Автор: Яценко Михаил, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по восточная часть Центрального Тянь-Шаня: совершенной группой в период с 11.07 по 14.08.2018г.

Справочные сведения.

Поход организован при поддержке Федерации спортивного туризма Новосибирской области.

Общие справочные сведения о маршруте количественная характеристика:

вид туризма

к.с.

протяженность активной части похода км. (с учетом k)

Продолжительность похода дн. (Общая (с заездом), ходовая

сроки проведения

горный

шестая

230,4

35 (30)

11 июля – 14 августа 2018 г.

Район похода:

Административное деление:

Республика Кыргызстан, Иссык-Кульская область, Ак-Суйский и Джеты-Огузский районы Республика Казахстан, Алма-Атинская область, Райымбекский район.

Географическое деление: восточная часть Центрального Тянь-Шаня: стык хребтов Терскей Алатау, Сарыджаз, Меридианальный, Тенгри-Таг долина лед .Юж. Иныльчек и р. Иныльчек.

Справочные сведения о районе.

Подробная нитка пройденного маршрута:

устье р. Ашутор Зап. – р. Сарыджаз – лед. Семёнова – связка 1Б: пер. Поиск (1Б, 4100) + в. 4261 +пер. Двойной (2А, 4200) – р. Ашутор Вост.– лед. №61 – пер. Ашутор Вост. (2А, 4600) – лед. Семёнова – пик Семёнова (3А, 5816, рад. через пер. Опасный) – пер. Баянкольский (1Б, 4400) –лед. Зап. Баянкольский (лед.Симонова лед. №89) – язык лед. Баянкол (лед. №91) – лед. Мраморной Стены – пер. Мраморная Стена (3Б, 5711, через пер. Китайский, в. Пограничник и п. Плато) –лед. Сев. Иныльчек – МАЛ – 3Б: пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (3А*, через в. Петька, 6120) + пик Хан- Тенгри (6997) – лед. Семеновского – МАЛ – лед. Юж. Иныльчек – р. Иныльчек –брод на р. Атджайляу – т/б "Атджайляу"

Препятствия на маршруте:

должность

Яценко Михаил Владимирович

6 ГУ: Сев.-Зап. Памир

5 ГР: вост. часть Ц. Тянь-Шаня, Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Памир.

Выс. опыт – пики Ленина, 7134 м. и Е. Корженевской.

Максимальная ночевка – 6400 м.

руководитель, завхоз, финансы

Гуляшов Дмитрий Александрович

5 ГУ: Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Памир, вост. часть Ц. Тянь-Шаня.

Выс. опыт –пик Е. Корженевской, 7105 м. Максимальная ночевка – 6400 м.

фотограф

Немущенко Дмитрий Андреевич

6 ГУ: Сев.-Зап. Памир

5 ГУ: Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Памир, вост. часть Ц. Тянь-Шаня.

Выс. опыт – пики Ленина, 7134 м. и Е. Корженевской.

Максимальная ночевка – 6400 м.

GPS-навигация, хронометрист

Немущенко Данил Андреевич

5 ГУ: Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Памир. Выс. опыт – пики Ленина, 7134 м. и Е. Корженевской.

Максимальная ночевка – п. Душанбе, 6900 м.

реммастер, завснар

Скоробогатько Кирилл Борисович

5 ГУ: Центр. Алтай, Анды, Памир. Выс. опыт – 6500 м.

Максимальная ночевка – 6100 м.

фотограф

Обухов Михаил Геннадьевич

5 ГУ: Сев.-Зап. Памир, вост. часть Центр. Тянь-Шаня.

Выс. опыт – пики Коммунизма, 7495 м., Е. Корженевской, Ленина. Максимальная ночевка –п. Душанбе, 6900 м.

медик

Зиякаев Георгий Ракитович

1. ГР: С-З Памир,
  2. 6 ГУ: С-З Памир,
  3. ГУ: Ц.Тянь-Шань.

Выс. опыт – пики Коммунизма, 7495 м., Ленина, Е. Корженевской. Максимальная ночёвка –п. Душанбе, 6900 м.

зам. руководителя

Во время похода в составе группы произошло изменение: в МАЛе на лед. Сев. Иныльчек с маршрута сошёл К. Скоробогатько с травмой ноги он был эвакуирован на вертолете.

Адрес хранения отчета наличие кино-, фото-, видеоматериалов.

Отчет, фото- и видеоматериалы хранятся в библиотеке Новосибирского отделения Туристско- спортивного союза России, а также у руководителя.

Выпускающая МКК.

Поход рассмотрен Западно-Сибирской МКК СФО № 154 – 00 – 666666664 Новосибирского отделения Федерации спортивного туризма России.

Организация похода.

Общая идея похода.

Идея опять съездить в Тянь-Шань и подняться на пик Хан-Тенгри возникла еще осенью.

Основной костяк группы был известен изначально. В процессе обсуждения концепция мероприятия сложилась почти сразу. Общим пожеланием было: пройти сложный маршрут, проложить его максимально по новым местам и в этот раз все-таки подняться на пик Хан-Тенгри.

Нужно сказать, что большинство участников нашего похода ранее уже посещали данный район.

М. Обухов и Г. Зиякаев – в 2013 г. в составе томской «пятерки» руководитель А. Фатеев. Другие участники – Дм. Немущенко, Д. Гуляшов, М. Яценко – были в восточной части Центрального Тянь- Шаня в 2014 году: в составе новосибирской «пятерки», руководитель М. Яценко.

Поход новосибирцев тогда проходил преимущественно южнее лед. Юж. Иныльчек: Атджайляу – Каинды – Куюкап – Комсомолец… Маршрут томичей – наоборот – начинался не севере, в долине лед. Семёнова… И те и другие, сделав неудачные попытки восхождения на пик Хан-Тенгри, выходили из района по лед. Юж. Иныльчек…

В общем, обсуждали всю зиму, много и активно. В результате, пришли к следующему. Идти «шестерку». Заезжать и выезжать в горы через Кыргызстан. Забрасываться в район похода с севера, в верховья реки Сарыджаз, как можно ближе к лед. Семёнова. Организовать две вертолетные заброски и одну – ногами. За счёт забросок, минимального набора препятствий (только необходимых для категории похода), и минимального количества дневок выиграть время для восхождения на Хан- Тенгри… Выходить из района – по Южному Иныльчеку…

Наибольший исследовательский интерес вызывали долины Баянкольского бассейна. Самой подходящей вершиной для высотной акклиматизации перед Хан-Тенгри нам представлялась Мраморная Стена. Почти все препятствия, как определяющие сложность маршрута, так и не определяющие, планировались на первую и вторую трети похода.

Заявленный маршрут подразделялся на части:

• 1-я акклиматизация (Ашутор),
  • 2-я акклиматизация (пик Семёнова + пер. ЛКТ),
  • Мраморная Стена,
  • Хан-Тенгри,
  • выход из района.

Цели:

1. Пройти поход 6 к. с.
  2. Подняться на пик Хан-Тенгри.
  3. В маршруте охватить три больших географических района – три речных бассейна: Сарыджаз, Баянкол, Иныльчек.
  4. В рамках 1-й акклиматизации обследовать малоизвестный горный узел в верховьях долины Ашутор Западный (узел перевалов Поиск и Двойной).
  5. Попутно «в живую» посмотреть интересные для последующих походов объекты, пути, модули возможных будущих маршрутов (перевалы, вершины, долины…) отснять фотоматериал.
  6. Осуществляя планы на местности, продолжать совершенствовать свои горные технические навыки: скальное и ледовое лазание индивидуальная и коллективная страховка умение ходить по закрытым и разорванным ледникам, а также, находясь в «разорванных» местах, умение чувствовать ледник.
  7. Реализуя тактическую схему маршрута, приобрести физиологически правильную акклиматизацию для восхождения на 7000 м. и, в конечном итоге, увеличить высотный опыт.
  8. Пройти маршрут оптимально с точки зрения безопасности.

Запланированные ключевые точки:

1. траверс 3А: лед. Семёнова + пер. Опасный + пик Семенова + пер. ЛКТ + лед. Одиннадцати
  2. пер. Мраморная Стена (3Б ?6100 через п. Плато)
  3. перевал + вершина, 3Б: пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (3А* ?6000 через в. Петька, 6120) + в. Хан-Тенгри (6997).

Ключевые точки состоявшегося похода:

1. пик Семёнова (3А 5816 рад. с лед. Семёнова через пер. Опасный)
  2. пер. Мраморная Стена (3Б через пер. Китайский, в. Пограничник и п. Плато)
  3. перевал + вершина, 3Б: пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (3А* через в. Петька, 6120) + в. Хан-Тенгри (6997).

Документы.

В данном разделе мы перечисляем все бумажно-документальные этапы и инстанции, которые прошли при организации нашего похода.

В Новосибирске оставили координаторам:

1. Копии маршрутной книжки и карт.
  2. Копию страховых полисов.
  3. Список аптечки и всех медицинских средств, имеющихся на маршруте.
  4. Списки контактов родственников всех участников группы.
  5. Списки консультантов, врачей, членов МКК…

До похода:

1. Покупка авиабилетов.
  2. С собой брали оба паспорта: российский и загранпаспорт. Летели и все оформляли – по заграннику по нему – проще и быстрее. Российский паспорт брали на всякий случай например, чтобы не остаться без документов в походе, если придется оформлять регистрацию очно и сдавать паспорта на долгий срок.
  3. Оформили маршрутные документы – маршрутная книжка в 4-х экземплярах: для МКК, группе с собой, пограничникам и в МЧС.
  4. Заключили договор об услугах спутниковой связи… (См. ниже)
  5. Застраховались. (См. ниже).
  6. Заранее (примерно, за месяц до вылета) в Киргизстан отправлялись сканы загранпаспортов, сведения о маршруте и карты для оформления погранпропусков (в основном) в Ак-Суйский и (вероятно, для выезда из Атджайляу через пер. Чон-Ашу) Джеты-Огузский районы. А также, была переведена оплата за оформление (175 евро = 25 евро х 7 чел. т.к. заранее если срочно - дороже).

Оформлением погранпропусков занимался Игорь Викторович Ханин, ОсОО «Альп-Тур-Иссык-Куль», г. Каракол, ул. Карасаева, д. 154.

+996 555 44 51 74, +996 772 51 73 64, +996 3922 59486, khanin2003@mail.ru

В Караколе перед походом: забрали у И. Ханина уже готовые погранпропуски (фото 1, 2) и, обязательно, копии.

Копии часто пригождаются на блок-постах, где пограничники могут попросить оставить копию или попросить составить список. В общем, проще оставить копию и быть свободным.

Оформили регистрации по месту пребывания (фото 3).

Вопрос этот оставался открытым до последнего момента. В 30 безрегистрационных дней мы чуть-чуть не вкладывались по срокам похода, поэтому регистрироваться было нужно. В туристском приюте, где мы остановились, как оказалось, зарегистрироваться не получится…

Решили так же через И. Ханина. (7.000 сом = 1.000 сом х 7 чел.).

Встали на учёт в МЧС (см. ниже).

В г. Каракол после похода:

Забрали бланки регистрации по месту пребывания.

Для оформления данного документа требуется не только наличие оригиналов паспортов, но и некоторое время. В принципе, в течение всего похода Регистрации нам не были нужны а могли понадобится при везде из страны или при встрече с правоохранительными органами.

Транспорт. Переезды. Размещение в Караколе. Заезд в район похода и выезд.

Самый оптимальный способ переместиться из Новосибирска в Азию это самолет. Дороговато, но экономишь время… Наилучшая компания, по-нашему мнению, - S7: хоть и не самая-самая дешевая, но зато надежная.

Варианта залёта рассматривали два: через Бишкек и через Алматы. Как ни странно, через Казахстан оказалось значительно дешевле – на 3.500-4.000 руб. дешевле.

Стоимость перелета мониторили еще с зимы. Дело это, видимо, бесполезное - цена практически не снизилась. В итоге, билеты мы покупали в июне, примерно, за полтора месяца до похода: Новосибирск – Алматы – Новосибирск (туда-обратно) по 18.037 руб.

Кроме самих билетов сразу оплатили дополнительное багажное место – 2.020 руб. (23 кг.). Рюкзаки окончательно паковали перед самолетом. В результате пришлось еще раз доплачивать за перевес – 5.000 руб.

Помимо этого перевес был и у Кирилла Скоробогатько, участника нашей группы, который летел из Москвы: билет – 24.679 руб., перевес – 3.700 руб.

В г. Алматы (Казахстан) нам было нужно

1. быстро переместиться на автовокзал и купить билеты до г. Каракол и
  2. успеть до конца рабочего дня найти и купить газ.

Самолет сел 11 июля около 14 ч… На городском транспорте с большим грузом перемещаться по городу очень неудобно и долго – лучше на такси.

На двух машинах уехали на международный автовокзал «Сайран», купили билеты на автобус и оставили вещи в камере хранения.

Время отправления нужного нам рейса не меняется вот уже лет 15 – 22.00. Автобусы старые, но сносные чаще всего корейские. Идут в ночь, довольно быстро. Время теряется только на границе: все пассажиры разбирают свой багаж и несут через таможенные терминалы и пограничный мост потом снова грузятся…В общей сложности, на переезд уходит 9-12 ч. Маршрут проходит с западной стороны гор, в направлении Бишкека, через г. Кант и г. Балыкчи (бывший Рыбачье).

Такси аэропорт – автовокзал – 1800 руб за обе машины. Билеты на автобус – 28.000 тенге = 4.000 х 7 чел.

Доплата за багаж – 7.200 тенге = 800 тенге х 9 мест.

Камера хранения – 7.000 тенге (за 12 или 14 мест на полках).

Таким образом, чисто переезд Алматы – Каракол с большим грузом стоит всего телю – ООО «Сатлинк».

Мы потратили не намного больше, включая билеты, багаж, такси, хранение: 51.200 тенге 10.240 руб. 1.463 руб. х 7 чел. чел.

По-нашему мнению, очень даже демократичная цена!

Отметим, что билеты покупали именно в кассах автовокзала у частников выходит подороже… Для сравнения приводим траты на обратном пути из Каракол в Алматы. Опасаясь, что с автобусом можем задержаться и опоздать на самолет, решили поехать на машине. Возвращались вчетвером и заплатили аж 16.000 руб!..

Переезд по восточной и северной дороге, через Тюп и т.д. короче и быстрее – 7-8 ч., но дорожное полотно похуже. Пограничный терминал работает не круглосуточно – только до 18.00.

Основной задачей в Алма-Ате было приобретение газа. Нашли его в достаточном количестве в магазине «Лимпопо» адрес: пр. Сейфуллина, д.534 газ «Трэмп», по 450 гр. (фото 4).

30 баллонов х 2200 тенге = 66.000 тенге = 12.051 руб. курс: 1 руб.= 5,47 тенге

Экономия составила – около 15.000 руб. (более 50!). В Караколе в магазинах газа, кроме «дихлофоса», не найти. На фирмах большие баллоны (450 гр.) предлагают по 12 евро, маленькие (230 гр.) – по 6 евро. Правда, хороший, фирменный – Ковея, Примус и т.п.

(!) Газ, который купили мы, – «Трэмп» по 450 гр. – оказался плохим. Даже на средней высоте достаточно горел только в чашке с горячей водой. Хотя, смесь, как написано на баллоне – всесезонная.
Фото 4. Купленный нами газ Tramp, 450 гр.

…Удивило нас в Алматы местное метро. Почему-то, как нам показалось, оно не пользуется популярностью, и даже в час-пик там вполне свободно. Бесспорно очень хороший вариант транспорта, когда по городу передвигаешься налегке.

Стоимость одного проезда – 80 тенге (16 руб.).

По приезде в г. Каракол (Кыргызстан):

Остановились у наших друзей – Саши, Али – в туристском приюте: ул. Кравцова, д.196 (ныне ул. Шапак, д.196). Приют находится не далеко от центра (базар, магазины, супермаркеты). Есть возможность нормально закупиться и спокойно собраться, расфасовать груз по заброскам. Стоимость проживания – 250 руб./сутки с чел.

За утренним чаем спланировали единственный день.

Первоочередной задачей был закуп провизии на базаре. Базары, обычно, не работают допоздна. Продолжить закупку в маркете можно было чуть позже, а фасовать и собираться – вечером и ночью.

Естественно, разделились. Часть группы уехала к Игорю Ханину: так сказать, объявиться и в общих чертах проговорить самое главное… Остальные отправились в МЧС…

Встретились через пару часов на «нижнем» базаре. Оказалось, что продуктовые ряды на нем основательно сократились. Но все нужные нам продуты все-таки нашли.

Обеденный тайм-аут, ужин (-ы) и пр. трапезы проходили в кафе «Зарина».

Заходим в него всегда, когда бываем в Караколе. Все очень вкусно! Рекомендуем! Находится в центре, на улице Токтогула, рядом с «верхним» базарчиком.

Второе место закупа – маркет «Караван». Тоже на ул. Токтогула, напротив «верхнего» базара. Добираем в нём всё, что не купишь на базарах: масло, сыр, консервы и пр. А в этом году ещё и хороший чай – на базарах не нашли...<

Ближе к вечеру ещё раз встретились с И. Ханиным. Забрали все наши готовые документы. За всё расплатились. Выезд в горы наметили на завтрашнее утро на 7.00 на УАЗе-«буханке». Каракол – Каркара – пер. Турук – Сарыджаз (до р.Ашутор Зап.) – 220 евро. (Ехали от Каркары по р. Турук и, затем, скорее всего, в исток р. Чон-Турук и пер. Актог… Еще один путь – через пер. Караашу и р. Эчкилиташ – ведёт в сам поселок Эчкилиташ…)

Выброску из района похода предварительно запланировали на 12 августа на 15 ч. К этому часу мы должны выйти в Атжайляу, машина будет ждать. Стоимость – 170 евро.

Кроме того, обсудили:

– вертолетные заброски и ситуацию, сложившуюся в связи с аварией киргизского борта…

– дни и сроки спутниковой связи и алгоритмы действия, взаимодействия, поскольку Игорь согласился быть местным куратором нашей группы.

Заезд в Каркару, к посадочной площадке вертолета, был необходим по двум причинам:

1) чтобы не платить за доставку нашего вертолетного груза лишние 70 евро (Каркара находится почти на пути нашего заезда в горы, в Сарыджаз)

2) и чтобы самим договориться с Е. Калашниковой, директором «Ак-Сай Трэвел» о возможности осуществить заброски груза вообще и о стоимости их в частности.

Раньше эти вопросы для нас решал И. Ханин, но в связи с аварией вертолета и работой комиссии по ЧС возникли трудности. Было не понятно, когда и какой борт будет работать в горах. Хотя, все понимали, что какой-то будет точно, и, кроме казахского, другой машины нет.

Короче, после созвона с К. Валиевым, директором казахской турфирмы Kan Tengri Expeditions, Е. Калашникова озвучила нам цифры, мягко говоря, неожиданные: 6$ за кг заброски в МАЛ на Северный Иныльчек и 5$ за кг – на Южный! А изначально кг должен был стоить 3$!..

Т. о., «северная» заброска нам обошлась в 390$, «южная» – 185$.

Аварийные выходы с маршрута.

Для потенциальной аварийной ситуации в данном районе выработать какой-либо универсальный принцип действия, алгоритм или правило довольно сложно. Скорее всего в каждой отдельной ситуации будет свой алгоритм спасательных работ.

Самостоятельный спуск и выход с маршрута возможен:

1. Из долины лед. Семёнова – спуск вниз по долине до р. Ашутор Зап.

