Автор: Vitaliy Rage, Алма-Ата

Дневник ски-альпиниста — Ак-Шийрак 2016, пик СНК Киргизии. Внутренний Тянь-Шань

1 день
Пятница 6 Мая

Решили посетить Космостанцию, сходить на пик Турист. Подъем в 5:00. Заказал такси. Завтрак – 2 банана. Такси не приехало. Поймал водителя на дороге, так даже дешевле. В Локо Хостел уже в 6:00. Приехал Егор. Мужики из Бельгии Рик, Стэн и Барт в полном обмундировании. Поехали наверх, все как обычно.

Погода так-себе. Я на Армаде и в криптонах. Решил, так-сказать, «покататься» напоследок, но свежего снега нет, от 60-ти сантиметров свежего пуха уже не осталось и следа. Егор на бугеле, а мы на лыжах наверх. Очень жесткий снег. Решил попробовать пробить тропу вверх на крутом участке. Наст странный – лыжи не пробивают, а пешком проваливаешься. Не очень. Зашли наверх. До вершины осталась халява, но погода уже портится. В облаках зашли наверх. Пурга, задувает. Барт немного отстал, «горняшка», но в целом учитывая подъем с нуля, то даже очень хорошо. Жестковато, видимости нет.

Спуск в тумане, но зато сразу с вершины по кулуару и камни присыпаны. Внизу возле бугелей помягче. Проехали по левой стороне, а тут уже и в удовольствие. Раскатались. От Космостанции съехали вниз еще немного, но до озера не дотянули – снег уже мокрый. В город спустились в тумане, погода прямо давит. Внизу ливень, но чуть позже распогодилось и вышло солнце. Странная весна. Домой в метро во всем снаряжении, люди не понимают. Горы все белые, а их не замечают. Купил кофе и много-много пирожных. Поспал и отдохнул. День удался! Беспокоился за горло, но все было нормально.

2 день
Cуббота 7 Мая

Утро. Закупился орехами, мюсли и шоколадом. В 9:00 сборы. Нам наверх. Игорь помог до Медео, а дальше за 5400тг. уже на такси до конца асфальта. Эко-такси вместило нас четверых с рюкзаками и лыжами без проблем.

Погода отличная – солнышко, тепло. Рюкзак не тяжелый, но дает о себе знать. Иду в своих TLT6, из снаряжения ничего лишнего, все по делу. Еды на 5 дней. Зашли на Мемориал. Показал друзьям свой личный ритуал положить цветочек возле таблички погибших друзей. Граница снега уже выше бастионов. Лежат лавины, склоны пика Памяти частично сошли. Барт немного отстает, идем долго, ждем, но сравнялись с группой российских туристов. Кто откуда — Москва, Пермь. Ребята веселые, пообщались в беседке. Очистил стекло от дурацких наклеек. Перекусили шоколадом и орехами. У туристов как обычно огромные рюкзаки, им на Альпинград, а нам на Т1. Снега много, ски-турится без проблем, но распределение веса рюкзака теперь другое, пешком имхо было быстрее. На дороге много лавин, кое где висело, но уже безопасно, многое сошло. Лехин след через морену.

Мы по дороге. Учитывая все остановки зашли часов за 5. Сам хожу за 2-2,5. Тут надо как у Джека Лондона – большие переходы и хороший отдых, чем постоянные частые остановки. Так эффективнее. Вся база Т1 засыпана. Поели, отдохнули. Задремал часок. На закате красуется пик Молодежный. Завтра туда по классике. Много следов схода лавин, интересный материал для аналитики. Особо не спешу, впереди еще много всего, а силы надо экономить, хорошо кушать, высыпаться. Рик купил высотной еды за 5-6 евро, может и дороговато, но зато какая разница по сравнению с китайской лапшой. Ужин почти что домашний. Жаль не взяли вино .

