Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Кирилл Стафичук

 

Дневник героя

Правдивый рассказ об одном путешествии с отступлениями, часто лирическими


Монблан
Фото: Дмитрий Михин, г. Москва

Это о моей поездке в Шамони. Время – конец августа 2003 г. Во время путешествия я вел дневник, так что повествование мое будет перемежаться выдержками из него. Остальное воссоздано по памяти.

Не знаю, что и где у меня зачесалось, но решил я поехать в Альпы. Благо в тот момент находился я в Германии, а там недалеко… Хотя все в курсе, думаю. Лето подходило к концу, деревья начали желтеть, близился мой день рождения, который в самом начале осени. С любовью какие-то непонятки. Смысл жизни опять потерян.

Короче, надо было срочно что-то делать. Лучше, конечно, героическое, чтобы человечество меня запомнило молодым и красивым. После недолгих раздумий остановился на варианте справить свой д.р. на вершине высшей точки Западной Европы - горе Монблан. Блин, как это было круто! Я уже с упоением представлял лица всех своих знакомых, когда я, так скромно помолчав, на вопрос, что делал, отвечу: да вот, решил тут д.р. отметить хоть раз по-человечески – не нажраться там в стельку на крыше недостроенной гостиницы наукограда Кольцово, не поплясать в толпе незнакомых людей, а по-нормальному, по-пацански, так сказать, отметить… Ну и дальше в таком духе. Глаза горят, сердце стучит, и рождается образ нового героя, со всеми вытекающими. Так я думал, быстро бросая в свой конкретно потертый стодесятилитровый “Тритон” всякую нужную хрень, типа палатки Robens, горелки Campingas, спальника Salewa… Хотя все в курсе, думаю.

Вот, побросал, значит, и поехал. Естественно, стопом, так как денег было на всю поездку 25 евро. Да, должен сделать небольшое лирическое отступление о том, как я ненавижу автостоп. Приготовились! Мотор!

Блин, как я ненавижу этот автостоп! Если вы еще не предавались этому и только втайне завидовали бравым, типа, ребятам, которые это делали, пожалуйста, не делайте этого ни при каких обстоятельствах! Это вызывает привыкание!! Это может плохо кончиться!!! И вообще, хорошие мальчики и девочки это не делают. Вот.

Так как на сборы у меня ушло всего два дня, то, сидя в грузовике Scania, я мрачно думал о том, что взять забыл. Список вырисовывался некислый, и начинался он фотоаппаратом… Чем продолжался, даже думать не хотелось. Зато шофер попался прикольный - Мартин. По пути мы обсудили плюсы и минусы электронного ограничения скорости грузовиков до 90 км/ч. Притом, что “в старину вот, бывало, сядешь за руль, как долбанешь по газульке, аж уши закладывало!” Поговорили о том, что любовь бывает разная, но в основном сука. Пораскинули мозгами на тему, что “если вон тот козёл на Вольво нам дорогу не уступит, мы уморщим его на ближайшей танкштелле ( нем.: заправка)” (да, извините, здесь и далее перевод мой). Провез он меня довольно далеко. Это начинало радовать.

Когда я вылез из уютной кабины грузовика Мартина, меня сразу застала ночь. Но герои, даже если они только будущие, в таких ситуациях не теряются. Поэтому я смело отошел за заправку и разбил там, по научному выражаясь, бивуак. Он состоял из палатки … и все, в общем. В палатке я быстро сготовил себе пожрать, благо рюкзак был на 60% забит едой, и отдался сну.