2. Из долин Баянкольского бассейна – возврат в Сарыджаз через пер. Семёнова (1Б) или пер. Надежды (1А) или пер. Ашутор (1А). Спуск в Жаргулак и ниже – крайне не желателен. Предпочтителен вылет на вертолете.

3. С пика Семенова – на лед.Семенова и, далее, п.1.

4. С пер. Мраморная Стена и пика Плато – назад к МАЛу Мраморной Стены и, дале, п.2.

5. С лед. Сев. Иныльчек попытаться выйти можно

– в Сарыджаз – через пер. Одиннадцати или

– по лед. Сев. Иныльчек + пер. Мирошкина + пер. Броненосец + лед. Юж. Иныльчек но скорее всего – только вертолет из северного казахского МАЛа…

6. С гребня в. Петка – в казахский МАЛ.

7. С южных склонов п. Петька, пика Хан-Тенгри и пер. Зап. Седло Хан-Тенгри – по лед.Семеновского, через «мышеловку», в «южный» МАЛ и, далее, вниз по лед. Юж. Иныльчек. В любой сложной ситуации, если бы наша группа потеряла способность самостоятельно передвигаться, помочь смог бы только вертолет. Лишь на двух участках можно было прибегнуть к помощи лошадей и автотранспорта:

– от языка лед. Семёнова до р. Ашутор Зап. – лошади ниже – авто

– от языка лед. Юж. Иныльчек, от Ивы до Атджайляу – лошади ниже – авто.

В аварийной ситуации предполагалось действовать по обстановке, учитывая «Правила проведения соревнований спортивных туристских походов. Кодекс путешественника».

Страхование.

На весь срок пребывания в Азии каждый участник был в обязательном порядке застрахован.

В этот раз мы решили воспользоваться услугами компании «Согаз». Оформлял страховки у себя в Томске Григорий Зиякаев так называемый в системе АО «Согаз» пакет «В». С учётом повышающего коэффициента риска (за альпинизм), групповой и корпоративной скидки стоимость на одного человека получилась – 2.451 руб. максимальная сумма выплат при страховом случае – 50.000$ из них только (!) 5.000$ (315.000 руб.) – на экстренные расходы (спасработы, эвакуацию, в т.ч. вертолетом).

На группу были оформлены два полиса (фото 5) и для каждого участника сделаны их копии. В чрезвычайной ситуации любой человек в группе должен знать все нужные телефоны: страхующей компании, обслуживающей компании, номером полиса и т.д.

Спутниковая и сотовая связь.

В Кыргызстане есть несколько сотовых операторов, в т.ч. Билайн, Мегаком. МТС, Теле-2, Мегафон и других российских операторов – нет, но они работают через местных партнеров.

Роуминг МТС, Билайн, Мегафон и т.д. не выгоден. Все вопросы связи решаются при наличии Интернета, Wi-Fi через Whats App и Viber.

Если предполагается много звонков, наилучший способ сэкономить – купить местную сим-карту и для Интернета – тоже. Стоимость – 200-300 сом (около 200-300 руб.). Как и везде много разных тарифов. Звонки в Россию – около 6 руб/мин (определенный тариф почти любой оператор).

В этом году мы приобрели симку Билайн. Wi-Fi пользовалиссь в кафе. В других местах приходилось просто звонить.

На маршруте у нас был спутниковый телефон Иридиум с запасным аккумулятором и солнечными батареями.

В настоящее время Иридиум официально зашёл на рынок связи России, и, казалось бы, должен стать дешевле. Но не тут-то было! Минимальный тариф: 150 минут на 2 месяца (с момента активации).

Стоимость – 15.800 + 100 руб. Чтобы не переплачивать, сим-карту покупали в Москве (ООО «Сатлинк»).

Договор об услугах связи заключили за пару месяцев до похода. О дате активации за две недели, как полагается, отправили электронное письмо на почту представителю – ООО «Сатлинк».

Сим-карту активировали с 12-го июля. Т. о., у нас была возможность проверить работу спутника и, в случае неисправности, устранить её по Интернету или мобильному телефону.

Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут нами пройден почти полностью. Общая схема пути и охват района не изменились, но изменился (в рамках запасных вариантов) набор препятствий. Основная причина – неустойчивая погода в первые две недели похода и, как следствие, потеря времени и смещение графика передвижения. Нам просто не хватало утренних погожих часов для прохождения существенных дневных расстояний.

На первой акклиматизации:

1. Мы не пошли с понижения пер. Двойной на в.4326. Причины: вершина не была определяющей для категории похода для акклиматизации была желательна, но не обязательна сильно портилась погода, усиливался ветер, снег и дождь пошёл уже во время спуска с перевального взлета.
  2. Спустившись в основную долину р. Ашутор Вост., мы решили не ходить пер. Внутренний (1Б). Причины: перевал не определял категорию маршрута из-за непогоды опасались потерять время.
  3. Первая ощутимая задержка произошла в долине лед.№61 (р.Ашутор Вост.) 17-го июля. Причина: сильный дождь и плохая видимость. По графику маршрута и акклиматизации мы за один этот день должны были пройти всю долину, подняться на пер. Ашутор. Вост. и заночевать на его гребне. На деле же нам с утра удалось только зайти на язык ледника и продвинуться по его пологой открытой части. Ближе к обеду началось ненастье, пришлось быстро развернуть палатки и пережидать. Под вечер видимость стала лучше, но впереди просматривались разорванные и закрытые верхние плато ледника. Снимать лагерь смысла не было… В итоге, весь путь на пер. Ашутор Вост. занял не один, а два дня, и эта задержка внесла свои коррективы в общий график похода и повлияла на основное изменение (п. 5, п. 6).
  4. Поднявшись на пер. Ашутор Вост., мы не делали попыток сходить на в. 4694 радиально или перейти ее траверсом и спуститься прямиком на лед. Семёнова. Причины: мы всячески пытались экономить время для более сложных препятствий вершина ничего в походе не определяла и была возможным дополнением в акклиматизации. …Переночевав на перевале, мы просто спустились на юг по классике.

На второй (пятитысячной) акклиматизации были сделаны основные изменения:

1. После ночёвки на пер. Опасный нами было принято решение заменить траверсное прохождение пика Семенова на радиальное. Причины:
  2. не стабильная погода и осадки в виде снега
  3. радиальное восхождение на пик.Семенова (запасной вариант) имеет ту же категорию сложности, что и запланированный 3А-траверс пика Семенова с лед. Семёнова на лед. Одиннадцати через перевалы Опасный и ЛКТ.

Заметим, что 3А-траверс был не самым главным препятствием, но одним из определяющих категорию похода. Он как бы совмещал в себе два отдельных самостоятельных элемента – пик Семенова и пер. ЛКТ.

1. После радиального восхождения на пик Семенова вопрос о прохождении пер. ЛКТ, а вместе с ним и пер. Одиннадцати, оставался открытым. Отказались от них в лагере на пер. Баянкольский. Причины: очередной пик непогоды (сильный ветер, дождь со снегом) нужная нам 3А пройдена (пик Семенова) пройден очередной шаг акклиматизации, хоть и без ночёвки на 5500 экономия времени для главных препятствий. Мы решили больше не задерживаться в данном горном узле и через запасной пер. Баянкольский уходить в Баянкол и на Мраморную Стену.
  2. По пути на пер. Мраморная Стена поднимались на в. Пограничник не по её северо-западному гребню, как планировали, а через пер. Китайский. Причина: в условиях непогоды (ветер, осадки, «молоко») путь через пер. Китайский немного проще, безопаснее и просматривается – можно двигаться, не пережидать.
  3. Задержка при подъеме на пер. Мраморная Стена: вместо двух дней по графику шли аж четыре. Причины: не-по-го-да гребень от пер. Китайский несколько более протяженный, чем северо-западный гребень в. Пограничник.
  4. На пер. Мраморная Стена (на пике Плато) стало ясно, что от запланированного радиального восхождения на в. Мраморная Стена нужно отказаться. При всей её необходимости для акклиматизации (третий (шеститысячный) этап) подниматься на вершину мы попросту не могли. Причины: препятствие – не определяющее мы истратили почти весь лимит времени заканчивались продукты и газ на подъём на перевал мы потратили аж 4 дня (!), а впереди – спуск по более сложной, определяющей стороне препятствия.
  5. Задержка при спуске с пер. Мраморная Стена: как и на подъём, было потрачено около четырёх дней, вместо двух заявленных. Причины: плотное «молоко» в верхней части (на 5000 м.) задержало как минимум на один день…

В общей сложности, на прохождение пер. Мраморная Стена (3Б) – определяющего для похода препятствия – у нас ушло почти 8 (!) дней. Нам всем теперь стало ясно, для чего мы так упорно экономили время и отказывались от малосущественных препятствий!

Кроме того, на переход пер. Зап. Седло Хан-Тенгри и восхождение на пик Хан-Тенгри у нас совсем не оставалось запасных дней. Получалось, если мы потратим на Хан-Тенгри хоть один лишний день (например, в ожидании погоды), нам придется выходить из района не за четыре, а за три дня, что является довольно трудной задачей.

План-график заявленного маршрута.
Дата день пути участок пути заявленного маршрута км. Способ передвижения
11.07 1 Перелет: Новосибирск – Алматы. Закупка газа. Переезд: Алматы – Каракол. Закуп. Документы. Верт. забросоки. - - авиа авто
12.07 2
13.07 3 Заезд в район - авто
Выход на маршрут: р. Ашутор Зап. (брод) – р. Сарыджаз –язык лед. Семёнова 9 пешком
14.07 4 язык лед. Семёнова – долина пер. Поиск – занос заброски 15 пешком
15.07 5 пер. Поиск 1Б – пер. Двойной 2А (высотная ночёвка) +в. 4326 1Б, рад. 4 пешком
16.07 6 спуск с пер. Двойной 2А – р. Ашутор 5 пешком
17.07 7 м. н.– пер. Внутренний 1Б – пер. Ашутор Вост.+ в. 4694 1Б рад, выс. ночёвка 9 пешком
18.07 8 спуск с пер. Ашутор Вост. 2А – заброска, полудневка 4 пешком
19.07 9 подход под пер. Опасный 8 пешком
20.07 10 подъём на пер. Опасный – подъем под вершину пика Семёнова 4 пешком
21.07 11 п. Семёнова – седло пер. ЛКТ 2 пешком
22.07 12 спуск с пер. ЛКТ – лед. 11 – подход под пер. 11 3 пешком
23.07 13 лед. 11 – пер. 11 2Б – сев. гребень, 1-я часть спуска с пер. 11 3 пешком
24.07 14 2-я часть спуска – долина р. Баянкол – под лед. Мрам. Стена 7 пешком
7.08 28 МАЛ – устье лед. Комсомолец 12 пешком
8.08 29 м. н. – поляна Мерцбахера 13 пешком
9.08 30 м. н. – язык лед. Юж. Иныльчек (Ива) 13 пешком
10.08 31 Ива – пер. Обходной 1Б – р. Атджайляу – т/б «Атджайляу». Финиш. 20 пешком
11.08 32 Запасной день   пешком
12.08 33 Запасной день   пешком
13.08 34 Отдых на Иссык-Куле. Переезд в Алматы.   авто
14.08 35 Перелет: Алматы – Новосибирск   авиа
Итого активным способом передвижения должно было быть пройдено км. 175
с учетом коэффициента пересеченной местности: k = 1,2 210

При выпуске маршрута в МКК были оговорены запасные варианты для каждого отрезка пути:

1. На первичной акклиматизации при большой задержке считать пер. Надежды (1А 4000) запасным для каждой из связок перевалов: Поиск + Двойной и Внутренний + Ашутор Вост.
  2. Для траверсного прохождения пика Семёнова (3А) считать запасным вариант: радиальное восхождение на пик Семенова (3А через пер. Опасный) и, затем, чтобы оказаться на лед. Одиннадцати, прохождение пер. ЛКТ (3А) насквозь с севера на юг.
  3. При отсутствии возможности взойти на пик Семенова и/или перейти его траверсом считать запасным вариантом: рад. восхождение на пик Одиннадцати или его траверс (З-В, З-С, С-С) при этом, с целью акклиматизации возможна ночёвка между его вершинами.
  4. При отсутствии возможности подняться на пики Семенова и Одиннадцати (например, по погодным условиям) запасными вариантами для акклиматизации-2 считать:
  5. …лед. Семёнова – пер. ЛКТ (3А) – лед. Одиннадцати – пер. Одиннадцати – пик Баянкол (3А рад. по зап. гребню) – лед. Зап. Баянкольский…
  6. …лед. Семёнова – пер. Баянкольский (1Б) – лед. Зап. Баянкольский – пик Баянкол (3А рад. через пер. Одиннадцати)…

При этом, возможна ночёвка на высоте 5500-5800, на вершине пика Баянкол или около нее.

1. При невозможности перехода пер. Зап. Седло Хан-Тенгри (непогода, отсутствие времени) – спуск из района по лед. Сев. Иныльчек, через перевалы Броненосец и Мирошкина и по лед. Юж. Иныльчек…
  2. При наличии лишних дней считать альтернативным выходом из района: …лед. Юж. Иныльчек – пер. Ачикташ (1Б) или пер. Тюз (1Б) – р. Тюз – пос. Эчкилиташ.

График пройденного маршрута.

Дата день пути участок пути пройденного маршрута км чхв, час набор/ сброс высоты способ передвижения
11.07 1 Перелет: Новосибирск – Алматы. Закупка газа. Ночной переезд: Алматы – Каракол. - - - авиа авто
12.07 2 Закуп. Документы. Подготовка верт.забросок. - - - авто
13.07 3 Заезд в район похода: Каракол – Каркара (верт. заброски) – р. Ашутор Зап. - - - авто
14.07 4 Выход на маршрут: устье р. Ашутор Зап. (брод) – р. Сарыджаз – лед. Семёнова до долины пер. Поиск – занос заброски 12 8,5 +320 пешком
15.07 5 лед. Семёнова – верхнее плато ледника в долине пер. Поиск 3 4,5 +600 пешком
16.07 6 м. н. – связка 1Б: пер. Поиск + в. 4261 + пер.Двойной – р. Ашутор Вост. – переправа через ручей с лед. №60 – лагерь на ручье с лед. №61 9 11 +270 –785 пешком
17.07 7 м. н. – долина лед. №61 – лед. №61 5 5 +370 пешком
18.07 8 лед. №61 – лагерь на пер. Ашутор Вост. (2А) 4 7,5 +700 пешком
19.07 9 м. н. – спуск с пер. Ашутор Вост. – лагерь на лед. Семёнова под-напротив в. 4694 – полудневка сходили за заброской 5 3,5 –800 +200 пешком
20.07 10 м. н. – лед. Семёнова – лагерь под пер. Опасный 8 5,5 +260 пешком
21.07 11 лед. Семёнова – понижение пер. Опасный 4 6,5 +880 пешком
22.07 12 рад. восхождение на пик Семёнова (3А 5816) 2 13 +700 –700 пешком
23.07 13 спуск с пер. Опасный – лед. Семёнова – понижение пер. Баянкольский 4 5,5 –880 +200 пешком
24.07 14 спуск с пер. Баянколький (1Б) – лед.Зап. Баянкольский (№89) – зеленая полка на р. «№89» под склонами в. Баянкол 10 7,5 –1000 пешком
25.07 15 м. н. – лед. Баянкол – лед. Мраморной Стены – тропа по правому борту – ночёвка перед пер. Китайский 6 6,5 –200 +350 пешком
26.07 16 м. н. – пер. Китайский – лагерь на гребне 6 4,5 +630 пешком
27.07 17 м. н. – в. Узловая (в. 4910) 4 5,5 +640 пешком
28.07 18 м. н. – в. Пограничник (в. 4864) – лагерь в начале подъёма на склон п. Плато 4 11,5 +230 пешком
29.07 19 м. н. – п. Плато 2 8 +600 пешком
30.07 20 п. Плато – лагерь между первыми верхними большими разломами 3 8 –400 пешком
31.07 21 м. н. – снеж.-лед. гребень-борт – лагерь перед пологой «рваниной» 3 11 –140 пешком
1.08 22 м. н. – «рванина» – ранклюфт – ночёвка на «балконе» под ранклюфтом 3 12 –420 пешком
2.08 23 м. н. – прав. лед. приток лед. Сев. Иныльчек – лед. Сев. Иныльчек – Сев. МАЛ 11 8 –800 пешком
3.08 24 Дневка 0 0 +0 пешком
4.08 25 Сев. МАЛ – лагерь 4500 3 3 +480 пешком
5.08 26 лагерь 4500 – лагерь 5500 2 6 +950 пешком
6.08 27 лагерь 5500 – в. Петька (6120) – лагерь на пер. Зап. седло Хан-Тенгри (3А*) 3 7,5 +680 –300 пешком
7.08 28 Радиальное восхождение на пик Хан-Тенгри 3 13 +1200 –1200 пешком
8.08 29 лагерь на пер. Зап. седло Хан-Тенгри – лед. 12 6,5 –1800 пешком
    Семеновского – лед. Юж. Иныльчек – Юж. МАЛ
9.08 30 Юж. МАЛ – лед. Юж. Иныльчек –устье лед. Пролетарский Турист 10 5,5 –200 пешком
10.08 31 м. н. – лед. Юж. Иныльчек – поляна Мерцбахера 18 11 –250 пешком
11.08 32 м. н.– Юж. Иныльчек – язык лед. Юж. Иныльчек (Ива) 14 9 –650 пешком
12.08 33 Ива – р. Иныльчек – р. Атджайляу (брод) – т/б «Атджайляу». Финиш. 19 19 –200 пешком
    Ночной переезд в Каракол.       авто
13.08 34 Отдых, баня, сборы в Караколе. Переезд в Алматы.       авто
14.08 35 Перелет: Алматы – Новосибирск       авиа
ИТОГО активным способом передвижения пройдено км. 192
с учетом коэфф. пересеченной местности: k = 1,2 230,4

Высотный график и данные GPS-навигатора.

Высотный график.

Для составления графика использовались данные нашего GPS-навигатора.

В графике приводятся только наиболее важные, показательные навигационные точки.

Данные GPS-навигатора.

устье лед. Комсомолец

42,09,005

079,55,887

Техническое и общее описание препятствий и участков маршрута.

Описание даёмся смешанное: собранная при подготовке уже известная информация техническая информация дневниковые записи.

Всё – в хронологическом порядке.

В справочной части и заголовках высоты приводим из Перечня высокогорных перевалов и по картам, а данные нашего GPS-навигатора вставляем в определённых местах, где описывается данная точка или данный отрезок пути.

Если в тексте нет пометки «орографически» или «по ходу», понимать следует как «орографически».

13 июля 2018 г.

К месту назначения – место впадения р. Ашутор Зап. в р. Сарыджаз – приехали около 16 ч. Машина нас завезла немного выше стойбища, к ровной площадке и ручью с чистой водой. Вокруг широкие травянистые склоны местами заболоченные. Пока готовили ужин и ставили палатки, несколько раз пытался идти дождь. К вечеру погода совсем испортилась: пошел дождь ночью значительно похолодало, посыпал мокрый снег.

Фото 7. Верховья долины р. Сарыджаз: стрелка с р. Адыртор видно устье р. Ашутор Зап.

Выход на маршрут.

14 июля 2018 г.