3 день
Воскресенье 8 Мая

Подъем ранний в 6:00. Выспался нормально. Тепло. Спальник высотный на -35 экстрим, но уже староват, пух немного скомкался. На завтрак протеин, сухие мюсли и кофе 3в1. Настроение отличное, а погода плохая. К крыльцу прилетела галка, еще одна летает в воздухе – это хороший знак. Туман, вышли в 7:12. Вся морена засыпана, ничего не видно, но наши горы можно ходить почти в любую погоду. Ближе к перевалу подул ветер, за гребнем виден город, вдали просветы голубого неба. Внизу солнечный зеленый город Алматы, а у нас тут зима. Ветер еще сильнее, одна надежда на окно. Пока ждали Барта одел все куртки на себя, холодно, не зря взял дополнительный слой. Иду в лыжах наверх, один зигзаг, второй, снег держит. Ребята в лыжных кошках, а я без них вполне нормально. Никогда их не любил. Тут не Камчатка, да и не люблю я дублировать функции снаряжения. Только лишний вес. Будет жестко забегу и так. Пока тропил до основного гребня, распогодилось. Стало чуть теплее, но все равно зима.

Внизу все зеленое. Контраст. До вершины дошли на лыжах. Было ли такое у других, не знаю, а у меня впервые. Виды отличные. Где-то там далеко на Озерный лезет группа фрирайдеров, дойдет ли?

У нас спуск по классике, мне не впервой, но снег какой-то особенный не в удовольствие. Бывало и лучше. Больше переживаю за других. От этого конечно страдает расслабленность и техника. Внизу на леднике снег уже мокрый, залипает. Зря не завосковал лыжи.

Вернулись к обеду. Долго, но зато надежно и зашли все. В хаосе лавин и погодных условий нашли лазейку. На многих маршрутах висят снежные доски. Вдали отголоски глухого звука, по рации с Мынжылков сказали о сходе пика Памяти. Наверное, там, где снегомерка. На пике Советов тоже много отрывов. Оно и понятно, по снегу похожий год был 2011, а вот в 80-ых это была норма. Под пиком Погребецкого высота шурфа 3 метра. Пообедали, поспали. За окном набежали облака, гроза. Потом опять распогодилось, красивое звездное небо, но все равно в дымке. Чай, фото, чтение, сон.

4 день
Понедельник 9 Мая

Проснулись как обычно в 6:00. Протеин, мюсли, кофе. Настроение отличное, а вот погода как обычно не очень. Не хочу никуда идти, мы в такую погоду ходим редко. Морену прошли в легкую. Такой засыпанной я еще ее не видел. Идем по следам, мужики с базы копали много шурфов на леднике. Опять все затянуло, туман. До «трактора» дошли быстро. Бельгийские друзья уже акклиматизировались. Ни черта не видно, подождали минут 30. Идти выше или ехать вниз? Даже я бы потерялся. Поехали.

Так себе если честно… Была бы видимость. Опять вроде окно… Да нет, это на 5 минут. Обратно на морене снег окончательно размок, температура +1-3. Запросто дошел без камуса на лыжах в режиме ходьбы. Видел странного зверька и следы необычные. Это куница! Наверное, это не к фарту. Хорошо, когда нет собак – всякая живность кайфует, дикая природа радуется. Живи бы я в горах стрелял бы бродячих псов только так. Пока шли назад погода успела улучшиться, и опять испортилась минут через 20. Послеобеденный традиционный сон. За окном поет интересная птичка – краснобрюхая горихвостка, как бы горный дрозд. Леха подкармливает. Вечером разговоры о политике, войне, победе. Ничего не пили. 5 день
Вторник 10 Мая

Подъем в 6:00. За окном белая пелена. Опять задремал. Проснулись в уже 10:30. Навалило 60см свежего классного снега. По базе передвигаться проблематично. Зверьков жалко. Вася двумя днями ранее нашел дохлого сурка на дороге, снега много, трава вся засыпана. Позавтракали. Делать пока нечего, играли в карты. Чуть-чуть раздуло. Как-то быстро собрались и пошли на гребень в сторону Зеленого Кара. Наш обычный осенний маршрут, но сейчас весна и такие осадки.