Часов в 12 следующего дня медленно выполз на трассу. Ну, в смысле на выезд с заправки, т.к. стоять на автобанах категорически не рекомендуют. Вплоть до задержания полицией или позорной смерти под колесами очередного триумфа немецкого автомобилестроения. Через каких-то четыре часа, хорошо хоть было солнечно, меня подобрал дедок на “Запоре”. В смысле на “Фольксвагене Гольфе”, тут это как “Запор” у нас, хотя в анекдотах они с “Мерсами” сталкиваются заметно реже. Провез меня он недалеко, но и за это спасибо. Далее последовала череда изматывающих пересадок и коротких переездов в сторону Альп, о которых лучше никому не знать, т.к. героизма тут было мало, вплоть до полного его отсутствия. Эта свистопляска продолжалась до 9 вечера. В 9 я покушал спагетти, которые так пересолил, что даже после такого тяжелого дня не смог есть. Но, промыв их водой из-под крана в туалете заправки, все ж покушал. И не зря, т.к. настроение после пищи и горячего чаю заметно улучшилось. А с плохим настроением, скажу я вам, на трассе, выражаясь языком творческой интеллигенции, делать нехрен! Сейчас вам даже одну тайну автостопа открою. Работает, правда, не всегда, но часто. Когда машина со свистом проноситься мимо вас, да еще и в нужную вам сторону, не торопитесь материть урода и метать ему вослед комья грязи. Лучше пожелайте ему счастливого пути и здоровья в личной жизни. Этот добрый посыл обязательно вернется к вам в виде остановившейся машины, которая довезет вас прямо до нужного места. Ну, это в идеале. В любом случае вам это зачтется в вашей небесной зачетке. А это ведь немало, чтобы тут не гнали атеисты-матерьялисты и прочие удоды.

С такими вот высокими мыслями ваш герой подошел к краю платформы, т.е. краю дороги, и задумчиво встал в позу №1, с твердым намереньем нести духовность в массы. Заодно высоко поднял табличку с надписью Basel, это город на границе Германии и Швейцарии, через который, как я понял карту, и лежал путь в Шамони. Тут подошел мужичок, оказавшийся, впоследствии, шофером Михаэлем. “Хочешь в Базель, значит, - говорит, - поехали в Базель”.

У него классная фура. В кузове какая-то ерунда, типа металлического листа. Классно, значит, прем такие в Базель. По дороге выясняем, что любовь, оказывается, совсем не сука, а вполне даже реальная фигня. Он вот сейчас, к примеру, влюблен. И мне советует! Дает мужик! Тут мы внезапно сталкиваемся с одним немецким законом, по которому нужно ехать не более 8 часов, если ты один. Так мы чалимся где-то на заправке и встаем на специальную полосу для фур, где водилы могут поспать. Спим в фуре, там два спальных места. Наутро в дневнике была сделана первая запись.

День 3-й, 22.08.

Вчера на трассе попадались одни владельцы фирм (3 чел). Была типа непруха, а под конец дня как сел на Михаэля, так и поперли до Базеля прямо!

Неплохо сегодня выспался в фуре, с утра Михаэль покормил, вообще отлично. Говорил, что гостей кормить нужно. Я у него гость. Это ж надо! В машине!”

Вот на этой мажорной ноте запись резко обрывается. Значит, я под шум мотора заснул. Проснувшись, обнаружил нас стоящими в очереди на границе со Швейцарией. Пока медленно двигались в очереди, сыграли в шахматы. Ненавижу эту игру! В первом классе я ходил на кружок, всем всегда как лох проигрывал, и через год этих мучений присвоили мне 4-й разряд! И то, как чуяло тогда мое ещё маленькое сердце, только потому, что руководитель был друганом моего папы.

В общем, из уважения к Михаэлю, все ж согласился сыграть партейку. И представьте мой шок, когда я выиграл! Реванш – и я снова победитель! Даже неловко стало. Возил меня человек возил, а я его обыгрываю! Тут, слава Господу, таможня показалась. И снова слово дневнику.

“Мы в Швейцарии! Светит солнце, таможню прошли отлично и быстро. Вчера еще философствовали. Он немного влюблен. Опять ели бутерброды Михаэля, с сыром. Выяснилось, что нам и за Базелем по пути. По карте посмотрели, ему вообще почти туда же, куда и мне – в Монтень, 70 км от Шамони! Вот свезло, так свезло!

Тот же день, вечером:

Я в Шамони! Сижу в центре города, играет джаз. Из фонтана в ритме музыки течет вода, меняя свой цвет в зависимости от тональности.

Чудо, как приятно. Почти 22.00. В центре полно народу. Слушают. В ресторанах под открытым небом нет мест.

Толстый турок танцует, показывая чудеса акробатики.

На последние деньги купил бутылку вина и сырное печенье на закусь.

Сейчас пью. Закусь кончается.

Пробегает стайка девушек.

Знакомая мелодия. Не вспомню, чья. Да и пофиг. Все равно красиво.