5.00 – подъём

7.30 – выход. Почти сразу приспустились к Ашутору и на более широких разливах перешли вброд несколько рукавов. Самый глубокий оказался не выше колена. От стрелки рек две ходки по 40 мин. шли по травянистым буграм. Время от времени пользовались колеёй – машины здесь ездили в этом году не раз. При большом желании даже на УАЗе можно доехать почти до самого ледника…

9.20 – выходим на разливы. Идти по сухим ровным руслам довольно удобно. Через пару ходок обедаем. Еще через одну после еды – выходим на язык лед. Семёнова. Ледник крутоватый, полностью открытый, весь в мульдах, но идти стало еще лучше, как по асфальту. За две ходки по леднику доходим под долину пер. Поиск. Ищем безопасное место для лагеря, не на льду. Встаём под склоном правого борта, на «балконе», оставшемся после селя, оползня. Других удобных мест нет.

Фото 8. Устье р. Ашутор Зап. Лагерь на старте. Видны разливы – место брода.

15 июля 2018 г.

Ночью и утром идет снег…

9.00 – немного прояснилось вытряхнули все продукты – формируем заброску.

10.00 – М. Яценко, Д. Немущенко, Д. Гуляшов и К. Скоробогатько потащили заброску наверх. Договорились, что её нужно занести как можно дальше по долине, но идти не более двух часов. По истечение этих двух часов груз закопать в камнях и возвращаться. На все – часа 4… Кроме того, нам надо было под другим углом, сверху вниз, хорошо рассмотреть на нашу боковую долину и соседние и убедиться на 100, что мы правильно понимаем местность.

14.10 – вернулись с заброски. Обедаем и между дождиками сворачиваем лагерь.

15.40 – начинаем подниматься на правый борт, в долину пер. Поиск. За одну ходку вошли в, так называемую, висячую долину ещё ходку сделали по дну долины до ледника по леднику – три ходки. В нижней части ледник открытый в верхней – снег глубиной до 50 см.

19.30 – ставим лагерь.

Фото 9. Брод через р. Ашутор Зап., основная струя.

Фото 10. Ещё один рукав Ашутора.

Фото 11. Травянистые бугры выше устья р. Ашутор Зап.

Фото 12. Начало разливов перед лед. Семёнова.

Фото 13. Поднимаемся на язык лед. Семёнова.

Фото 14. Вид из-под долины пер. Поиск вверх по долине лед. Семёнова.

Фото 15. Вид на южный склон пер. Надежда с лед. Семёнова.

Фото 15. Вид с лед. Семёнова на долину пер. Поиск. Наш путь подъёма.

Связка 1Б: пер. Поиск, 1Б, 4100 + в. 4261 + пер. Двойной, 2А, 4200.

Даты прохождения связки нашей группой: 15-16 июля 2018 г.

Общее время прохождения из долины лед. Семёнова, по долине пер. Поиск, через в. 4261 и седловину пер. Двойной, до р. Ашутор Вост. составило 1,5 дня.

Категория препятствия 1Б обусловлена тем, что перевалы связываются своими не определяющими сторонами. Связки и кошки – желательны, но не обязательны. Все идется просто ногами. Ночёвки возможны на всех отрезках перехода. Воды нет только на в.4261 но может быть добыта на леднике. Данное препятствие хорошо подходит для первичной акклиматизации и как более интересная альтернатива перевалам Надежда и Ашутор а также, как вариант для пер. Двойной - немного проще.

Перевал Поиск, 1Б, 4100 м.

Расположен в самых восточных отрогах хр. Терскей Алатау в горном узле, где берет своё начало р. Ашутор Зап. между в. 4261 и в. 4168 в основании маленького отрога, который отходит от в. 4261 и является правым бортом сначала лед. «Поиск», а затем – лед. Семёнова.

Соединяет верховья долины лед. «Ашутор Зап.», долину главного истока р. Ашутор Зап., и небольшую долину самого нижнего правого ледового притока лед. Семёнова.

Экспозиция седловины: восток – запад. При этом, направление подходов на востоке – почти по прямой линии с юга на север, на западе – с севера на юг.

Определяющая сторона – западная.

Подходы к западному склону перевала логичнее всего осуществлять от р. Сарыджаз по р. Ашутор Зап., затем, по лед. «Ашутор Зап.», открытому в нижней и средней части и закрытому, с трещинами и разломами – в верхней. Всё верхнее плато лед. «Ашутор Зап.» испещрено большими мульдами- воронками… К понижению перевала ведёт снежно-ледовый склон: около 150 м., крутизной 15-25°, с более крутыми «лобиками», мульдами и, наверняка, с трещинами… Для прохождения требуются обязательно кошки и связки…

Наша группа не проходила пер. Поиск насквозь, описание западной (северной) стороны дано по визуальным оценкам. (Описаний препятствия в Интернете и библиотеках отчетов нами не найдено.) Подходить к долине пер.Поиск с южной стороны возможно только по открытому лед. Семёнова. Далее, путь в боковую долину и по боковой долине проще всего по водосбросу, вдоль реки до открытого (без чехла) лед. «Поиск» затем, вдоль его правого (орогр.) края и по его правому краю: пологий «тягун» почти до самой седловины, уклон – 10-15°, местами – до 20° трещин почти нет.

Седловину сейчас в описании имеем в виду ту, в которой были: самая верхняя, на границе снега (льда) и перевальных скал правого борта.

Данные GPS: N42,23,093 E79,58,404 высота – 4172 м.

Тур нами не найден… У нас стали возникать сомнения в месте положения перевала, а вместе с тем и в его категории. На вид западная сторона (часть взлета за перегибом не видна) может тянуть на 2А… Тщетно обследовали скалы по гребню на 100-150 м. в южную сторону. Предположили, что перевальная седловина могла остаться ниже: 1) рыжий проём в скалах правого борта, прямо над местом нашей ночёвки или 2) самое нижнее понижение в скалах правого борта. Проверили только первый вариант – ничего не нашли. До второго – не побежали уже: было далековато и не хотелось терять время.

В настоящее время, анализируя и сопоставляя карты, фото и действительность, пришли к следующему:

1) согласно пятисотметровой топокарте наша седловина не на обозначенной границе снега и скал, а выше, между в. 4261 и снежным «пупырем» 2) этот «пупырь» на самом деле скальный, и весь правый борт – скальный, а не снежный или ледовый, как в карте 3) мы думали, что скалы, где мы искали тур – в. 4168 а на самом деле, в. 4168 намного южнее, южнее самого нижнего седла а мы лазали – по «пупырю» !!!!!!!!!!!!КАРТА, ФОТО

К правильной седловине пер.Поиск с лед.«Поиск», с его средней части, ведет мелко-осыпной склон 20- 30°, 70-100 м.

(Ресурсы: сайте www.nakarte.me  хребтовка на основе топо штабные «пятисотметровки»…)

16 июля 2018 г.

7.40 – выход. Продолжили подъём на пер. Поиск. Связки, снегоступы.

8.15 – на седловине. Поиски тура. Проходим по скалам на юг 100-150 м. Одна связка возвращается в рыжее понижение вторая – уходит к в. 4261… (Встретились на пер. Двойной.)

Фото 16. Зашли в «висячую» долина пер. Поиск.

Фото 17. Лагерь на лед. «Поиск».

Видна самая верхняя в долине седловина, которую мы приняли за пер. Поиск.

Фото 18. Вид на юг с верхней седловины. Лагерь стоял в пазухе ниже рыжей седловины.

Фото 19. Поднимаемся (2-я связка) от верхней седловины к в. 4261.

На вершинке видно 1-ю связку.

Фото 20-а. Вид с в. 4261 на перевальный гребень пер. Поиск.

Фото 20-б. Вид с в. 4261 на лед. «Ашутор Зап.»

Вершина 4261 м.

9.15 – выходим с пер. Поиск вдогонку первой связке в сторону в. 4261. Идем по покатому широкому снежно-ледовому гребню, уклон 15-25°, 500 м. Ледник в районе пер. Поиск и выше похож на перемётный. Ближе к вершине на гребне появляются скалки…

9.45 – узловая в. 4261 на самом верху представляет собой осыпной бугор с небольшим плато. Складываем тур со своей запиской.

Данные GPS: N42,23,153 E79,58,646 высота – 4273 м.

10.00 – спускаемся по широкому скально-осыпному гребню в понижение пер. Двойной 15-25°, 500 м.

10.15 – пер. Двойной. Начинается дождь, порывы ветра…

Фото 21. Вид с в. 4261 на пер. Ашутор Вост. и в. 4694. Хорошо видно плато пер. Внутренний.

Вверху правее центра, на горизонте – п. Семёнова. Фото 22. Вид с в. 4261 на юго-восток.

Перевал Двойной, 2А, 4200 м.

Расположен в самых восточных отрогах хр. Терскей Алатау в горном узле, где берет своё начало р. Ашутор Зап. между в. 4261 и в. 4326 в водораздельном хребте между р. Ашутор Зап. и р. Ашутор Вост. Соединяет верховья долины лед. «Ашутор Зап.», долину главного истока р. Ашутор Зап., и боковую долину самого верхнего левого истока р. Ашутор Вост.

Важно сказать, что в некоторых источниках (www.nakarte.me и на топо-хребтовке) данному перевалу обозначают еще одну седловину: между в. 4261 и доминирующей здесь в. 4401.

Экспозиция обеих седловин: восток – запад. Определяющие стороны – западные.

Подходы к западному склону перевала (в правильную первую седловину) логичнее всего осуществлять от р. Сарыджаз по р. Ашутор Зап., затем, по лед. «Ашутор Зап.», открытому в нижней и средней части и закрытому, с трещинами и разломами – в верхней. Всё верхнее плато лед. «Ашутор Зап.» испещрено большими мульдами-воронками, поломано… К понижению перевала ведёт снежно-ледовый склон: около 250 м., крутизной до 30°, с более крутыми «лобиками», мульдами и, наверняка, с трещинами… Подходы ко второй седловине с запада (юга) такой же, как к пер. Поиск и, затем, выше, прямо по лед. «Поиск» или по гребню, как шли мы, через в. 4261… Спуск на восток – правее, в соседнем цирке (относительно первой седловины).

Для прохождения требуются обязательно кошки и связки, а также, возможно, перильная или промежуточная страховка…

Наша группа не проходила пер. Двойной насквозь, описание западной стороны дано по визуальным оценкам. (Описаний препятствия в Интернете и библиотеках отчетов нами тоже не найдено.) Седловина пер. Двойной – широкая, осыпная с разрушающимися скальниками.

Данные GPS: N42,23,281 E079,58,651 высота – 4231 м.

Тур – примерно, по центру. Сняли довольно древнюю записку: разведотряда группы Попчиковского экспедиции ЦСТЭ от 4 августа 1973 г., Теплухин (г. Фрунзе) (фото 23).

Получается, что данный перевал последний раз посетили 45 лет назад и, похоже, единственный раз!

10.30 – чтобы начать спускаться, сместились из седловины по скалам гребня на север, на 50 м.

10.40 – заходим в кулуар: мелко- и средне-каменистая осыпь 25-35°. Двигаемся вдоль снега (льда), серпантином, плотной группой. Через м.200 выходим с камней на ледник. Снег глубиной 10-30 см., мокрый, но держит без кошек… Вовсю льет дождь…По краю ледника забираем левее, как бы за плавный поворот ледник становится круче – перепад с трещинками обходим по осыпному левому склону борта. Ниже ледник плоский и спокойный. В общей сложности через 500 м…

11.15 – приваливаемся, смотрим путь. Ниже нас ледник поворачивает довольно круто направо…

11.40 – продолжаем спускаться по левому краю ледника, по его большой кривизне (справа, по малой кривизне – трещины…). Через 500 м…

12.00 – входим с языка на морены (200-300 м.), после морен – непротяженные разливы, сухое дно озера и озерцо, зажатое моренными буграми. Проходим по левому берегу озерца и прямо в проем. За ним…

12.30 – привал. Сильная гроза – с неба сыпет крупный пенопласт!.. После привала 500-700 м. по моренам и начинается трава. Переходим на левый склон долины. Идем вдоль ложбины. Сбрасываем метров 300-500 и перепрыгиваем на центральные травянистые бугры-морены… Доходим до их конечного лба, под которым стекаются два ручья, и…

13.30 – встаём на обед. Ниже по реке хорошо виден каньон с крутым водоскатом. Проход где-то левее. Во время отдыха обговариваем дальнейшую стратегию…

14.30 – продолжаем путь по альпийским лугам.

14.45 – подошли к сбросам: до 40-45° трава, кусты.

15.25 – все допускались в долину р. Ашутор Вост. Привал.

16.10 – идем дальше: простой брод через речку, которая течет из долины пер. Двойной. Далее, двигаемся по левому (орогр.) берегу вдоль Ашутора.

Поскольку уже принято решение экономить время и не ходить пер. Внутренний, ищем место для переправы. Для этого приподнимаемся выше стрелки р. «№60» и р. «№61». Падение русла и скорость течения р. «№60» довольно сильные. Натягиваем веревку по воздуху и организуем «трамвайчик» для рюкзаков. Сами прыгаем налегке с палочками по камням.

18.00 – двигаемся вдоль р. «№61».

18.30 – через 300-400 м. на верхней траве , над каньоном, встаём лагерем.

Фото 23. Записка с пер. Двойной.

Фото 24. Начало спуска с пер. Двойной. Вид на перевальный гребень Двойного и в. 4261 в тумане.

Фото 25. Начало спуска с пер. Двойной: восточный склон.

Фото 26. Привал под восточным склоном пер. Двойной. Снежный бугор – в. 4261 левее – в. 4401.

Фото 27. Вид на восточную долину пер. Двойной. Самого перевала не видно. Серые разливы – место обеда.

Фото 28. Вид из «висячей» восточной долины пер. Двойной на верховья р. Ашутор Вост.: по центру – в. 4354 левее неё - наша долина (лед. №61) правее – долина пер. Внутренний и лед. №60

Фото 29. Долина р. Ашутор Вост. Переходим речку из-под пер. Двойной двигаемся к стрелке рек лед. №61 и лед. №60.

Фото 30. Навесная переправа для рюкзаков через реку лед. №60. На среднем пятне травы, справа – будем ночевать.

Фото 31. Рюкзаки – по верёвкам, а сами – по камням…

17 июля 2018 г.

С утра погода портится, накрапывает дождь. Снизу вверх по долине тащит облака.

8.00 – выход. Одна ходка до морен и её две – до лед. №61.

9.45 – язык лед. №61. Визуально определяется три языка… Заходить на ледник удобнее всего по левому (по ходу) языку, по более сглаженному, хоть и с большей кривизной…

Мы же – поперлись правее. Пришлось как-то сложновато заходить на тело ледника, а потом лазать по ложбинам, между ледовыми гребнями и мульдами…

13.15 – встаём на привал. Идет дождь. Все вокруг затянуто. Решаем обедать, а чтоб не мокнуть – ставим палатки… Видимость стала нормальной только к вечеру, около 18 ч. Идти дальше, конечно, нет смысла, разбираем рюкзаки и ночуем…

Фото 32. Сухие разливы перед языками лед. №61.

Фото 33-а. лагерь на лед. №61. На заднем плане – гребень пер. Карасай.

Фото 33-б. Вид из лагеря на лед. №61 на пер. Ашутор Вост. (по центру). Слева направо: снежные гребни вдалеке – пер. Харьковский Политехник правее них – в. 4636 ещё правее – пер. Ашутор Вост. Самая высокая гора – в. 4694.

На переднем плане – три «пупыря» наш путь – по самому правому из трёх, вдоль границы снега.

18 июля 2018 г.

Перевал Ашутор Восточный, 2А, 4600 м.

Даты прохождения перевала нашей группой: 18-19 июля 2018 г.

Общее время прохождения перевала от плоского лед. №61 до второго правого ледового притока лед. Семёнова, составило немногим более 1 дня.

Данные GPS: N42,20,446 E80,03,617 высота – 4559 м.

Согласно Перечню высокогорных перевалов данный перевал входит в тройку самых высоких перевалов в НЕ высоких горах района (хребты Терскей Алатау, Катта-Ашутор, Адыртор и пр. к северу от хр. Сарыджаз). Такую же высоту имеет пер. Сигитова и на 50 м. выше – пер. Харьковский политехник. Категория сложности у всех трех одинаковая – 2А.

Высотность всех трех перевалов учитывалась нами при планировании акклиматизации. Предпочтение отдали Ашутору Восточному, поскольку посчитали его место нахождение более удобным для нас…

Расположен пер. Ашутор Вост. в самых восточных отрогах хр. Терскей Алатау в отроге, который является правым бортом лед.Семенова и разделяет эту долину от долин Баянкольского бассейна (р. Ашутор, р. Карасай, истоки р. Сарыкойноу – лед. Баянкольский Зап.) между в. 4694 и в. 4636.

Соединяет боковую долину второго правого притока лед.Семенова (долину пер. Семёнова) и долину одного из главных истоков р. Ашутор Вост. (долину лед. №61).

Экспозиция: север – юг. Определяющая сторона – северная. Наша группа прошла перевал с севера на юг.

…С утра, не смотря на облака, видимость намного лучше. От палаток хорошо виден весь северный склон и понижение пер. Ашутор Вост… Днем становится совсем ясно…

8.00 – выход. Одна ходка по леднику. Пару ледовых речек перепрыгиваем. Направление держим, примерно, на доминирующую в. 4694. Нам нужно с нашей центр.ветки лед. №61 перейти на (орогр.) левую ветку, уровень которой на 100-150 м. выше, как бы на следующем «этаже». По ледопаду (правее по ходу) идти не вариант. Ветки разделяет гребешок от места лагеря выглядит как гряда осыпных бугров лучше идти по одному из этих бугров или по ложбинам между ними.

8.40 – привал под самым правым бугром. Надеваем каски. Пока без кошек поднимаемся по осыпному гребешку вдоль снега: средне- и мелко-каменистая поверхность, от 20-25° внизу до 40° в верхней части. Вверху «сыпуха» смёрзшаяся и почти не держит. Пытаемся идти чуть правее по снегу. Бесполезно. Надеваем кошки и быстро

9.40 – выходим на макушку бугра. Привал. Справа по ходу хорошо видна восточная сторона пер. Внутренний… Кошки снимаем, надеваем снегоступы, связываемся.

Дальше путь около 1 км. лежит по снежно-ледовому гребню, широкому и покатому. Уклон 10-25°. Иногда на выгнутых местах встречаются трещины. Ведущий время от времени не глубоко проваливается. Ооочень выручают снегоступы! Снег глубиной 0,5-1 м… Вверху гребень плавно переходит в большую «подушку» (300-400 м.) с «подушки» – плавный переход на полку под перевальным взлетом. Над полкой – горизонтальные серраки правее них – взлет пер. Ашутор Вост.

13.20 – долгий привал на полке. Полка почти горизонтальная, 150 м. в длину и 50 м. – в ширину.

С пройденного гребня, с «подушки» и полки хорошо виден не только пер. Внутренний, но и (сразу за ним) широкое понижение пер. Надежда выше, на горизонте четко различается пройденный нами вост. склон пер. Двойной видна доминанта того горного узла – в. 4401 ФОТО!!!.. Под нами как на ладони просматривается пер. Карасай и весь водораздельный гребень между долинами Ашутор Вост. и Карасай ФОТО!!!

Вдоль этого водораздельного гребня и мимо пер.Карасай идет альтернативный путь на пер. Ашутор Вост.: по нижней и средней части, до большой снежной «подушки» и полки…

14.10 – идем дальше по-прежнему связанные и в снегоступах. Поднимаемся сразу справа от серраков, от края к краю. Склон перевала 20-25°, 50-70 м по ширине, через 70-100 м. становится шире её через 100 м. переходит в широкий снежно-ледовый перевальный гребень. Понижения как такового практически не заметно. Место перевала скорее является плечом в.4694.

