Вне трассMountain.RU

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайланд

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

 

 

 

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Андрей Ширяев, г. Москва


“Ах вы Дерби мои, Дерби….”

Так случилось, что в 2001-2002 годах я провел год в Европе. Соответственно, появилась возможность немного посмотреть на нее не только с научной точки зрения, но и со спортивной. Ближайшей горной страной была Франция, и именно о поездках туда и впечатлениях о катании и ледолазании в ней и пойдет речь.

На шоссе Гренобль-Бриансон расположено много мелких поселков, в большинстве своем довольно непримечательных. Среди них особое место занимает маленькая деревушка которую легко проскочить, даже не заметив, однако слава о которой распространяется далеко за пределы Франции. Ля Грав (La Grave) – культовое место для многих поклонников горных видов спорта. Ля Грав известен как одно из лучших мест в мире для внетрассового и экстремального катания и ледолазания. Как это часто бывает, склоны Ля Меж (La Meije) не производят впечатления сверхсложных, когда смотришь на них с другого берега ущелья, то есть из самого поселка. Да, красивая гора, стены, лес в нижней части. Но таких мест в Альпах не так уж и мало. Прелести Ля Грава раскрываются при реальном катании.

Событием, которое привело меня в Ля Грав было Дерби. Derby de la Meije – ежегодная гонка, открытая для всех. Приведем немного фактуры о гонке. Гонка проходит в первых числах апреля. Вертикальный перепад трассы составляет от 1400 до 2200 метров, выбор же пути спуска – дело самого участника. Участвуют как любители, так и профессиональные спортсмены. Победителем последнего Дерби был Роман Чикнаворян – двухкратный Чемпион мира по фрирайду. Немало там и членов горнолыжной сборной Франции. Соревнующиеся разбиты на 5 категорий – лыжи, монолыжа, телемарк, сноуборд, "неопознанный скользящий объект". Как правило, эти категории распределяются по скорости в указанном порядке. Каждый год количество участников растет и в 2002 году их было более 800. В основном французы и немцы. Стартуют группами по десять человек с интервалом в минуту.

Оказалось, что первые подобные соревнования проходили еще в тридцатых годах. Тогда гонка занимала три дня, так как сначала участники пешком поднимались к старту.

Трасса гонки состоит из двух основных частей – верхняя часть довольно пологая (красно-синяя) трасса по леднику и практически прямая. Перепад от 3500 до 3200 м. Эта разгонная прямая заканчивается довольно длинным горизонтальным участком, на котором во время гонки происходит отсев бордеров. Многие из них просто снимают доску и бегут до следующего участка. Второй, основной участок имеет два основных варианта спуска. Для лидеров гонки путь лежит в так называемые кулуары Триффиди (о них позже). Самый простой из них имеет среднюю крутизну 48 градусов и вертикальный перепад 450 метров. Для сравнения напомню, что самое крутое место на трассах Чегета – 28 градусов. Около 45 – в провале прямо под парнокресельной канаткой ("Доллар" намного положе). Так вот, Триффиди проходятся по прямой! Честно говоря, я затрудняюсь указать скорость в конце этого спуска. К слову, победитель Дерби в 2000 году сделал всего 5 поворотов на 2200 вертикальных метров! В 2002 году из-за льда Триффиди были закрыты, и все участники направились в "основное русло". Этот склон (пожалуй, основной в Ля Граве) напоминает по крутизне и другим характеристикам Чегет, хотя и почти без бугров. Довольно широкий цирк, состоящий из нескольких ступеней. Весьма протяженный жесткий, абсолютно не подготовленный (что очень необычно для Франции) склон с выходами камней и несколькими вариантами спуска. В 2002 году финиш гонки был примерно на высоте 2100, то есть перепад второго участка около 1000 метров. Финиш был в довольно узкой мульде, ниже которой склон переходит в "трубу", сильно разбитую и бугристую к началу апреля. Гоняться в этой трубе было бы слишком опасно.

Значительное внимание как на Дерби, так и на французских курортах уделено вопросам безопасности. Каждый участник гонки обязан быть в шлеме и с защитой спины (рюкзак). Проводится довольно активная реклама лавинных датчиков и сопутствующего снаряжения (лопата, зонд) всеми доступными средствами, начиная от постоянного повторения необходимости данных вещей при выходе на склон в любом журнале соответствующего профиля и плакатами на всех станциях канатки. Постоянно проводятся семинары по изучению лавин практическому использованию лавинных датчиков и т.п..

