Автор: Иван Ершов, Москва

Крым 82 май

Другие публикации автора:

Крым 2005 Май-Июнь. (Крым 38)
Некоторые методы использования стандартного скального снаряжения
Техника"Соло"
Восхождения на стены в горах Крыма. Cентябрь - октябрь 1987.

Как ни странно, я не сделал записей по этому времени (непосредственно майские праздники). В этот раз получилось выбраться пораньше и ко времени прибытия Вали Соломенцева с компанией я таки успел с недельку походить.

Понятно, куда дальше армию двигать - на "Левую Штанину", благо имелось некое изустное описание Васи Елагина, получалось, что в одном месте там тухловато. А компания в тот раз собралась достойнейшая, впрочем, об этом позже.

Ну, выдвинулись пораньше, погоды предсказанные, сначала лез Валя - две такие весьма крутые технические верёвки, начало от дубка, как и говорил Вася. Дальше идёт дорожка через нависающий лоб, я в первый раз видел такие шлямбура, не то чтобы матёрые, а просто таки Мать-Ондатра. Тут надо заметить, что в тот момент скайгуков у нас ешё не имелось, и в самом начале пришлось таки с кряхтением дотягиваться до второго шлямбура, - позже Вася рассказал, что его просто подпер Паша Северов. Принял Валю, дальше ожидается что-то забавное. Минут через 15 это подтвердилось. Там был замоноличенный стопперок этак тросом вверх (Паша загнал, когда ему жить захотелось), ну, забил свой повыше, привстаю, привет, поехали! Очнулся аккурат напротив Вали. По-моему, он тоже слегка напрягся. В этот момент примерно на "Рукавичке" происходило движение - Светик Семенцова совершала горовосхождение, ну , Бог простит, обругался я весьма конкретно. Валентин спрашивает - "Может, я полезу?" - "Нет, нет, у тебя жена, дети и т. д. и т. п." Ну, со второго раза загнал стоппер поудачнее, короче, основные приключения кончились - дальше маршрут выходит в верхнюю часть "Контрфорса", там уже долезал Валя. Мне хватило.

Ну вот так я полинял первый раз в своей жизни, потом было ещё двадцать полетов, но, конечно, это уже не производило такого конкретного впечатления далее в "соло".

Это была наша первая "шестёрка". Однако события продолжали развиваться, блин, весьма презабавно. Валя "вошел с предложением", дабы я совершил поход на "Двойку" - с девушками + Олег Михалыч Студенецкий. Понятно, что Инна Витальевна (Максимчук) двигалась как катер на подводных крьльях, то есть легко и незамысловато, с Олегом было веселее. Ещё у нас в команде был личный экстрасенс, я поясню, что я хочу сказать.

В одно прекрасное утро Олег Николаев поднялся с адской головной болью - Анашовые глинтвейны, вероятно, Леночка тут же проявила участие - можно снять все эти боли в течение пяти минут» - "Ты что! Такие деньги плочены! Само пройдет!"

Да, это было весною, в расцветающем мае, когда тундра надела свой зелёный наряд... Ну, не научился Я играть на гитаре, впрочем, мой многомудрый брат тоже. Не суть.

Так вот, лодтрердилось горовосхождение на "Двойку" - классический маршрут, что и говорить. Олег Михалыч был подвязан ко мне восьмидесятиметровым канатом, как говаривал Вася Елагин, - "Где нибудь мы этими восьмидесятью метрами зацепимся." Пронесло, Олег в те годы был лёгок (чуть больше 95-ти кг), правда, когда у него слегка склизила галоша, я цеплялся в скалу всеми конечностями. Кстати, появился небольшой мандраж после вышеописанного полёта (впослэдствие этого не было). Естественно, наверху (там такой небольшой траверс по плите, весьма изгвазданной ввиду популярности маршрута) я маленько поиздевался - подложил к имеющейся морковке стоппер изрядных размеров и народ в порядке очереди катался на заднице. Впрочем, Инна Виталъевна пролезла разом.

Собралися на яйле, метров 10 ниже осталась только Леночка Франкенштейн. Народ бодрится, кто-то баночку рыбок (шпроты) уже починает, блин, Леночку надо же как-то извлекать?

- Инна Витальевна, ты маленько верёвочку потяни, вот и я вроде напрягся... - Леночка не могла отцепить оттяжечку от кустика можжевельника, прости, Господи, её вынесло на яйлу вместе с кустиком и оттяжечкой. Ну, бывает. Блин, похихикали, однако...

