Автор: Игорь Паша, Москва

Виторио Селла у вершины Донгузоруна

Читайте другие материалы автора на Mountain.RU:

Вулей и Шхельда на торгах Cristie's
Когутайские записи Часть 1
Когутайские записи Часть 2
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.
Приэльбрусье в фотографиях, часть 2 – Когутай
Поль Дирак на Эльбрусе
Восхождение на Эльбрус в 1829 году
Приэльбрусье в фотографиях. Когутай

Многим знатокам и практикам гор Кавказа Виторио Селла известен по названию скромной вершинки в верховье Безенги напротив башен Мижирги и Дыхтау и небольшого ледника в цирке между ними, а также по его «доисторическим» фотокартинам Безенги и Сванетии. Менее приметен его приэльбрусский след.

Виторио Селла ( Vittorio Sella, 1859-1943) родился в местечке Бьэла в горах на севере Италии и вписал свое имя в историю как пионер профессиональной горной фотографии. Столь импозантная профессия стала сплавом его прямых и сильных родственных влияний. Его отец опубликовал первое в стране руководство по фотографии (1856 г.), а дядя, в 1860-е годы министр финансов Италии и топ-политик, основал Club Alpino Italiano (1863 г.). Виторио сначала работал у отца, был химиком на его текстильной фабрике, но, приняв участие в первом зимнем восхождении на Маттерхорн в 1882 году, он обратился к Джону Далмейеру, лондонскому изготовителю фотооптики ( Dallmeyer – один из мировых брендов и в наши дни). Селла просил его «незамедлительно взяться за изготовление фотокамеры для пластинок 30х40 см» и «сделать ее из лучшего красного дерева и насколько можно аккуратно», чтобы с ней можно было проводить «фотосъемку видов высоко в Альпах». Это был один из последних заказов, исполненных Далмейером (умер в 1883 году) – высококачественный, но тяжелый и громоздкий аппарат, и он служил Селле десять лет (пока тот не перешел на камеру Ross & Co с пластинками 24х18 см).

Обложка книги «Summit : Vittorio Sella:
Mountaineer and Photographer:
The Years 1879-1909»

Участник первого зимнего траверса Монблана в 1888 г., Селла договорился с Дугласом Фрешфилдом о работе в качестве фотографа в его кавказских горных экспедициях и провел на Кавказе три сезона – 1889, 1890 и 1896 годов (потом он работал в горных районах Америки, Азии и Африки). Уже в 1890 году Лондонское Королевское общество организовало выставку его работ и за коллекцию кавказских фотоснимков наградило его престижной премией. В признание заслуг Селлы как фотографа Кавказа Николай II пожаловал ему в 1901 году Крест Св. Анны.

Перед вами два практически одинаковых снимка с видом на Ушбу с северо-западного «приэльбрусского» ракурса. Совпадает и место, и дополуденное время съемки.

Черно-белый снимок получил Селла летом 1889 или 1890 года, цветной снимок мой. Я сделал его с вершинки, на которую поднялся в июле 2006 года, шествуя от Чегетской поляны к братьям Когутаям. О Селле я тогда ничего не знал. Вершинка эта – шляпка-звездочка на сходе короткого отрога Донгузоруна, к которой крепится боковая цепь вершин Когутая.

Вид на «пик Селлы» с вершины Кезген

Приближенный вид с ледника Терскол.

На подходе к «пику Селлы».

«Пик Селлы» с вершины Малого Когутая.

«Пик Селлы» с Восточной вершины Донгузоруна.

Виторио Селла на Кавказе.

Имя сей вершинке в туристском обиходе – пик Интеркосмос. То что на ней побывал Селла – может, не новость для наших горно-номенклатурных кураторов. Но они наверняка должны помнить, когда и за что закрепили за этой высоткой такое сексуальное название. Равно как должны знать, каким боком видная и издавна известная узловая вершина в гребне ГКХ, от которой отходит «культмассовый» Чегетский отрог, стала у них пиком Лунатиков. Или это вошедшая в тираж брутальная инициатива снизу?

Селла сделал вершинный фотоснимок, и это первое документальное свидетельство о восхождении. Да, вершина заурядная. Но пик Кахиани, что по соседству в отроге Когутая, тоже зауряден – это скромная приэльбрусская дань памяти. Почему не воздать такую же почесть Виторио Селле? Причем на прямом основании: за первовосхождение.

Спасибо, но есть вопрос

Игорь, откуда информация о том, что Селла договаривался о чем-то с Фрешфильдом ? Насколько я знаю, у него были полностью самостоятельные экспедициии. В 1889 году они где-то встречались по дороге с поисковой экспедицией Фрешфильда, но в горах не пересекались. В 1890-м и 1896-м Фрешфильда не было на Кавказе. Позже Селла принимал участие в экспедиции Фрешфильда Вокруг Канченджанги 1899года. С уважением, А. Ельков

верное замечание

Александр, спасибо, справедливое замечание – на полную ставку Селла у Фрешфилда не работал, на полставки тоже, и действительно они пересекались на Кавказе только в 1889 году. Прошу прощения за неаккуратность. Понятно, что если они и обсуждали какую-либо совместную возможность, то не на годы вперед. На данный момент о Селле у меня очень мало сведений. Если вы располагаете источником таковых – дайте, пожалуйста, ссылку. Пока что я остаюсь при мнении, что возможность встречи и, может, взаимодействия с Фрешфилдом в 1889 году Селла так или иначе оговаривал с ним накануне. Где-то я об этом читал.