Автор: Иван Ершов, Москва

Восхождения на стены в горах Крыма.

Другие публикации автора:

Крым 2005 Май-Июнь. (Крым 38)
Некоторые методы использования стандартного скального снаряжения
Техника"Соло"

технические описания некоторых интересных маршрутов, пройденных как в стиле "соло", так и с напарниками в “двойке”, как первопрохождений, так и "классики", а так же очерки, оказавшиеся более-менее удачными, прямо говоря, просто чтиво.

Морчека, фото со стороны карьера.
Фото: Mountain.RU
Поскольку речь часто будет идти именно о сольном альпинизме, немного о снаряжении, чтобы в дальнейшем не возвращаться специально к этому вопросу.

Вообще говоря, в "соло" используется обычное снаряжение, просто в меньшем количестве, чем при восхождениях в двойке. Специфику представляют собой только тормозные приспособления, о чём уже достаточно подробно говорилось ранее.

1. Карабины - достаточно прим. 23-24 шт., из них пара штук с муфтами, на самых сложных маршрутах - 27 шт., пара муфтованных. Я выбирал самые легкие карабинчики небольшого размера ("Салева") в форме неправильной трапеции, фифти - фифти - с прямыми защёлками и с выгнутыми, так же удачны оказались карабинчики "Австрия Альпин", муфтованные карабины - "Штубай" (Австрия) или аналогичные, эти карабины должны быть побольше (и покрепче), конструкция муфты значения не имеет - хороша и привычная завинчивающаяся, и автоматическая (типа "байонет”) с фиксацией кнопочкой ("Салева"), с поворотом на 90 град.

2. Комплект стопперов прим, 12 шт., то есть несколько увеличенный против стандартного набора за счёт закладочек небольшого размера, все стоппера могут быть с тросиками.

3.   Комплект гекс-эксцентрик - 6 шт. (Требуется далеко не на всяком маршруте, только если есть крупные щели).

4.  Титановые крючья твёрдые -10-12 шт., примерно поровну тонких универсальных и швеллеров.

5.  Скалолазные оттяжки - оставить в лагере под стеной, надо захватить с собой 5-6 петелек из стропы (репшнура диам. 5- 6 мм ) длиной прим. 1.2 м, кончики завязываются либо узлом "проводника”, либо "встречным” во всякой случае, недорогие стропочки пригодятся при откате с маршруга в качестве дюльферных петель.

6.  Молоток (не слишком тяжёлый и с прямым клювом).

7.  Комплект жюмаров (я использовал два одинаковых зажима "Петцл").

8.  Стропа для прусика - пара кусков длиной по полтора метра, разрывное усилие порядке 2000 кгс.

9.  Восьмерка (либо другое приспособление для спуска).

10.  Лесенки (двухступенчатые) - 2 шт.

11.  Скайгуки - 2 шт.

12.  Шлямбур, 10 - 12 шт. шлямбурных крючьев. Только на первопрохождениях. Я всегда пользовался пробойниками и крючьями собственного изготовления.

13.  Верёвка "Эдельвейс" 60 м, технич. диам. 10,5 мм (разрывное усилие 2850 кгс, если я правильно помню паспортные данные, разрывное удлинение порядка 40 процентов).

Приведённый выше список снаряжения не совсем полный, но такого количества железа вполне достаточно для совершения первопрохождений на стенах Крыма.

Конечно, когда собираешься на хорошо известный маршрут, то берёшь с собой только то, что действительно необходимо, то есть было использовано раньше. В ряде случаев было задействовано некоторое специальное снаряжение, но об этом лучше написать отдельно. Вообще говоря, изобрести новую закладку так же проблематично, как, скажем, гаечный клич, но "хоботки" оказались, однако, очень удобной машинкой для лазания, это позволило мне отказаться от использования скальных крючьев в качестве крючьев, с некоторых пор они применялись в основном как клинышки - для подклинивания закладок.

Механизмы типа "Френд" ("Камалот") я лично никогда не использовал, машинка весьма дорогостоящая и специфичная. Безусловно, такие штуки хороши на гранитных массивах, для которых характерны протяженные и весьма развитые трещины (например, Эль-Капитан в Йосемитах в США) - порой маршрут целиком может проходить по одной щели, на сложнейших стенах Крыма ситуация несколько иная, просто некуда засунуть не то что "Френд", а вообще хоть что-нибудь совсем мелкое. Во время наших совместных путешествий Фантик (Юра Лишаев) неизменно брал с собой в поход некоторое количество “камалотов” средних размеров, привезенных из Штатов, и они так же неизменно отдыхали в палатке под стеной. Впрочем, если уж такие машинки есть в наличии, иногда может быть полезно захватить их с собой - вместо гекс-эксцентрик средних (крупных) размеров. Это целесообразно сделать при восхождении на какой-то вполне конкретный маршрут, когда заранее знаешь, что придётся лезть по достаточно протяженной щели (трещине) - например, Правая шестёрка на г. Морчека ( "Маршрут Кинсицкого").

