Материал подготовлен: Людмилой Коробешко (Mountain.RU)
По материалам www.mountainZone.com

Джинетт Харрисон. Единственная женщина, поднявшаяся на вершину Канченджанги и спустившаяся вниз живой

В Непале существует поверье, что Канченджанга - Это гора-женщина. И она убивает всех женщин, которые стремятся к её вершине. Одной из таких женщин оказалась и Катя Иванова – первая российская восходительница на Эверест. И вот в 1998 году британская альпинистка Джинетт Харрисон взошла на вершину Канченджанги (8586м), став первой женщиной, покорившей эту третью по высоте вершину в мире. Ей удалось спуститься живой со склонов этой суровой горы и даже опубликовать подробности этого восхождения. Однако, через полтора года другой восьмитысячник унес ее жизнь.

Жан-Кристоф Лафай. Интервью
ЭВЕРЕСТ 2001, Евгений Попов, г. Томск
В ГИМАЛАЯХ. Дхаулагири, Евгений Попов, г. Томск
Анапурна. Траверс, Сергей Стрижак, г. Одинцово

“14 мая 1998 года. Мы чувствовали, что скоро отправимся на штурм вершины. Мы были полны оптимизма. Погода стояла отличная, и японская команда уже отправилась на штурм вершины двумя днями ранее. Но когда мы прибыли в Лагерь 1, наш оптимизм быстро испарился – пропала одна из наших палаток! После долгих поисков мы обнаружили ее в трещине на 400 м ниже лагеря. Как выяснилось, ее сдуло вниз по леднику сильным порывом ветра, вызванным большой лавиной на Ice Building. Палатка оказалась в нормальном состоянии, так что мы могли продолжить восхождение.

На следующий день мы снова поднялись по Ice Building. Перильные веревки были порваны, так что нам пришлось их как-то восстанавливать. В эту ночь в Лагере 2 ужасно завывал ветер, и по скальному поясу постоянно сходили микролавины, засыпая вход в нашу пещеру. Нам три раза приходилось подниматься ночью и откапываться, чтобы не задохнуться. Во время вечерней связи мы слышали, что японцы взошли на вершину в этот день. Мы порадовались за них и за то, что, видимо, погода улучшилась.

Выше скального пояса мы продвигались в хорошем темпе: идя в альпийском стиле, поставили лагеря на 7400 и высотный штурмовой лагерь на 7800 рядом с большим валуном, приблизительно в 50 метрах ниже “Круассана” (названного так из-за своей причудливой формы). Из снега торчали остатки прошлогодних палаток. Состояние снега заметно улучшилось после того, как ураганные ветры обнажили верхнюю часть горы. Мы были готовы к штурму вершины. Нам была видна палатка японцев над нами сразу под “Круассаном”, но, что странно, самих японцев не было видно. Мы полагали, что увидим их вторую штурмовую команду, спускающуюся сегодня. Мы оставили свои рации в снежной пещере, чтобы не тащить лишний вес, так что понятия не имели о той драме, которая происходила чуть выше нас.

В эту ночь я плохо спала: я лежала без сна и думала, когда же я, наконец, смогу прекратить претворяться спящей и зажгу горелку. Мы встали около трех. Я впихнула в себя немного овсянки, и меня тут же стошнило. Начинаются радости высотных восхождений! Я смертельно замерзла, и мне потребовалась вечность, как мне казалось, чтобы залезть в ботинки и кошки и справить нужду. Выйдя из палатки, я смогла насладиться окружающими видами. Было 5 утра, солнце только начинало вставать и освещать потрясающие виды Эвереста, Лхоцзе и Макалу, поблескивающие в розово-оранжевом утреннем свете. Мне очень хотелось сделать снимок, но я не могла рисковать снять верхонки и поморозить пальцы. Крис и Джонатан уже вышли, Тим шел чуть позади них. Гари и я последовали за ними.