Немного нервничаю из-за спешки, да и снег в диковинку. Начал тропить, идется легко. Переходы по одному, мало ли что. Друзья с Европы не знакомы с нашими реалиями, снег там другой. Вышли на гребень, выше уже надувы. Идти не хочу, стартуем здесь. Пока одевал лыжи, сильно надавил на крепление, и она съехала. Небольшая боль в связке, но вроде все нормально. Снег очень мягкий, пухляк, съехал до дороги. Наблюдаю. Рик падает. Барту и Стэну непривычно. Дальше естественно по морене до Мынжылков, ведь по дроге опасно. Стартую, задавил лыжи слишком вперед, падаю. Видимости почти никакой, все на балансе. Ниже уже получше. Моя группа ориентируется по моим следам. Видимости прибавилось – стало веселее. Поравнялись с Лехой и Юрой, ему на Мынжилки, а всем остальным обратно по пути подъема на базу. Снег уже тяжелый, выше опять лучше. Тропили с Лехой по очереди. Идется нормально, без лыж было бы совсем печально. Снегоступы – боль. Снег все валит, его больше и больше. Пришли обратно и опять в сон на пару часов. Выжали из этого дня все что могли. Опасно почти везде, 4 или 5 балов по лавинной шкале. Кое-где сошло до льда. Разъяснилось только к ночи и то не совсем. Чай, спать. Завтра Плечо Туюксу.

6 день
Среда 11 Мая

Наконец-то нормальная погода. Холодно и свежо. Снег немного улегся морозный и искрящийся. Плечо полностью сошло. Такой знатный отрыв я не видел никогда. Где кататься? Дошли до «трактора» (полностью засыпанного). Пока шел, много думал про коммерческий фрирайд и альпинизм. Про Лаврова, Гену. Разные мысли… Обвязки, буры, биперы. Дополнительные предосторожности не помешают. Теперь тропить мне. Быстро двигаюсь в сторону перевала. Трещины все засыпаны. Лавинные выносы огромные, кое-где отвалились сераки. Спешился на самой крутой части, 15 метров вверх. Перевал еще не сходил, слоев много. Так мне кажется эффективнее и безопаснее. На перевале Туюк-су холодновато и ветрено. Еще немного и вся команда на Плече. Так ходить все равно получается быстрее, чем лезть в лоб, но все зависит от количества снега и трещин.

Виды потрясающие. Сколько раз я тут был? Спуск естественно по пути подъема. Стартую как обычно первый, снег просто волшебный, останавливаюсь (к сожалению) надо сфотографировать остальных. Прямо искусство найти такое хорошее безопасное место в хаосе лавин и отрывов. На перевале 2 падения, ребятам еще подтягивать технику, жаль, что на более сложное с таким раскладом не сунешься.

Рик как всегда бодрячком, сказывается большой опыт в Альпах, в том числе и Haute Route. Дальше уже проще, но в удовольствие. На удивление вышел идеальный денек. Отдохнули, небольшая фотосессия. Снег уже раскис и превратился в кашу. Кое-где то и гремит, съезжают точечные лавинки.

Наметили планы отхода. Погода опять испортилось, немного сыпет снежная крупа. Играем в карты. Вдали фонарики – плетется Алекс Кузьмицкий Snowsence с бандой, некомфортный подъем в темноте. Что тут сказать… В дальнейшем с его стороны было просто невиданное ранее в Туюк-су количество нарушений правил безопасности. Коммерческий фрирайд он такой.