Со шлямбурами и шлямбурными крючьями в настоящий момент больших проблем не возникает - можно дойти до магазина и купить. Дело связано с тем, что большинство этих штук предназначено для скалолазания (лазание с нижней страховкой), спелеологии (папаша Петцл был спелеологом) и не совсем подходит ( часто вовсе “не в туды") для стенных маршрутов. Поэтому я предпочитаю крючья (пробойники), сделанные нормальным токарем по моим чертежам. Крюк диам. 10 мм, рабочая часть (глубина забивки) - 20 мм. Естественно, были произведены определенные испытания под стенами Морчеки (крюк диам. 8 мм * 20 мм с титановым ушком 3,5 мм, карабин "Ирбис" 2200 кгс), в результате лопнула чешская веревка (двойная), крюк и карабин не пострадали - не было подходящего камня, пришлось столкнуть в пропасть плиту килограммов на 150 (фактор рывка 1) - мне просто было важно посмотреть, какое именно звено в страховочной цепочке разрушится.

Первые экземпляры крючьев были, скажем так, неудачны - маленько длинноваты. Самодед долго хихикал (было это в ноябре 1986 г .) - "... Да у тебя крюк больше моего мизинца!”, после чего нарисовал у меня в записной книжке чертёжик, вот примерно поэтому чертёжику все остальные шлямбура и делались.

Сам Леша Самодед испытывал свои шлямбура в более жёстких условиях - на чистый вырыв. То есть крюк забивался в бордюрный камень весом килограммов на 80, привязывалась верёвка и вся эта беда летела в колодец на глубину 4- 5 метров (сильно подозреваю, что колодец не был выкопан на огородах, а всякий раз страдала городская канализация города Киева). В конце концов получилась конструкция, которая не отваливалась (фактор рывка тут тоже 1), этот чертёжик Лёша мне и нарисовал.

По поводу пробойника могу сказать только то, что наиболее рабочую конструкцию я видел у Фантика, Юра называет эту штуку "зубило", вот двумя зубилами мы все шлямбура и позабивали (довольно много - я их не считал) разумеется, подобное зубило подходит для рифовых известняков Крыма и, вероятно, не вполне подойдёт для гранита. Это коронка из У12, совершенно не поддаюшаяся сухому излому, к сожалению, одну я обронил в пропасть с отвеса Уарч-каи.
Дырочка в скале в данном случае продувается отдельной небольшой грушей, так как пробойник откалывает довольно большие кусочки породы и его приходится периодически вытрясать (путём постукивания).
Ну, второе то зубило Юра вечерком (у костра) лично снабдил верёвочкой и изрядно полил клеем “Слон", так что маршрут мы благополуч но закончили (Уарч-кая маршрут "Таннит"). Вероятно, придётся мне озаботиться изготовлением нового пробойника вместо утерянного, впрочем, это не такая большая проблема.

Как-то плоховато обстоят дела со скальными молотками - выбор невелик, а, скажем» молоток "Кэмп” (Италия) просто не в туды.

Раньше неплохие скальные молотки производила фирма "Салева” - весьма компактно, вполне удобно в работе. B моей жизни действительно хороший молоток (произведённый в стенах богоугодного заведения НИИАА*- я так понимаю, разработка В. Соломенцева (* прим.ред - НИИАА - "оборонное" предприятие на юго-западе Москвы, научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры. Многие альпинисты начинали со студенческих секций и в дальнейшем, уже будучи инженерами на предприятиях, продолжали заниматься самостоятельно.)), но, в конце концов машинка просто не выдержала нагрузки - сдала - пару раз отваливалась ручечка (прямо на маршруте), головку я успевал поймать и приваривал обратно в карьере под Морчекой. То есть головка просто отпустилась и молоток пришлось кому-то подарить (повесил на деревко на стоянке под стеной - естественно, больше я его не видел).

Восьмёрка не должна быть слишком мелкой, желательно наличие рожек, хотя это и не принципиально. Просто с рожками несколько удобнее закреплять верёвку, впрочем, это и так понятно. Хорошие восьмёрки - например Кассин" - большое овальное отверстие под верёвку и толстая “шейка” - то есть веревка меньше крутится. Я пользуюсь восьмёркой, произведённой опять таки же в стенах НИИАА - пока не сносилась. Она крайне удобна, когда надо отъехать с маршрута по связанным верёвкам - бывали такие ситуации, скажем, в 1987 г. на Шаан-кае, в этом случав верёвки связываются “двойным встречным”, между узлами расстояние должно быть сантиметров 60, чтобы они не встретились в отверстии. Просто не приходится затевать возню с жюмарами в подвешенном состоянии, тем более, если уже подтвердилась ночь, а фонарик остался в лагере.

