Автор: Олег Педенко, г. Ангарск

Скалолазание в Буруне
(Июнь 2004 г)

Массив в. Купол

Ещё не успели опомниться от Крыма, как уже собираемся в родные Саяны. Ах! Крым – море, солнце, скалы. А Бурун – эх! горы, реки, природа, ну и скалы соответственно. Для нас стало традицией на 12 июня выезжать в ущелье Бурун, пролезть пробитые шлямбурами маршруты на вершину Купол.

В этот раз нас четырнадцать, нашу прошлогоднюю компанию разбавили: Сигл, Катя и Ксюха. До Аршана добираемся на трёх легковых машинах, останавливаемся у позной. Позы хороши, поедаем их с чебуреками, запиваем пивом, т.е. морально готовимся встретиться с горами. Чудеса автостопа - и проходящий мимо грузовик с удовольствием согласился подкинуть нас до начала ущелья. Подпрыгивая в кузове, оставляя позади Тагархайские поля и пересохшие русла речек, глубокой ночью добираемся до места и падаем спать в палатки.

В семь утра мы уже на ногах, воды здесь нет, поэтому мы отправляемся к переправе (около часа ходьбы) варить завтрак. Подкрепившись, идём вверх по реке и к двум часам дня, наконец-то, останавливаемся в цирке Купола. Отдыхаем, купаемся в реке, восстанавливаем силы.

Олег на маршруте Грот

В четыре вечера, мы с Колей выходим под маршрут Грот, а братья Комарики (Олег и Антон Марковы) на Угол. Сменяя друг друга, пролазим четыре верёвки до места, где Грот соединяется с Монашкой, и дюльферяем вниз, получив неописуемое удовольствие. Возвращаемся в лагерь, здесь уже стоят палатки и сварен ужин. Вечереет, на небе скапливаются тучи, а Комаров всё нет. Но вскоре возвращаются и они, довольные, что успели до дождя, хотя до верху им не хватило двух верёвок.

Угол

Утро следующего дня, погодка, что надо. Сегодня у нас с Колей по плану маршрут Угол, но на него также собралась семейка Волосатых (Денис и Катька Веретенины). Подождав полтора часа пока они стартанут, наша двойка (Коля Борисов и Олег Педенко) отрывается от земли, а точнее от снега, который лежит под началом маршрута.

Маршрут Угол – самый длинный, и, на мой взгляд, самый интересный в плане лазания. Первые две верёвки (по 20-25 метров лазание 6в+) это вертикальная щель, которую можно лезть в откидку, либо клиня ноги и руки в щели. Третья и четвёртая верёвки (6а к.с.) – разнообразное лазание с богатым рельефом.

Волосатые на м. Угол, 2-я веревка

Пятая верёвка (50 метров 6а) - сложные катушки, под руки зацепов практически нет, а ноги стоят только на трении. Шестая (50м. 5с) – катушки, но уже по проще, градус меньше, а зацепы попадаются чаще. Она кончается большой травиной полкой (хоть палатку ставь). Седьмая верёвка (45м 5с, местами 6а) – стенка, затем траверс влево с выходом на наклонную полку, переходящую в стенку с вертикальной трещиной. Далее выход на большую травяную полку. (Отсюда до конца бастиона остаётся две верёвки по 50 метров, здесь-то мы и настигли Волосатых). Восьмая (50м 5с, карниз 6с) – наклонные плиты, с карнизом посередине. Девятая верёвка (50м 6а) – катушки.

Выйдя на большую полку после седьмой верёвки, мы с Колей решаем перейти на маршрут Крестик, т.к. погода испортилась, и с минуты на минуту мог полить дождь. Пройдя метров десять влево по полке, я очутился на Крестике, а через несколько минут был уже на станции на верёвку выше (лазание несложное, по наклонным плитам, примерно 5с).

Колюня

Небо совсем почернело и начал накрапывать дождь. Надо было срочно сваливать. По пути подъёма долго, а с вершины бастиона всего три дюльфера влево и ты на земле. Пока я принимаю Колю, Денис кидает мне верёвку и тоже перебирается на Крестик.

На вершине бастиона

Все вместе, мы быстро преодолеваем последние 50 метров и оказываемся на верху бастиона. Тем временем с неба посыпал град, и засверкали молнии. Ощутимо похолодало. Мы в втроем укрылись под нависающей плитой, где капли дождя, задуваемые ветром изредка, но всё-таки попадали на нас, а Волосатый первым поехал вниз.

Над головой сверкнула молния, Коля хотел, было сказать раз, но раскат грома его опередил. Как бы в нас не попало, а то.… Через двадцать минут мы все стояли на земле, а гроза заканчивалась, но совсем не надолго.

Футбольная команда

Дождь продолжался всю ночь, похоронив нашу надежду с утра полезть на Монашку. Днём дождь не шёл, но было пасмурно, а скалы сырые.

Гол !!!

Мы слепили из подручных средств мяч и отправились играть в футбол. Мяч летал плохо, и практически не катился.

Поэтому игра получилась довольно жёсткой и некоторые из нас немного покалечились. Народ постоянно говорил недобрые слова в адрес Гиви (Рома Баженов), который должен был взять нормальный футбольный мяч, но как всегда забыл его дома.

Вечером прощальное застолье и тусовка в домике, перед газовой лампой.

Хижина в камнях

Утром просыпаюсь от криков на улице. По палатке барабанит дождь, а мокрый ветер прорывается внутрь сквозь москитную сетку. Андрюха Кустов уже убежал вниз, а следом за ним Макс Пугачёв и Волосатые, они едут с ним в машине.

Нам спешить некуда, мы медленно перекусываем и собираем вещи. Вдруг нежданно негаданно к нам приходит Сильвер (Женя Кривошеев) с Родственником, и говорит: – “Давай туситься”. Вместе мы спускаемся в зону леса, разводим огромный костёр, жарим мясо, купаемся и выпиваем стратегические запасы водки, чтобы не заболеть. В два часа выдвигаемся вниз.

Идём медленно, по мокрым камням сильно не разгонишься. Да и от дождей уровень воды в реках сильно поднялся, и нам приходиться форсировать их в брод, по пояс в воде. К вечеру всё-таки спускаемся в долину, где за нами приезжает машина.