Наряду со стартовым номером, кучей проспектов и наклеек, стартовый пакет для Дерби содержал наклейки RECCO. Маленькая пластиковая пластина наклеивается на ботинок и служит отражателем радиоволн от спасательского излучателя. На Дерби наличие RECCO было обязательным, хотя объективной необходимости в ней не было. Идея в том, что лучше иметь ее сейчас, чем потом жалеть о ее отсутствии. В принципе, создано довольно много для сведения опасности к минимуму. Воспринимать эти усилия или нет – скорее зависит от наличия и качества серого вещества.

К сожалению, массовый характер посещения гор во Франции имеет и свои негативные стороны – каждый год довольно много людей гибнет в лавинах и других подобных ситуациях. Мы сами столкнулись с лавинной опасностью в самый неожиданный момент. Курорт Alpes d’Huez на Новый Год (2002) был абсолютно бесснежный. Капитально подрав скользячку на “окаменевших” (и потому абсолютно безыинтересных) размеченных трассах мы удалились в сторону в поисках кулуарчиков. Прямо под остановленной канаткой мы нашли искомое. Сразу же первый сюрприз – прыгая с мизерного метрового карнизика обнаруживаю себя в маленькой лавинке. Скорее даже не лавинке, а в осове (снежный оползень). Напарник делает пару поворотов в кулуар и из под лыж срывается довольно приличная доска, красиво уходя на бараньи лбы под нами. Вот тебе и полное бесснежье и самая низкая степень лавинной опасности по достаточно консервативной французской классификации. Сильные ветра привели к скоплению весьма ощутимого количества переметенного снега в углублениях. Главное, что это было абсолютно неожиданно. В нашем случае все ограничилось удивленными возгласами, но в слегка другой ситуации бипер, “очевидным образом” оставленный дома, был бы кстати.

Теперь о своих ощущениях о Дерби. Инструктор французской горнолыжной школы, занимавший призовые места на Дерби в категории монолыж, предупредил, что гонка требует весьма приличной физ.подготовки (что вполне очевидно) и продуманного пути спуска. Год был насыщен катанием в Альпах и на Кавказе, плюс довольно серьезные тренировки физухи 4-5 раз в неделю. И вот наконец я в ночном поезде Париж-Гренобль. Кстати, этот ночной переезд весьма дешев, всего 20 евро. Гренобль встретил полным отсутствием снега и ярким апрельским солнцем. Первая проблема – в апреле через Ла Грав проходит всего два автобуса в сутки и их надо ждать пол-дня. Такси нереально дорого. Еду на попутном автобусе и начинаю голосовать. Быстро останавливается машина с лыжами на крыше – двое ребят едут на Дерби. Ла Грав просто переполнен машинами и людьми. У меня было забронировано место в дешевом шале, в котором жило еще человек 10, жаждущих попробовать силы в Дерби. Длиннющая очередь за стартовыми номерами. Французы не устают поддерживать имидж сексуальной нации – в стартовом пакете лежало по презервативу с лозунгом на обложке “За превосходное скольжение”. Часть прибыли, полученной от Дерби, идет в фонд освобождения Тибета, поэтому везде висят Тибетские флаги и рисунки. Узнал грустную вещь – с момента захвата Тибета Китаем от репрессий погибло более полутора миллионов человек. В очередной раз задумываешься о наплевательском отношении политиков к человеческой жизни.

Гонка начнется завтра, а сегодня можно посмотреть трассу. Погода на всех станциях канатки выше 2400 очень плохая – сильный ветер, холодно. Вместе со знакомыми поднялся наверх. Все обсуждают наилучший вариант спуска. Склон оказался обледеневшим. Честно говоря, даже возникли мысли, а смогу ли я смогу спускаться "в соревновательном режиме" или это просто будет борьба за спуск без травм – камней-то хватает и не все из них отмечены. Самое обидное то, что я так и не понял, где находится упомянутый народом короткий выход в основной цирк.

