Автор: Александр Шаклунов, г. Томск

Отчет о прохождении горного маршрута 2 к.с. по Южно-Чуйскому хребту Горного Алтая, совершенном в период с 6.08 по 21.08 2016 года.

Справочные сведения

Туристско-Альпинистский Клуб ТУСУРа (ТАКТ). 634040, г. Томск, пр. Ленина 40, ТУСУР, клуб ТАКТ, +7-953-915-3286, http://takt.tomsk.ru, http://takt.tusur.ru.

Место проведения

Россия, Республика Алтай, Южно-Чуйский хребет Горного Алтая.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность похода, дни

Сроки проведения

горный

вторая

120 км из них в зачёт 108 км

6.08.16- 21.08.16

Заявленный маршрут

пос. Бельтир – р. Талдура – пер. Ленинградский (1Б, 3300 м) – р. Аккол – связка пер. Щель (1Б, 3220 м) + пер. Кара-Оюк (1Б, 3030 м) – р. Менбулак – пер. Ак-Карасу (1А, 2870 м) – р. Аккарасу–пер. Узургу (1А, 2980 м) – р. Узургу – пер. Троих Ложный (1Б, 3300 м) – лед. Талдуринский – р. Талдура – р. Мохрооюк – пер. Мохро-Оюк Ю. (1Б, 3280 м) – р. Киренэльдуярык – р.Йолдоайры – оз. Паспалагачиоюк – пер. Эренбурга (1А, 3089 м) – р. Джело – пер. Купол (1Б, 3556 м) – р. Тюте – пос. Курай

Пройденный маршрут

пос. Бельтир – р. Талдура – пер. Ленинградский (1Б, 3300 м) – р. Аккол – пер. Щель (1Б, 3220 м)–пер. Кара-Оюк (1Б, 3030 м) – р. Менбулак – пер. Ак-Карасу (1А, 2870 м) – р. Аккарасу – пер. Узургу (1А, 2980 м) – р. Узургу – пер. Троих Ложный (1Б, 3300 м) – лед. Талдуринский – р.Талдура – пос. Бельтир

Причины изменения маршрута

Причиной изменения маршрута стало отставание от плана, явившееся следствием чрезвычайной болезненности одного из участников и нескольких ошибок ориентирования.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения

восток – запад

Троих Ложный, 3300 м, скально-осыпной и снежно- ледовый

юго-восток – северо-запад

Обзорная карта по району пройденного маршрута

Состав группы

Энс Анатолий Дмитриевич

Завснар

Адрес хранения отчёта

Отчёт находится в библиотеке МКК Томской федерации спортивного туризма. Также его можно найти в электронных базах отчётов клуба ТАКТ: http://takt.tomsk.ru/db/web.page?pid=23 и http://takt.tusur.ru/trip/report/index.

Маршрут рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма (маршрутная книжка: № 0-55-16). Шифр полномочий: 170-00-55553050.

Общая идея похода

Нам хотелось пройти спортивную, насыщенную препятствиями горную двойку по обоим Чуйским белкам, заглянуть в интересные и живописные долины, а также посетить южные отроги Южно-Чуйского хребта. Удалось сходить только на Южно-Чуйский хребет, но даже в таком варианте маршрут получился интересным как со спортивной, так и с эстетической точек зрения.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон и ПСО

Маршрут начинается в долине р. Талдура у стрелки рек Талдура и Джело, в 20 км выше по течению от посёлка Бельтир, что в Кош-Агачском районе республики Алтай. Добраться до посёлка можно только на личном или заказном транспорте, способном преодолеть порядка 30 км в одну сторону по плохой грунтовой дороге, которая ведёт к селу от Ортолыка. Ортолык находится на Чуйском тракте и легко доступен.

Мы попросили нас довезти из Томска до места старта знакомого с большим микроавтобусом за 8500 руб. туда и обратно. С дорогой до Бельтира он справился, а вот от Бельтира по долине р. Талдура проехать не смог, так что пришлось искать (успешно) извозчика среди местных в Бельтире. Он взял 500 руб. с человека и за один рейс отвёз группу куда надо вместе с рюкзаками в своём УАЗе-полубуханке с открытым кузовом.

Также добраться до посёлков, расположенных рядом с Чуйскими белками, можно на заказном транспорте из Горно-Алтайска или Бийска – фирм в избытке.

Следует заметить, что в Горно-Алтайске нет железной дороги.

Алтайский ПСО находится в Горно-Алтайске по адресу ул.Красноармейская, 52/1. Тел. +7 (38822) 51106. Регистрация туристических групп только по телефону обычно не производится

- сначала через интернет за 10 дней до похода нужно отправить заявку (вот бланк: http://04.mchs.gov.ru/document/2561022) по электронной почте (od.apsora@mail.ru или mchs_ra@mail.ru). Затем по приезду в Республику Алтай следует встать на учёт в Алтайском ПСО – лично или по телефону.

Маршрут не проходит через погранзону, так что пропуски мы не оформляли.

Аварийные выходы с маршрута

В случае ЧП выходить с маршрута можно в Бельтир по долинам рек Талдура, Караоюк, Аккол и Чаган или в Джазатор по долинам рек Менбулак, Аккарасу, Узургу и Джазатор.

График движения

+110

2,5

Броды через реки Мохрооюк и Талдуру

Ветрено утром перем. облачность кратковрем. дожди утром и вечером

Дол. р. Талдуры – зим. Кокярык – зим.Куйташ

+120

Брод через р.

Талдуру, курумник

Перем. облачность

Р. Талдура – старые морены у пер.Ленинградского

+610

Травянисто- каменистый склон, моренные валы

Перем. облачность, дождь, туман

Пер. Ленинградский (1Б) – р. Верх.Тураоюк

8,5

+370

-750

Морены под перевалом, перевал, курумник в дол. р. Верх.Тураоюк

Облачно с прояснениями, дождь

3,5

+300

Морены у лед.Удачного

До обеда ясно, после – облачно, временами снег, туман

Лед. Удачный – пер. Щель (1Б) – озеро под пер. Щель

+470

-320

Лед. Удачный (открытый и закрытый), перевал, морены и

«бараньи лбы» под пер.