7 день
Четверг 12 Мая

Четыре утра, небо затянуто. Спим еще до 5:00. Вроде раздуло, видимость метров 500, но у меня надежды на окно нет. Надо вставать и собираться. Выехали, наст не держит, тепло. С тяжелым рюкзаком не хватает хвоста, лыжи бы шире и длиннее. Надо держать скорость, но видимости нет. То и дело бугорок или яма. О идеи спуститься через пик Памяти не может идти и речи. Дорога полностью засыпана, лавиноопасно. Спустились кое-как. Ниже Мынжылков ехать проще, но тут облако и льет дождь, чуть промокли. Доехали до Бастионов Октябренка, а потом пешком до Чимбулака. Вниз в жестких ботинках не очень, страдают колени, шли без спешки. Такси до Медео, автобус. От остановки домой, пешком через весенний зеленый город. Внизу буйство красок и жизни – вверху белое недружелюбное безмолвие.

8 день
Пятница 13 Мая

Выехали утром из Алматы. Нам до границы. В джипе Алмазика очень комфортно, все прекрасно вмещается. Вдали снежные горы, поля маков, миллионы красных огней. Проехали Кордайский перевал и впереди открылся заснеженный Киргизский Хребет. О! Там еще столько всего. Граница как всегда — нудно и долго. По дороге через Боомское ущелье спал, а дальше попросил нашего водителя ехать в Каракол через Южный берег Иссык-Куля.

С погодой как всегда – облака, некрасиво. Заселились вполне нормально – четырехместный номер в гостинице. Каракольский друг Слава Тополь очень помог, дав правильный телефон Романа и в дальнейшем проблем с транспортом у нас не возникало. Сходили в кафе поужинать, такое приличное новое место. Хотелось как обычно в кафе Факир, но хозяин там сменился и ребрендинг теперь не по вкусу. После ужина первый сюрприз. Оказалось, что сэндвич купленный в магазине возле границы был просрочен. Рвота, слабость, недомогание. Но вовремя принятые меры и сразу полегчало. В принципе ничего страшного, не на горе, отлежусь. 9 день
Суббота 14 Мая

Отбой. День отдыха. Я в отеле под теплым клетчатым пледом, пью чай, остальные на конном это-туре — весело и в диковинку. Самочувствие в норме. Вечером в кафе по телевизору внезапно увидел свой Каракольский ролик пятилетней давности. Иссык-Кульский гребешок, фрирайд – до сих пор смотрится достойно. Попозже закупился в магазине едой. Посиделки в сети, чай, отбой. Мужики немного приболели. Все кашляют, сопливят, что собственно началось еще в Туюк-су.

10 день
Воскресенье 15 Мая

Выехали в 8:00 с отеля. Погода прекрасная. Утренний Иссык-Куль во всей красе, так и хочется окунуться, остаться тут в тепле и в зелени. Дорога к Кумтору обычная. По ходу дела заметно количество снега в этом году. Конечно меньше, чем у нас, но по сравнению с теми годами – небо и земля. Делика от Романа отличная, доехали быстро.

Наша цель внутренний Тянь-Шань, Хребет Ак-Шийрак, красивый и малопосещаемый. Вдали рудник Кумтор, пик СНК Киргизии, ледник Борду северный. Еще интересно смотрится пик Джуккучак, но он в другой стороне и нам не туда. Расстояния тут обманчивы, кажется рукой подать, а идти очень прилично.

Нам 5км. вправо от развилки до моста, а потом еще немного в сторону перевала Акбель. Договорились с водителем встретиться через 4 дня на этом же месте. Вышли в направлении ледника Борду через ручьи и сырты, но идется нормально, пластиковые ботинки более герметичные. Рик простыл и заметно отстал. Я решил не одевать лыжи и пройти так пока идется. Наметил место для лагеря на морене не доходя ледника. Тут тепло и вода есть. Проснулись сурки, много птиц, везде следы всяких зверей. Вернулся вниз несколько сот метров, и помог Рику донести рюкзак. Разбили лагерь, покушали, в 20:00 спать. Пока есть силы завтра штурм основного пика.

