашу маленькую палатку на вершине невероятно узкого гребня.

Мы проснулись, лишь когда солнце осветило нашу палатку. Теперь я пошел первым, мы продолжили свой путь по крутым снежным полям. После ланча Крис отправилась первой: теперь начался микстовый рельеф, который и был ключевым местом маршрута. После обеда мы обнаружили ледовую пещеру, вырытую корейской командой, которая успешно прошла этот маршрут еще в начале сезона. Здесь мы устроили вторую ночевку. На другой день нам предстоял относительно короткий переход до следующий ледовой пещеры на 7650, где мы и остановились, чтобы отдохнуть перед вершинным штурмом.

В 5 утра мы покинули свой последний приют с легкими рюкзаками. Так как дальше пошло совсем простое лазание, мы даже избавились от веревки. До этого погода стояла отличная, но в это утро поднялся сильный ветер, поднимающий флаги на вершине – похоже, надвигалась непогода. Тем не менее, мы продолжили движение вверх и в 10:00 стояли на вершине в тумане и ревущем ветре. Мы быстренько сделали несколько снимков и тут же двинулись вниз. Добравшись до последней ночевки, мы забрали все вещи и двинулись дальше в первую пещеру, где и заночевали.

Надвигающийся шторм так и не разразился, так что на следующий день мы продолжили спуск при отличной погоде. Под стеной мы остановились, чтобы хорошенько отдохнуть, а после по морене дошли до ВС. По счастливой случайности, мы встретили Лору и еще двух американских треккингистов, вышедших на однодневную прогулку. Лора, Джим и Эндрю решили оставить затею со спуском на лыжах с вершины, и теперь дожидались нашего с Кристин возвращения. Следуя за нашими друзьями, мы пришли в лагерь как раз к обеду.

На следующий день Джим отправился вниз, чтобы привести яков, которые прибыли через несколько дней. Мы опять оказались в Ниаламе, через 12 дней после того, как покинули это местечко. Скоро мы уже были в суете и хаосе Катманду, и я чувствовал огромное желание снова вернуться в большие горы.