Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Замерзшие водопады вокруг Алма-Аты

Если захотеть, то лёд можно найти даже тут. Я знаю пять водопадов и один нависающий язык ледника. Два водопада рядом с альплагерем Туюк-Су, три в разных ущельях: Бутаковском, Проходном и Медвежьем. Ледник — Маншук Маметовой. Вот короткий обзор.

Ольга на водопаде Девичьи слёзы. Декабрь

ДЕВИЧЬИ СЛЁЗЫ

Самый доступный и постоянный водопад. Находится за бывшим санаторием Алма-Арасан в Проходном ущелье на правом притоке реки Проходной. Высота от основания 35 метров. Интересного лазанья — 27. Вот заметка о моей первой вылазке.

Я на в правой части Бутаковского водопада. Январь

БУТАКОВСКИЙ ВОДОПАД

Находится в Бутаковском ущелье. Добраться туда можно по дороге от посёлка Бутаковка или по тропе от катка Медео. По дороге быстрее, но без машины выйдет примерно столько же. Водопад капризный. Я лазал там дважды. В первый раз центр был похож на цветную капусту из-за округлых ледовых перьев, торчавших во все стороны. Во второй, несмотря на холод, в центре тёк ручей, в который обрушивались большие куски льда. В оба раза лазали по столбу в правой части. Он надёжно примерзает к скале и достаточно крут, чтобы было интересно. Вот заметка с фотографиями льда-цветной-капусты.

Я на водопаде напротив Бастионов. Декабрь

ВОДОПАД НАПРОТИВ БАСТИОНОВ

Летом водопада нет, а зимой, раз в несколько лет, намерзает прекрасная сосулька, высотой 25 метров. От альплагеря по дороге дойдите до Бастионов, перейдите через реку и вот он. От лагеря до места час ходу. Не ходите туда после обильных снегопадов, потому что на подходе или сверху может приехать лавина.

Павел Грязнов в «beast mode». Апрель

ВОДОПАД РЯДОМ С АЛЬПЛАГЕРЕМ

Набирает форму раз в 10 лет. Зато он длинный — 45 метров — и крутой. Я лазал там в начале апреля, а через неделю он упал. Следите за состоянием. Вот заметка с фотографиями. Тогда было очень круто.

Я под сосулькой в Медвежьем ущелье. Вероятно, можно пролезть и так, но нужно скальное снаряжение. Февраль

ВОДОПАД В МЕДВЕЖЬЕМ УЩЕЛЬЕ

В середине февраля он был даже не колонной, а отдельно висящей сосулькой. Он находится выше третьего водопада в популярном среди горожан ущелье. До третьего водопада тропа есть всегда, отдыхающие протаптывают. Перебраться через третий водопад без снаряжения не получится: он хоть и пологий, но скользкий. Оттуда ещё полкилометра по руслу реки, справа покажется сосулька.

Павел Грязнов в правой части стенки. Февраль

ЯЗЫК ЛЕДНИКА МАНШУК МАМЕТОВОЙ

Это не водопад, но полазать можно и там. В 2016-м в центральной части лёд изрядно нависал. Водопады замерзают не каждый год, а ледник никуда не пропадает. Только крутизна и протяжённость стенки меняются. Подход от альплагеря занимает 3 часа.
Вот заметка из февраля 2016-го.

Карта мест, где можно полазать по льду:

Если вы знаете об интересных водопадах, напишите пожалуйста. Может, в следующем сезоне пролезу.

Я на Бутаковском водопаде в январе. Обратите внимание на ручей в -20°С.
Фото Константина Киквидзе

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Траверс Маяковского. Февраль 2018

Мой 2017-й: скалолазные районы, Крым и Туюк-Су

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси