Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Интервью >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU:
Легенды альпинизма. Герман Буль
Легенды альпинизма. Курт Димбергер
Любовные игры со смертью. Нанга-Парбат

Автор: Peter Potterfield, www.MountainZone.com
Материал подготовлен: Людмилой Коробешко (Mountain.RU)






Марк Твайт.
Экстремальный альпинизм

С начала 80-х Марк Твайт не раз доказывал, что является одним из лучших альпинистов Америки. Хотя Марк больше известен благодаря своим неоднозначным и вызывающим немало споров публикациям в альпинистских журналах, маршруты, пройденные им, являются одними из сложнейших. Многие из них так ни разу не были повторены, а если и были, то при более благоприятных условиях. Даже его неудачи, как, например, восхождение по Рупальской стене на Нанга Парбате или северная стена Эвереста, вошли в ряд выдающихся легенд альпинизма.

Твайт подходит к альпинизму, как к средству самовыражения и трансформации. С огромной концентрацией и волей он проводит исследование каждой грани предстоящего восхождения и перестраивает себя, чтобы подготовиться к таким восхождениям, как "Deprivation" по северному контрфорсу г.Хантер, Аляска, (43-часовой спринт) или маршрут “Reality Bath”, который Твайт считает самым сложным маршрутом по замерзшему водопаду в Канаде. Некоторые местные спортсмены сразу же понизили этот маршрут в сложности, несмотря на тот факт, что он так никогда и не был повторен.

В интервью с корреспондентом MountainZone Твайт раскрывает подробнее свои взгляды на альпинизм.

Почему ты решил писать об экстремальном альпинизме? (В 1999 году вышла книга Марка Твайта “Экстремальный альпинизм”)

В какой-то момент я понял, что написано очень много книг об альпинизме, но ни одна не отражает то, как люди в действительности совершают восхождения по самым сложным в мире маршрутам. Медленный и размеренный подход хорош при восхождении на не очень высокий вулкан или альпинистский маршрут умеренной степени сложности, но такой подход будет залогом неудачи, если не хуже того, например, на суровой стене на Аляске. Более того, я почти не встретил отражения серьезного отношения к психологической и физической подготовке, к которой прибегают многие восходители перед сложным восхождением. Я думаю, что большинство сильнейших альпинистов признают справедливость большей части сказанного мной, хотя мы можем расходиться в деталях.

Такое впечатление, что в своей книге ты на протяжении всего повествования возвращаешься именно к ментальной, психологической подготовке.

Это самое главное в экстремальном альпинизме. Вся физическая тренировка в мире не поможет, если ты не сможешь противостоять таким психологическим проблемам, как страх и различные формы лишений, или если ты будешь создавать слишком большое напряжение в тех ситуациях, где необходима релаксация.

И что, можно как-то тренировать себя для таких ситуаций?

Конечно. Вы можете сами воспитать в себе такой характер, какой вам нужен, или вы можете заставить себя контролировать свои слабости и делать это таким образом, чтобы не убить себя во время обучения. Я почерпнул многие свои идеи из военных искусств, но есть и другие подходы к этому. Самое главное – признать, что личная трансформация необходима, и найти способ ее осуществления.

Ты пропагандируешь идею двух циклов физической тренировки в год. Почему только двух?

Сложное восхождение сильно истощает организм. Необходимо находиться на пике своей физической формы. Но организм может восстановиться после действительно сложного восхождения и достичь своей оптимальной формы только дважды в год. В своей книге “Экстремальный альпинизм” я расписываю тренировочный цикл, который закладывает основу силы. Непосредственно перед выездом на восхождение вы должны на некоторое время не тренироваться, чтобы дать организму возможность восстановить все свои резервы перед сложным восхождением. Это все очень сложно, я сам до сих пор изучаю, как мой организм реагирует на стресс и от восхождения, и от тренировок.

Ты придерживаешься довольно необычных воззрений на одежду и снаряжение. Например, ты не используешь водонепроницаемые/дышащие ткани, да и вообще не поддерживаешь идею слоев в одежде.

В холодных условиях, когда приходится усиленно работать, стандартный внешний слой дышит недостаточно хорошо, поэтому внутри скапливается достаточно много влаги. С другой стороны, изолирующие ткани дышат слишком хорошо, так что накопленная влага моментально испаряется, как только ты перестаешь двигаться, что вызывает резкое охлаждение. Что касается слоев в одежде, попытки надеть правильное количество слоев для каждого определенного вида деятельности занимают слишком много времени, а на сложном альпинистском маршруте главное – скорость. Во время лазания, я предпочитаю легкий набор слоев: синтетическое термобелье с длинными рукавами, а поверх него – легкий хорошо дышащий защитный слой. При некоторых условиях я надеваю еще один полудышащий слой поближе к телу, чтобы снизить скорость теплоотдачи. Когда я останавливаюсь, то достаю свою страховочную куртку с синтетической прокладкой (а иногда и штаны, если очень холодно) и натягиваю ее поверх защитного слоя. Я пользовался такой системой при восхождении на г.Хантер, и она отлично работала. Такая система легче и быстрее в использовании, чем слои. Конечно, вы могли бы возразить, что дождь погубил бы всю эту систему, но, когда идет дождь, начинают лететь камни, так что пора вообще убираться с маршрута.

Ты имеешь репутацию нетерпимого элитного альпиниста. Насколько это справедливо?

Абсолютно справедливо. Однако, я не переношу позеров, а не тех, кто имеет другие пристрастия. Если кто-то хочет пройти М7 (сложный микст, требующий элементов драйтулинга), забивая шлямбура через каждые полтора метра, – отлично. Думаю, он получит те ощущения, к которым стремился. Но если кто-то пытается выдать какие-то гимнастические упражнения за альпинизм высокой степени сложности, я считаю это чушью. Они так же разнятся, как балет и война.

Первое требует всего лишь физических умений, и может быть достигнуто сравнительно быстро. Для второго необходим сложный синтез физических и психологических умений, а также огромное количество разносторонних навыков. Это может длиться часами или днями. Поддержание на должном уровне работы тела и мозга в течение длительного времени повышает общую сложность. Это все равно, что сравнить еду из окошечка Макавто и настоящую охоту за зверем, долгое преследование, а потом приготовление из него обеда из нескольких блюд. Очевидно, что это не синонимы.

Я совершаю восхождения по своим личным причинам, ради опыта и ощущений, которые меняют меня. Если у кого-то проблемы со мной или моим стилем альпинизма, мне нет до этого никакого дела. Каждый человек имеет право выбирать тот путь, который ему нравится. Единственно, нужно быть честным в том, что ты делаешь.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100