Собственно, вскоре поход заканчивался, в поезде Севастополь - Москва Олег Михалыч лично отвел меня в ресторан и поил портвейнами "Массандра", после чего отнес в вагон, в котором мы и путешествовали.

На самом деле первое, можно сказать, совместное восхождение с Валентином состоялось год назад, в мае 81 - го. впрочем, тогда мы (для надёжности) лезли на "Ворота" (по центру) двумя двойками, как положено, с ночевкой под ливнем на полочках, Валя лез с Анашой, я с Лёшей Болдыревым. Кстати, после этого похода появилась одна из первых "легенд" - последнюю верёвку лез я, ну, конечно привязал кончик за скайгук, отбежал в сторону (дабы не снесло ударом) и сел на травку перекуривать. Блин, ну не было тогда ни скайгуков, ни сигарет!

Впрочем, позже были уже другие легенды, главным образом, связанные с режиссёром Трофимовым. Достаточно вспомнить ёжика размером с табуретку, который питался погрызть Сашу, закуривающего первую утрешнюю"Беломорину"...

Ах, лазание на самом деле везде одинаковое, что Карелиях, что в Красноярске, впрочем, это всё же отдельная история.

С одной стороны, нельзя не согласиться, с другой стороны, нельзя не признать, но поход в марте 2008 был, конечно, удачнее, чем на майские. Хотя и прохладновато было (почти всю дорогу), без спального мешка, без палатки - спортивный образ жизни. Впрочем, март не ознаменовался никакими особенными достижениями, днём, как растеплит, я занимался болдерингом. На самой деле весь этот болдеринг начался летом 1981 г, когда мы с Лёшей Чертовым посещали Царицыно по шесть раз в неделю, собственно, Лёша меня и начал помаленьку учить лазать, Лёшу тогда списали из альпинизма (за физическую немощь), он посетил ЦС "Буревестника" и выполнил мастера спорта. Ну, Саша Шейнов иной раз составлял компанию, еще кое-кто. Вот тогда и начали ломать новые ходы, допускалось маленько поскрести штукатурку ногтями. Летом 68-го даже такой своеобразный чемпионат провели, тогда на Москве скалолазанием руководил такой Шиндин ( "Пегги"), я подготовил 10 новых ходов, по 9 пролезли только Каячев и Березовский. Сережа Шиндин даже хотел выдать мне значок МС, да надо ли все это? Я сейчас сел ночью за пульт и сделал себе орден Ондатры с гнездом и кистями...

Да и вообще, сейчас лучше написать хорошую статью про обработку ювелирных камней или по геологии горного Крыма, все-таки 20 лет я занимаюсь обработкой ювелирных камней.

Первую партию отвезла в Мадрид Наталья Космачева (Машков её лично тренировал, блин) и было это осенью 1990 г., ещё при партии и правительстве. Тогда летом я поставил двух парней на Арбате (напротив соответствующего магазина), даже столика такого складного ещё не было, пришлось отдать свой мольберт. Так он где-то и сгинул. Фантик аккурат об это время ездил в Штаты, обратил он внимание на камушки.

Космачева, конечно, просто дала коробку кому-то и отправилась соревноваться, Хуан Гверро Санчес примчался на такси уже в аэропорт, короче, знакомство подтвердилось. В дальнейшем камушки возил Майк Вершинин и достиг определенных успехов. Примерно тыщ пять отвёз. Ну, тогда я катался в Крым на аэроплане по пять раз в год - деньги были, - "Деньги есть, я продал перстень!" Хуан и все остальные (Миша, не мудрствуя лукаво, познакомился ещё с пятью ювелирами) были в полной уверенности, что он камушки и пилит, впрочем, потом Миша все-же сказал, что это не совсем так, прислали мне пару приглашений - с проживанием и т. д. и т. п., но в тот момент я как-то не готов был бросить всё и уехать на ПМЖ. А, вино там хорошее, а вот Марчеки нету.

Нет, очень интересное занятие оказалось, а уж как я проник в эту "касту", это отдельная история. Учил меня работать (весьма своеобразными методами) такой Стас Тёдорович Наумов, конечно, инструктор I категории советского альпинизма, впрочем, его старший брат (А. Ф. Наумов) несколько более известен, я даже пользовался его описаниями, когда посещал всякие разные горы на Кавказе летом 1982 г. "Соло", разумеется.