Утром туман и снег днём облачно с прояснениями, снег, гроза, ветрено вечером малооблачно

Озеро – морены и снежники севернее лед. Караоюк – пер. Кара-Оюк – озеро у лед. южнее п.Чуйского

+130

-200

Морены и снежники севернее лед. Караоюк, перевал (1Б), морена у лед. южнее п. Чуйского

Малооблачно вечером гроза и сильный ветер

Озеро – пер. Ак- Карасу (1А) – левый приток р. Аккарасу

-460

+170

6,5

Морены у лед. южнее п. Чуйского, перевал

Переменная облачность, ветрено

10,

Левый приток р.Аккарасу – водораздел р. Аккарасу и её притока – р. Аккарасу – пер.Узургу – меньшее из двух озёр севернее в.Узургу

+520

-420

6,5

Курумник на водоразделе и на берегах р.Аккарасу, перевал (1А), морена под перевалом

Переменная облачность в середине дня снег и ветрено

11,

Озеро – р. Узургу – озеро южнее пер. Сибстрин (2А)

-240

+260

Курумник

12,

Озеро – морены южнее пер.Сибстрин – цирк пер. Троих (1Б*)

+260

-40

Морены

13,

Пер. Троих Ложный– лед. Талдуринский– морена между двумя языками лед.Талдуринского

+400

-500

7,5

Морена под перевалом, перевал (1Б), закрытый и открытый лед.

Талдуринский, бергшрунд

Переменная облачность

14,

Морена – лед.Талдуринский – дол. р. Талдуры – зим. Куйташ – зим.Кокярык – роща недалеко от моста через Талдуру

17,5

(10,5)

-540

Морена, открытый ледник, конечная морена, скально- осыпной прижим у р. Талдуры

15,

Роща – заброска – р.Мохрооюк – р. Джело – долина р.Талдуры

(14)

Броды через реки Мохрооюк и Джело

До обеда малооблачно после – облачно, ветрено, кратковрем. дождь

16,

Долина р. Талдуры – недалеко от Бельтира

-100

Облачно, ветрено

Прим.: в третьем столбце цифры в скобках обозначают расстояние, идущее в зачёт из всего расстояния, пройденного за день.

Высотный график

Развёрнутое описание прохождения группой маршрута

День 1. 6.08. Забросочные дела.
Вчера около полуночи мы забросились к Бельтиру и встали на ночёвку в долине р. Каракольсу (ныне не существующей) в километре от долины р. Талдуры (Талту). Сегодня нашли в Бельтире желающего нас забросить к месту старта – слиянию Талдуры и Джело.

Дорога к месту старта пролегала сначала по орографически правому, а затем по левому берегу р.

Талдуры. Нас даже перевезли вброд через Джело. Доехали примерно за полтора часа.

Далее челночили заброску по грунтовой дороге от места старта за слияние Талдуры и Мохрооюка. Брод через Мохрооюк: два рукава шириной по 5 м и глубиной по колено. Течение средней силы. Переходить вполне можно и поодиночке, но женщин мы всегда ставили в пары с мужчинами на всякий случай. Также после брода есть несколько мелких рукавов, которые просто перешагиваются.

Место брода через р. Мохрооюк

Закопав заброску, группа двинулась дальше по дороге к броду через р. Талдуру. Бродили на разливе. Глубина по колено и выше, течение средней силы. Общая протяжённость брода составила около 100 м, протоки реки перемежались отмелями.

Место первого брода через р. Талдуру. Отмелей здесь больше, чем кажется

Вообще, без этой переправы вполне можно было обойтись, продолжив движение по орографически левому берегу Талдуры. Там есть нормальная тропа (а иногда даже дорога) до самого Талдуринского ледника. Но мы об этом узнали, только возвращаясь по этой же долине в Бельтир в конце похода. Дорога по правому берегу вскоре уходит на левый берег Талдуры по мосту и после этого вроде бы на правом берегу в сторону ледника не продолжается.

Переправившись на правый берег, мы прошли ещё около 2 км и встали на ночёвку в первом нормальном леске немного в стороне от дороги. Воду брали из Талдуры, готовили на дровах. С местами под палатки проблем не возникло.

Погода за день сильно менялась (это вообще было характерно для всего похода). Был и штиль, и ураганный ветер. В основном ярко светило солнце, но иногда небо затягивало тучами, и моросил дождь. Особенно был неприятен дождь с ветром во время продолжительного брода через Талдуру

отмахивали ноги, чтобы восстановить кровообращение.

День 2. 7.08. Боже, благослови подходы.
Подъём в 6:00, выход в 8:50. Продолжаем идти по грунтовой дороге, которая вскоре переходит по деревянному автомобильному мосту на левый берег.

Мост через Талдуру возле зим. Кокярык

Пройдя зим. Куйташ, мы сходим с дороги и снова переходим Талдуру вброд. Этот разлив больше предыдущего, да и шли мы наискосок в поисках самых неглубоких мест в протоках и удобного выхода на берег. Всего получилось около 300 м перемежающихся проток и отмелей.

Наибольшая глубина – по колено, течение средней силы.

Второй брод через Талдуру

После брода снова отмахали ноги, затем прошли небольшой участок курумника и по простому травянисто-каменистому склону пришли в 13:00 на поляну, ограниченную Талдурой с севера, лесом прямо под висячей долиной к пер. Ленинградскому (1Б) – с юга и востока и холмом – с запада. Тут и остались на полуднёвку. В лесу собирали грибы, на холме – жимолость. Место весьма уютное. Готовили на дровах. Отбой в 22:00.