Не люблю джаз, но сейчас просто прусь, как сандаль по песку.

Охрененно! Охота плясать. Вот сейчас допью вино, попрошу сыграть калинку-малинку и спляшу!

Оставшиеся 25 центов отдаю музыкантам. Осталась моя счастливая копейка и жетон для супермаркетов. Вообще без денег. Это, наверное, круто. Ладно, завтра подумаю. Сейчас мне уже хорошо. Плывут тени людей мимо. Лает собака. Кричат дети. Музыки больше нет. Слышна французская речь.

Я пьян. Совсем.

Но соображаю. Так мне кажется, по крайней мере. Писать по-русски еще могу. Как я люблю русский язык!!! Второе стихотворение в прозе не напишу, но сильно люблю. Не меньше, думаю, чем Тургенев.

Да… “И все плыве-е-е-ет”! Масяня родная вспомнилась. Посреди всего этого буржуйства. Хотя пару из Питера сегодня встретил…”

Поэтично, да? Все правильно, по-русски. Последние деньги - на вино и на цыган! Дальше слушаем дневник.

“23.08. Да. Нажрался я вчера. С утра вышел побродить в город. Палатку разбил в леске, недалеко от самого Шамони. В кемпинге денег хотят. А их нет. Экономия газа:– воду под какао только пастеризовал.

Движение, как в крупном городе. Пробки. Люди ходят прямо по проезжей части. Это тут нормально.

В магазинах при входе – bonjour, от обилия магазинов снаряжения разбегаются глаза. Цены на снарягу очень низкие, в Германии все то же самое дороже процентов на 20-30.

Часто узнаю немецкую речь. Но нихрена не понимаю – швейцарский диалект, по-моему.

Акклиматизация.

“День 24 месяца августа.

Вчера около 16.00, побродив по городу, ушел в отрыв. Собрал рюкзак и пошел по тропинке в гору. Хороший серпантинчик, иди да иди, хотя без потерь высоты. Выдерживал 16-20 минут хода, после чего перерыв. Да, долго ж я не ходил. Аж 4 года.

Зато, когда встал в 19.30, с километр высоты было набрано и появился зверский аппетит. Захотелось сожрать пару ложек сахару. Так и сделал.

Навстречу попадались люди. Налегке так, вприпрыжку. Вертолетов – как мух.

Сегодня встал в 9.30, буквально в 2 коротких перехода дошел до ресторана Chalet-Refuge du plan. Тут и позавтракал, предварительно приготовив на своей горелке, правда.

Понял, почему туристы вчера попадались мне такие бодрые: у них тут остановка канатной дороги. Выходят тут, покушали, вина выпили в ресторанчике и вниз, как козочки горные, бегут. Дедки всякие, бабульки.

В своих камуфляжных штанах и такой же бандане, весь потный, смотрюсь как суровый житель гор. Рюкзак особенно впечатляет народ. Старый, облезлый “Тритон” вполовину меня размером и весом 35 кг.

Меня же впечатляет мой газ. Уже четвертые сутки на одном маленьком, 230 г, баллоне! Уже второй день думаю, что вот сегодня-то ему точно конец! Поев, встряхиваю - плещется! На ужин еще, пожалуй, хватит.

Что я пью!

Дождевую воду, которая собирается с крыши этого ресторана в большой бак с надписью “non portable”. Не знаю, что это значит, но ниче хорошего, думаю.

Мухи тут глупые: пока не пальцем не коснешься, – не улетают”.

На этом дневник обрывается, так как дела пошли такие, что ни в сказке сказать, ни пером, как говориться, описать.

Вот так вот проходил мой акклиматизационный выход. От ресторанчика я решил податься дальше в горы, чтобы вернуться вниз как раз к вечеру. Набрал высоты, весь устал, часов 6 вечера на часах, вот тропинка вниз. Но не по - геройски это как-то - так просто взять и спуститься. Пошел повыше подняться, типа посмотреть, что там, за вон той горой. Поднялся. Часов 7. Камешки начинают посвистывать вблизи, вечер все же. По скалам уже почти лезу вверх. Ладони потеют. Страшно, блин, становиться. Посмотрел вниз, похолодел. Туда уже не спустишься задом – круто. Видимость низкая – сумерки. Рюкзак тянет. Вверху вообще вертикальные стены. С боку пропасть небольшая, но мне хватит. Паника медленно овладевает душой. Что делать – не знаю. Камни начинают сыпаться чаще. Один ухает метрах в 15 от меня. П.…ц! Потом пытаюсь успокоиться, кладу рюкзак в расселину между камнями, облажу все в радиусе 20 м, нахожу, к счастью, площадку и камень, под которым можно заночевать. Ура! Паника проходит.

