Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Питер Шон, Австрия

На Шхару из Сванетии: уточненные измерения высоты и спуск на лыжах

В июне 2010 мы вдвоем с Борисом Авдеевым приехали в Сванетю. Нашей целью было восхождение на Шхару по Южному ребру (5Б).
На самом деле целей было три: во-первых пройти маршрут, во-вторых собрать скальные образцы для диссертации Бориса, а в третьих измерить высоту вершины с помощью приемника DGPS (мы использовали Trimble GeoExplorer XT Differential-GPS). И, наконец, я хотел спуститься с вершины Шхары по пути подъема насколько это окажется возможным.

Восхождение мы начли 30 июня. Технически маршрут представляет собой скалы 2-3 категории (по UIAA) и снежные участки крутизной до 40-50 радусов. Временами встречаются скальные участки 4-й категории лазания и снег до 55 градусов.

Утром 03 июля 2010 мы вышли на вершину (на 4-й день восхождения). Там Борис собрал скальные образцы с самого верхнего выхода скал, а я в течение 49 минут делал замер координат и высоты по DGPS. Продолжать замер мы опасались по причине надвигающейся непогоды.

Спуск по пути подъема и далее до ближайшего сванского села Ушгули занял два долгих дня. На спуске я проехал на лыжах все снежные участки крутизной до 55 градусов, плюс пришлось сделать много дюльферов.

Ниже - условия и результат моего замера вершиной точки Шхары Главной:
Число засечек при измерении — 575, данные скорректированы по наземной станции в станице Зеленчукская (в Карачаево-Черкесии) примерно в 150 километрах от Шхары. Позже в Австрии мы дополнительно уточнили измерения при помощи компании GeoAT и программы-анализатора Trimble Pathfinder Office. Дифференциальная коррекция дала следующий результат (погрешность — менее 1 метра):
Высота вершины Шхары: 5193.2
Координаты: N 43° 00' 02,26411", E 43°06' 44,16771"

Эти измерения показали, что Шхара является третьей по высоте горой Европы после Эльбруса (5642) и Дых-Тау (5204). Также мы подтвердили, что Шхара одновременно является наивысшей точкой Грузии. Измерение мы делали по высшей точке снежно-ледового гребня, поэтому высота этой высшей точки Шхары год от года может меняться в зависимости от состояния снежно-ледового покрова в районе вершины.

Команда: Peter Sch&246n (MSc Candidate Earth Sciences, Австрия) и Борис Авдеев (PhD Candidate Geology, Спб-dallas, USA)
Обработка данных: Dr. Ekkehart Grillmayer, GeoAT (www.geoat.at)
При финансовой поддержке: Jonathan de Ferranti (BA) (www.viewfinderpanoramas.org)

Коментарии Mountain.RU:

О маршруте:
Шхара Главная по Южному ребру, 5Б к.т.- Б. Хергиани (рук), И. Габлиани, М. Гварлиани, Р. Джапаридзе, Д. Павлиани, Д. Ратиани, Ч. Чартолани, Ш. Чартолани (вершина - 10 августа 1952). Редкопосещаемый маршрут, единственный на Главную Шхару с юга (есть еще один маршрут с юга на Западную Шхару по Ю.гребню, 5А, М.Алферьев, 1955).

А интересно, кто и в каком году в предыдущий раз поднимался на Шхару (и на Безенгийскую стену вообще) со стороны Сванетии?

Можно предположить, что восхождения из Сванетии в недалеком будущем станут более частым событием, вследствие роста опасности посещения Кавказа с его северной стороны.

О селе Ушгули в Сванетии:

Древнее сванское село Ушгули, расположенное в 33 км восточнее городка Местиа на высоте 2200 м, считается самым высокогорным селением Грузии и вторым по высоте населенным пунктом Европы (после дагестанского села Куруш у подножья Ерыдага на высоте 2560 м), если не считать высокогорных отелей и метеостанций.

Район села Ушгули, к котому относят также несколько соседних крошечных поселений, расположен в верховьях реки Ингури и отрезан от остальной Сванетии узким каньоном.

Архитектурный ансамбль Ушгули с традиционными сванскими домами-башнями и расположенной невдалеке церковью Богоматери (по-свански Ламария) XI века с фресками является ценным архитектурно-историческим памятником, во многом благодаря которому Верхняя Сванетия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Ушгули есть этнографический музей в частном доме XVI века (работает практически круглосуточно - когда хозяева дома на месте), несколько семейных гостиниц и пара магазинов.

Об отличиях DGPS от GPS:

Система DGPS предназначена для повышения точности определения координат, обеспечивая получение GPS-приемником дополнительных дифференциальных поправок с помощью корректирующего сигнала, вычисляемого и посылаемого сетью наземных станций (классическая GPS использует только сигналы от спутников).

Точность измерений DGPS зависит от удаленности до наземной станции и составляет около 67 сантиметров на каждые 100 километров рассояния до наземной станции. В случае измерения высоты Шхары расстояние до станции DGPS в Зеленчукской составляет около 150 км, соответственно точность измерений высоты вершины — около 100 см.

Ближайшая к Центральному Кавказу станция DGPS: Радиоастрономическая обсерватория "Зеленчукская", близ одноименной станицы в Карачаево-Черкесии, сайт

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!