Во время приготовления обеда обнаружилась протечка в одном из котелков. Им мы больше не пользовались. В строю остался только один котелок, что сильно тормозило нас при приготовлении завтраков.

Также сегодня обнаружилось, что новые ботинки одной из участниц, в которых она пошла в поход, ей натирают. Как-то даже не пришло в голову проконтролировать такую элементарную вещь как разнашивание обуви перед походом у настолько опытной участницы, а следовало бы - это в итоге не лучшим образом повлияло как минимум на скорость движения группы во время всего похода.

День 3. 8.08. Впервые прёмся вверх.
Подъём в 6:00. В 9:00 начали движение по травянисто-каменистому склону (700 м, 20°) наверх в сторону небольшой висячей долины, ведущей к пер. Ленинградскому. Можно было бы пройти вдоль стекающего оттуда ручья через лес, а затем по дну каньона. Но мы решили, что обойти каньон будет безопаснее. Идём почти по границе осыпи и травы мимо кустов.

После этого склона выполаживание, начинаются моренные валы (2 км). Морена слежавшаяся, в верхней части (у ручья) поросшая травой, идётся по ней легко.

Каменисто-травянистый склон по пути к цирку пер. Ленинградского

Морена в долине на пути к пер. Ленинградскому

Морена у ручья, поросшая травой

На обед и ночёвку встали у ручья прямо перед менее слежавшимися моренными валами.

После обеда погода испортилась, пошёл дождь, поэтому ледовую тренировку отменили и отсиживались в палатках.

Пожалуй, стоило заночевать чуть ближе к леднику, на морене. Там есть несколько озёр, и можно найти более удобные места под палатки. Но в момент принятия решения засланные вперёд разведчики рано развернулись и озёр не обнаружили.

Вообще, разведка оказалась слабым местом нашей группы. Всё-таки стоит отправлять с этой целью не просто толковых участников, а именно опытных. А если таких нет, то нужно ходить в разведку самому руководителю.

День 4. 9.08. Первый перевал.
Подъём в 5:30. В 8:10 начали движение под перевал по моренным валам. Здесь уже камни крупнее и живее. Пройдя ходку, привалили у тех самых озёр, до которых не дошли вчера.

После забрались на орографически правый борт долины и стали траверсировать некрутой (до 25°) среднеосыпной склон в сторону перевала, понемногу набирая высоту. Этого, пожалуй, делать не стоило – проще подойти по дну долины под самый перевал.

За одну ходку добрались от озёр до небольшого моренного вала в нижней части перевального взлёта. С него после привала начали закладывать серпантины к седловине по средне-мелкой живой осыпи (30°, 300 м напрямую от ледника). Наш неспешный подъём на перевал от озёр занял 4 часа. От моренного вала на перевальном взлёте до седловины мы шли 2,5 часа.

На седловине оказались в 13:00. Сняли записку группы Туристско-Спортивного Центра«Панда» из г. Новосибирска под рук. Полянского В.Ю., совершавшей горный поход 2 к.с., от 23 июля 2016 г. Устроили посвящение в горные туристы для непосвящённой части нашего коллектива было даже горное мороженое, благо неподалёку нашёлся снег.

Спуск начали в 13:20. Шли по средне-мелкой живой осыпи (35°, 250 м). «Лифтов» почти не было. Спустились с перевала за 40 минут. Затем после привала прошли 2 км по курумнику в направлении оз. Тура-Оюк (нижнее из двух озёр в долине р. Верх. Тураоюк).

Начало движения от третьего бивака по морене под перевал

Озёра неподалёку от пер. Ленинградского. Место под палатки найти нетрудно

Путь от озёр на перевал по осыпи

Перевал Ленинградский

Местонахождение

Северный отрог Южно-Чуйского хребта Горного Алтая между вершинами 3455,0 и 3592,4

Координаты GPS

49° 51' 9.40'' N, 87° 47' 47.98'' E (из каталога перевалов т/к«Вестра»)

3300 м

Долины рек Талдура и Верхний Тураоюк

Западо-северо-запад – востоко-юго-восток

Село Бельтир, 30 км от седловины по долинам рек Верх.Тураоюк, Аккол и Чаган

Облачно с прояснениями

Востоко-юго-восток

Седловина и тур

Седловина мелкооосыпная, широкая, есть место для палаток большой тур по центру

Источник информации

Отчет о горном походе 3 к.с. по Чуйским белкам т/к«Вестра» (г. Москва), 2010 г., рук-ль Козырев Р.А. (http://westra.ru/reports/altaj/kozyrev-10.html)

Протяжённость

Подъём

Средняя осыпь

Плотной группой, серпантином

Средняя осыпь

250 м

35°

Падение камней, падение вниз по склону

Прим.: перевал ходят часто, иногда на нём местами даже тропа бывает.

Группа на седловине пер. Ленинградского

Вид с седловины пер. Ленинградского в сторону долины р. Верх. Тураоюк

У озера оказались в 16:15 и сели обедать. Вовремя поднялся сильный ветер, который в итоге принёс дождь.

Взлёт пер. Ленинградского со стороны долины р. Верх. Тураоюк

Оз. Тура-Оюк. Северный берег местами заболочен

Продолжили движение в 18:10 под дождём по болоту, тропе и курумнику в сторону долины р. Аккол. Встали на ночёвку через 3 км у р. Верх. Тураоюк недалеко от каньона в 19:45. Из-за дождя копали канавы в земле вокруг палаток. Место, кстати, не очень удобное: кочки, склон, дров нет. До запланированной ночёвки в долине р. Аккол у стрелки его с р. Верх. Тураоюк мы не успели дойти. Отбой в 00:00.

День 5. 10.08.Обмануты рекой. Подъём в 7:00. В 10:15

сразу от места ночёвки ушли с левого берега р. Верх. Тураоюк на правый по камням на разливе и начали движение вдоль реки в сторону каньона.

Попробовали пройти прямо по каньону по какой-то тропке.