15.20 – перегиб. Мы – на пер. Ашутор Вост. Тур пока искать негде. Вкапываем лагерь… Разведку (куда спускаться) оставляем на вечер или на завтра… Со стороны долины Сарыджаз тянутся тяжелые тучи… На в. 4694 не идем.

Фото 34. Почти прошли плоский лед. №61 – подходы к перевалу закончились.

Начинается технический подъём на Ашутор Вост.: сначала на «пупырь» вдоль снега.

Фото 35. Путь к пер. Ашутор Вост.

Фото 36. На пути к пер. Ашутор Вост. Сзади – плато пер. Внутренний.

Фото 37. Переход с «подушки» на полку под пер. Ашутор Вост.

Фото 38. Привал на полке под взлётом пер. Ашутор Вост. Дальнейший путь – от края к краю серраков.

Фото 39. Вид с пер. Ашутор Вост. на юго-восток: слева – пик Одиннадцати по центру – пик Семёновва правее последнего – пер. Опасный. Наш будущий путь на пик Семёнова – по границе света и тени.

19 июля 2018 г.

Ночь – ясная и морозная, со слабым ветерком…

Утром хребет Сарыджаз предстал перед нами во всём своём великолепии! В лучах восходящего солнца с максимальной четкостью можно было различить и рассмотреть каждую вершину, перевал, гребень…

Перед выходом, надев всю горную амуницию, предпринимаем вылазку: в связке и в кошках приспускаемся прямо вниз в южную сторону. Пройдя, буквально, около 50 м. из-за перегиба появились камешки. Оказалось, что под лагерем в 50 м. по высоте – сплошные скально-осыпные склоны, а ледник лежит шапкой и куполом только на гребне! Для нас это было полной неожиданностью. Мы ожидали увидеть какой-то снежно-ледовый склон с контрфорсами и гребешками…

К слову говоря, на пятисотметровых топокартах весь южный склон нашего перевала и склоны в.4694 показаны голубым цветом, т.е. покрытые льдом и снегом.

7.40 – выходим в связках и кошках. Проходим вдоль камней 100 м. вправо, до удобного кулуара. Обследовали все камни – тур так и не нашли. Свой складывать не стали.

8.10 – сняв кошки и связки, начинаем спуск. В верхней части кулуар не широкий – 10-20 м. 30-35° разрушающиеся скалы, умеренно замусоренные. Часто встречаются пробки, уступы, большие глыбы. Но всё идётся ногами. Двигаемся плотной группой, серпантином… В средней части спуска кулуар расширяется до 50 м., становится поположе, соединяется с таким же кулуаром слева. Под ногами становится намного больше осыпной массы. Встречаются «лифты» – участки мелкой щебёнки… В нижней части все кулуары и наш тоже расширяются и переходят в сплошной осыпной (разнородный) склон, 25-15°… Общая протяженность спуска – 700-800 м. сбросили около 500 м…

– выходим на плоский ледник (второй правый приток лед. Семёнова, который течет с пер. Семёнова), отдыхаем, переодеваемся.

В качестве вывода: пер. Ашутор Вост. полностью соответствует своей категории – 2А. Интересный хорош и как определяющее препятствие для походов 3-4 к. с., и как акклиматизационное – перед более сложными и высокими перевалами и вершинами.

Для прохождения перевала от участников требуется опыт прохождения препятствий – 1Б-2А к. с. Необходимо всё индивидуальное горное снаряжение: каска, кошки, ледоруб, обвязка, карабины, индивидуальный ледобур, спусковуха, жумар. Последними мы не пользовались, но понадобиться они могли, могут в любой момент… Очень желательно иметь снегоступы…

Общественное снаряжение: верёвки для связки групповые ледобуры, если нет индивидуальных. Движение с севера – почти всегда в связке, одновременно в снегоступах, местами – в кошках.

С юга – немного в кошках, связках и, далее, просто пешком.

В иной погодной ситуации, в другой сезон вполне возможно отсутствие снега в верхней части перевала. В этом случае группе понадобятся ледовые навыки скорее всего верхнюю часть нужно будет проходить по перилам или попеременно. Путь, возможно, усложнится из-за трещин.

И ещё, нам кажется, это интересно!

Находясь на перевальном гребне Ашутора, мы не увидели к западу от него никакого повышающегося гребня, кроме слабого возвышения в. 4636 сразу после в. 4636 гребень быстро понижается в сторону пер. Семёнова… При этом, мы знали (из материалов подготовки к походу), что за в. 4636 должен быть пер. Харьковский Политехник, который выше нашего на 50 м. Разница в высотах не большая, но заметной – должна быть.

В связи с этим просмотрели данный узел с других обзорных мест: пик Семёнова (фото 56, 65) и при подъёме на пик Плато (фото 95, 98). Похоже, что с Харьковским перевалом что-то напутано…

Согласно «залитой» в наш GPS-навигатор карте, высота в. 4694 составляет 5070 м…

Как и говорили выше, проверить (подняться на неё) у нас не получилось. Судить со стороны трудно. Откуда взялась эта цифра – пока не нашли… (Фото 56, 65, 95, 98)

9.45 – по правому краю ледника бежим вниз до основного лед. Семёнова. По пути ищем место для лагеря. Хочется встать на камнях. На осыпных склонах в.4694 – под наклоном неудобно. Смотрим места на поверхностной морене – тёмная полоса камней тянется по правому краю лед.Семёнова…

10.20 - встаём около большой мульды с озером. Полуднёвка. Отдыхаем после первой части похода. Часа за три сходили за заброской – начали готовить обед…

Фото 40. Перевальные скалы Ашутора Восточного вид на запад на 50 м. ниже лагеря, сразу за-под ледяным панцирем гребня.

Фото 41. Перевальные скалы Ашутора Восточного вид на восток. Гребень быстро понижается в сторону пер. Семёнова. Спускается 2-я связка.

Фото 42. Спуск с пер. Ашутор Вост. по кулуару южного склона. Скалы и небольшие глыбы в верхней части.

Фото 43. Кулуары южного склона пер. Ашутор Вост.

Фото 44. Вид с лед. Семёнова на южный склон пер. Ашутор Вост. Слева – в. 4694 справа – видимое понижение пер. Семёнова.

По центру – язык панциря шли в соседнем от него кулуаре и через один.

Фото 45. Западная долина пер. Сигитова. Вид с лед. Семёнова.

Фото 46. Путь вверх по лед. Семёнова до поворота…Слева виден пик Семёнова.

20 июля 2018 г.

8.10 – выход. Идем вверх по правому (орогр.) краю лед. Семёнова. За одну ходку проходим

9.05 – боковую долину пер. Сигитова, 2А (первый правый приток лед. Семёнова фото 45) и

9.20 – приваливаемся под небольшим совсем сглаженным ледопадцем (фото 46)… Напротив хорошо виден вост. склон пер. Мушкетова.

9.30 – вторая ходка. Пока ещё без кошек и связки заходим на ледопадец. В данном месте лед.Семёнова выворачивает из-за поворота, из-за склонов в.4548, и своим правым краем наезжает на эти склоны - образуется много трещин. Спокойно обходя их и перепрыгивая, мы постепенно заворачиваем налево. Ледник ещё открытый, но всё чаще встречаются снежные перемёты и заметённые трещины, похожие друг на друга.

10.15 – приваливаемся. Решаем связаться…

10.40 – идём дальше. Ледник быстро уходит под снег. Надеваем снегоступы. Вскоре трещины перестают быть заметными. За 3 и 4 ходки пересекаем широкие поля лед. Семёнова по диагонали направо и вдоль левого борта доходим до верхнего ровного плато.

13.30 – ставим лагерь, немного не доходя покатого гребня, по которому поднимаются на пер. Опасный.

Два последних дня (19-20 июля) по нагрузке получились половинчатыми. В иной ситуации спуститься с пер. Ашутор Вост., сходить за заброской и подняться под пер. Опасный можно было за один день…

Мы израсходовали – два. Подобная расточительность в отношении времени оправдана тактикой похода:

1. Для акклиматизации нам было просто необходимо, переночевав на максимально высоком месте (пер. Ашутор Вост.), спуститься и переночевать в максимально низком (стрелка основного лед. Семёнова и его второго правого притока).
  2. После первой части похода, перед следующим высотным препятствием (пик Семёнова, 5816) нужна была хотя бы полуднёвка а также, немного времени, чтоб сбегать за заброской и распределить её.
  3. Участок пути от места полуднёвки до лагеря под пер. Опасный – не протяжённый на пер. Опасный во второй половине дня подниматься не безопасно, особенно в верхней части…

Форсировать ситуацию смысла не было. Оставалось, как говорится, только выдохнуть и копить силы.

Фото 47. Привал за поворотом лед. Семёнова. Надеваем снегоступы. На заднем плане – широкое понижение пер. Мушкетова.

Фото 48. Лагерь под пер. Опасный. На заднем плане: первая ступень, наш гребень и пик Семёнова.

Пик Семёнова, 3А, 5816 м.

(радиальное восхождение с лед. Семёнова через пер. Опасный).

Вершина находится в центральной части хр. Сарыджаз, между перевалами ЛКТ и Опасный. Является второй по высоте вершиной хребта после п. Баянкол (5841,8).

Посещается раз в несколько лет. Известный нам предыдущий раз – 2012?? год траверс З-В в рамках туристского похода 6 к. с. группой туристов НГУ из Новосибирска, руководитель О. Мешков.

Наиболее простой маршрут на вершину – с лед. Семёнова через пер. Опасный. Наша группа поднималась по этому же пути. Даты восхождения: 21-23 июля 2018 г.

Общее время восхождения с плоского лед. Семёнова и возврат на него составило 2,5 дня.

Для успешного прохождения п. Семёнова каждый участник в группе должен иметь в своём арсенале все снежно-ледовые горные навыки и обладать хорошими навыками коллективной и индивидуальной страховки. Кроме этого, у всех обязательно должна быть соответствующая высотная акклиматизация.

Снаряжение: весь набор личного горного очень нужны снегоступы, альпенштоки верёвки для перил и связок, ледобуры, петли, карабины.

21 июля 2018 г.

Северный склон пер. Опасный, 2Б.

Расположен в центральной части хр. Сарыджаз, между п. Семёнова и не знаменательной в. 5240. Экспозиция: север – юг. Определяющая сторона – южная. Северная сторона, примерно, 2Б к. с. Соединяет верховья лед. Семёнова и боковую долину одного из правых притоков лед. Сев. Иныльчек.

Изначально пер. Опасный был категорирован как 3Б в настоящее время он «раздет» до 3А.

Согласно Обзору района по высотному Тянь-Шаню, автор А. Джулий: «…Опасный же – это, наверно, самый безопасный перевал здесь. И довольно интересный к тому же…». http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1164

Касаться южной стороны в описании мы не будем, поскольку она не относится к нашему маршруту и нами не изучалась спуск с пер. Опасный не планировался даже в аварийном варианте.

Подъём на пер. Опасный с северной стороны происходит по покатому снежно-ледовому гребню в. 5240. Под снежно-ледовыми склонами в. 5240 и соседних в. 5343, в. 5322, в самой нижней части, ледник образует огромную ступень, уровень которой на 50-100 м. выше основного ледника… Чтобы выйти на гребень, нужно сначала подняться на эту ступень…

7.00 – выход. Идем сразу в связках прямо к «дороге», которую наметили ещё вчера. На пологом леднике наст держит почти всех. При подъёме на ступень начинаем проваливаться выше колена – надеваем снегоступы. Уклон – 20-25°. На перегибе при выходе на ступень осторожно перебираемся через трещину.

7.45 – приостанавливаемся на ступени. Наклон поверхности 10-20°. Далее направляемся прямо к началу нашего гребня. Идётся хорошо во многом благодаря снегоступам. Периодически встречаются трещины обнаруживаем их путём проваливания. Путь по ступени – 500-600 м.

8.40 – привал перед взлетом на пупырь с первыми скалками наверху. Это – примерное начало гребня. Сам гребень протяженностью около 1 км. 25-35°. Взлет на пупырь до 30° – снегоступы еле держат.

9.50 – у следующих камней останавливаемся опять. Снимаем снегоступы кошки пока не надеваем. Дальше передвигаемся по редким камням и неровностям направление – на верхний ледяной лоб.

11.15 – под лбом, на уровне верхнего камня надеваем кошки. На лбу пара забитых разломов за перегибом лба – большая трещина…

13.00 – аккуратно перебираемся через нее рядом, в затянутом месте. Затем траверсируем снежный, довольно лавиноопасный склон: 200 м., 30-35°.

13.30 – мульда перевала. ( Данные GPS: N42,17,236 E80,06,335 высота – 5098 м. ) Внутри неё не мало трещин, и сильно сквозит. Где ставить лагерь, пока не понятно. Предпринимаем разведку на восток по перевальному гребню. Тура, естественно, нет. Везде также сильно дует, и нет никакого укрытия. Мульда – самая нижняя точка в понижении Опасного и самое подходящее место для ночёвки… В результате, втыкаем палатки в мульде между трещин…

Во второй половине у М. Обухова появились признаки простуды: кашель, температура, насморк. Ночью наблюдаем за состоянием…

Фото 49. Начало подъёма на пер. Опасный: 1-я связка начинает подниматься на ступень ледника. Слева – пик 11-ти по центру – пик Семёнова перед пиком Семёнова чётко виден наш гребень, спускающийся с в.5240.

Фото 50. Приближаемся к основанию гребня по ледовой ступени. Путь по гребню начинается из-под первых (видимых здесь) камней.

Фото 51. Путь по гребню, выводящему на пер. Опасный от камней к камням, под ледяной лоб.

Фото 52. Верхняя часть гребня. Подходим к ледяному лбу дальше – влево между лбами, по забитому разлому.

Фото 53. Траверс склонов в. 5240, от лбов до мульды на пер. Опасный.

Фото 54. Мульда на пер. Опасный – самая низкая точка понижения пер. Опасный наше место штурмового лагеря.

Фото 55. Пик Семёнова и наш путь на его вершину.

Фото 56. Вид со склона пика Семёнова (с нижнего поля) на седловину пер. Опасный. Наш лагерь – левом понижении. На ближнем плане хорошо видна в. 4694 в снежно-ледяном панцире, на плече которого – пер. Ашутор Вост.

За в. 4694, чуть левее чётко различаются в.4401 и пер. Двойной.

22 июля 2018 г.

Пик Семёнова, 5816 м.

Утром состояние Михаила не улучшилось, он остаётся в лагере. На вершину идём вшестером.

7.30 – выход. Сразу в связках и кошках. Забираемся на крутые стенки нашей мульды. Проходим 500 м. перевального гребня: по дуге над южным цирком почти на одном уровне плотный снег…

8.15 – поднимаемся на пологий снежный бугор (200-300 м.) .

8.30 – начинается склон Семёнова: 20-25°, 400-500 м. снег становится поглубже и рыхлый. Двигаемся, переходя от неровности к неровности.

10.30 – привал под большим серраком.

10.50 – по ложбинке вылазим на серрак и пересекаем следующее поле (300-400 м. 20-25°).

11.50 – чтобы не подрезать склон, уходим все правее (по ходу) вдоль нижнего края больших серраков. Через 150-200 м. под крайними правыми серраками собираемся на станции (ледобуры).

12.30 – вешаем горизонтальную верёвку вправо через трещины. Начинается лед. (Снег просто сдувает.) Ледовый склон – 40-45° 250-300 м. Вдоль правого края серраков вешаем неполных 5 верёвок перил. Лёд очень плотный, не каждый бур заходит в него с первого раза.

16.00 – проходим ледовый участок и выходим на вершинный купол. Снега опять становится больше. Поднимаемся почти вертикально вверх около 300-400 м 30-20°.

17.30 – вершина (западная оконечность). Данные GPS: N42,16,601 Е80,07,050 высота – 5794 м.

Пока подтягивается вся группа, прошли по вершине влево по надуву и вправо по камешкам. Тура здесь нет. Дальше не идём из-за позднего времени. Фотографируемся и

18.00 – начинаем спуск по пути подъёма. До темноты успеваем пройти ледовый участок. В его нижней части, под серраками, достаём фонари. На поле под большими серраками следы замело, из-за этого к нижним серракам выходим правее. Какое-то время ищем ложбину между ледяными лбами… На нижнем поле остались заструги от следов – пошли быстрее…

- вернулись в лагерь.

Нам повезло с погодой на восхождении, но с темнотой начинается сильный ветер. Такое ощущение, что погода меняется. И при этом сильно падает температура… Дуло всю ночь. Затишье наступило только под утро…

23 июля 2018 г.

Утро оказалось ясным и морозным.

9.00 – выходим на спуск с пер. Опасный по пути подъёма. Кошки, связки.

9.30 – ледяной лоб.

10.40 – прошли гребень, выходим на полку.

11.00 – перегиб на полке – спуск на плоский ледник. На спуске надеваем снегоступы.

11.40 – место бывшего лагеря. Отдыхаем. Обедаем.

Во второй половине дня небо затянуло плотной дымкой и облачностью тащит разорванные высокие облака… Пытаемся куда-нибудь ещё дойти за сегодня…

14.00 – выходим вверх по лед. Семёнова. Связки, снегоступы. Ледник совсем пологий – 10-15° раскисший снег 10-30 см. Трещины не встречаются.

Из-за интенсивного изменения погоды прохождение пер. ЛКТ ставится под вопрос, но пока ещё о него не отказываемся. Направляемся сначала в сторону пер. Баянкольский…

17.15 – приваливаемся на перевальном гребне, на границе снега и осыпи.

Пытается пойти дождик. На закате погода успокаивается… Путь на пер. ЛКТ хорошо просматривается. И, напротив, спуск с пер. Баянколький – совсем не виден. Разведуем «разорванную» седловину перевала ниже и за перегибом…

За ужином высчитываем график передвижения. На прохождение перевалов ЛКТ и Одиннадцати требуется 4 дня на интересующий нас траверс пика Одиннадцати (З-В) – 3-4 дня… Суммируя с подходами к Мраморной Стене и её прохождением, получается, что времени на Хан-Тенгри остаётся, в лучшем случае, впритык! Решение напрашивается само: идти через запасной пер. Баянкольский и сразу на Мраморную…

Фото 57. Седловина пер. Опасный и начало склона пика Семёнова. На заднем плане – пик Одиннадцати и два его северных гребня.

Чуть выше – торчит макушка Баянкола.

Фото 58. Подходим по нижнему полю к нижним серракам.

Фото 59. Проходим второе поле после первых серраков нужно подойти под верхние большие серраки.

Фото 60. Проход под серраками вверх и вправо.

Фото 61. Станция под большими верхними серраками, под самым правым (по ходу) нижним мысом льда.

Фото 62. Перила по льду вверх, вдоль серраков.

Фото 63. Перильный снежно-ледовый участок. Внизу видна седловина пер. Опасный.

Фото 64. Выходим к вершине Семёнова.

Фото 65. На подходе к вершине Семёнова. По центру кадра – широкое понижение пер. Баянкольский (граница осыпного гребня и лед. Семёнова).

Фото 66. На вершине пика Семёнова, западная оконечность. Слева направо: Кирилл Скоробогатько, Григорий Зиякаев, Данил Немущенко, Михаил Яценко, Дмитрий Немущенко.

Фото 67. Вид с пер. Баянкольский на Сарыджаз, на наш путь на пер. Опасный.

По центру – в. 5240 левее неё – пер. Опасный виден ледяной лоб и наше следы на спускающимся гребне.

Фото 68. Вид на седловину пер. Баянкольский. Наш лагерь.

Над палатками – острые камни – тур.

24 июля 2018 г.

Перевал Баянкольский, 1Б, 4400 м.