Траверсируя под “Круассаном”, мы обнаружили, что то, что мы вчера приняли за торчащий камень, было на самом деле телом – уже можно было разглядеть ботинки с кошками, торчащие из снега. Я старалась убедить себя, что это был прошлогодний труп, но когда мы стали подниматься по кулуару справа от “Круассана”, стало очевидным, что это был один из японских восходителей. Мы прошли мимо второго тела, сидящего в снегу и все еще пристегнутого к веревке, его шапка была натянута на лицо. Поднявшись выше, мы услышали шум вертолета где-то ниже нас. Мысли и эмоции крутились вихрем в моей голове – сколько еще трупов мы встретим на пути? Есть ли на верху еще пострадавшие? Что вообще произошло? Можем ли мы чем-нибудь помочь? Но я знала, что мы ничего не можем сделать. Это был наш день восхождения; погода была отличная; мы продолжили путь.

В верхней части кулуара мы ушли траверсом вправо и вышли на солнце. Было 10 утра, мои ноги находились в окоченевшем состоянии уже 5 часов. Мы остановились, чтобы выпить и отдохнуть на солнце. Крис и Джон уже прошли большую часть траверса и были на пути к седлу. У нас ушло еще два часа на этот траверс. Когда я смотрела вниз на крутые ледовые склоны, я думала о погибших японцах и о том, смогу ли я задержаться, если оступлюсь. Мы шли не страхуясь, оставив беседки и каски в верхней части скального пояса. Гари шел все медленнее и медленнее, останавливаясь через каждые два шага, чтобы глотнуть воздуха. В 12:15, дойдя до высоты 8450м, он почувствовал, что слишком истощен и вряд ли сможет вернуться назад засветло, если будет продолжать идти вверх. Он повернул назад. Я все еще чувствовала в себе силы и решила продолжать, хотя я не представляла, сколько еще оставалось до вершины. Я волновалась за Гари, как он будет спускаться один, но так как мы шли без страховки, я понимала, что, в лучшем случае, смогу оказать ему лишь психологическую помощь. Он точно так же беспокоился обо мне, как я буду подниматься одна.

Менее часа спустя я встретила Джонатана под седлом - он поднялся на вершину в 12 часов. Он полагал, что я еще успею взойти на вершину и спуститься до темноты. Я встретила Криса и Тима немного выше – они были на вершине в 12:15 и 12:45 соответственно. Я продолжила свой путь по вершинному гребню, чувствуя себя крохотной и уязвимой. Маршрут шел далее по южной стороне гребня. Японцы навесили перила по гребню, и моя левая рука с силой впивалась в перильную веревку, в то время как мой мозг прекрасно знал, что без беседки это могло помочь только морально. Примерно в последней четверти пути по гребню есть крутой камин, забитый льдом, по которому нужно спуститься и тут же перешагнуть через провал. Я постаралась не думать о тысячах метрах южной стены подо мной и сконцентрировалась на том, чтобы точно ставить ноги и вбивать ледоруб.

Я держала направление на причудливо торчащий камень на гребне. Когда я обошла его слева, то поняла, что совершила это – передо мной развевались вершинные флаги. Но моему изголодавшемуся без кислорода мозгу понадобилась целая минута, чтобы осознать, что передо мной были следы, ведущие наверх, и мне нужно было пройти еще около 7 метров до вершины. Я дошла по следам до вершины и остановилась там со смешанным чувством облегчения и радости, что достигла этого, но огорченная тем, что не могла разделить эту вершину с Гари.

Благополучно спустившись в Базовый Лагерь, мы смогли полностью насладиться своим успехом. Четверо из нашей команды достигли вершины. Крис и Тим взошли на свой первый восьмитысячник. Джонатан теперь побывал на пяти высочайших вершинах, а я совершила первое женское восхождение на Канченджангу – последний восьмитысячник покорился женщине.”

***

В октябре 1999 года пришло сообщение о том, что британская альпинистка Джинетт Харрисон погибла в лавине на склоне Дхаулагири, недалеко от вершины.

Незадолго до этого Харрисон переехала из Англии в США вместе со своим американским мужем Гари Пфистерером, который был лидером экспедиции на Дхаулагири из 11 человек.

Джинетт Харрисон взошла на вершину Канченджанги 18 мая 1998 года. После этого она побывала на своем четвертом восьмитысячнике – Макалу. Кроме этих двух вершин у Харрисон есть восхождения на Эверест (вторая из британских женщин) и Чо-Ойю. Она также достигла центральной вершины Шишапангмы. Джинетт хотела стать первой женщиной, взошедшей на все 14 восьмитысячников Земли.