Сначала было неплохо, но потом, преодолев пару

неприятных скальных прижимов, решили всё-таки выбраться из каньона наверх в 11:00.

Наверху нас ждали жимолость, водяника, брусника, шиповник и спуск по травянисто- каменистому склону к р. Аккол. На склоне попадались кусты, лес и «бараньи лбы». Большая часть скал при спуске осталась справа.

Вид с бивака №4 на разлив р. Верх. Тураоюк и вход в каньон

В каньоне у прижима

Спуск по травянисто-каменистому склону с лесом, кустами и «бараньими лбами» к р. Аккол

Итак, пройдя 2 км от места ночёвки, мы вышли к р. Аккол в 12:00. Дальше наш путь проходил по набитой тропе вдоль реки в сторону Софийского ледника. Мы прошли 3,5 км и стали выбирать место брода через Аккол в 15:30.

Разлив р. Аккол, по которому мы переправлялись

На старых генштабовских картах и на современных спутниковых снимках река в этом месте выглядит по-разному, но оба варианта не соответствуют действительности. Реальное положение русла указано тёмно-синей линией на этом фрагменте топографической карты.

При подходе к разливу видно холм, который вроде бы огибается рекой. На самом деле Аккол разделяет этот холм на два. Больший холм («второй», обведён чёрным), на котором располагаются озёра, находится ближе к леднику.

Меньший холм («первый», заштрихован) находится рядом с разливом реки. Почти весь объём воды Аккола сейчас протекает между холмами. Севернее первого холма вода почти не течёт. Там осталась совсем небольшая протока, где-то

под камнями. После слияния с ручьём, который течёт с ледника Удачного, Аккол разделяется на два рукава, которые, в свою очередь, позже образуют разлив.

Мы всего этого не знали заранее, поэтому переправились в первом удобном месте на разливе. Оказавшись перед вторым бродом и увидев почти иссякшую северную протоку, мы заподозрили неладное. А преодолев первый холм и оказавшись перед третьим бродом через Аккол, мы окончательно убедились в неправильности принятого решения.

В этой ситуации вместо трёх переправ можно было сделать одну. Сначала пройти мимо первого холма севернее, по тропе, а потом перейти Аккол до его разветвлений и изгибов.

Все три наших брода были глубиной выше колена, с течением средней силы и шириной примерно 10 м. Поднявшись к озёрам в 17:00, мы по результатам разведки выбрали место с удобным подходом к воде и какой-никакой защитой от ветра, который там действительно является проблемой. Дров тут нет, готовили на газу. Отбой в 22:00.

Софийский ледник. Вид с озёр

Переход из долины Аккола в долину лед. Удачного

День 6. 11.08. Время куковать в облаке (снова). Подъём в 6:00. В 8:20 начали движение мимо обледеневших за ночь озёр к повороту ручья, стекающего с лед. Удачный, при его переходе в долину р. Аккол.

Пройдя 1 км до поворота ручья, спустились немного ближе к нему по курумнику, затем по курумнику и кустам прошли 300 м вдоль ручья в висячую долину лед. Удачного. После этого прошли 1,7 км, перейдя пару раз ручей по камням: преодолели моренные валы, сложенные из крупных живых камней, и прошли по дну пересохшего озера. Встали на полуднёвку в 14:30 после обеда примерно в 600 м от ледника Удачного.

Устроили ледовую тренировку. Во время неё погода испортилась: небо затянуло, пошёл снег. Потом и вовсе нас вместе с ледником накрыло облаком. Отбой в 22:00.

Пересохшее озеро, морены и ледник Удачный

День 7. 12.08. Интересный перевальчик.
Подъём в 4:00. Облако за ночь никуда не делось. Идёт снег. Завтракаем в надежде на прояснение. Не судьба. Сидим до 11:30.

Обедаем. В 12:50 прояснилось, и мы начали движение на лед. Удачный. До ледника дошли по слежавшейся морене. Перешли ручей по камням у самого языка, чтобы выйти на лёд в удобном месте. Далее шли по открытому леднику в кошках: 1,2 км 15-20° до поворота и немного после него и затем 1,8 км 5-10°. Трещин мало. На закрытый ледник вышли в цирке пер. Щель (1Б) в 15:17. Мы прошли в двух связках-четвёрках 100 м по закрытому леднику до перевального взлёта.

Взлёт – продолжение закрытого ледника, только более крутое. В верхней части есть бергшрунд с нормальным снежным мостом. После берга склон выполаживается, снег заканчивается и выступает лёд. По льду траверсом уходим в рантклюфт, на крупную осыпь и по ней поднимаемся на седловину перевала.

Группа на северном языке лед. Удачного

Вид на пер. Менбулак и цирк пер. Щель с лед. Удачного

Цирк пер. Щель

Часть подъёма на пер. Щель со стороны лед. Удачного

Группа на седловине пер. Щель

Перевал Щель

Местонахождение

Северный отрог Южно-Чуйского хребта Горного Алтая между вершинами 3389,0 и 3280,7

3220 м

Лед. Удачный и долину р. Караоюк

Западо-северо-запад – востоко-юго-восток

Ближайшие поселения

Село Бельтир, 40 км от седловины по долинам рек Аккол или Караоюк, а затем по долине р. Чаган

Гроза, снег, ветрено

Востоко-юго-восток

Седловина и тур

Седловина крупнооосыпная, узкая, места для палатки нет большой тур по центру

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы, кошки, карабины, системы страховочные, две связочные верёвки /p>

Спуск

Средняя и мелкая осыпь, два снежника

250 м

25-35°

Плотной группой, на снегу – по ступеням

Падение камней, падение вниз по склону

Прим.: перевал не очень популярен – его проходят раз в несколько лет. Но он довольно интересный. Рекомендую.

На седловине оказались в 16:40. Сняли записку группы ТКК «Преображение» из г.