11 день
Понедельник 16 Мая

Подъем в 4:00. Небо чистое, четко различается Млечный Путь, облачность только за Терскеем. Выход в 5:00. За час успеваю вскипятить несколько литров воды для завтрака и с собой для чая, одеться, рюкзак уже собран вечером. Берем все снаряжение, мало ли что. Наша основная цель – пик СНК Киргизии, 4946м. Расчет на запас сил команды и погоду. Ледник прошли легко, тропить не надо, все жесткое. Мужики немного отстают. Дошли до ледопада, отдых. Одели облегченные обвязки, кошки, ледоруб. Обошли ледопад слева по присыпанной жесткой морене. Дальше непростой выбор, куда идти.

Решил не одевать лыжи и выйти дальше на верхний ключевой гребень, а по нему уже дальше до вершины. Идётся быстро. Прямо вверх на передних зубьях. Группа догоняет, но вот на горизонте уже облака, их больше и больше. Время летит быстро и порой перемены погоды незаметны. Гребень, к сожалению, оказался не задутый, приходится тропить, но меня не напрягает. Множество трещин обходятся, идем уже связанные 40-ка метровой легкой веревкой. Мужики не спешат, веревка постоянно натянута, наша Тянь-Шаньская высота им в диковинку. Пока шли гребень, погода испортилась совсем. Метель, холодно.

Видимость — то есть то нет. Издалека показался Кумтор и ледник Сары-тор Южный. По нему путь проще, хоть трещин намного больше. Вылез на слияние гребней. Рик поинтересовался – «Может вниз?». Я против, до вершины метров 200. По крайней мере гребень безопасно можно пройти даже в молоке, следы – хороший ориентир. Идем дальше по логичному, местами острому гребню с карнизами. Стэну плохо, высота, его подташнивает. Акклиматизация в Туюксу особой погоды не сделала, но осталось немного, можно и потерпеть. Кажется, что троплю вечность. В облаках показалась вершина, и вправду, дальше все гребни уходят вниз. Все зашли, ничего не видно. Высота 4850м. Тут что-то не так…

Вдруг показалась основная вершина, она намного дальше и выше. Расстроился, у друзей больше нет сил. Да и какое удовольствие от спуска в такую погоду. Сложили все лишнее в рюкзаки. Не смог одеть лыжи. Забились грязью пазы в ботинках. Очистил карманным швейцарским ножом. Стэн и Барт в связке по следам, сил на спуск почти нет. Мы с Риком едем, если это можно назвать ездой. Снег задутый, неоднородный, слева карнизы, справа сбросы. Немного прояснилось, проехали крутой кулуар на юг в сторону нашего ледника. Круто, наст, но отработанная за зиму техника дает о себе знать – проблем нет. Уже ниже все просто. Все вчетвером спускаемся на лыжах. Ледопад по правой части, там, где морена, ехать можно. 13:30, и мы уже в базе. Что сказать… Конечно всему виной погода, но немаловажна общая тренированность команды, взаимозаменяемость на маршруте. Не дошли всего немного, но тут было очень много переменных, тяжело принимать решения. Удовольствия от спуска не получил. Через пару часов опять распогодилось, а потом опять началась метель. Палатку постоянно засыпало. Ночь, а еще метет, очень ветрено.

12 день
Вторник 17 Мая

Будильник в четыре, все затянуто сыпет снег. Расслабился, думал отдохну. Проснулись в 8:00 от жары, небо чистое. Есть масть сходить! Вокруг палатки ночью шуршала лиса. На всякий случай сдул надувной коврик. Мало ли… Вдруг проткнет. Вышли через час. Тропится легко. Выпало всего 7см. Как обычно идем по леднику попеременно меняясь. Чувствуется, что прошлый раз выложился, не восстановился до конца. Идется так-себе, но где-то затаилась уверенность, что не зря. За пару часов прошли наверх на перевал, всего где-то 10 зигзагов. Снег стабильный. Пролетала какая-то маленькая птица, и что она забыла тут на 4500м.?