На склоне встречаешься с самыми разными людьми. Например, поднимаясь на бугеле на верхнюю станцию, поговорил с соседом. Оказалось, что он член сборной Франции по могулу и занимает восьмое место в мировом рейтинге. Кстати, с большим уважением отзывался о достижениях "ненормального русского альпиниста" – Бабанова. Было заранее ясно, что войти на Дерби в первую сотню для меня будет огромной удачей, но общение с профессионалами такого уровня оказывает еще более отрезвляющее действие. Вообще надо признаться, что до поездок во Францию у меня был определенного рода "квасной патриотизм" в плане оценки уровня европейских альпинистов, лыжников и т.п. по сравнению с нашими. Вроде как "русские – это круто, а все остальные весьма слабы, за исключением некоторых профессионалов, да и вообще Альпы – это домашние и несерьезные горы". Эта точка зрения начала меняться после первой же поездки на ледовые каскады и взгляда на уровень людей на горнолыжных склонах во Франции. Когда в полдевятого утра приходишь на довольно удаленный каскад, до которого не меньше часа быстрого хода пешком от автостоянки и видишь, что на нем уже висят и так каждые выходные; когда видишь по несколько машин с ледолазами возле каждой сколько-нибудь заметной сосульки – такая массовость производит впечатление. Я в горах с детства, но такого количества прилично катающегося народа я не видел за всю жизнь. Признаюсь, что в первый раз зауважал среднего бордера именно во Франции. У нас не редка ситуация, когда человек, вчера надевший борд, на завтра вопит, что лыжи must die и описывает, как он рассекает по шестидесятиградусным склонам, просто не понимая, о чем он говорит. Я уже не говорю о тусовочном подходе к горам и спорту многих известных мне бордеров. Съездив во Францию понимаешь, что пока в России количество людей, действительно умеющих кататься на борде, просто исчезающе мало. К лыжникам это относится, пожалуй, в меньшей степени.

Еще стоит отметить высокую популярность ски-тура. Alpes d’Huez – типичный курорт с обилием горнопляжников. Однако и там каждый день можно увидеть несколько человек, идущих вверх на камусах. Думаю, что в более приличных (по спортивному духу) местах (тот же Ля Грав), количество таких людей на порядки больше. Это косвенно подтверждается подробными описаниями ски-турных подходов к различным кулуарам да и просто красивым местам.

Вообще общее впечатление от сравнения "нас" и "их" сводится к тому, что технический уровень среднего западного альпиниста, лыжника и т.п. значительно выше уровня среднего нашего спортсмена. Под “средним” уровнем я понимаю примерно наш первый разряд – КМС. В то же время, мало кто из тех же французов полезет на гору/сосульку и т.п. в плохую погоду. Они могут приехать под гору несколько раз и никуда не пойти только потому, что условия слегка отличаются от оптимальных (подобное поведение в “наших” горах и дает повод для иронии и порождает отношение, что “буржуи только экипированы хорошо, а ходить не умеют”). Но зато в хорошую погоду они проскочат маршрут очень быстро и технично. Какой подход лучше – не мне судить. Каждому – свое. Я думаю, что такая разница (высокая техничность, но слабая упертость или наоборот) объясняется несколькими основными причинами. Во-первых, лыжи, альпинизм и прочие подобные виды во Франции относятся к массовым. Понятно, что если видом занимается, скажем, миллион человек, то средний уровень будет приличным, а тысяча будет это делать просто на очень высоком уровне. Плюс к этому, многие сочетают разные виды спорта. Например, молодой инженер-электронщик (т.е., совсем не профессиональный спортсмен), с которым мы жили в Ля Граве и довольно много общались, лезет на скалах 7А и весьма прилично ходит горнолыжную трассу. И он далеко не уникален. Много ли Вы знаете людей с подобным уровнем? Во-вторых, Альпы – рядом. Сегодня погода плохая – приеду через неделю. Пусть это отдает неким сибаритством (лично для меня), но определенная справедливость в таком подходе есть. Масштабы нашей страны и удаленность от горных районов диктует стиль хождения в любую, в том числе и в плохую погоду, так как “обидно пропускать сезон”, что вполне понятно. В-третьих, средняя зарплата в Европе позволяет лучше экипироваться, что при прочих равных облегчает прохождение технических участков. Многие вещи, которые у нас доступны немногим (тот же лавинный датчик) являются едва ли не обязательными элементами снаряжения "у них". Очевидно, что в Gore-Tex'-овой куртке лучше, чем в штормовке, а уж уровень хождения определяется психологией и тренировками. Нередко можно увидеть довольно немолодых людей, лезущих с гидом на каскад. Да, гид проходит все первым, но это не мешает получить удовольствие от гор любителю, приехавшему из своего парижа на два дня.