Вдруг слышу: внизу кто-то лезет. Выхожу, подаю руку, чувак явно неместный.

- Говорите по-русски? – машет головой, явно не прорубает.
- Do you speck English?
-
No.

Да, думаю. Попал. Последняя надежда: “Шпрехен зи дойч?” - “Oh, ja-ja!”

Супер! Это единственный язык, который я знаю сносно. Он немец, из Касселя, зовут Андреас. Говорим. Он предлагает идти через язык ледника, это километра 2. Соглашаюсь, спускаемся маленько, ступаем на ледник. Это смешно. Кошек и инструментов у меня нет: думал взять их в прокате. А ледник весь в трещинах, и идти – значит постоянно перелезать 3-х-4-х-метровые стенки льда. Мучаемся полчаса, типа, Андреас вырубает мне ступени, залезает и страхует сверху. Я, используя его второй ледорубчик, лезу, - и так постоянно. Говорим. Решаем повернуть назад и забить на этот ледник. Забиваем. Зато я понял, как лазали альпинисты начала 20-го века. Не понял только, как они покоряли серьезные вершины таким макаром.

Идем под тот же камень, я готовлю гречку с тушенкой. Андреас, как и любой европеец, не знает, что такое гречка. У них ее просто нет. У него из еды только спрессованные мюсли. Он - представитель альпийской манеры хождения в горы. Идут от приюта к приюту, едят и спят там, поэтому палатки, коврика и еды у него нет. Только спальник и бивачный мешок. Но все снаряжение просто супер! Завидую.

Кушаем. Гречка ему нравится. Укладываемся спать, перед этим философствуем на высоте 2800-3000 м. Говорим за жизнь. Он довольно крут. Ходит соло. Был, правда, с группой на нескольких семитысячниках в Гималаях. “Но вот только с личным – привет”. Жена ушла к другу. В этом он не одинок. Многие крутые горники, как и вообще крутые туристы, альпинисты, экстремалы,- лезут от проблем. Или проблемы возникают оттого, что они лезут. И с женщинами у них отношения не очень. На этой философской мысли завертываю спальник в тент от палатки, чтобы не намок, и проваливаюсь в сон. От всех стрессов и проблем сегодняшнего дня, как физических, так и духовных.

Утром, часов в 7, бодро встаем, жрем мою быстрорастворимую картошку, пьем чай, и жизнь кажется такой чудесной и простой, что просто чудо! К тому же солнце начинает согревать своими первыми красноватыми лучами, и свежесть горного утра так и щемит в легких.

Быстро, часа за 4 с небольшим, спускаемся в Шамони. Стоп, я не говорю, что было легко! У меня колени после такого темпа просто тряслись! Последние километры я вообще поражался, как можно еще идти так быстро, когда тебе так хреново! Когда колени просто разваливаются от бешеных нагрузок долгого, быстрого спуска; мокрые ботинки, хоть и Lowa, все равно натирают; про “Тритон” с тридцатником и без поясного ремня я вообще молчу! Короче, мы подошли к кемпингу, где стояла машина Андреаса, упали на землю перед этой красной “Пежо”, и только минут через 10 осознали, что здесь есть душ. Душ!.. Нет, я вижу, вы не прониклись. ТАМ БЫЛ ДУШ!!! В кемпинге. Боже, это было просто чудо! Причем бесплатное!.. А потом мы классно пожрали, приготовив какой-то суп-концентрат на супернавороченной горелке Андреаса. И был там еще свежий хлеб! И это было счастьем.