Стэн и Барт сказали не ждать, идут только до перевала, а мы с Риком нацелились на вершину. Надеваю обвязку, буры, проверяю бипер. Одел все куртки. Холодно. Включил всю тягу на полную и наверх. Гребень долгий и интересный. На вершинный карниз залез уже в кошках и с ледорубом, так надежнее. Итого всего 4 часа от лагеря. Пик Борду Северный, 4860м. Хорошо видно пик СНК Киргизии, край ледника Петрова, Терскей. Высота 4860м. Подошел Рик.

Довольный. Молодцом! Спуск. Видимость так-себе, но намного лучше, чем вчера. В удовольствие. Снег такой мягкий, но местами немного задуто. В лагере как обычно. Лиса растащила мусор, но в палатку, к счастью, не заходила. Вечером опять снег. Чертова погода! Ни одного нормального дня.

13 день
Среда 18 Мая

По плану день отдыха. Если позволит погода перенос лагеря повыше на ледник. Но целый день снег, почти сутки в палатке. Сон, немного чтения, еда, сон. Очень, очень скучно. Внезапно приболел. Видимо какой-то вирус, болели все. Температуры нет, но насморк и кашель. Настроения нет. Снег то идет, то прекращается и так уже раз 5. Заметил, что низкие тучи тянутся со стороны Карасая. В таком состоянии на гору идти желания мало. Много мыслей о тепле, о доме. Замком от палатки порвал свой спальник. Оперативно заклеил скотчем – очень нужная вещь на горе. Пью много чая, закусываю клюквой. Газа у нас с запасом, по провизии норма. Одного баллона Kovea хватило на 3 дня на 2-х человек и то с учетом, что мой Jetboil частично сгорел.

14 день
Четверг 19 Мая

Погода нормальная, а самочувствие так себе. Утром все стандартно. Надо выходить. 5:00. Тропим по очереди. Свежего снега примерно 15см. Через час включился в работу, организм привык и не ныл. В таком состоянии конечно не каждый пошел бы, но надо работать, надо двигаться. А иначе зачем я все время тренировался? Под ледопад подошли бодрячком. Мой черед тропить. Много крутых зигзагов и мы наверху. Свежий снег не съезжал и позволил приятно без затрат сил подняться. Дальше путь немного другой — правее на перевал. Немного проще, чем в прошлый раз.

Ранее с пика Борду был виден очевидный и легкий подъем. Рик тропит, мы за ним. Снег искрится, такой зимний приятный. На перевале небольшие трещины и сераки, которые без проблем обходятся. Дальше на гребень. Троплю. Снега уже больше. Пробился на гребень через небольшой карниз. Скорость группы хорошая. Самочувствие тоже. Ребята подходят. Отсюда недалеко до предвершины. Еще немного и дошли до прошлой точки старта. Дальше острый гребень с огромным карнизом. Внизу отвалы Кумтора — космическое зрелище! Звук машин доносится до нас и придает грандиозности увиденному. Идем в связке.

Как пролезть карниз? Рик утверждает, что надо обойти снизу. Доверяю его опыту. Он на веревке тестирует снег. Держит. Спускаемся и мы. Проходим траверсом опасный участок. Еще немного и вылезем опять на гребень. Снега почти по колено. Тут бац! Склон ухнул. Молниеносный приступ ужаса. Но потом сразу же спокойствие. Давно не было так страшно. Почти никогда. Что-то похожее, когда лезешь отвесную стену или кулуар под камнепадом. Но все под контролем. Что делать? Назад. Нет. Полезли дальше. Аккуратно. Вылезли. Высказался. Большая ошибка. Большая. Стоило все-таки делать по-своему? А если бы карниз обвалился? В одну или в другую сторону. «Нет такой вещи, как безопасный альпинизм» — Рик. Довод железный. Собрались духом и полез лидировать дальше. Протропил через скальный остров уже до вершины. Погода еще нормальная. Время вроде есть. Скорость группы снизилась. Высота под пять тысяч. Стараюсь делать все быстро. Вершина Длинный плоский гребень с карнизами на север и запад. Пока фотографировались и собирались все затянуло.