А Альпы как горы… Они, конечно, гораздо более обжиты чем тот же Кавказ, но вполне хватает мест, где пропавшего зимой найдут только когда стает снег. А с точки зрения технического альпинизма там простор весьма велик. Обилие ледовых и скальных маршрутов любого уровня. Подходы в среднем короткие, но это вряд ли можно отнести к большим недостаткам.

Ну да ладно, вернемся к Дерби. Первые участники стартуют в полдевятого утра. Подъем до верхней станции занимает около часа (с очередями), поэтому все выходят заранее. Почти все живущие в шале вместе со мной участвуют в Дерби впервые и заметно напряжены. Популярность Дерби во Франции весьма велика и есть определенный предстартовый мандраж. На самом деле, существует несколько гонок подобного типа, но Дерби де ла Меж соотносится с другими примерно как Васа-Лоппет с другими лыжными марафонами. Ее престижность несравнимо выше. Поднимаемся на двух очередях канатной дороги. Далее – длинный бугель до старта гонки. Первые десятки участников проносятся мимо очереди на бугель. Народ подбадривает. Весьма интересно выглядят монолыжники – для уменьшения аэродинамического сопротивления на прямой многие из них просто ложатся назад, практически лежа на лыже.

Прохладно, но гораздо лучше, чем накануне. Снег значительно мягче. Есть возможность пару раз подняться и спуститься в стороне от соревновательной трассы для разогрева. Потом томительное ожидание. Периодически старт закрывается. Как выяснилось позже, причина задержек довольно грустная – прилет санитарного вертолета за пострадавшими участниками. К счастью, было не так много действительно серьезных травм. Реально только одного или двух вывезли с повреждением спины или головы, остальные же просто повредили ноги.

В каждой стартовой десятке есть и лыжники и бордеры. Если первая часть трассы была очевидной, то дальше выбор для меня был совсем неоднозначен. Очевидным решением было уцепиться за первыми из нашей десятки. И вот старт. Пара коньковых толчков и в стойку. "Оказалось", что после 300 вертикальных метров, пройденных в аэродинамической стойке, ноги забиваются достаточно сильно, чтобы преодолевать пару сотен горизонтальных метров коньком, вдыхая воздух, как рыба на берегу. К моему искреннему удивлению первую часть заезда я выиграл. Начало основного цирка, а куда конкретно ехать (в плане кратчайшего пути) – непонятно. Поехал длинным траверсом, как и накануне. Только в конце его я увидел довольно далеко в стороне "свою" десятку участников и стало понятно, как много времени я потерял. Надо было пройти немного по вполне умеренным буграм и шуровать вниз. Все мое преимущество за первый этап было потеряно на длинном почти горизонтальном траверсе. Плюс к этому, для дальнейшего спуска надо было вернуться практически на столько же (по горизонтали) назад. Таким образом, я прокатал лишние двести-триста метров как минимум. А дальше попытка спуска длинными дугами по весьма неровной трассе. Здесь бы весьма пригодились спортивные жесткие лыжи, так как широкие фрирайдовые било на всех неровностях. Позже я поговорил с одним из лидеров гонки. Оказалось, что наши маршруты совпадали. Принципиально различными были две вещи – номера в финишном протоколе и стиль катания. Собеседник явно исповедовал принцип “тормоза придумали трусы”. Однако он профессиональный гид.

Неожиданно откуда-то сверху-сзади на пересекающем курсе и безумной скорости вылетает еще один гонщик и, подпрыгивая на маленьком бугорочке, ныряет за перегиб. Красиво и профессионально, но проносится мысль, насколько он себя контролирует и сколько таких же могут догнать меня в свободном полете. Один из новых знакомых потом рассказал, что на одном из Дерби его кто-то протаранил. Возле особо выдающихся гряд камней стоят отдельные организаторы гонки и направляет едущих на наименее бугристые места.