Москвы под рук. Мещерякова А.А., совершавшей поход 2 к.с., от 12 августа 2013 г. Из-за весьма неприятной погоды задерживаться наверху не стали и в 16:45 начали спуск в сторону долины р. Караоюк. Сначала прошли 30 м по живой средней и мелкой осыпи и 5 м по снежнику крутизной 35°. После этого прошли 20 м по осыпи и 40 м по снегу крутизной 30°, а затем опять вышли на осыпь крутизной 30°. Пройдя по ней 50 м, вышли на пологий травянистый участок.

Обильно посыпаемые снегом, мы наконец решили перекусить. После этого внезапно распогодилось. Мы прошли ещё около 100 м по осыпи крутизной 25°, закончив прохождение перевального взлёта, и 600 м по курумнику и «бараньим лбам». Вышли к самому близкому к перевалу озеру и на его берегу поставили бивак в 19:30. Дров нет. Отбой в 22:00.

Вид на спуск с пер. Щель с места ночёвки №7

Озеро, на берегу которого был бивак №7

День 8. 13.08. Тренировочный тур.
Подъём в 6:00. Начали движение в 9:00. Обогнув озеро с востока, двигаемся на запад, к седловине пер. Кара-Оюк (1Б). Идём всё время рядом с хребтом, в котором расположен пер. Щель, по снегу, «бараньим лбам», слежавшимся моренам 2,5 км.

Стараемся идти там, где пониже.

В 12:00 дошли до пологих остатков закрытого ледника протяжённостью 300 м, встаём в связки. После ледничка проходим немного по осыпи и понимаем, что залезли выше нужной седловины. Строим тур с запиской о том, что это не перевал Кара-Оюк.

Зато с этого места почти видно нужную седловину. Спускаемся к ней 1 км, сбрасывая 100 м высоты по крупной осыпи и «бараньим лбам». Местами довольно круто, приходится немного лазать. Со стороны р. Караоюк у перевала нет выраженного взлёта.

Движемся в сторону пер. Кара-Оюк (1Б)

Снежники, морены и «бараньи лбы»

Участок закрытого льда – остатки былого величия лед. Караоюк. Прошли в связках-четвёрках

Спускаемся к седловине пер. Кара-Оюк

Почти на месте

Почти седловина пер. Кара-Оюк на фоне п. Чуйского

Мы совершили ошибку, выйдя выше седловины. Если идти по самому дну долины, то не придётся пересекать закрытый ледник, набирать и терять лишнюю высоту.

Перевал Кара-Оюк

Южно-Чуйский хребет Горного Алтая между вершинами 3133,8 и 3083,8

Координаты GPS

49° 45' 5.58'' N, 87° 48' 10.32'' E (из каталога перевалов т/к«Вестра»)

3030 м

Долины рек Караоюк и Менбулак

Восток - запад

Село Бельтир, 40 км по долинам рек Караоюк и Чаган

Запад

Седловина и тур

Седловина крупнооосыпная, широкая, есть места для палаток небольшой тур с верхушкой из кварца на большом камне

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы, кошки, карабины, системы страховочные, две связочные верёвки по крупной и средней осыпи крутизной 35°.

Спустились за 50 мин. Потом по моренам прошли 1 км на юго-юго-запад до озера. Реку Менбулак перешли по камням на разливе. В 17:10 начали ставить бивак. После ужина началась гроза с сильным ветром. Отбой в 22:00.

Группа у тура пер. Кара-Оюк (1Б)

Спуск с пер. Кара-Оюк

Морены и переправа на пути от пер. Кара-Оюк к биваку №8

День 9. 14.08. День феерических падений.
Подъём в 6:00. Начали движение в 8:40 в сторону пер. Ак-Карасу (1А). Решили не сбрасывать до зелёнки в долине р. Менбулак, а попробовать пройти траверсом по моренам сразу под перевал. Зря мы так решили.

Проходим снежник недалеко от места ночёвки №8

Траверсируем склон по курумнику в сторону пер. Ак-Карасу

Разведка спуска от сбросов

Пройдя 1 км по небольшому снежнику и курумнику, упёрлись в скальные сбросы. Пришлось отказаться от траверсирования и спускаться сначала по травянистой полке и осыпному склону, а затем по курумнику 1,5 км. Во время этих хождений по огромным неустойчивым камням участники несколько раз падали так, что воспоминания останутся надолго. Благо, обошлось без травм.

По травянисто-каменистому склону поднялись под пер. Ак-Карасу. В 13:30 устроили обед на зелёной поляне у ручья, заросшей диким луком.

Спускаемся по осыпному склону и курумнику

Путь спуска от скал

Вид на долину р. Менбулак с обеда. Оранжевым показан более удобный путь к пер. Ак-карасу

Путь подъёма на пер. Ак-Карасу со стороны р. Менбулак

Вид с пер. Ак-Карасу на спуск с пер. Кара-Оюк (1Б) и на сегодняшнюю попытку траверса

Седловина пер. Ак-Карасу (1А)

Перевал Ак-Карасу

Местонахождение

Южные отроги Южно-Чуйского хребта Горного Алтая в южном отроге п. Чуйского между вершинами 3107,1 и 3258,0

Координаты GPS

49° 44' 22.68'' N, 87° 46' 25.86'' E (из перечня т/к «Вестра»)

2870 м

Долины рек Менбулак и Аккарасу

Восток - запад

Ближайшие поселения

Село Беляши (Джазатор), 40 км по долинам рек Аккарасу или Менбулак, затем по долинам рек Тангыт и Джазатор

Переменная облачность ветрено

Запад-юго-запад

Седловина и тур

Седловина травянистая, широкая, есть места для палаток и озеро тур слева по ходу

Источник информации

Отчет о горном походе 2 к.с. по Чуйским белкам горный турклуб МГУ (г. Москва), 2015 г., рук-ль Котляров Н.В. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7691

Протя- жённость

150 м

25°

Падение вниз по склону

Прим.: простой, но нескучный перевал с красивыми видами.