Рюкзачок (на стене) и использовался один и тот же, фирмы "Салева" примерно 75 г. выпуска, конечно, ничто не вечно, в данный момент имеется скальный рюкзачок 2005 г. (так же производства “Салева ”) . Это небольшой рюкзачок, но в него помещается все, что нужно для похода - канат, снаряжение (железо, скальные туфли), при желании можно засунуть бутылку Пепси-Колы, он удобен при работе непосредственно на скале.

Что удивительно, некоторые заметки все-таки сохранились, но, поскольку это дневники, часто написанные на месте /возле костра/, придётся немного подредактировать рукописный тенет.

Морчека, фото с верхней дороги (старое шоссе),
примерно от линейного домика. Фото: Mountain.RU

" Bариант"

(Крым - 86 - г. Морчека ноябрь 31.10 - 16.11.86 г.)

Могу сказать, что Морчека несколько содрогнулась при виде нашей компании инвалидов и паралитиков, а также просто немощных. С Москвы выехали ударной группой в составе трёх человеко-единиц - Андрей Савочкин, Олег Михалыч (Студенецкий) и я еще один товарищ должен был нас поджидать уже на месте, под стеной. Лёня Мач сосватал, впрочем, это не важно. Поездом Олег дрессировал мать-проводницу и таким несколько экстравагантным способом смягчил дорожную скуку.

Проезжая Курск, купили до 4-х бутылочек некоего напитка "Солодок", как клятвенно уверяла торговка в ларьке, это не что иное как полноценный заменитель пива. Пакость оказалась приличная - вкус застоялого пива, это верно, но ни грамма алкоголя, пить совершенно невозможно. Отрава, блин. Зато у Олега появилась дежурная фpaзa: “Н у как, может, солодку?" - после которой в ответ слышался вполне конкретный комментарий, естественно, пара бутылочек вылетела в окно, их дальнейшая судьба меня не интересовала.

Симферополь встретил прохладно, покинули его на каком-то гунявом автобусе, который тем не менее доставил нас в Ялту. В Ялте Савочкин пошёл… это у него был целый ритуал, детально разработанный. Купили маленько харчей в магазине рядом с автовокзалом и с час тряслись на очередном автобусе ( N c 26) до Симеиза, зато в Симеизе тут же сели на 38-ой и благополучно отбыли в сторону Морчеки, Как всегда, сплошной туман и морось, хорошо, дождя нет, а то вообще труба. Как только дошли по тропинке до татарского источника, выяснилось, что чувалы у нас таки тяжёлые, Олег помирал, но не сдавался. Андрей Савочкин ещё тащил 130 метров маршрута, этакий банан, исключительно неудобный при транспортировке.

Когда вышли на площадку под "Зубом", я перекурил и следующий этап по навороченным взрывами камням оказался просто убийственным, во всяком случае, для двух пачек сметанки, которые транспортировал Олег отдельным рюкзачком.

На удивление, на стоянках под стеной оказалось поразительно много народа. Какой-то товарищ сразу поинтересовался, что за сигареты я курю:

- Ну, раз куришь, вроде с рюкзаками, и вроде с верёвкой... Так ты альпинист, что ли?

-  ? Ну, вроде того, а что?

- Да так.. . А что куришь-то? - "Яву"? - Эх, я уж лет 10 как бросил.
Короче говоря, сразу понятно, что какой-то весьма уважаемый товарищ, да и ботиночки приличные одеты - "Скрапа". Я поинтересовался, не забегал ли сюда такой Лёва Дорфман, на что мне было отвечено с весьма саркастической усмешкой: “… Вон стоит его палатка и, значит, ты и есть Иван?" - "? Да, а что?" - "Да ничего, я сразу понял... " - короче, Лёва отъехал в Симеиз, как нам сообщили, но обещал вернуться. Тем временем удалось воздвигнуть палатку (в не самом удобном месте - хорошие площадочки были заняты), попросил Олега поколоть дров на костёр, а мы с Андреем направились за водой. Это отдельная песня. Эта вода могла доконать кого угодно. Лично я окончательно взмок. По пути встретили Лёву, обменялись приветствиями и все такое.

Олег, взявши топор, повалил сразу такое дерево, которое чуть не поубивало киевлян, топтавшихся под пятёрочной трубой, и выяснилось, что дерево всё равно придётся как-то расчленять на более мелкие детали, так как снести его вниз целиком не представлялось возможным.

Олег возмущался в голос:

-  И чего эти хрычи возбухли, ну не понимаю, я, правда, маленько наступил им на какой-то пакетик, так они сразу - Ы!...Н!

-  С галошами пакетик, что ли?