Финиш

Наконец-то показался финиш. Выход на него сделан, в принципе, красиво: последние пару сотен вертикальных метров представляют собой прекрасный амфитеатр для зрителей. Однако честолюбивые планы поразить народ прохождением последнего склона одной широкой дугой остались далеко позади. Идти по прямой очень трудно – лыжи бьет на мельчайших неровностях, а ноги уже настолько забиты, что контролировать лыжи довольно проблематично. А широкая завершающая дуга подразумевает необходимость пересечения поперек набитого за зиму траверса шириной метров 100. Поэтому подавляющее большинство людей последнюю часть трассы проходит относительно частыми поворотами. Как только позволил собственный инстинкт самосохранения я все же встал в подобие "яйца". Большинство участников финишируют просто согнувшись в пояснице, на спуск на согнутых ногах (аэродинамическая стойка) сил не остается. Последний сюрприз Дерби – метрах в 50 по горизонтали до финиша есть бугорок сантиметров 30-40 высотой, который замечаешь слишком поздно для маневра. В общем-то мне повезло, что я устоял, потому что с финиша видишь, что довольно много людей на нем падает. Мышечные ощущения от удара лыжей по этому бугорку напоминают жутко болезненную волну спазма, когда спотыкаешься на последних километрах марафона. Мышцы настолько забиты, что такие сотрясения трудно контролировать.

Финиш. Шесть с половиной минут позора, и я закончил Дерби. Этот результат практически точно в середине всех участников. Не слишком здорово, но для первого раза сойдет. Первые лыжники и монолыжники прошли трассу за пять минут ровно. Интересно, что этот результат хуже, чем на гораздо более длинном прошлогоднем (2001) Дерби. Но тогда лидеры проходили Триффиди по прямой, что давало им колоссальный выигрыш во времени. Выиграл опять Чикнаворян.

Сильное впечатление на толпу зрителей на финише произвел победитель в категории телемарк. Обычное восприятие этого вида подразумевает довольно неспешное катание в разножке. Поэтому когда народ увидел лыжника, проходящего финальный выкат в одну дугу, а на финише садящегося в разножку, был всеобщий вздох удивления-восхищения. У парня на шлеме была прикреплена видеокамера, жаль, что не удалось посмотреть отснятое. Остальные телемаркеры спускались на порядок медленнее. Бордеры в среднем на минуту отставали от лыжников, но в основном это объясняется длинным горизонтальным участком. Хотя это статистика по всем проведенным Дерби и не во всех из них роль траверса столь велика. Занятным был победитель в категории "неопознанных скользящих объектов" из компании рокеров в черных кожанках с черепами на спине и с пиратским флагом в руках. Ехал он наравне с лыжниками на некотором огромном аналоге "Чук и Гек"'а и блейдами на ногах. Весил этот снаряд прилично, соответственно и скорость у него не маленькая. Пожалуй, поведение этой компании наилучшим образом подходило под определение "отморозки".

Вручение наград проходило во время грандиозной вечеринки. Дерби закончено. Спортивный результат не ахти, но положительных впечатлений много.

Что можно порекомендовать желающим достойно выступить в Дерби? С точки зрения физ.подготовки надо быть в состоянии рубиться по жесткой неподготовленной трассе не меньше 7-8 минут. Поверьте, это тяжело. Для этого недостаточно вспоминать про тренировки поздней осенью. Надо накатать приличный километраж в этом же сезоне. Желательно иметь жесткие спортивные лыжи. На самом деле, у всех лидеров гонки лыжи для гиганта-скоростного спуска, многие в облегающем костюме. Но подавляющее большинство участников относятся к гонке спокойнее. Далее надо зарегистрироваться и забронировать проживание по крайней мере за пару месяцев до начала соревнований. Про дату их начала можно узнать на сайте www.derbydelameije.com. В Ля Грав надо приезжать хотя бы за 3-4 дня до начала гонки, чтобы понять состояние трассы и найти оптимальный путь спуска.

Я уезжал вечером на следующий день после Дерби, и грех было бы не покататься еще несколько часов. Народу гораздо меньше, большинство участников разъехалось. Поднимаясь на канатке, я примкнул к группе несколько бесбашенных англо-итальянских горнолыжных инструкторов, которые привезли в Ля Грав группку своих знакомых с очень приличным уровнем катания. Для разминки они бодро направились в кулуары Триффиди. Я все же чувствовал себя несколько уставшим после гонки и для первого спуска избрал более спокойный вариант. Надо сказать, что первый из трех кулуаров Триффиди самый простой. Он имеет среднюю крутизну 48 градусов и практически прямой. Существенно то, что выкат там безопасный, так что в случае падения есть шансы не побиться. Второй из кулуаров несколько круче (53 градуса) и в верхней трети там надо или спрыгнуть метра на полтора или просто сползти. Падение в этом месте приведет к плачевным последствиям, так как ниже ступеньки кулуар поворачивает, а траектория падения выводит на скалы. Наконец для спуска по третьему из Триффиди необходима веревка, так как в нижней части там 10-15 метров дюльфера. Особенность Триффиди в том, что они находятся совсем рядом с обычным склоном и в них можно заехать просто по незнанию. Спускаясь по трассе, я спросил местного инструктора про состояние снега в кулуарах, ведь уже апрель. Ответ сводился к тому, что “я не даю посторонним справок по самостоятельному спуску в Триффиди, но в верхней части там сейчас лед”. Группка знакомых инструкторов уже завершила спуск по нему и я решил попробовать свои силы. Однако для второго спуска они ушли уже во второй из кулуаров, поэтому я был предоставлен самому себе.