В мае 2008 получилось не совсем удачно, Юpe Лишаеву снова что-то... А, не существенно. Просто всё моё снаряжение у него, я взял с собою только скальные туфли "Ля Спортива" и беседку. Дерьмовые беседки чехи делают, впрочем, как и канаты. Юра полез с молодым зятем на Уарч-Каю, тот маршрут, который мы и придумали, я остался жить на Петровских скалах, благо, не дождило и спальный мешок на ceй раз у меня имелся.

Надо как-то дожить, когда мои проводнички на Москву поедут, наш рейс 9-го, ну, восьмое мая, праздники, обедом подтвердилось какое-то движение - народ пришел полазить.

-  Вы кого-нибудь ждете?

-  Да нет, именно сейчас уже никого особенно не жду.

-  Так присоединяйтесь полазить. Вот и веревочки сейчас повесим," Да я что-то не особенно уверен (в смысле смогу ли я) , - а Вас не Ершов зовут?

-  Да, а это имеет какое-то значение?

-  Бообще-то имеет... А Вы такого Сашу Воздвиженского не знаете?

- Знаю, к сожалению. Вообще-то это знакомый (кореш) такого Юры Лишаева...

Так, пошли опечатки, пора чай пить и за пульт садиться, утречком на Вернисаж ехать - что-то купить, что-то продать, Верёвочка сейчас хорошая появилась в Альпиндустрии -"Эдельвейс экстрим" 9 мм, то что доктор прописал. Блин даром-то не дадут...

Примерно так я и познакомился с Юрием Алексеевичем Черняевым. Славку Засыпкина я просто не сразу узнал, так как виделись всего раз в мае 2006 г, на Красных пещерах. Короче, сделали там с бантиком два маршрутика метров по 40, я думаю, что больше туда ни один кретин не полезет - развалины, можно и по балде камнем получить. Просто Фантику хотелось, чтобы народ на него посмотрел, вот примерно напротив туфовой площадки и лазили. Народ действительно активно смотрел, фoтo и т. д, и т. п. Фантик забил семь шлямбуров, я, конечно, два. Вообще бы не забил, но уж больно гниловато. Прекрасным холодный утром Юра заканчивает свой вариантик, блин, л с... хочу, всё примериваюсь, ну. Юра не спеша передвигается, заблокировал веревку, тут какой-то дедушка приходит, типа, не помочь ли постраховать. В этот момент Юра в очередной раз рушится - до сих пор не надоело, а, в конце верёвки, меня и не дёрнуло. Ну, Юра опустился (все-таки, как обычно, головой вниз падал), представил меня Славе Засыпкину, маленько поговорили - за Марчеку-маму и за Айю-папу.

Полазили, с Божьей помощью, Ю. А. повёз меня к себе - а то так есть хочется, что переночевать негде. Маленько книжку почитали - на следующее утро снова лазить, а там и поезд Севастополь-Москва.

Ю. А. показал мне свою коллекцию значков - да, круче, чем у Машкова, что я могу сказать. Юра и сейчас действующий МС, соревнования и всё такое. У Машкова скромненько так висит в "красном углу" 25 или 26 "значков", как с дачи вывернемся, Юрик постоянно один значок теряет - сакраментальный вопль: "Диля! Должна быть ещё одна медаль! Ну Машковская дача - это всегда была лебединая песня. 168 километров от гарaжа, узкое Егорьевское шоссе, ничего, один раз взяли за 2 часа 10 минут. Правда, сухо было, меньше 145 редко ехали. Раз (в конце ноября) - снега легли, льды, а Юрка хочет поспеть на оптовый рынок - пресловутый "Монарх Винтер" - чего-то тогда повело нас на этот "Монарх" .

Близенько уже, Домодедово по бетонке объезжаем, а она просто залита слоем льда, Я засыпать начинаю, но на спидометр посматриваю, 50, 55 ... Вот когда стрелочка доползла до 60, крутануло. Три полных оборота и мордочкой встали в правильном направлении, куда и путь держали. Не знаю, как Юра машину на дороге удержал. Но "Монарха" в тот вечер, пожалуй, был даже перебор. У меня стресс, Дилька хихикает... Потом Машкин ещё пошел меня на метро провожать - с отобранным у сына школьным проездным билетиком. Вьперли, конечно, обоих. Я перекурил и аккуратно зашёл с другого входа.