Находится на самом стыке хр. Терскей Алатау и хр. Сарыджаз. Узловой вершиной для этих двух хребтов является пик Одиннадцати пер. Баянкольский расположен сразу к северу от него: в самой низкой точке понижения между в. 4651 и п. Одиннадцати (5437).

Соединяет среднюю ветку лед. Зап. Баянкольский и верховья лед. Семёнова. Экспозиция: восток – запад. Определяющая сторона – восточная.

Особенность западной стороны – отсутствие взлета и элементарность подходов: пологий лед. Семёнова закрытый в верхней части не смотря на минимальный наклон, трещины есть, но угадываются небольшие поля трещин хорошо видны.

Путь с востока – значительно сложнее и, можно сказать, хитрее.

Даты прохождения перевала нашей группой: 23-24 июля 2018 г.

Общее время прохождения с верхнего плато лед. Семёнова до долинного лед. Зап. Баянкольский составило около 1 дня точнее, 1 сутки.

Перевал пройден на спуск с определяющей стороны при этом, как нам показалось, такое направление не упростило, а напротив, усложнило путь.

За ночь небо немного очистилось. С вечера дует сильный ветер…

В результате вчерашней разведки выяснили, что спуск по классике – изорван и лавиноопасен. С целью найти лучший вариант, предпринимаем ещё одну вылазку: пробираемся в связке к краю гребня и заглядываем за перегиб. Козырьки на гребне есть, но не большие и не везде. Восточный склон, примерно, 100-150 м. по высоте верхняя его часть – ледяная, разная по высоте, т. к. в паре мест есть скальники, на которые можно спуститься с гребня…

К одному из таких скальников мы и приподнимаемся по гребню. По пути закладываем свою записку. Тур находится на скальном основании выше границы льда (снега) и осыпи на 50-100 м.

Данные GPS: N 42,18,621 E 80,06,766 высота 4426 м.

Сняли записку группы туристов клуба «Крокус» (г. Краснодар) от 4 августа 2011 г., рук. Лавров М. Г.

10.00 – буримся и обрабатываем склон. Двигаясь маятником, сбрасываем снег над перилами.

10.50 – начинаем спуск. 1-я верёвка по диагонали влево выводит на замусоренные скалы. 2-я станция – петли на камнях – в верхней части скальника. 2-я веревка приводит в нижнюю часть скальника, почти до нижнего снега и скального пояса… Сверху скального пояса видно не было точнее, он выглядел как бергшрунд, подрезающий склон… Пояс и снег проходим поодиночке. Снег – не сильно глубокий, прощупывается палками.

12.45 – собираемся на плоскотине под склоном. Связываемся.

13.00 – идем вниз по открытому леднику. Трещин много, но не широкие: петляем, перепрыгиваем. За мин. 15 сбегаем с верхней ступени. Далее движемся под левым бортом по краю ледника проход есть только здесь по центру и справа вся наше ветка закрыта снегом и сильно поломана.

13.45 – ровный ледник заканчивается отвесным лбом. Прохода справа по-прежнему нет. Под лоб влево спускаемся по камням борта. Отсюда становится видно, что лоб нависает над крутыми скалами правого борта. На уровне лба и ниже каменистый склон правого борта переходит в «сцементированный» и становится круче (35-45°) вниз уходит на 100-150 м. есть, куда свалиться… Сам правый борт это склон восточного гребня в.4651, разделяющего среднюю и левую ветви лед. Зап. Баянкольского. В данном месте гребень большой ступенькой сильно сбрасывает высоту настолько, что продолжение его оказывается на нашем уровне…

Убираем связки и траверсируем «цемент» под верхними скалами на борту в кошках…

14.05 – собираемся на гребне. Снимаем кошки. Проходим по гребню 50-100 м. и спускаемся вправо, на сторону левой ветви лед. Зап. Баянкольский.

14.30 – чай на озерце. Снимаем все лишнее. Накрапывает дождик.

15.20 – продолжаем путь. Полутраверсом приспускаемся по левой стороне гребня до уровня ледников. Когда заканчивается гребень, по низине переходим обратно, от левой ветви ледника к средней.

С данного места можно считать, что техническая часть перевала пройдена…

Хитрость пер. Баянкольский, о которой мы упоминали выше, заключается в том, что подходы к самому взлету перевала с восточной стороны начинаются по средней ветви ещё пологого лед. Зап.

Баянкольский, а продолжаются через заход к левой ветви ледника и, самое главное, через пройденный и описанный нами перелаз восточного гребня в.4651 и траверс «цемента». Прохождение данного пути по средней ветви (левее) можно исключить, поскольку ледниковая поверхность сильно изорвана крестообразными трещинами с ледопадным участком… На взлет можно подниматься, примерно, по линии нашего спуска (1 вариант) или по классике (2 вариант) – самое низкое место. Классическая седловина перевала – снежно-ледовая, лавиноопасная, довольно крутая для 1Б (до 40°), с несколькими внушительными трещинами на склоне и, в основном, на перегибе. Направляться в седловине лучше по её северному краю средняя и южная часть изрезана сильнее.

Перевал Баянкольский является солидной «единичкой»-Б, для прохождения которого всем участникам группы нужно обладать хорошими снежно-ледовыми навыками и, желательно, опытом преодоления препятствий 2А. Отлично подходит для походов 2-3 к. с. Красивый, логичный, обзорный, один из наиболее высоких, позволяет подойти под самый хребет Сарыджаз. По конфигурации и экспозиции склонов, как близнец, очень похож на пер. Мушкетова (1Б).

Обязательное снаряжение: кошки, ледорубы, обвязки, бсу, жумары, карабины, каски ледобуры, перильные и связочные верёвки.

15.45 – заходим на среднюю ветвь и по её относительно ровной поверхности, по левому краю, бежим вниз… Слева тянется гряда ледяных бугров, покрытых мелкой сыпухой. Она образуется от столкновения левой и средней ветви… Через некоторое время смещаемся к центру средней ветви. Впереди видно, что наша ветвь заканчивается. Поступает предложение заранее перейти на правые ветви ледника. Попытку осуществили, но помешала большая ледниковая река… Вовсю идет дождь…

16.45 – спустились с языка средней ветви. Продолжаем путь по моренным валам и скальным выходам правого борта основной долины, вдоль ледника.

17.30 – дошли до основания самого нижнего языка лед. Зап. Баянкольский.

18.00 – с целью перейти реку, как по мосту, пересекли язык поперёк. Теперь уже по правому каменистому берегу реки бежим вниз по долине.

18.30 – доходим до зеленой живописной полки над рекой – трава, кусты, эдельвейсы. Данные GPS: N42,19,311 Е80,10,771 высота – 3436 м.

На ровных площадках есть очаг, каменная кухня, камни от палаток – свидетельство того, что эта стоянка посещаема. Чистая вода есть внизу: сочится сквозь морену и собирается в ямках обмелевшего к вечеру русла реки. Также есть чистый ручей выше полки на 300 м. ручей, который мы прошли.

Фото 69. Подходы к пер. Баянкольский по лед. Семёнова. Видна наша тропа и указано место лагеря под пер. Опасный.

Фото 70. Записка с пер. Баянкольский. Фото 71. Вид с пер. Баянкольский на восток. Наш путь по лед. Баянкольский Зап.

Фото 72. Спуск с пер. Баянкольский.

Фото 73. Спуск с пер. Баянколский: 1-я верёвка и станция на камнях.

Фото 74. Спуск с восточного взлёта пер. Баянкольский. Определяется скальный пояс.

Фото 75. Вид с линии нашего спуска с пер. Баянкольский (уровень скального пояса) на восточный склон и главное понижение – альтернативный путь через перевал. На заднем плане слева – вершины пика Одиннадцати по центру – пер. ЛКТ.

Фото 76. Восточный взлёт пер. Баянкольский. Наш путь – через правые скалы классический путь – в седловину с лавиной слева.

2-я связка спускается с ледяной ступени из цирка в. 4651.

Фото 77. Траверс «цементного» борта (восточный гребень в. 4651).

Фото 78. Ледопад из верхнего цирка средней ветви лед. Зап. Баянкольский. Справа над ледником – проход по «цементному» (осыпному) левому борту.

На заднем плане – понижение пер. Баянкольский.

Фото 79. Спуск с восточного гребня в. 4651 (после траверса «цемента») влево, почти до ледника (левая ветвь). Затем, переход вправо, через гряду центральной морены на среднюю ветвь. Дальнейший путь – по леднику справа от гряды.

Фото 80. Переход на среднюю ветвь лед. Зап. Баянкольский.

Фото 81. Вид на верхний цирк и ледопад на средней ветви лед. Зап. Баянкольский. Проход – справа: сначала через гребень, затем, над ледником.

Вершина справа – в. 4651.

Фото 82. Язык средней ветви лед. Зап. Баянкольский. Спуск на морены левого кармана.

Фото 83. Путь по правому берегу реки: после спуска с основного языка лед. Зап. Баянкольский до зелёной полки.

Фото 84. Вид на долину лед. Зап. Баянкольский. Наш путь в долине.

25 июля 2018 г.

День устроили себе не спешный. С утра – солнце хорошенько просушились…

11.00 – поздний выход. Ниже лагеря зелень ещё продолжается, 200-300 м…

11.30 – забираемся на боковую морену лед. Баянкол и приваливаемся. Просматриваем крутоватые склоны морены ниже и выше по долине. Уходим выше. Перебираемся через неширокие потоки трясины и речку. Пересекаем лед. Баянкол поперёк. После ледника по камешкам перепрыгиваем речку. Далее, по моренным площадкам выходим на травянистые склоны гребня, который делит долины лед. Баянкол и лед. Мраморной Стены. Появляется тропинка, помеченная туриками…

12.30 – на повороте (за гребень направо) останавливаемся. Тропа уходит вниз по гриве к стрелке двух истоков р. Сарыкойноу. В долине в 1,5 км. виден МАЛ Мраморной Стены…

13.00 – спускаемся по довольно крутым травяным склонам к лед. Мраморной Стены, одновременно как бы заворачивая за поворот направо. Под склонами - зеленый карман: трава, высокие кусты тропа в «мраморный» МАЛ…

13.30 – приподнимаемся на острый гребень боковой морены, а там – сюрприз! Крутые конгломератные сбросы 50-100 м. Пришлось 400-500 м. идти вверх по гребню, пока не нашлось удобное место для спуска на тело ледника. Пересекаем ледник. Чтобы спуститься с его тела, приходится искать проход…

15.30 – встаём около ледника в каменном моренном крошеве на обед…

17.15 – двинулись дальше. Вертикально вверх, пока не вышли на тропу, которая идёт по верху правой (орогр.) боковой морены. По тропе и без неё поднимаемся всё выше за поворот налево (по ходу)…

Не смотря на растительность (трава, кустарник), воды найти не можем. Все русла – пересохшие…

19.00 – пока ещё светло, встаём на поляне между колючей караганой по-видимому, под южными склонами пер. Кругозор… Опять натащило низких облаков и собирается дождь… За водой пришлось спуститься метров на 200-300 м. на ледник… Устраиваем костёр…

Данные GPS: N 42,19,703 Е 80,13,583 высота – 3591 м.

За день была возможность понаблюдать за погодой и рассмотреть гребни Узловой, Пограничника… Из-за неподходящих погодных условий (нет видимости, дождь-снег) решаем подниматься на пер.

Мраморная Стена через пер. Китайский и в. Узловая…

Фото 85. Лагерь на зелёной полке.

Фото 86. Вид на долину лед. Зап. Баянкольский с левых боковых морен лед. Баянкол.

Фото 87. Вид с языка лед. Мраморной Стены на долину р. Сарыкойноу.

В самом центре – МАЛ Мраморной Стены.

Фото 88. Вид с левого борта «мраморной» долины на правые ветви лед. Мраморной Стены.

На горизонте хорошо виден наш будущий гребень: от пер. Китайский до понижения между п. Пограничник и п. Плато.

26 июля 2018 г.

Вечер, ночь, утро – дождь.

8.00 - выход. Идём по моренным карманам до самого пер. Китайский. Оказывается, вчера совсем немного не дошли до воды – мин. 20-30.

10.00 – привал под пер. Китайский…

Перевал Мраморная Стена, 3Б, 5711 м.

(через пер. Китайский, в. Узловая, п. Пограничник и п. Плато)

Формально подъём на перевал у нас начинался с выхода на гребень Меридионального хребта через понижение пер. Китайский.

Пер. Мраморная Стена находится на стыке хр. Сарыджаз и хр. Меридиональный. Пик Плато, через который ходят данный перевал, является точкой их соприкосновения, их общей вершиной.

Соединяет самые верховья лед. Сев. Иныльчек с долиной Мраморной Стены (правые ветви) и всей Баянкольской долиной (р. Сарыкойноу).

Экспозиция: север – юг. Определяющая сторона – южная. Подходы/отходы с южной стороны происходят по лед. Сев. Иныльчек.

С севера к перевалу ведёт долина лед. Мраморная Стена, чаще всего под её правым бортом. Дальнейший путь, уже технический, который выводит под склоны п. Плато, может варьироваться:

1. …пер. Китайский – в. Узловая – в. Пограничник…
  2. …в. Пограничник и её северо-западный гребень…
  3. …невыраженный северо-западный гребень п. Плато… Наиболее простой – первый, которым воспользовались и мы…

Даты прохождения перевала нашей группой: 26 июля – 2 августа 2018 г.

Общее время прохождения из-под пер. Китайский до лед. Сев. Иныльчек составило 7 дней.

Перевал пройден на спуск с определяющей стороны, что несколько упростило путь в одних местах (на плато) и усложнило – в других. Подъём на перевал с северной стороны характерен тем, что по данному гребню из МАЛа Мраморной Стены водят клиентов гиды казахских фирм. Во время нашего похода никто дальше в. Узловая не проходил. Верёвки на склоне п. Плато встречались обрезанные и занесённые снегом. Т. о., вешали перила и тропили целину сами.

Фото 89. На подходах к пер. Китайский.

Фото 90. Вид с гребня над пер. Китайский на правую долину Мраморной Стены и правый борт. Чётко видна правая боковая морена, в кармане которой путь к пер Китайский. Место нашей сухой ночёвки – на большой «зелёнке» почти во всех кулуарах выше по долине, ближе к пер. Китайский, – вода есть.

Траверс: пер. Китайский – в. Узловая – п. Пограничник

Общая протяжённость гребня от пер. Китайский до склонов п. Плато – 4,5-5 км. Весь основной гребень от вершины Узловой до склонов Плато, примерно, тянется на одном уровне, + / – 100 м. Основной набор высоты происходит от пер. Китайский до в. Узловой – около 900 м.

…Тропу на пер. Китайский видно по всему склону: по диагонали слева направо (по ходу). Склон пологий – 20-30° среднекаменистый 200-250 м. по высоте.

11.00 – широченное понижение перевала. Тур есть, но записки, видимо, никто не оставляет. Данные GPS: N 42,19,915 Е 80,15,503 высота – 3997 м.

Поднявшись на перевал, мы вошли в зону ветра и облаков. Идёт дождь, переходящий в снег… Идем по мелко-осыпному гребню серпантином. Натоптанная тропа есть, сыпуха всё равно живая – ссыпается под ногами… Через две ходки

12:30– решаем сварить чай. В процессе приготовления погода резко ухудшается: накрыли облака, пошёл дождь со снегом… Решаем остаться на ночёвку

Данные GPS: N 42,19,923 Е 80,15,519 высота – 4228 м.

26 июля 2018 г.

На утро всё вокруг белым-бело!

8.30 – выход. Осыпной гребень засыпан на 10-20 см. снегом. Идти не очень удобно.

За ходку поднимаемся на очередной пупырь. На пупыре – палатка – место 1-го лагеря в системе лагерей Мраморной Стены… Ещё одну ходку (500 м.) почти на одном уровне делаем по гребню, до начала подъёма на Узловую. Впереди хорошо виден склон и гребни Узловой, ключевое место – «нож» – на гребне справа, после самой вершины…

9.40 - ещё 500-700 м. – по широкому снежному гребню, 25-35°, снег – до колена.

14.00 – выходим на плато в. Узловая. Прямо на макушке – 2-й лагерь, стоят пустые палатки… Данные GPS: N 42,19,082 Е 80,17,044 высота – 4870 м.

Плотное «молоко». Насколько позволяет видимость просматриваем путь дальше. Вершинный купол сужается, переходит в узкий снежно-ледовый гребень (есть пара продольных трещин), который переходит в «нож» – участок острого и крутого с обеих сторон гребня, 50 м.

Погода опять ухудшается. Периодически то поддувает ветер и идёт снег, то повисает «молоко»... Остаёмся на ночёвку.

28 июля 2018 г.

За ночь выморозило и прояснилось. Сегодняшний день случился погожим весь, с утра до вечера!

7.00 – выход. Приспускаемся к «ножу» без рюкзаков. Оказывается, что узкий гребень прямо над

«ножом» – нависающий в левую, восточную сторону большой надув и козырек на их линии отлома есть трещина восточный склон – 40-50°, 200-300 м… Проходить гребень нужно по правой, западной стороне. Подходя к «ножу», лучше как бы обойти козырёк (вертикально вниз и траверс вправо)…

На этой стороне вгоняем ледоруб. Выдаём первого с нижней страховкой. Одной верёвки (60 м.) хватает до скальника. Станция – петля – на большом выступе. С него хорошо виден западный склон под «ножом» – 500-600 м., 60-70°…

9.45 – собираемся на скалах. Замыкающего выбираем на перильной верёвке.

10.00 – двигаемся дальше связки, кошки. Снег 20-40 см. глубиной, сухой, наста нет. Тропим. За 1-ю ходку проходим снежный бугор и перешеек за ним. За 2-ю ходку поднимаемся на

13.30 – в. Пограничник. Данные GPS:  N 42,18,660  Е 80,16,227  высота – 4956 м. и спускаемся в широкое понижение, после которого начинаются северные склоны п. Плато.

На спуске с Пограничника ещё один сложноватый участок. Когда находишься на вершинной площадке, куда идти дальше (впереди и справа) не видно из-за перегиба. Понятно, что слева – козырьки, надувы их край виден, но не подойти… Без рюкзаков идём на разведку вдоль левого края на расстоянии 2-3 м. Заходим за перегиб – открываются следующие 5-10 м. Этого не достаточно. Доходим до следующего перегиба – опять становится виден маленький участок гребня… В то же время, забрать сильнее вправо не рискуем, чувствуется, что там сбросы и лавиноопасно… В общем, шаг за шагом прошли до перегиба, за которым всё-таки показался сплошной склон с фронтальным и боковым уклоном в 35-45°…

Прошли его, по-прежнему, в связках и кошках.

14.00 – не доходя самой нижней точки понижения (500 м.), встаём на перекус, чай.

15.10 – проходим основное понижение и… Северный склон п. Плато.

…и начинаем ползти по снежному склону (уклон 20-30°). Тропим по колено…

16.45 – выбираемся на первую снежную «шишку». После неё становится совсем тяжко передвигаться: склон стал покруче, снег от этого поглубже, местами выше пояса под снегом прощупываются глыбы, по которым не удобно идти, и приходится их облазить… Скорость передвижения очень сильно замедлилась. Пора думать о лагере, но пока мест нет, а возвращаться на «шишку» никак не хочется, хотя отошли всего на 300-500 м…

1. – доходим до каменного уступа и решаем встать на ночёвку на нём. Поверхность с ощутимым наклоном – делаем полки для палаток.

Данные GPS: N 42,18,103 Е 80,15,625 высота – 5104 м.

29 июля 2018 г.