В 15:20 начали движение на перевал. Подъём по перевальному взлёту проходит сначала по травянисто-каменистому склону (15°, 50 м), а затем по крупной осыпи (15-25°, 100 м). В верхней части взлёта прямо у седловины есть ледничок, который мы обошли по осыпи справа.

Группа у тура на пер. Ак-Карасу (1А)

Озеро ниже седловины пер. Ак-Карасу

Спуск с пер. Ак-Карасу в долину р. Аккарасу

Выйдя на седловину в 16:55, прошли по ней влево по ходу к туру. Сняли записку группы горного турклуба МГУ из г. Москвы под рук. Котлярова Н.В., совершавшей поход 2 к.с., от 27 августа 2015 г. Спуск на нижнюю часть седловины (с озером) по травянисто-каменистому склону (500 м, 15°) начали в 17:05. Потом прошли мимо озера к спуску с перевала 600 м по травянисто- каменистой площадке и начали спуск по перевальному взлёту в долину р. Аккарасу. Взлёт – травянисто-каменистый склон (150 м, 25°).

Вид со спуска с пер. Ак-Карасу на водораздел и пер. Узургу (1А)

Бивак на луковой поляне. С запада водораздел, с востока ручей

Затем в 18:15 пошли мимо озера под перевалом, а после – к водоразделу истоков р.

Аккарасу по болоту и траве 2 км. Встали на ночёвку в 18:45 на луковой поляне. Отбой в 22:00.

День 10. 15.08. Перевал категории 1Ад.
Подъём в 5:30. Начали движение в 8:30. Топаем по водоразделу по курумнику 2 км. В 10:40 спустились с курумника и перешли по камням правый истоки р. Аккарасу. Затем поднялись под перевал Узургу (1А) по

травянисто-каменистому склону и курумнику (1 км). Обед под перевалом в 11:50. В 13:00 начали движение на перевал по травянисто-каменистому склону (300 м, 30°).

Привал на курумнике на водоразделе

Путь с пер. Ак-Карасу под пер. Узургу

Перевал Узургу

Местонахождение

Южные отроги Южно-Чуйского хребта Горного Алтая юго-юго- западный отрог пика Брат между вершинами Узургу и 3120,3

2980 м

Долины рек Аккарасу и Узургу

Запад – восток

Ближайшие поселения

Село Беляши (Джазатор), 35 км от седловины по долинам рек Узургу или Аккарасу и Тангыт, а затем по долине р. Джазатор

Снег, ветрено

Запад

Седловина и тур

Седловина – скальный и крупноосыпной гребень с мелкоосыпной слежавшейся щелью, места для палатки нет тур по центру

Источник информации

Отчет о пешем походе 3 к.с. по Чуйским белкам группа из г.Москвы, 2009 г., рук-ль Павленко Г.П. http://tlib.ru/doc.aspx?id=36432&page=1

Протя- жённость

400 м

35°

Падение камней, падение вниз по склону

Прим.: это довольно трудная 1А. Спуск в сторону р. Узургу был весьма неприятен, а уж подниматься оттуда на перевал было бы совсем печально. Особенно по нашей погоде.

Пока поднимались по травянисто-каменистому склону, стало затягивать небо, и было понятно, что начинается пурга. Идти стало грустно, но это нас не остановило. На середине перевального взлёта со стороны р. Аккарасу находится выполаживание со снежником, который мы обошли по крупной осыпи. С неё выбрались на вал из слежавшейся мелкой и средней осыпи и по нему зашли на седловину.

Путь подъёма на пер. Узургу. Оранжевым показан более удобный путь, красным – пройденный

Первый участок подъёма на перевал со стороны р. Аккарасу

Второй и третий участки подъёма на перевал

Пока мы не попали на седловину, не было понятно, где находится самая низкая точка.

Поэтому мы ошиблись с местом выхода на гребень и далее траверсировали его на север в поисках тура. На последней части перевального взлёта группа растянулась. Снег и ветер усилились – началась пурга. Одной из участниц стало плохо из-за резкой смены погоды. Пришлось вернуться и забрать её рюкзак. Без рюкзака она в сопровождении медика смогла подняться на седловину в 16:00. Там её вещи распределили между участниками, а практически пустой рюкзак вернули хозяйке.

Группа на седловине пер. Узургу (1А)

Сняли записку группы горной секции МФТИ из г. Москвы под руками. Волкова М.А., совершавшей пеше-горно-водный поход ~3 к.с., от 17 августа 2015 г. В 16:20 начали спуск с перевала в сторону р. Узургу по средней и мелкой осыпи (400 м, 35°). Несмотря на все старания направляющих, группа всё время растягивалась. Так как осыпь живая, а участок склона для спуска узкий, приходилось ждать и собираться снова.

Спуск с пер. Узургу в сторону долины р. Узургу

В 17:37 закончили спуск по перевальному взлёту и вышли на пологую крупную осыпь. Снег закончился и ветер утих. Небо прояснилось. С осыпи вышли на слежавшиеся моренные валы. В 18:40 начали ставить бивак у меньшего из двух рядом расположенных озёр под перевалом. Все очень устали. Дров нет. Отбой в 22:00.

Идём от пер. Узургу по моренам к месту ночёвки

Спуск с морен к месту ночёвки у озера

День 11. 16.08. Поворот не туда.
Подъём в 7:00. Начали движение в 11:05 в сторону пер. Троих Ложный (1Б). Идём по траве, потом по моренам под ледником западнее пика Брат, стараясь не терять высоту. У нас это не получается, т. к. не удаётся по верху переправиться через один из истоков р. Узургу.

Мы спускаемся вниз, к слиянию истоков р. Узургу и переправляемся там в 12:40, просто перепрыгнув поток. До переправы прошли 1,5 км. После поднимаемся по травянисто каменистому склону, потом идём 1 км по курумнику до правого притока р. Узургу.