Я, конечно, немного пишу о, так сказать, разных событиях, впрочем, тема-то одна - лазание. Это наша жизнь и другой не будет. И слава Богу, что так сложилось. Да Юра (Машков) давно просил меня черкнуть про тренировки, про Царицыно, про горные лыжи - естественно, когда я наконец купил себе лыжики, тут же поехали апробацию делать. Хорошо, что в Царицыно склончики небольшие. Это моя матушка была в сборной Союза, я катаюсь чисто для удовольствия. Вдруг лазить не смогу, хоть лыжики останутся.

Когда Союз благополучно рухнул, у Юры был, скажем так, сложный период в жизни, короче, три года он был моим личным тренером. Камушки тогда хорошо продавались, не знаю, был ли тогда более высокооплачиваемый тренер, во всяком случае, по скалолазанию.

Вернёмся в Крым. Утром поехали на "Фонтаны", мне там лазание понравилось много больше, чем на Петровских скалках. Правда, Ю. А. чуть не прибили камнем - какие-то молодые дебилы учились опускаться дюльфером. За малым делом не остались без председателя скалолазания Крыма.

Да, с утра я успел почитать книгу про оборону Севастополя (редко встречаешь человека с такой библиотекой) и разглядел таки пресловутую рыбку в аквариуме - вечером, понятное дело, было не до рыбки, Рыбка топчет землю уж больше двадцати лет, размером... Ну, с такой небольшой чайничек.

Оказывается, Ю. А. увлекался виндсерфингом, меня ведь учил кататься Олег Абалаков (познакомились в Джан-Тугане), было мне лет этак 14 и я, кстати, напрочь не умел плавать, так что Олег Витальевич брал на себя определённую ответственность. Доски тогда ведь лепили вручную, понятно, эпоксид и стеклоткань, сейчас спортивная доска совсем другая - и короче раза в два, и весит вся эта беда 25 кг ...

Постепенно подтянулся народ, одна мадам всё-таки задала мне вопрос, - "Что, таки бандитская пуля?" - одного стёклышка в окулярах не было. Ю. А., разумеется, не спрашивал, куда оно исчезло, а, ППС - раскачало до небес, я не кушамши, не куривши - документ им подавай. Психанул конечно. Погибло стёклышко и до кучи отобрали налобный фонарик. Бпин, фонарик-то копеешный...

Очень приятные скалки, шершавые, да и я, видать, немного пришёл в чувство. Захватил с собой пару боевых хоботков, конечно, подарил Славке Засыпкину и Ю. А. - они сразу поняли, что это такое.

После обеда все-таки задождило, так что на вокзал я прибыл маленько промокший, к поезду, впрочем, уже обсох и накурился - купил таки пачку сигареток на сэкономленную гривну - ну, на маршрутку-то мне выдали.

Оx уж эти майские праздники... Поезд был просто ужасен, все 54 места заполнены туристами, уже поздно ночью Овик пристроил меня в своё купе на третью полку.

Потом до самой Москвы в тамбуре ехать, не выспался, повис на решетке, ещё эти туристы по восемь человек заходят и курят. Я тоже курю, но ведь не так же! Овик меня подбадривал - "Сейчас Тулу проедем, фигня, один перегон остался..."

По приезде отзвонился Ю. А. Машкову. Дал Юрке номерок телефона.

_________________________________________________________________

От редакции: Иван Ершов дал разрешение на публикацию материалов в том виде как они есть.
Примите во внимание, что статьи написаны не специально для сайта, а являются дневниками автора.
Возможно дневники не представляют большой художественной ценности, но мы считаем, что в данном случае это не главное.

Спасибо за воспоминания о светлом прошлом!

Всё очень знакомо и люди и обстоятельства. В 81-82 бывал в тех местах. Можно дополнить рассказ этой фотографией - http://djailyk.ru/photos/1073 - там есть некоторые герои Вашего рассказа. К сожалению утеряны слайды с того чемпионата Москвы в мае 1981 года. А там практически все о ком Вы написали. Спасибо!

Вот так выпил вечером...

... утром проснулся, а это уже ИСТОРИЯ! Ваня, давай еще! Пусть ругают, не обращай внимания - нам с Симачевым интересно.

Отлично!

Александр, это гораздо больше, чем набор предложений. Это - легенда. Есть "Легенды Большой Долины". А это - легенды нашей - маленькой, но своей.

плохо

Набор предложений, не больше. Как это нормально читать? А где начало, предистория? Если бы было в виде рассакза, а так набор фраз.

Для тех, кто понимает :-)

Да, вспышки памяти, но приятно вспоминать, спасибо, Вань.