Утро – ура! – ясное. Долины в одеяле облаков. К выходу – испарились…

8.30 – выход. Со свежими силами идётся бодрее. За 1-ю ходку выбираемся на осыпной под снегом перегиб за 2-ю ходку миновали последний на сегодня пологий участок – 300-400 м., 15-25°. Снега левее (по ходу) намного больше, чем правее. Линия пути – примерно, по центру гребня…

10.30 – привал под скально-осыпным склоном 25-35°.

10.50 – двигаемся дальше. Смещаемся от центральной линии влево, поднимаемся по гребешку разрушенных скал и опять по осыпи… Снега намного меньше. Идти, так сказать, на раз не получается, приходится ногой как бы ковырять ступени, чтобы ноги не ломать. Кошки, связки – не снимаем… После гребешка проходим более пологий склон и

11.40 – приваливаемся под основным скальным склоном. Издалека этот склон смотрится почти однородным – уклон 30-35°, средне-каменистым, присыпанным снегом. На самом деле, его крутизна местами до 40-45°, с уступами, которые преодолеваются простым лазанием. Часто идем серпантином, петляя по осыпным полкам… Сам гребень становится всё более выраженным. Он всё ещё широкий, но с него уже не уйдёшь ни влево – обрывисто, ни вправо – тоже крутые склоны с глыбами (3 ходки).

14.10 – отдыхаем под следующем, можно сказать, бастионом. Пока стоим, перекусываем и прикидываем, как лучше идти дальше… Решаем повесить верёвку…

14.40 – ведущий уходит с нижней страховкой, делает станцию… Скалы с глыбами проходятся не сложным лазанием… Вся группа – жумарит…

16.00 – собираемся над бастионом. Казалось, за ним подъём должен завершаться… Ан нет! Там следующий участок разрушающихся скал… Проходим его в связке, забираясь на уступы, камни…

16.55 – наконец-то выходим наверх верхних скалок. Впереди – вогнутая снежно-ледовая поверхность (100-150 м.) с огромным горизонтальным ледяным нависанием. Проходим ледник в связке. В верхней части (на уровне нависания слева от него) склон становится всё круче…

17.45 – выходим за перегиб – мы на п. Плато. С перегиба видно, что нависание справа от него это свисающий ледник с вершинного плато. Само плато горизонтальное, ровное, с глыбами на южном краю, от которых образуются мульды-надувы. Ширина площадки около 50 м., длина около 100 м… Пока подтягивается вторая связка, осматриваемся вокруг. На юг – скалы и глыбы и невысокий, не крутой снежно-ледовый склон под ними. На запад уходит острый снежно-ледовый гребень в сторону в. Карлытау (в. 5450). К востоку от вершинного плато находится плавная, широкая, осыпная седловина ниже на 50-70 м. За седловиной – начинается гребень в сторону в. Мраморная Стена…

18.30 – собираемся все на вершине. Ставим лагерь в мульдах.

Тур находим тут же за местом стоянки, на глыбах по южному краю плато. Данные GPS: N 42,17,560 Е 80,15,581 высота – 5709 м.

Сняли записку казахстанских альпинистов из Алматы от 30-31 августа 2010 г., состав: Жданов В., Маева К., Гуревич Д., Кочетков В.

… Всю ночь дует ветер. Метёт. Осадков нет… С вечера плотно закрывают небо облака…

Общая протяжённость пути по северному склону п. Плато составила около 2 км. Набор высоты – 700 м.

Фото 91. Записка с пер. Мраморная Стена (с п. Плато). Фото 92. На пер. Китайский. Наш путь – по гребню, вдоль снега.

Фото 93. Вид на пик Плато и его северный гребень с гребня над пер. Китайский.

Фото 94-а. Вершина Узловая и тропа по её северному гребню. Палатка – 1-й лагерь в системе лагерей на пути к в. Мраморная Стена.

Фото 94-б. Вид от 1-го гидовского лагеря.

Фото 95.  Вид из-под склонов в. Узловой на её северный гребень.

Фото 96. Путь по гребню от в. Узловая (спускаемся к ключевому участку) до в. Пограничник.

Фото 97. Профиль северного гребня в. Узловой: от вершины до пер. Китайский. Справа – прохождение ключевого участка в гребне.

Фото 98. Вид с в. Узловая на запад. Чётко различаются: слева – пер. Баянкольский и пер. Мушкетова правее – узел в. 9694 с пер. Ашутор Вост., гребнем пер. Харьковский Политехник, а также, пер. Семёнова ещё правее – узел в. 4401 и пройденный нами пер. Двойной.

Фото 99. Прохождение ключевого участка на гребне между вершинами Узловая и Пограничник станция на скальнике. На заднем плане – в. Узловая.

Фото 100. Вышли на в. Пограничник. Вид на в. Узловая, правее в понижении –пройденный ключевой на гребне участок. На промежуточном Узловой и Пограничником снежном бугре видна наша тропа.

Фото 101. Спуск с в. Пограничник в сторону п. Плато.

Фото 102. Путь в понижении между в. Пограничник и п. Плато.

Фото 103. Ночёвка на северном склоне п. Плато, на подъёме на пер. Мраморная Стена.

Фото 104. Снежное поле между нижними и верхними скалами на подъёме на п. Плато.

Фото 105. Верхние скалы п. Плато. За надувом – вершинное плато.

Фото 106. Вид с пика Плато на запад. Цепь хр. Сарыджаз слева направо: в. 5450, в. Карлытау, в. Казахстан, п. Баянкол. Слева – пик Хан-Тенгри и пик Чапаева.

30 июля 2018 г.

Спуск на юг с пер. Мраморная Стена.

На в. Мраморная Стена (6146) решили не ходить ещё с вечера. Времени совсем не оставалось, и при любой задержке под вопрос могло стать следующее препятствие. Кроме того, подходили к концу запасы продуктов и газа.

Погода отличная: несильный ветер на гребне, небо почти ясное, с небольшими облаками… Ниже, на уровне 5000 м., в долинах висит плотный слой облачности…

Спускаться с п. Плато начали по наиболее простому пути: на восток в седловину и, затем, по южному склону на снежные наклонные поля. Седловина осыпная, со скалами. Склон в верхней части осыпной (10-25°), в нижней – снежный (до 30°). Под склоном есть подрезающий берг, не сильно широкий, забитый. Снег глубиной 20-30 см.

9.00 – выходим в кошках, связках. Попутно закладываем в тур записку. Спускаемся в седло и к склону. Вешаем на выступе верёвку (30-40 м.) через трещину. Отходим 100-150 м. (30-20°),

10.15 – меняем кошки на снегоступы.

10.35 – спуск продолжаем, примерно, по центральной линии снежного поля, по слабо выраженной ложбине: сначала левее, параллельно массиву в. Мраморная Стена, через 500 м. – правее… Снега много, трещин нет, не проваливаемся наклон 15-20°…

11.05 – входим в «молоко», видимость – несколько метров. Упираемся в разлом (3-5 м.). Останавливаемся. Ждём. Одна связка налегке уходит на разведку – вдоль разлома, правее ниже… Через 50 м. обнаруживаем мост…

11.45 – переходим его «молоко» сдвигается, и раскрывается следующее поле с различимыми 2-4-мя большими затянутыми разломами. Левее провалов больше отклоняемся правее… На правом краю поля приваливаемся и, после, меняем направление – ближе к центру…

12.35 – опять пропадает видимость пока ждём, решаем сварганить чаю…

13.45 – вышли и почти сразу оказываемся перед огромным (от края долины до края) разломом. Справа в большом проёме разлома видна соседняя долина, примерно, южные склоны в. 5450… В правой же

стороне внутри разлом затянут мостом. Вешаем верёвку на ледорубы хватает одной: 20-30 м. на спуск и 15-20 м. на подъём и по очереди (фото 112, 113)

14.45 – перебираемся на нижний край… Справа от нас (мы теперь это знаем) – обрывы в соседнюю долину (фото 143)… Следующие пару часов ходим туда-обратно вдоль всех левых провалов… Прохода не нашли.

Получилась разведка боем.

Позади осталась узловая точка южного гребня п. Плато, от которой на запад (к в. 5450 и к в. Карлытау) ушёл основной гребень хребта а на юг – отделился гребень правого борта нашей долины. С отвесных льдин хорошо видно, что мы находимся в начале этого гребня, но пока что он под толстым слоем льда.

17.30 – пришлось вернуться через разлом обратно, на верхний его край, и пройти вдоль него влево… Левее разлом значительно глубже края с нависанием… Совсем слева, как бы под массивом Мраморной Стены, начинается крошево, в которое сверху со стены рушится лед. – Не безопасно…

В самом разломе есть продольный мощный мост, который в сумерках хорошо просмотреть уже не получается – все белые на белом перегибы сливаются…

18:15– ставим лагерь на краю разлома, примерно, по центру долины.

31 июля 2018 г.

Ночью шёл неслабый снег. Но утро опять ясное и морозное!

До выхода налегке вешаем перила (на спуск и на подъём) и перебираемся на другую сторону. В связке проходим на 300-400 м. На первый взгляд – идти можно…

8.00 – выходим все вместе. Связки, кошки. Петляем по льдинам между провалами. Периодически снимаем рюкзаки и проверяем варианты… Через часа 3 стало понятно, что искать ниже бесполезно. Везде отвесные стены глубоких разломов, даже если спуститься внутрь, не ясно, куда выйдешь… Перебираться через разломы и пытаться пройти поверху тоже нет смысла – за очередной льдиной очередной провал… Продолжительное передвижение в трещинах по мостам довольно рискованно… Налегке возвращаемся почти до ночного разлома и уходим на правый борт. Удаётся выйти прямо на гребень, траверснуть его (около 100-150 м.) и спуститься за него на узкий перешеек…

13.00 – вернулись ко всем и к рюкзакам. Перекус, чай.

14.00 – уходим на перешеек… Оказывается – непроход! Смёрзшаяся ледяная крошка и сфирнованный мост не держат. Обходить правее, над километровой стеной соседней долины – тоже не вариант…

Тут же, не доходя 100-метрового гребня, «забуриваемся» в серраки. Всё-таки получается по перемычке и фирновому клыку перелезть на нижний гребень борта (на который вывел бы перешеек). Страховались Х-образными перилами (2-мя верёвками) на 4-х ледорубах.

17.00 – собрались на гребне за перешейком траверснули его до южного края, 250-300 м. (ширина гребня - 7-10 м.). Дальше гребень круто уходит вниз, становится значительно уже. Что за перегибом – не видно. Вешаем на бурах перила. Первый уходит налегке. Верёвки хватает спуститься до понижения на гребне и уйти на левую его сторону… Не полную 2-ю верёвку вешаем (тоже на бурах) до площадки прямо под гребнем, над рваниной.

20:30– ставим лагерь.

За прошедший день нам удалось: пройти верхние ровные поля перейти верхнюю зону больших разломов спуститься до уровня, где гребень правого борта становится выраженным удалось выйти на гребень борта и пройти часть его.

1 августа 2018 г.

За сегодня у нас получилось пройти: остальную часть гребня правого борта, спуститься с борта пройти мелкую рванину пройти ранклюфт.

Примерно, от нашего места ночёвки, всё больше спускаясь на юг, гребень правого борта становится всё более выраженным относительно долины. Ветвь нашего ледника всё круче падает и обнажает крутые скалы правого борта. В наивысшей точке гребень правого борта превышает ледник метров на 150-200. Со стороны гребень напоминает огромный плавник…

Ниже по долине и левее нашего «плавника» находится второй, ещё более острый «плавник», который является, если верить карте, нижним продолжением нашего же гребня…

Наша ветвь ледника течёт, а точнее, падает между «плавниками»: слева от первого «плавника» и справа– от «второго». Она (ветвь) в этом месте как бы наискось пересекает южный гребень и ледопадом втекает в ледник соседней правой долины…

Здесь нужно отметить, что данное описание рельефа не находит отображения в топографии карты. На километровке весь южный гребень показан единым снежно-ледовым отрогом…

Такое строение долины нужно знать и учитывать при подготовке к прохождению пер. Мраморная Стена. Это поможет в ориентировании особенно на пути снизу вверх.

Погода ещё лучше. Ясно и жарко.

9.00 – выход. Связки, кошки. От места ночёвки сразу поднимаемся на борт. В понижении гребень шириной 1-2 м… Через 50-70 м. в гребне провал. Обходим его (по ходу) справа, приспускаясь над сбросами. Гребень борта становится опять широкий – 10-20 м., но через 100-150 м. начинает сужаться до очень острого, без ширины. Боковой уклон на нем до 70-80°. 1 связка: идём 100 м., снимаем рюкзаки и налегке траверсируем острые надувы («плавник»): нужно найти спуск с борта в рванину, рассмотреть путь через рванину и попытаться заглянуть в ранклюфт… Ранклюфт по нашим расчётам должен был находиться под противоположным краем «плавника», как бы под его торцом с юга…

Приспускаемся и за перегиб вправо – смотрим альтернативный путь: спуск в соседнюю долину… Выяснили, что лучше уходить с борта влево – до «плавника»…

9.45 – 2-я связка спускается первой с борта влево. Склон пологий в верхней части (до 25°), становится заметно круче через 100-150 м. – до 35°. Из-за сильного солнца идти лавиноопасно! Аккуратно заходим под сосулистый выступ – 1-я станция (буры). На перилах траверсируем небольшой, ещё целый, участок (30-50 м.). Снег раскисший, проваливаемся выше колена. Выходим на лавинную дорогу – 2-я станция… Одной верёвки (60 м.) хватает, чтобы внизу завернуть вправо под большой серрак.

11.15 – заходим в рванину. Трещины уже, чем вчера, но их очень много. Петляем в лабиринте. Проходим 200-300 м. под правым бортом. Пытаемся войти в ранклюфт напрямик. Не получается… Отклоняемся левее, к центру рваного поля.

12.30 – приваливаемся. Надеваем снегоступы… Опять путаем лабиринт по рваной ложбине. Через 200- 300 м. трещины становятся огромными, начинается ледопад. Прошли пару разломов по мостам. Оказалось, напрасно. Вернулись. Пока ищем проход – отдыхаем…

Наш борт-«плавник» почти закончился второй «плавник» – уже совсем рядом… С больших крайних над ледопадом серраков видно, что слева и по центру прохода нет. Ищем путь в ранклюфт, под наш «плавник»… (фото 143)

Провешиваем перила (50-60 м. 5 буров, согласно конфигурации серрака) горизонтально по полкам серрака. С обратной стороны, в него же, буримся и на 2-й верёвке (30 м.) спускаемся в верхнюю часть ранклюфта. На скалах вешаем петлю на ненадёжный выступ и на остатке перил уходим на 15-20 м.

Делаем хорошую станцию на камне, бросаем следующую верёвку, по которой проходим ключевое место – скальный почти вертикальный сброс 10-15 м…

17.35 – прошли ключ. Дальше ранклюфт расширяется. поверхность скорее похожа на склон, чем на ложбину, желоб ранклюфта. Много глубокого снега, раскисшего за день. Есть опасения, что склон может поехать. Поэтому идём вдоль скал и продолжаем вешать верёвки (буры). Через 200-250 м. выходим на перегиб – вниз и направо. Скалы остаются наверху. Линия нашего пути сместилась к ледопаду… В самой ложбине, продолжающей ранклюфт, можно спокойно стоять, но не расслабляться. Несколько раз провалиться мы всё-таки умудрились.

18.45 – пытаемся идти в связках вдоль ледопада. Опять трещины отклоняемся левее, на более ровный склон. За перегибом стал виден весь путь до плоского ледника. Склон немного покруче. Темнеет. Уже в темноте вешаем две верёвки перил (120 м.), их почти хватает до выполаживания. Приспускаемся и…

21:30– ставим лагерь. Площадка около 30 м. Всю обтаптываем на предмет трещин.

За сегодня доспускаться с перевала так и не получилось! После приготовления ужина в запасах осталась только одна варка и один перекус! Ровно до МАЛа, до вертолётной заброски…

2 августа 2018 г.

Всё ещё хорошая погода! Удивительно! Где ж она была раньше?!

Только с утра осмотрелись, где стоим. Какой-то балкон специально существующий для тех, кто шарится по ночам.

После вчерашнего долгого дня немного расслабились – долго просыпались-собирались…

10.30 – выходим. По-прежнему в связках, кошках. Между склоном и балконом мульда с большой местами затянутой трещиной. Проходим на правый край балкона, перебираемся на склон, на бурах вешаем перила – 60 м. Хватает, чтобы пройти верхнюю более крутую часть (40-30°) и перейти подрезающий берг (1-2 м. шириной, забитый). Замыкающего выбираем с нижней страховкой.

11.45 – переобуваемся в снегоступы и идём дальше. На первых шагах понимаем, что наст плохо держит под жарким солнцем. Потом мы ещё не раз пожалели, что не вышли рано…

Ледник совсем пологий и закрытый, снег до 0,5 м. Трещины большие, дугообразные почти все угадываются. Многие мосты просели или рухнули…

Направляемся почти поперёк долины. Чтобы не ходить вдоль трещин, намеренно закладываем зигзаги. Не смотря на все предосторожности, пару раз мы всё-таки проваливаемся. Под снег никто не ушёл, но поволноваться пришлось…

12.30 – пересекли долину почти до правого борта и сменили курс – сначала вниз, поперёк трещин, а потом - всё больше забирая влево, примерно, до центра. Получается, что мы сделали крюк вовсю долину и, тем самым, обошли поле больших закрытых трещин спустились на уровень ниже… Когда-то эти трещины, очевидно, продолжались серьёзным ледопадом, сейчас же этот ледопад заплавился и стал совсем умеренным…

Примерно, отсюда., из-под сглаженного ледопада, есть два варианта дальнейшего пути: 1) прямо вниз (или даже немного левее центральной линии), выходя по большой кривизне нашего ледника на дальний, левый край лед. Сев. Иныльчек и 2) наоборот, вправо и под борт, переходя с нашего ледника по малой кривизне на лед. Сев. Иныльчек… Пробуем второй вариант…

Снега остаётся совсем мало, но идём пока что в связках…

13.15 - от центра начинаем опять забирать вправо, по дуге. Обходим какую-то вспученность на леднике,

14.25 - прижимаемся к самому правому мелко-осыпному борту. Ранклюфта, дыры – нет. Есть озерки, мульды, залитые водой. На крутоватом для снегоступов ледяном участке бросили верёвку скорее для скорости. Чем для безопасности… Перекусываем… Переобуваемся в кошки.

15.30 – переходим поперёк ещё пару ледяных гребней в связках, кошках и снимаем их… Далее, путь шёл по открытому не ровному, но спокойному леднику.

16.30 – немного не доходя поворота нашей боковой долины, уходим с ледника на каменистый борт. По камням сбрасываем высоту и как бы срезаем, обходим разломанное место на малой кривизне ледника… Всё это похоже на спуск с ещё одной не выраженной ступени.

17.00 – выходим обратно с камней на ледник – теперь уже на Сев. Иныльчек…

На камнях у нас произошла авария! Наступив как-то неровно, не аккуратно на камень, Кирилл травмировал ногу. Произошёл разрыв сухожилия икроножной мышцы. Идти сам мог, но медленно. Какое-то время идём по Иныльчеку под правым бортом… Собирается дождь…

Правая сторона долинного ледника в сплошных огромных мульдах левая, напротив, ровная и гладкая… Стараемся упростить путь: уходим по диагонали влево, петляем между мульд, в мульдах и по гребешкам, пересекаем всю правую часть Иныльчека до ровной поверхности и бежим вниз, насколько позволяет нога Кирилла.

18.30 – северный МАЛ.