Переходим его по камням в 15:40. Стремясь немного увеличить общий темп группы, снова разгружаем нашу болезненную участницу, т. к. ей трудно идти.

Затем поднимаемся вдоль этого притока по поросшим кустами и травой бараньим лбам 1 км. Пройдя немного после озера 2561,7 (которого сейчас нет), отправляем разведку в 17:30 на поиски озера под пер. Троих (1Б*). Разведчики ошибаются, руководитель не перепроверяет их, и вся группа в итоге идёт не туда. Но мы пока об этом не подозреваем. В 19:00 становимся на ночёвку на берегу озера. Дров нет. Отбой в 22:00.

Все эти траверсы курумников делать не стоило – проще было всё время идти вдоль р. Узургу и её притока.

На фрагменте топографической карты фиолетовым отмечен запланированный участок маршрута, красным – пройденный.

Спуск по курумнику к слиянию истоков р. Узургу

Курумник после переправы через р. Узургу

Вид на пер. Сибстрин (2А), который мы приняли за пер. Троих (1Б*)

Место ночёвки №11

День 12. 17.08. Искупление. Подъём в 4:00. Начинаем движение под пер. Троих Ложный (как мы считаем) в 6:47 по травянисто-каменистому склону и моренным валам.

Подход к морене от места ночёвки № 11

Выходим на верхнюю часть морены

Начало морены в цирке пер. Сибстрин

Пройдя 1 км, выбрались на верхнюю часть морены, увидели полностью цирк, в который пришли и поняли наконец, что пришли не туда и ночевали у неправильного озера. Меняем направление движения и идём в сторону цирка пер. Троих. Идём по морене 1 км.

Вид на пер. Сибстрин (2А) с юга с морен под ним

Затем спускаемся с морены в овраг, а из него поднимаемся по широкому осыпному кулуару на массив «бараньих лбов», который разделяет цирки перевалов Сибстрин и Троих. По нему идём 800 м и спускаемся в цирк пер. Троих.

Путь по морене в цирке пер. Сибстрин в сторону цирка пер. Троих

Спуск с «бараньих лбов» в цирк пер. Троих

В цирке идём 800 м по оврагу сбоку от морены, проходим под взлётом пер. Троих (1Б*) и уходим в направлении перевала Троих Ложный (1Б). На полуднёвку встаём в 14:40 на морене у ручья, текущего с ледника под пер. Троих Ложный. Отбой в 21:00.

Сегодня окончательно стало ясно, что на Северо-Чуйский хребет мы сходить не успеваем.

Взлёт пер. Троих со стороны р. Узургу

Подъём под пер. Троих Ложный (1Б) по морене

Место ночёвки № 12 под пер. Троих Ложный (1Б)

День 13. 18.08. Самый волнительный день.

Подъём в 4:00. В 7:00 начинаем движение под пер. Троих Ложный (1Б). Идём по морене (1 км, до 30°), оставляя ледник справа по ходу. После проходим 100 м по пологому снежнику и оказываемся под перевальным Подъём под пер. Троих Ложный (1Б) по морене

Снежник под перевалом

Перевал Троих Ложный

Местонахождение

Южно-Чуйский хребет Горного Алтая юго-юго-западный отрог пика Брат между вершинами 3305,8 и 3436,2

3300 м

Долину р. Узургу и лед. Талдуринский

Северо-северо-запад – юго-юго-восток

Село Беляши (Джазатор), 35 км от седловины по долинам рек Узургу и Джазатор

Переменная облачность

Северо-северо-запад

Седловина и тур

Седловина широкая, из смешанной осыпи, есть места для палаток тур в левой по ходу части

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы, кошки, карабины, системы страховочные, две связочные верёвки

Плотной группой, серпантином

Падение камней, падение вниз по склону

Спуск по верхней части ледника

Закрытый и открытый ледник

2,5 км

До 20°

В связках

Падение в трещину на леднике, падение вниз по склону

Прим.: это довольно интересная 1Б. Хорошая альтернатива сомнительному пер. Троих (1Б*), если судить по описаниям последнего.

После осыпи следуют разрушенные скалы (10 м, 60°). Проходили их по-одному лазанием с гимнастической стаховкой. Снизу участники накопились под прикрытием скалы, а наверху после преодоления скальных ступеней уходили по осыпи до больших устойчиво лежащих камней. Участник не начинал движение по скалам, пока предыдущий его товарищ не закончил свои перемещения по скалам и осыпи наверху.

После скал мы преодолели узкий осыпной кулуар (50 м, 30°) и вышли на седловину перевала в 11:32. Сели обедать.

Путь прохождения разрушенных скал

Группа накапливается в осыпном кулуаре

Во время обеда над нами всё нависали страшные чёрные тучи. Но на этот раз они только пугали и не посыпали нас никакой пакостью.

Сняли записку группы туристов из г. Нижний Тагил от 9 июля 2015 г., совершавшей под рук. Тетеревковой А.В. пеший поход 4 к.с.

Седловина пер. Троих Ложный

Группа у тура на пер. Троих Ложный (1Б)

Обходим мульду по ледовому гребню

Переходим трещину по снежному мосту

Вид на пер. Черноморец с лед. Талдуринского

В 13:05 мы связались, надели кошки и начали спуск по лед. Талдуринскому в долину р.

Талдуры. Сначала обошли мульду прямо под перевалом слева по ходу по ледовому гребню крутизной до 20° как самого гребня, так и его склонов. Через 350 м по снежному мосту перешли одну трещину. После этого, пересекая открытые и закрытые части ледника, прошли 2,5 км и приблизились к склону с бергшрундом.

Вид на пер. Девяти с лед. Талдуринского

У бергшрунда

Выбрав место, сделали станцию на ледобурах с перилами вниз. По верёвке с помощью ФСУ в полном висе с верхней страховкой спустились на нижний край берга. Последний спустился по сдвоенной верёвке на самовыверте и успешно его сдёрнул.