В течении 15 минут еще появлялись редкие окна, но пришлось ждать. Простояли минут 20. Что делать? Надо ехать, конкретики нет. Так можно и просидеть сколько угодно, хоть вечность. Наметил линию вниз по южному гребню с выкатом на простой участок с ориентирами. Поехали. Снег просто волшебный, но ничего не видно. Пытаюсь понять, что делать дальше? Стоим. Снег другой, стал жестче. Опять ухнуло. Ситуация другая, но дальше никак нельзя. Говорю, если хотите выжить, то надо наверх. Мужики устали, хотят ждать. Но это бесполезно, выбора нет. Снял лыжи и с ними в руках за 30 минут залез обратно на вершину. Так безопаснее и быстрее. Снег нормальный.

Немного передохнули на вершине. Спускаемся по нашим следам. Аккуратно проезжаю вниз. Справа карнизы, слева лавиноопасный склон. Вся группа едет. Хорошо. Надо вниз на ледник. Еду, снег волшебный, даже в удовольствие. За мной остальные. Мы на леднике. Дальше перевал с трещинами. Пробил дорогу в тумане — маршрут я запомнил хорошо. Дальше до лагеря проблем уже не было. Снег в удовольствие. Рику, Барту и Стэну ехать за мной проще, хороший ориентир. Ниже немного раздуло. Вот такой спуск.

Поздравили друг друга, напились чаю, отдохнули пару часов и собрались. Внизу на мосту машина — нас ждут в 18:00. Спустились на лыжах. Просто отстегнул пятку и как на беговых – вниз по плоскому просто отлично! Колени не устают и не напрягаются. Наст держит. Даже переходы через речку без проблем. Так километров 5 до дороги. Только в конце пешком по сыртам, но ботинки не мокнут! Добрались до машины. Трансфер в срок! Спасибо друзьям. Все прошло просто отлично.

Позже по дороге открылись потрясающие виды на долину. Густая облачность ниже за Терскеем. Рай для фотографа. Прямо подарок после многих дней тумана. Ниже перевала Сары-Мойнок снег, а на Иссык-Куле вечерний закат и тепло. Контрасты! Дальше уставшие и довольные до Алматы.

Самое классное, что при изучении района оказалось, что первым человеком, кто спустился с пика СНК Киргизии (Ранее пик имел название Сары-Тор, согласно экспедиции знаменитого советского альпиниста А. Летавета), была Элла Майяр, писательница, путешественница и фотограф из Швейцарии. В 1932 году! Одна и на деревянных лыжах! Данный подвиг и полное описание ее путешествия можно почитать в книге:

“Turkestan Solo — One Woman’s Expedition from the Tien Shan to the Kizil Kum”: G.P. Putnam’s Sons, London, 1934 W. Heinemann, London/Toronto, 1938 and Century Publishing, London, 1985.
I.B. Tauris, London, 2005: “Turkestan Solo – A Journey through Central Asia ”

Просто потрясающе! Все новое — хорошо забытое старое!

Все цели мини-экспедиции достигнуты.

Итого: сходили на Плечо Туюк-су, пик Молодежный, пик Турист, покатались по моренам Туюк-су. Сделали 3 новых линии в Ак-Шийраке, Внутренний Тянь-Шань. Две на пике СНК Киргизии, 4946м., самой красивой вершине района: с предвершины по гребню и кулуару, и с высшей точки по гребню через южный ледник к перевалу. Первопроезд пика Борду Серверный. Еще одна мечта реализовалась.