Когда слышишь от знакомых фразу, что в апреле в Триффидях нарыты бугры, воспринимаешь ее фигурально. Однако когда я выехал в верхнюю часть кулуара, я был немало удивлен их наличием. Бугры таких размеров означают, что за сезон этот кулуар прошли десятки или даже сотни людей. Сие впечатляет. После бугров новая неприятность – кусок открытого водопадного льда. Сполз по нему на пятой точке (на прыжок смелости не хватило, все же внизу 400 метров) и можно начинать спуск. Довольно жестко, подрастопленный снег приморозило. Пока траверсируешь нормально, а вот в момент прыжка все же некоторый мандраж. Сразу запотели очки (хочется думать, что это был легкий туман), и вообще очень не хочется падать. Но постепенно расхожусь и в конце даже делаю пару сопряженных дуг. Самооценка опять начинает возрастать. Но вот появились и ее разрушители – из соседнего более крутого кулуара бодро выкатывают гиды, демонстрируя едва ли не идеальную технику катания. Вообще полезно иногда смотреть на профессионалов, особенно когда мысль о собственной крутости становится слишком навязчивой. Зашел разговор о шлеме. Итальянские инструктора, как и положено горячим парням, шлем не носят (но и не комментируют мою голову в оном). Однако молодой англичанин (супер-катальщик) согласен с его необходимостью. Говорит, что на мысль о шлеме его натолкнула открытая ЧМТ после встречи с деревом. Уж лучше я и в Москве буду кататься в шлеме, чем опять не одеть его, как пару лет назад на Чегете. Восстановление себе дороже.

Ля Грав удивителен тем, что спускаясь по стандартному склону всегда можно найти выход в крутенький приятный кулуарчик. Собственно на подобные вещи мы и потратили оставшиеся часы. Надо отметить, что наверное для любого французского курорта существуют гайд-буки с подробным описанием возможностей для внетрассового катания. Там и крутизна склона, и наилучший сезон для спуска, рекомендации и т.п.. И это правильно. На стандартных курортах все нетривиальные места ограничены плакатами, содержимое которых гласит, что катание там происходит на ваш страх и риск. Более того, многие из стандартных спортивных страховок не покрывают травмы, полученные за пределами маркированных трасс. Удерживать от поездок туда особо никто не будет, но и за последствия надо отвечать самому. Грубо говоря, сначала надо затащить пострадавшего товарища на трассу, а уж потом вызывать спасателей. В каждой шутке есть доля шутки. В Ля Граве отсутствует вечерний осмотр склона. Собственно по этой и другим подобным причинам сие место гордо называется “официально внетрассовой зоной”. Поэтому травмировавшись под конец дня где-нибудь в не самом очевидном месте, можно остаться куковать там как минимум до утра.

В конце хочется добавить, что наше Приэльбрусье обладает просто огромным потенциалом для катания и на мой личный взгляд оно в целом интереснее альпийских возможностей. Все зависит от подхода. Если есть желание бороться на склоне за выживание, то здесь милому мне Чегету сложно найти замену. Однако если хочется отдохнуть или надо пристроить некатающуюся половину в то время как сам пытаешься сломать шею в очередном кулуаре, то, очевидно, альпийские курорты дадут колоссальную фору Терсколу и т.п.. Разница в подходе заметна даже в методике обучения новичков во Франции. Человека учат спускаться спокойно, без напряжения, по подготовленным трассам и делают это замечательно. Основная идея в том, что от катания надо получать удовольствие. И это правильно. Но эффект от попадания такого человека на склоны того же Чегета может быть весьма разрушительным. Что ж, везде свои прелести и у каждого свои запросы. Только очень бы хотелось, чтобы мы смогли перенять в той же Европе положительные вещи, сохранив лучшее из своего.

 

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2014 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100