Во время спуска один из участников слегка запаниковал и случайно зарядил кошкой в колено другому участнику, который пытался ему помочь. Пострадавшему сразу обработали его раны, благо это оказались только царапины.

Преодоление бергшрунда

Когда все спустились, мы снова встали в связки и стали спускаться по снежному склону (300 м, 20°). Потом развязались и пошли вниз по открытому леднику. Пройдя 1,5 км, мы свернули налево по ходу и по морене в обход грота спустились почти до центрального языка ледника. На этой же морене ставим бивак в 18:00.

Спуск по открытому леднику

Сераки и ледопад в восточной части Талдуринского ледника

Выход на морену между орографически правым и центральным языками ледника

Бивак на морене

День 14. 19.08. Возвращение в знакомые места. Подъём в 7:00. В 10:30 начали движение по морене в поисках удобного выхода на центральный язык ледника. Такой вскоре обнаружился. В 11:40 спустились с ледника по левой по ходу стороне центрального языка – в правой части грот. Прошли 2,5 км.

Спуск с Талдуринского ледника

Далее шли 6 км по морене, травянисто-каменистой местности и тропе вдоль р. Талдуры до обеда в 14:20 у ручья. После него с 17:00 прошли без тропы ещё 2 км до скально-осыпного прижима. Прошли его в 18:00 пешком. После прижима начинается автомобильная дорога. По ней прошли ещё 7 км и встали на ночёвку в роще недалеко от моста через Талдуру в 20:15. С дровами никто не хочет заморачиваться, т. к. деревья вокруг лиственные. Отбой в 22:00.

Прижим

День 15. 20.08. Берём заброску. Подъём в 7:00. В 10:00 начали движение по дороге в сторону моста. Дойдя до него, переходить на другой берег не стали. Вместо этого продолжили идти по левому берегу по тропе. В 11:30 дошли до заброски, пройдя 3,5 км. В 11:50 перешли р.

Мохрооюк вброд, как и 2 недели назад.

Идём по дороге. В 13:45 перешли Джело вброд (ширина 10 м, глубина ниже колена, течение средней силы) и встали на обед. Прошли ещё 4,5 км. В 15:25 продолжили идти по дороге. Пройдя ещё 11 км, встаём на ночёвку на берегу Талдуры в 18:40. Сильный ветер просто кладёт палатки, так что с постановкой бивака пришлось повозиться. Дров нет. Отбой в 21:00.

Брод через р. Джело. Переводят раненого на леднике бойца

День 16. 21.08. Ах, Бельтир.
Подъём в 7:00. В 10:20 выдвинулись в сторону Бельтира по дороге вдоль Талдуры. Прошли 5 км до моста через Талдуру, перешли на правый берег и прошли ещё 7 км. Встали в 1 км от Бельтира на полуднёвку в 13:30. Ждём водилу полтора дня, доедаем заброску, смотрим на верблюдов. Конец.

Потенциально опасные участки на маршруте

Характеристики опасных участков содержатся в описаниях перевалов и в таблице 2.4 «График движения».

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут был пройден на 2/3 от запланированного. Тем не менее, поход получился довольно интересным.

Участники вдоволь напрактиковались в бродах и в передвижении по курумнику, осыпным склонам и ледникам, как открытым, так и закрытым. Даже немного скалолазания было, и это здорово!

Многие места, которые мы посетили, были очень красивыми. Особенно хочется выделить цирки перевалов Троих и Троих Ложный, долину реки Узургу, долину реки Менбулак, озёра под перевалом Щель, Талдуринский ледник, долины рек Аккол и Талдура.

Однако иногда наслаждаться происходящим и окружающим нам мешали капризы погоды и разногласия внутри группы. Если первое нужно было просто пережить, то со вторым следовало быть более внимательным.

Стоит тщательнее подбирать участников с точки зрения психологической совместимости, больше общаться с ними и объяснять им вещи, которые становятся очевидными только с некоторым опытом. Ведь в походах люди приобретают и совершенствуют не только технические навыки, но также работают над своей способностью понять своего товарища и себя самого, учатся управлять эмоциями, а не быть управляемыми ими. Этот момент походного обучения был упущен. Остаётся надеяться, что все участники самостоятельно вынесут для себя некоторые уроки.

Следует также, как это ни странно, меньше доверять людям и проверять то, что, казалось бы, не нуждается в проверке по каким-то причинам. Это касается всего: одежды и обуви участников, даже опытных, взятых лекарств, должностных обязанностей участников перед группой.

Нужно быть тщательнее с разведкой. Это было действительно слабым местом группы. На разведку должны ходить опытные участники. Ну, или разведчиков следует подробно инструктировать.

Про тактику и стратегию: при подготовке к походу стоит больше внимания уделять описаниям долин и цирков. А ещё если есть возможность обойти большой участок курумника, то, наверное, стоит этим воспользоваться, пусть даже придётся терять и набирать высоту. А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!

Фотографии

Едем из Бельтира в горы

На повороте долины реки Талдуры

В долине р. Талдуры

Талдуринский ледник

Нападение кузнечиков

Озеро по дороге в цирк пер. Ленинградского

Посвящение в горные туристы

Долина Аккола

«Бараньи лбы» в долине Аккола

Подъём на ледник Удачный

Ледник Удачный

Ночь у озера под перевалом Щель

Джаниикту

Ледник у истока реки Менбулак

Ира на фоне долины реки Менбулак

В луке

Вертикальный беспредел

На седловине перевала Ак-Карасу

Долина Аккарасу

Пик Брат, долина реки Аккарасу

Река Узургу

Огромный валун в долине реки Узургу

Долина реки Узургу

Цирк перевала Сибстрин

Цирк перевала Троих

Под перевалом Троих Ложный

С подъёма на перевал Троих Ложный

Костя и Ира с котовиком на перевале Троих Ложный

На Талдуринском леднике

Вид с Талдуринского ледника

Сераки и грот на Талдуринском леднике