Данные GPS: N 42,16,229 Е 80,14,676 высота – 3937 м.

В лагере нас встречает знакомая группа из Томска, руководитель Д. Шкитов… Ставим палатки…

В МАЛе происходили интересные, удивительные вещи!..

Комендант лагеря, буквально, требует к себе руководителей обеих групп, к 19 ч. Без руководителя отдавать нашу вертолётную заброску отказываются… (А мы – голодныеее!)

И ладно бы порядок такой, а то заброска была в заложниках, чтоб пришли старшие…

В итоге, нам было озвучено, что цена прохода через пер. Зап. Седло Хан-Тенгри по классике – 200$ с человека, и, если мы не желаем платить, нам подниматься запрещено. На все наши аргументы («группа выпущена в МКК на соревнования и менять сама маршрут не может» или «мы не будем пользоваться перилами») был ответ один – платите или идите соседним гребнем… Томская группа незаметно ушла на следующий день её спохватились и пытались стребовать «своё» в верхних лагерях…

Нас всячески обрабатывали во время днёвки, и договориться удалось лишь потому, что мы, так сказать, активировали страховку Кирилла и в процессе указали фирму МАЛа: вроде как сан-рейс – лишний рейс за счёт страховки, и его можно использовать… Прямо с самым главным пришлось общаться по рации!.. В общем, не хочется вспоминать данный «гостеприимный» инцидент, и сейчас мы об этом пишем лишь для того, чтобы сообщить, что в данном месте всё не так-то просто…

Фото 107. Спуск с пика Плато через восточную седловину на снежные поля.

Вниз и направо.

Фото 108. Небольшой траверс склона на восток и опять вниз.

Страховка через камень. На заднем плане – в. Мраморная Стена.

Фото 109. Под пологим взлётом пер. Мраморная Стена переобуваемся в снегоступы. Хорошо видны следы, идущие из седловины. Следы пересекают подрезающий бергшрунд. На тропе выше берга торчит страховочный камень. Слева от седловины – пик Плато.

Фото 110.  Путь по самому пологому верхнему плато.

Фото 111. Путь по верхнему плато. Видны следы спуска из седловины.

Самый левый пупырь – пик Плато.

Фото 112. Напрасное прохождение первого разлома-от-края-до-края. В проёме видны южные склоны соседней долины.

Фото 113. Прохождение того же первого разлома-от-края-до-края.

Напрасное прохождение.

Фото 114. Лагерь на верхнем краю первого разлома-от-края-до-края, после напрасного прохождения и возврата. Сзади – разломы, которые вполне обходятся по снежным полям. Справа на горизонте – пик Плато и восточная седловинка.

Фото 115. Прохождение того же разлома в другом месте: около места ночёвки, примерно, по центру долины. Выход на нижний его край.

Фото 116. Спуск с верхнего края разлома на мост внутри него.

Фото 117. Всё тот же первый разлом, его левый край – рваная часть под склонами массива Мраморной Стены.

Фото 118. Попытка обойти следующие разломы.

Фото 119. Из-за перегиба льдин показались два «плавника» – нижние продолжения южного гребня – гребня правого борта нашей долины, нашего ледника.

Фото 120. Слева направо: Михаил Яценко, Данил Немущенко, Михаил Обухов, Григорий Зиякаев, Дмитрий Немущенко, Кирилл Скоробогатько, Дмитрий Гуляшов.

Фото 121. Почти крайняя нижняя точка, до которой удалось дойти, петляя по льдинам между разломами. Правый борт значительно правее.

Фото 122. Удалось, вернувшись со льдин, выйти на правый борт. Ниже верёвки – перешеек, по которому тоже не удалось пройти… Попасть надо было именно на снежный бугор за перешейком…

Фото 123. Всё-таки удалось выйти на снежный бугор (фото 122) в правом борте перешеек остался правее.

Фото 124. Снежно-фирновый клык, по которому удалось выбраться на снежный бугор, на правый борт.

Фото 125. Движение по гребню правого борта.

Фото 126. Относительно ровная часть борта быстро закончилась сбросом.

Разведка налегке. Нужно пройти дальше – по гребню ближнего «плавника».

Фото 127. Спустились со сброса на гребне (вчера) и ночевали на полке. Справа – в. Мраморная Стена (самой макушки не видно). Истоптанные льдины справа – нижняя точка, до которой удалось дойти по центру долины, не по борту (фото 121).

Фото 128. Разведка по гребню «плавника» – попытка рассмотреть его левые склоны, линию возможного спуска и заглянуть в ранклюфт Ранклюфт находится с противоположной стороны «плавника», как бы с противоположного торца.

Фото 129. Вид с гребня правого борта вверх по долине нашей ветки ледника. Справа видны льдины, по которым блуждали вчера. Слева – наши следы по гребню борта других проходов нет.

Фото 130. Спуск с гребня правого борта влево, в рванину. Лавиноопасный траверс до лавинного выноса.

Фото 131. Лавинный вынос, как дорога вешаем пару верёвок.

Фото 132. Нижняя верёвка и станция. Переход со склонов борта в рванину.

Фото 133. Поле рванины. 1-я связка пыталась пройти в ранклюфт под бортом.

Фото 134. 2-я связка заходит в рванину, догоняет 1-ю, которая не прошла в ранклюфт под бортом (на фото 133).

Фото 135. Прошли рванину. В нижней её части (между «плавниками») вышли на нижние сбросы. По сбросам прямо и слева от них – прохода нет.

Ищем лазейку вправо – в нужный нам ранклюфт.

Фото 136. Ранклюфт сверху вниз. Пролезли по полкам серраков.

Фото 137. Ключевой участок в ранклюфте: за поворотом влево около 70-100 м.

Фото  138. Место выхода из ранклюфта на горизонтальный ледник соседней правой долины.

Фото 139. Завершаем спуск со склона из-под ранклюфта, от места ночёвки на «балконе». На перилах проходим подрезающий берг и надеваем снегоступы. Берг забит, но нырнуть по неосторожности можно.

Фото 140. Вид с плоского ледника правой (от долины спуска) соседней долины.

Фото 141. Вид с плоского ледника правой соседней долины на нижнюю часть ранклюфта (2 + 1 верёвки) и балкон. Хорошо видны наши следы. На правых скалах днем появляется вода.

Фото 142. Вид с лед. Сев. Иныльчек на концевой ледопад южной долины пер. Мраморная Стена, её правый борт, ранклюфт.

Фото 143. Ледовые сбросы, на которые вышли 30-го июля после напрасного перелаза первого разлома-от-края-до-края.

Фото 144. Путь по плоскому леднику в боковой соседней долине после ранклюфта.

Фото 145. Вид на массив Мраморной Стены с северного ребра в. Петька, из лагеря-2 (5500).

Фото 146. Южная сторона пер. Мраморная Стена. Наш путь на спуск.

Фото 147-а. Вышли из боковой долины (долина, во главе которой в. 5450) на лед. Сев. Иныльчек.

Фото 147-б. Северный Иныльчек. Правая сторона – вся в огромных мульдах.

Снег – местами обходится. Трещин почти нет.

Фото 148. Северный МАЛ на лед. Сев. Иныльчек, чуть выше устья лед. Одиннадцати.

Фото 149. Вид из МАЛа на Хан-Тенгри, пер. Зап. Седло Хан-Тенгри и в. Петька.

3 августа 2018 г.

Днёвка… Отдыхаем… Отъедаемся… Распределяем заброску…

У Кирилла с ногой не лучше, предупреждаем родных, обращаемся в обслуживающую компанию… Подсчитываем график. Запасных дней нет ни одного. Если вдруг придётся задержаться на Седле хотя бы на день, придётся его отщипывать от дней выхода из района. На два дня задерживаться в любом случае нельзя.

4 августа 2018 г.

С утра отличная погода. Неспешно собираемся…

Дождаться вертолёта так и не получилось. Оставляем Кирилла в МАЛе. Борт был 5 августа…

11:20– выходим. За 1 ходку пересекаем Иныльчек около 1,5 км. На леднике есть две речки, которые просто не перепрыгнешь, поэтому лучше придерживаться маркировки пути: на местах переходов стоят вешки.

Препятствие 3Б: пер. Зап. Седло Хан-Тенгри, 3А* (через в. Петька, 6120) + пик Хан-Тенгри (6997 по западному гребню и склону).

Перевал Зап. Седло Хан-Тенгри находится в хр. Тенгри-Таг, западнее п. Хан-Тенгри, между п. Хан- Тенгри и в. Петька (6120, сев. плечо в. Чапаева). Соединяет верховья лед. Сев. Иныльчек и лед. Юж. Иныльчек (через долину лед. Семеновского).

Экспозиция: север – юг. Определяющая сторона – северная.

Подходы с севера – по лед. Сев. Иныльчек, с юга – по лед. Юж. Иныльчек.

У перевала есть несколько особенностей: 1. Классический путь с севера проходит через в. Петька, по северному её ребру. 2. К востоку от в. Петька на гребне, поперёк гребня образовался скол ледника высотой около 50 м., с небольшим отрицательным наклоном скол значительно усложнил путь на подъём. 3. С южной стороны, на лед. Семеновского , находится всем известная «мышеловка» – проход между скальными склонами в. Чапаева и серраками лед. Семеновского, куда не редко рушатся карнизы с в. Чапаева. 4. Наличие с обеих сторон тропы, провешенных перильных верёвок, которые ведут к вершине Хан-Тенгри. Большая популярность этого классического маршрута в коммерческой среде повлияла на туристскую категорию препятствия – перевал «разжаловали» с 3Б до 3А*. Теперь, согласно Перечню высокогорных перевалов, пер. Зап. Седло Хан-Тенгри может быть 3Б только в совокупности с самим пиком Хан-Тенгри…

Пик Хан-Тенгри также находится в хр. Тенгри-Таг, между пер. Вост. Село Хан-Тенгри и пер. Зап. Седло Хан-Тенгри. Является второй по высоте вершиной района после п. Победы. Самый простой радиальный маршрут на пик Хан-Тенгри по туристской классификации – 3А: с юга по лед. Семеновского, через пер. Зап. Седло Хан-Тенгри и по западному гребню и склону этот же маршрут по альпинистской классификации – 5А.

Даты прохождения нашей группой перевала и вершины: 5 – 8 августа 2018 г.

Общее время прохождения – с плоского лед. Сев. Иныльчек до устья лед. Семеновского – 3,5 дня.

Подъём на пер. Зап. Седло Хан-Тенгри с севера, через в. Петька, 6120 м.

12.20 – надеваем кошки на морене под снежно-ледовым склоном и начинаем подниматься. Тропа идёт, примерно, по центру «лопаты» 400-500 м.. Снег в нижней части минимальный – 10 см. наклон 20-30°. В верхней половине ледника поверхность изломана, есть несколько больших трещин, затянутых мостами снег – около 0,5 м. Наклон становится больше – 30-40° 300-400 м.. Через все дыры натянуты перила – двигаемся на скользящих карабинах… Перед лагерем становится чуть круче – взлёт до 35-45°, около 100 м., мульда и опять взлет и…

14.20 – первый лагерь, 4500, условно.

Данные GPS: N 42,15,055 Е 80,09,507 высота – 4420 м.

Ставим палатки. Варим обед. Для воды долбим лохань в мульде ледника затариваемся и на утро. Место лохани нужно выбирать внимательно: много народу, много мусора, в т. ч. брошенных продуктов, растребушённых галками туалет ниже, но рядом…

Общаемся со спускающимися альпинистами…

Выше лагеря на 50-100 м. есть ещё одна площадка на 4-5 палаток… Погода портится… Ужин и ранний отбой.

5 августа 2018 г.

Всю ночь непогода: ветер, снег…

Ранний подъём. Варим завтрак. Некоторое время ждём окно, собираемся…

9.00 – выход. В кошках, на скользящих карабинах ступени хорошо держат снежно-ледовый гребень снег до полу колена 30-40° 100-150 м.

9.30 – верхняя площадка лагеря 1. 200-300 м. по снегу и гребень становится круче и острее, 40-50°, с боковым уклоном вправо и обрывом влево проходим 200-300 м., и…

11.50 – начинаются гребневые скалки – первый непродолжительный скальный пояс становится ещё круче – 45-55° 100-150 м… Над скалами начинается опять снежный склон…

13.00 – привал. Дожидаемся арьергард, варим чай…

14.00 – продолжаем топтать снег через 250-300 м. подходим к второму скальному участку – 100-150 м., крутизна 45-55°, но снега на камнях побольше… Выходим на покатый каменно-снежный лоб, за которым нам открывается

1. – второй лагерь, 5500, условно. Расположен, как и первый лагерь, на плече гребня. Данные GPS: N 42,13,379 Е 80,09,158 высота – 5364 м.

Тоже много палаток. Варим чай. В течение часа подтягивается вся группа. На свободных местах ставим палатки, вкапываем, докладываем стенки сооружаем туалет… Воды уже, конечно, нет. Топим снег… Приглашаем к столу спускающихся, местного гида, слушаем переговоры по рации Северного МАЛа и штурмующих Хан. Заодно выясняем дальнейший прогноз погоды: через сутки-двое ожидается ухудшение погоды, снег, ветер…

6 августа 2018 г.

Сегодня погода ещё держится хорошей… Торопимся!..

6.30 – выход. Проходим на край площадки 100 м., и начинается снежно-ледовый склон на гребне (около 300 м., перила), который выводит на следующее плечико. По плечику – перила по острому и крутому в бок фирновому гребешку, 50-100 м. (фото 154)

8.00 – отдыхаем и переходим с гребешка на скалы. Весь скальный склон – около 1 км. На его протяжённости можно выделить два скальных более крутых участка: примерно на 2-3-й сотне метров и на 7-8-9-й. Уклон первые 150-200 м. – 35-45° скалы первого крутого участка – 45-60°. После скал 1-го участка идёт некоторое выполаживание, до 30-40° и, после, начинаются 2-й крутой скальный участок – 50-65°… На крутых скалах местами встречаются очень крутые и почти вертикальные плиты, лбы, уступы. Много натёчного льда. Проходим на перилах. Если представить, что вешаем сами – простое и средней сложности лазание…

Над 2-ым скальным участком подъём выполаживается – 50-30°, 300 м., снег.

13.00 - вершина Петьки. На небольшое плато выходим уже без перил. Привал. Перекус…

Связываемся и бежим дальше. Снежный (где-то в глубине ледовый) гребень – 25-35°, протяжённостью около 1км. с карнизами влево, над стеной северного склона седловины. Справа – тоже сбросы, менее крутые, не видны за перегибом… Примерно, через 200-300 м. от вершины нас ожидал сюрприз! Хотя, мы и были в курсе о ледовом обрыве, но впечатление – получили…

Раньше (года три назад) в данном месте на ребре было узкое (5 м.) место, где проходили только в связках, с особой осторожностью, чтоб не обрушить козырьки на север…

Сейчас же здесь – большой разлом. Точнее, вертикальная с небольшим отрицательным углом стена высотой 50 м. Эта стенка – верхняя часть разлома сам разлом – под стеной, шириной около 5 м., основательно забит снегом. Говорят, ледник съехал от землетрясения…

13.45 – прошли разлом (перильная верёвка спусковухи по очереди).

В нижней части стенки установлена лестница на подъём метров на 15…

14.00 - связках доходим до нижней точки седловины. Приспускаться на 50 м. в лагерь в трещине под седловиной не хочется. Ставим лагерь в понижении, рядом с пятью палатками. Две из них – альпинистов из Монголии, которые опережали нас на день. Часть их группы встали на самой верхней стоянке – на 6400 мы тоже должны были ночевать там, но получилось, что место занято…

Делаем стенки от ветра. Варим ужин и сразу завтрак. Ранний отбой.

Фото 150-а. Профиль ребра в. Петька, по которому лежит путь на пер. Зап. Седло. Самые верхние скалы справа – плечо, на котором расположен лагерь-2 (5500).

На заднем плане – пик Хан-Тенгри.

Фото 150-б. Вершина Петька и профиль верхней части ребра, по которому лежит путь на пер. Зап. Седло. Плечо слева, на фоне облака – лагерь 2 (5500).

Фото 151. Начало подъёма от плоского лед. Сев. Иныльчек на снежно-ледовую лопату, к 1-му лагерю на гребне. Сам лагерь-1 (4500) – слева на снежном плечике (видно следы выхода за перегиб). Самый высокий пупырь – в. Петька следующий левее – плечо с лагерем-2.

Фото 152. Вид от верхней маленькой площадки лагеря-1 (4500) на нижнюю основную.

Фото 153. Выход на гребень и продолжение перил от верхней площадки лагеря-1 (4500).

Фото 154. Первый скальный участок. Справа – хорошо видна в. Петька.

Фото 155. Снежный склон и второй скальный участок, за и над которым – лагерь-2 (5500).

Справа видна вершина Петьки.

Фото 156. Вид из лагеря-2 на путь подъёма к в. Петька. Перила начинаются в конце площадки. Следы поднимаются на видимое плечико (видна фигура человека) и идут на нём по узкому снежному гребешку.

Фото 157. Вид с в. Петька на понижение пер. Зап. Седло Хан-Тенгри. Чуть дальше самой нижней точки перевала – лагерь на гребне правее самой нижней точки – лагерь в берге.

Фото 158. Вид с в. Петька на север слева направо: п. Семёнова, пер. ЛКТ, трезубец п. Одиннадцати, пер. Одиннадцати, п. Баянкол.

Фото 159. Лагерь на гребне пер. Зап. Седло Хан-Тенгри. Различаются следы на гребне от в. Петька до седловины.

Немного ниже вершины хорошо виден образовавшийся разлом (см. фото 160).

Фото 160. Вершина Петька и образовавшийся разлом в её восточном гребне. Видно перильную верёвку лестница – за перегибом нижнего края разлома.

(Сильно приближенный фрагмент фото 159)

Фото 161. Вид на пи Хан-Тенгри и его западное ребро.

Фото 162 (на следующей странице). Увеличенный вид на западное ребро пика Хан-Тенгри. На входе в кулуар видно нашу группу (фото Д. Гуляшова от палаток на Седле).

Фото 162.

Фото 163. Скальник выше кулуара, перед вершинным выполаживанием. Видно людей.

Фото 164. Наша группа на входе в кулуар.

7 августа 2018 г.

Радиальное восхождение на пик Хан-Тенгри, 6997 м.

Ночью пару раз специально вставали, чтобы глянуть погоду. Было почти ясное звёздное небо, с какой- то дымкой или маленькими неплотными облаками, обрывками облаков. Звёзды сильно мерцали, что говорит о сильном ветре, где-то наверху…

2.00 – подъём. Разогреваем завтрак, одновременно собираемся, одеваемся. Кошки, обвязки. На вершину идём впятером. В палатке остался Д. Гуляшов…

3.30 – выход. Идём без связок. В темноте. С фонарями. 700-800 м. по седловине и начало подъёма слева (по ходу) обрыв справа – до 30-45° разрушенные скалы, местами под снегом. Есть тропа, не везде.

4.30 – подходим к более крутому участку: скалы 45-60°. Идём его на скользящих карабинах или жумарах по перилам 500-600 м. Поскольку сами перила не вешали, стараемся грузить минимально… Светать начинает в 6-м часу…

Движемся с разной скоростью: впереди братья Немущенко, замыкает М. Яценко…

8.15 – выходим к монгольской палатке на 6400. Дальше верёвки уходят траверсом вправо, под небольшим наклоном. Через 100-150 м. начинается кулуар или, как его называют, корыто.