Потом Андреас поехал к себе домой, на прощание подарив мне карту этих мест, банан и 10 евро! Праздник продолжался! На эти 10 евро я исполнил свою мечту, глодавшую меня около 3-х дней. Я купил его. Такой белый! Хрустящий! Нежный! Удивительно вкусный и такой желанный! Багет!!! Как я мечтал о нем, гуляя по городу, когда все французы, от мала до велика, тащили его в своих сумках! На каждом из тысячи и одного ресторанчика были вывешены меню с кусочками этого багета, обмакнутыми в кисло-сладкий винный соус с кусочками авокадо или в нежную гущу сырного Фондю… Короче, это был dream. И вот, он у меня в руках! Так же, как разные нужные нужности. Куда бы поставить палатку? Неохота в лес. Охота, блин, уже пройти в номера!

Что поделать, комфорт расслабляет. И много героев попались в липкие сети комфорта, который засосал их навсегда! Вообще, путешествия на природу еще сильнее привязывают человека к цивилизации. Посмотрите, как эти обросшие, немытые туристы накидываются на баночки кока-колы, гамбургер в Макдональдсе, как они мечтают о душе или изысканных блюдах! Думаете, они там о жареной картошке под дождем в палатке беседуют? Щас! Они там о лососевом суши с нефритовым соусом или креветках, утопленных в винном уксусе!

И вот ваш герой, то есть я, попал в эти грязные лапы и решил заночевать в кемпинге. У него осталось еще 4 евро, а на входе было написано… Ну что написано, он все равно не понял, т.к. не знал французского, а вот напротив картинки с палаткой была цена 4 евро. И подумал герой, что эти тупые франки не смогут вычислить русского партизана, если он по-простому завалит в кемпинг и встанет там на свободное место. И ведь завалил! И встал! Лениво сходил в душ, потом лениво приготовил себе пожрать, со смаком и маслом съел французский багет и пошел знакомиться с дамами. Дам, само собой, не нашлось, где вы видели дам в кемпингах?! Так, туристки одни… (при редактировании текста решил пояснить, что это шутка; без обид, мои дорогие, - искренне люблю туристок!). Зато встретил русскую группу из Москвы. Матерые такие альпы, все в шрамах и щетине, на ногах пластик. Круто, баклан! Они рассказали, что тоже хотели на Монблан, но не пойдут, т.к. погода на вершине из рук вон. И мне, без пластика, шрамов и щетины (хотя не, щетина как раз была), вообще категорически не рекомендуют. Вплоть до… сами понимаете.

Дальше кусок пропускаем, вы и так читать, наверное, задолбались, там из интересного было только то, что франки в кемпинге меня нашли, заставили платить 7 евро, ибо кроме как за палатку нужно было оплатить одного взрослого в этой палатке - 3 евро. За неимением денег и несогласием владельца принять 4 евро без бумажки, герой был отправлен был в полицию, допрошен по-немецки и счастливо отпущен. Правда, уже без 4-х евро: надо ж полиции тоже багеты покупать…

Если вы думаете, когда же, наконец, будет восхождение; когда ваш герой, несмотря на все опасности, изнемогая от полученных ран, из последних сил воткнет российский флаг на вершине Монблана, да еще скажет в камеру о том, что демократия вечна, поблагодарит спонсоров в лице администрации Новосибирской области и лично президента, тогда… не читайте дальше. Этого не будет. К глубочайшему нашему сожалению.

На Монблан герой так и не залез. Даже как-то неловко называть его после такого героем. Пусть буду просто я.

Потом я пошел полазить на другие вершины, погулять по маршрутам, означенным на карте, провел два дня на одной зеленой полянке, полной черники. Там были многочисленные размышления о смысле жизни; о том, почему я тут один и насколько вообще я одинок в этом мире, слезы жалости к себе и любви ко всем людям; думы о смысле своего восхождения на Гору. О последнем позволю себе поподробнее.

В минуту озарения я осознал, даже не побоюсь сказать, мне открылся истинный смысл моего поступка. Оказалось (о ужас), что вся эта операция по отмечанию моего д.р. на вершине Монблана, задумана с целью произвести на кого-то впечатление! Доказать “им всем”, что я тоже крутой, а они не ценят…

А потом мне стало смешно. А потом грустно. А потом легко. И никогда еще мой спуск с гор не был таким радостным и легким, как тогда. Я спустился, поймал машину и счастливо добрался до дома как раз к своему дню рождения. И провел его в кругу моих самых любимых людей – моей семьи.

Так истинные ценности в очередной раз победили демократию! И слава Богу… хотя все в курсе, думаю.:)


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100