9.45 – поднимаемся по ключевому участку – скальный пояс. 50-100 м., 50-65° самое крутое место – 20-30 м., 65-75°. После ключа – 150-200 м. вверх, 50-55° снег на камнях и скалах затем, выход на гребень вправо (по ходу) – 50-70 м. две верёвки по гребню и…

12.00 – выход на вершинный склон через скальный участок. Склон 45-25°, выполаживается к наивысшей точке. Всего 300-400 м., от скал ещё весит пара верёвок.

12.45 – на вершине пика Хан-Тенгри Дима и Данил Немущенко спуск – 13.30.

13.30 – на вершине все остальные. Фотографируемся…

Сильный ветер. Холодно. Погода быстро портится, Победы уже не видно за облаками…

14.00 – начинаем спуск по пути подъёма.

16.30 – первые в лагере на Седле.

Около 18 ч. садятся облака. В «молоке» на снежной тропе можно различить только дырки от палок…

18.30 – вся группа в лагере. Ужинаем и спать. Завтра нужно опять рано встать.

Фото 165. Скальный участок на уровне 6200-6300.

Фото 166. Вершина Победы. Вид с западного гребня пика Хан-Тенгри.

Фото 167. Вид с вершины Хан-Тенгри на запад: пер. Зап. Седло Хан-Тенгри в облачке – в. Петька. в правом верхнем углу – п. Семёнова и п. Одиннадцати.

Фото 168. Вершина пика Хан-Тенгри. Дмитрий Немущенко фотографирует Данил Немущенко.

На заднем плане – массив Победы.

Фото 169. Григорий Зиякаев и Михаил Обухов на вершине Хан-Тенгри.

Фото 170. Михаил Обухов и Михаил Яценко на пике Хан-Тенгри.

Фото 171. На спуске с пика Хан-Тенгри: участок между вершинным выполаживанием и скалами над кулуаром.

(См. фото 162, 163 – характерная двойная глыба.)

8 августа 2018 г.

Спуск с пер. Зап. Седло Хан-Тенгри, 3А* на юг.

Погода ещё есть, но сильный ветер, метёт, рваные облака… Встаём рано, но долго собираемся…

7.30 – выход. Идём сразу в связках, кошках. Смещаемся по седловине к западу, к наиболее низкому месту южного взлёта, обозначенное вешкой. Склон 35-45°. Через 50 м. – метровый забитый бергшрунд, подрезающий взлёт 1,5-2 м. ледовый лоб, повешена верёвка. В правую сторону трещина всё больше расширяется до большого разлома, на нижнем краю которого стоят палатки – лагерь в берге на Седле. От легеря склон выполаживается – 35-20° снег глубокий – 0,5-1 м., местами и больше но держит. Точнее, держит тропа, заметённая, но различаем… В верхнем цирке трещин не встречаем появляются дыры в леднике через 500-600 м. от взлёта, когда ледник стал немного сужаться и сильнее сбрасывать высоту. Тропа петляет между трещинами, но идти почти не мешает…

Очень торопимся! Солнце уже осветило макушку Чапаева…

8.15 – лагерь 5300 (2-й лагерь). Передыхаем… От Седла прошли около 3 км.

Навстречу из «мышеловки» поднимается человек. Сообщает, что снизу идёт две группы 5 и 7 человек. Дожидаемся, пока покажутся все, и начинаем спуск в «мышеловку». Тропа сначала по серракам уходит под правый скальный борт (100-150 м. пересекаем лавинный вынос) и спускается по ранклюфту (или над ранклюфтом) до разлома, через который вниз и по дуге висит верёвка 30-40 м. спуск до 50°, 200- 300 м. За трещиной путь заходит на пологий ледник, в ложбину, образованную корытом самого ледника справа и серраками – слева. Вдоль серраков и под серраками уходит всё левее…

9.30 – приостанавливаемся, примерно, по центру ледника – на ледовом «пупыре». Дожидаемся вторую связку… Удивительно, но чуть выше «пупыря», под защитой серрака – место от палатки!!!..

9.45 – идём дальше. Тропа забирает ещё левее, почти под левый борт (диагональ – 600-700 м.), и петляет вниз (500-600 м.) по мостам над большими разломами 30-20°… Около поворота ледника налево, после большого разлома и скола, тропа отклоняется к центру, обходя крутое место и трещины, и опять возвращается ближе к левому борту… Данное место – на повороте лед. Семеновского и ниже – некоторые называют «котлом», из-за того, что сюда ссыпаются снежные и ледовые массы с восточных склонов Чапаева… Ниже поворота и до своего устья ледник продолжается 1,5-2 км закрытый с поперечными трещинами – 700-800 м. снег – до 0,5-0,3 м 30-20°. Через все трещины (шириной 1-3 м.) натянуты верёвки…

11.10 – выходим на открытый ледник (25-15°), снимаем кошки, связки, теплую одежду…

12.00 – 1-й южный лагерь (стоянки чуть ниже устья лед. Семеновского). Обед. Отдых. Данные GPS: N 42,12,661 Е 80,10,359 высота – 4163 м.

Здесь техническая часть пути через пер. Зап. Седло Хан-Тенгри завершается.

В общей сложности, путь с Седла до лагеря 5300 – 3 км., от лагеря 5300 через «мышеловку» до устья лед. Семеновского – 4-4,5 км.

14.30 – бежим дальше. Ближайшую ладовую реку пересекаем ниже лагеря в 500 м., по фирновому мосту. Идём по левому краю Иныльчека, вдоль морен. В 1-1,5 км до Южного МАЛа пересекаем зону трещин и выходим на морены. По моренам путь обозначен туриками. Перед МАЛом переходим поломанную полосу уже другой ветки Иныльчека…

17.00 – Южный МАЛ. От 1-го лагеря пройдено 7,5-8 км. Данные GPS: N 42,08,403 Е 80,06,102 высота – 4017 м.

Ставим палатки. Забираем вертолётную заброску. Готовим праздничный ужин. Техническая часть всего маршрута тоже пройдена ровно в срок. Остаётся за оставшихся 4 дня выйти из района похода.

Фото 172. Перед входом в «мышеловку».

Фото 173. Прошли саму «мышеловку», пересекаем ледник по диагонали, из-под правого борта – к левому.

Фото 174. Устье лед. Семеновского. Вид с ближней центральной морены лед. Юж. Иныльчек.

Фото 175. Вид на лед. Юж. Иныльчек от устья лед. Семеновского.

Наш путь по леднику.

Фото 176. Слияние лед. Юж. Иныльчек и лед. Звёздочка.

Фото 177. Южный МАЛ. Пик Хан-Тенгри.

Фото 178. Слева направо: Дмитрий Гуляшов, Дмитрий Немущенко, Данил Немущенко, Михаил Яценко.

На заднем плане – массив Победы.

Фото 179. Путь по Южному Иныльчеку. Слева первое – устье лед. Пролетарский Турист, следующее ниже – лед. Комсомолец.

(Фото Кирилла Скоробогатько из вертолёта.)

Фото 180. Слияние лед. Юж. Иныльчек и лед. Звёздочка. Наш путь по центральной морене. Место расположения МАЛа. Справа – массив Победы. (Фото Кирилла Скоробогатько из вертолёта.)

Фото 181. Слияние лед. Юж. Иныльчек и лед. Звёздочка.

Наш путь от лагеря-1 к МАЛу и вниз.

9 августа 2018 г.

С утра распределяем груз. Продолжаем отдыхать. Выход затягиваем…

выходим. Идем, примерно, до лед. Дикий по турикам тропы на центрально морене. Дальше морена становится сильно поломана. Перебираемся на бурую морену слева.

19.00 – встаём на ночёвку ниже устья лед. Пролетарский Турист… Дождь.

10 августа 2018 г.

10.00 – выход. Идём по левой полосе Южного Иныльчека.

13.30 – обед в кемпинге чуть ниже устья лед. Комсомолец.

14.30 -  продолжаем путь.

20.00 – поляна Мерцбахера.

11 августа 2018 г.

11.15 – выход. Тропа идет по левому борту долины, в зелёных моренных карманах.  не доходя языка лед. Юж. Иныльчек, тропа упирается в сбросы. Спускаемся с борта к речке в ложбине между ледником и бортом. Обходим левый край языка.

20.15 – стоянка на Иве.

12 августа 2018 г.

С ночи погода хмурая. С рассветом потянуло снизу облака. Успели собраться до дождя…

8.30 – выход. Почти сразу накрывает сильный дождь, ветер около 2-х часов.

11.00 – привал, чай под подъёмом в лес, перед обходом прижимов.

12.00 – поднимаемся в лес…

13.30 – выход из леса…

14.00 – брод через р. Атджайляу: стенкой по трое с палочками на разливах перед устьем.

15.00 - база «Атджайляу»

Фото 182. Путь по Южному Иныльчеку. Переходим почти под левый борт.

Фото 183. Характер пути по лед. Юж. Иныльчек ниже озера Мерцбахера: под бортом, преимущественно по моренным карманам.

Фото 184. Около языка лед. Юж. Иныльчек карманы боковой морены стали не выраженными, перешли в крутой склон.

Дальнейший путь – в ложбине между левым склоном и ледником.

Фото 185. Вид со склонов левого борта р. Иныльчек вверх по долине обход прижимов.

Фото 186. Вид со склонов левого борта р. Иныльчек вниз по долине обход прижимов. Поперечный долине мыс вдалеке на левом берегу – Атджайляу.

Маршрут окончен.

Картографический материал.

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 500 м.) 050k—k44-052-4

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 500 м.) 050k—k44-053-3

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 500 м.) 050k—k44-065-1

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 1 км.) 100k-44-065

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 1 км.) 100k-44-064

Фрагмент топографической карты (масштаб: в 1 см. = 1 км.) 100k-44-063

Потенциально опасные и сложные участки, препятствия, явления на маршруте.

Первым опасным участком можно считать северную сторону пер. Ашутор Вост. При подъёме после плоского ледника и до взлёта встречаются разной ширины трещины.

Очень трудным был бы путь, если бы у нас не было снегоступов.

1. Опасным участком нам показался подъем (и спуск) на пер. Опасный и п. Семёнова. В нашем случае лавинная опасность была умеренная. Тем не менее, она обуславливает наш путь – по гребню, от камней к камням, от серрака к серраку.

Как и предполагалось, во время выхода на п. Семёнова высота ощущалась наиболее остро.

«Переварив» эту высоту на п. Семёнова и, затем, спустившись глубоко (ниже 3500 м.) в долину (истоки р. Сарыкойноу), группа шла на Мраморную Стену намного легче с точки зрения состояния, субъективного ощущения.

Также на склонах п. Семёнова была опасность падения в трещины.

Ледовый склон вдоль верхних серраков на склоне п. Семёнова – один из самых сложных участков в техническом плане.

1. Малоприятный участок с точки зрения срыва со склона – «ключ» гребня около в. Узловая. Точка страховки ближняя к вершине – не надёжная, на ледорубе дальняя станция – прочная, на скальнике. Перила провешивали сами.
  2. Наиболее сложный и замороченный участок всего похода – спуск с пер. Мраморная Стена.

На всём его протяжении потенциальные опасности изменяются от участков. Так при передвижении по гребню правого борта есть опасность срыва вправо, в соседнюю долину а также, в некоторых местах, срыва с фронтальной поверхности гребня. Все подобные срывы скорее всего будут сопровождаться лавинками разного масштаба или снежными осовами.

Во второй половине дня во время передвижения по «рванине» (перед ранклюфтом), при выходе со снежных полей на правый борт, при передвижении по плоскому леднику соседней долины (сразу после ранклюфта) сильная опасность провалить снежные мосты и уйти в трещину.

Кроме того, при выходе на боковой гребень приходится лезть по небольшим серракам, скорее фирновым, чем ледовым. Наш «зуб» оказался так мал, что под ногами и под палящим солнцем просто разрушался. То же самое происходило с перешейком на гребне правого борта…

Наибольшая лавинная опасность была при спуске с борта на «рванину»: много раскисшего снега, палящее под прямым углом солнце, крутой склон.

Ещё одна трудность, которая свойственна южной стороне пер. Мраморная Стена, – много «физухи». Приходилось на всём протяжении спуска не просто идти и работать, а много разведывать, возвращаться, обрабатывать отдельные места налегке.

Высота и долгое пребывание на ней, очевидно, после Ашутора и Семёнова, почти не ощущались.

1. Главная опасность и трудность на Западном Седле и самом Хан-Тенгри это, конечно, высота. Во вторую очередь – линейная протяженность путь на пик и перепад высот.
  2. Отдельным пунктом в качестве опасности нужно вынести всем известную «мышеловку» на лед. Семеновского. При прохождении её «горла» возможен ледово-снежны обвал с гребней пика Чапаева а ниже, на повороте ледника, возможна лавина с большой массой снега. Иногда лавинный вынос может перекрывать всю плоскую часть на повороте – так называемый «котёл» и весь ледник, от края до края.

Отсюда тактика прохождения: утром обязательно посветлу, быстро, в связках.

Также на лед. Семеновского существует опасность падения в трещину: в «горле» есть пара разломов на повороте ледник сильно изорван, трещины и разломы широкие, мосты сильно провисшие.

1. Погода… Никчёмная в первой половине похода: ветер, снег-дождь, «молоко».
  2. Глубокий снег. Трудные в этом плане оказались два отрезка пути: северная сторона пер. Ашутор Вост. и гребень, ведущий на пер. Опаснй.
  3. Трудность может вызвать монотонный выход из района по каменоломне лед. Юж. Иныльчек. Не смотря на наличие маркировки тропы (краска, турики), важно правильно выйти на саму тропу и придерживать её (или не придерживаться, где не нужно).

Самые неудобные места:

• участок центральной морены (на которой стоит МАЛ) напротив устья лед. Пролетарский Турист . Много высоченных ледяных бугров в каменном чехле, которые путь усложняют…
  • участок напротив оз. Мерцбахера и лед. Шокальского, на подходах поляне Мерцбахера.

Дополнительные сведения о маршруте.

В группе имелось оптимальное количество провизии, личного и общественного снаряжения, высотная аптечка и достаточно укомплектованный ремнабор.

Благодаря вертолетным заброскам, а также, заброске ногами вес рюкзаков получилось значительно минимизировать. При этом, в рационе питания были только сухие овощи и мясо…

Кухня была укомплектована двумя горелками (основная – китайского образца, довольно мощная, и MSR – запасная) и двумя реакторами MSR (основным и запасным) с двухлитровой емкостью. Реактор использовали только для кипячения воды и топки снега. Варили на горелках.

Скороварку брали объёмом – 4 л.

Реакторный эксперимент по-прежнему оправдывает себя: чисто, удобно, КПД – хватает.

Некоторую проблему, как уже писали, создал газ фирмы «Трэмп». Чтобы хорошо горел, особенно на высоте и в холоде, приходилось ставить горящий баллон в чашку с горячей водой…

Очень-очень-очень довольными остались от снегоступов! Во многих местах без них просто нечего делать – будет напрасная трата сил и времени.

Итоги, выводы, рекомендации.

1. По срокам, набору препятствий, протяжённости, по-нашему мнению, маршрут соответствует 6 к. с. В отличии от заявленного – пройден нами не полностью. По сути, мы выполнили программу минимум для данной категории похода.

Набор препятствий: 1Б – 2, 2А – 1, 3А – 1, 3Б – 2.

2. Нам удалось охватить район по запланированной схеме., «не зарезая» маршрут с т. з. протяженности. При этом, ничего не оставалось, как поступиться своими планами, амбициями и не проходить некоторые препятствия: траверс п. Семёнова, пер.ЛКТ, пер.Одиннадцати.

Просто не повезло с погодой в первой части похода.

3. Согласно поставленным целям нам удалось получить: -хорошую акклиматизацию что, несомненно, повлияло на результат в общем -отлично потренировались (закрытые ледники, ледовые склоны, скалы). 4. В качестве рекомендации группам, можем сказать, следующее…

Горный район нашего похода, с т. з. организации будущих походов, естественно делится на две части: условно, среднюю (до 5000 м.) и высотную. Граница этих частей – по хр. Сарыджаз. Сам хр. Сарыджаз, если задействовать его невысокие перевалы и только перевалы, можно относить, выразимся так, к средним горам. Если подниматься на основные пики – к высоким.

Условно средние горы (долины истоков Баянкола, Сарыджаз, Адыртор) подходят для любых категорий походов и если 5-6 к. с. – то неизбежно с пересечением хр. Сарыджаз…

Высотная часть оптимально подходит для проведения походов 5-6 к. с. и организовать поход 4 к. с. по классической схеме уже довольно сложно. «Четверки» здесь, конечно, можно проводить, но тогда нужно понимать, что они в большей своей части окажутся на периферии района., т.е. как-то минуя многие интересные места, препятствия.

Кроме того, по нашему мнению, каждый, кто будет участвовать в походе 4 к.с. в данном высотном районе должен уже иметь опыт прохождения похода 4 к. с., т. к. «двойки-Б» этих мест ну очень отличаются от «двоек-Б» других горных систем (Тянь-Шаня, Алтая, Кавказа и даже Заалая…).

5. Хотели бы обратить внимание на небольшой горный узел перевалов Поиск и Двойной, как нам кажется, незаслуженно забытый или игнорируемый. Он отлично подходит для первичной акклиматизации, например, прямо на старте, если вдруг происходит задержка с выходом, чтоб не сидеть напрасно. Его расположение хорошо вписывается в схемы маршрута. Средняя сложность склонов, понижений, вершин позволяет спокойно ночевать на гребнях и некоторых вершинах, если нужно.

6. Для прохождения пер. Мраморная Стена мы бы рекомендовали планировать не менее 5 дней: четыре штатных + 1 запасной. Если идти с перевала на в. Мраморная Стена – ещё плюс 1 день.

И дело не степени подготовленности группы…

Наше восьмидневное прохождение, допустим, можно было сократить до 6 дней, но не до 4. По объективным (погодным и пр.) причинам.

7. Снегоступы! Снегоступы! И ещё раз снегоступы! Особенно, если на хр. Сарыджаз и, далее, в высотную часть если в 5-6 к. с.

8. Нас очень устроила, и мы, конечно, рекомендуем, пользоваться «реакторной» схемой кухни. Оптимальное количество реакторов – 2 (один - запасной), горелок – 2. Реактором максимально быстро топится снег накипячивается вода, а варка происходит в другом котле…

Данная схема может избавить от забот, связанных с транспортировкой бензина а также, от постоянной прочистки засорившихся горелок. Последнее особенно актуально в стране, где бензин – отвратительного качества.

Литература.

Вся информационная подготовка основывалась на изучении отчетов:

1. Отчет о горном походе 5 к. с. в районе восточной части Центрального Тянь-Шаня, 2013 г., руководитель А. Фатеев (г. Новосибирск).
  2. Отчет о горном походе 6 к. с. в районе восточной части Центрального Тянь-Шаня, 2009 г., руководитель Д. С. Сарычев (г. Томск).
  3. Отчет о горном походе 4 к. с. в восточной части Центрального Тянь-Шаня, 2017 г., руководитель В. А. Агафонов (г. Тамбов).
  4. Отчет о горном походе 6 к. с. в районе восточной части Центрального Тянь-Шаня, 1988 г., руководитель А. Э. Ярошевский (г. Москва).
  5. Отчет о горном походе 6 к. с. в районе восточной части Центрального Тянь-Шаня, 2010 г., руководитель О. З. Янчевский (г. Киев).
  6. Отчет о горном походе 6 к.с. в районе восточной части Центрального Тянь-Шаня, 2012 г., руководитель О. И. Мешков (г. Новосибирск).
  7. Высотный Тянь-Шань. Обзор района. Автор А. Джулий.