-  Да чёрт их знает, Иван, одно слово - хохлы! И в поезде хохлы, и тут хохлы! - вероятно, наши переговоры были хорошо слышны в радиусе, по крайней мере, двухсот метров, во всяком случае, вскоре после подтвердившегося прибытия под стену к нам подошла мадам и попросила, чтобы мы, по возможности, не слишком орали - детишки там маленькие спят после обеда и она опасается, что мы своими воплями потревожим сон малюток. Естественно, в данном случае я не стал вспоминать великого Карлсона и его методы обращения с малютками -

- "...Плюти-плюти-плют…”

Попили чайку, откушали гречки и маленько отошли после тяжёлых подходов. Олег посыпал анекдотами, как из рога изобилия, мне только изредка удавалось вставить пару слов. Завтра решили просто полазить, а там видно будет. Надо сказать, что переломанная летом рука (не без личного участия Юры Машкова) все-таки чувствовала себя покудова не лучшим образом, да уж, вдребезги разнёс мне рученьку дядя Юра (и немедленно покинул место катастрофы). Лёва Дорфман оголодал и как-то оборвался за две недели жизни на Форосе и в определённой степени утратил бодрость духа.

Примерно вечером состоялась ещё одна беседа (далеко не последняя) с товарищем в скальных туфлях "Скрапа” на предмет того, какие маршруты меня интересуют. Я скромно сказал, что именно меня интересует - “ ...Вон тот серповидный карнизик… ", на что немедленно воспоследовало: “Да разве это карниз!! Вот на Орле, там карниз. КАРНИЗ - это же потолок! Это ВО! (характерный жест руками) Не понимаешь?" -

- "Ну дело ведь не только в карнизах, наверно?" - "...Посмотрим..,"

Дальше начинается уже просто анекдот, примерно на третий день хождений человек наконец мне представился и историческое знакомство состоялось.

Морчека, вид на "Зуб" из-под стены. Фото: Mountain.RU
Погода пока не баловала, утро было туманным. И холодным. Скала сыровата, но терпимо. Вешал верёвочку на "Центр", спешно показал Андрею работу с узлами "УИАА", пошёл вверх, пролез верёвку минут за сорок и решил дальше не выдвигаться, дабы не ломать голову с устройством подвески. Весной я пролезал метра на четыре повыше и делал блок "гекс + шлямбур", а сейчас решил сделать подвеску просто на двух шлямбурах в конце пресловутого "траверса”. Встал в лесенки, ожидаю Андрея. Часа через полтора он разобрался с жюмарами, дело сдвинулось, ему удалось выбить мой крюк, который, конечно, упал на голову Олегу (без комментариев). Подходит ко мне Андрей, взгляд у него какой-то странный, а нога (что характерно, левая) бьёт чечётку, каковая мне и не снилась, - "Что с тобой, неужели так круто?" -

- "...Пока не знаю..."

Андреи пристегнулся к шлямбуру, навесили маршрут, поехал я восьмёркой вниз, надоело уже болтаться в лесенках, следом съехал и Андрей, ему удалось наконец вполне успешно подавить мандраж - он убедился, что шлямбура пока не собираются никуда перемещаться, ну а лазание с верхней страховкой - дело привычное. Довольно таки холодно, начали потихоньку лазить, мы с Олегом развели небольшой костерок и он пошёл в лагерь за чаем.

Борьба на маршруте продолжалась минут 15 - 20 и никто из нас троих не смог добраться до повески свободным лазанием. Забирались метров на 30, дальше идёт плита с раковинками, пробитая (местами) шлямбурными крючьями, раковинки залиты водой - склизит (сначала я, разумеется, прошёл это место на снайгуках). В результате взлез я только один раз, уж больно гадко, при этом раз шесть за время подъёма, обессилев, зависал на верёвке, благо страховка верхняя.

Пошабашили часа в четыре, ну, обычная походная жизнь и ужин при свете костра, ничего принципиально нового. Но я стал опасаться, что, расходуя запасы охотничьих историй таким темпом, мы быстро иссякнем и в последующие дни (скорее, вечера) будем сидеть молча, рассматривая головешки в догорающем костре.

Помимо нас на стоянках в мульде обитали киевляне-альпинисты ( команда, участвующая в первенстве Малых Гор), киевляне-спелеологи и кто-то ещё, это я уже не понял точно, вроде бы компания из Кривого Рога - так вот они в первый же вечер стрельнули у меня пачку сигарет, клятвенно пообещали вернуть и, естественно, не вернули. Это бывает с сигаретами. Так что народу скопилось многонько, особенно это было заметно днём на "пятёрке - залезут на несколько верёвок, а потом с гуканьем вниз дюльферами (в темноте тоже).

Да, кстати, спалось нам не особенно хорошо, так как все более ровные места были уже заняты, палатку пришлось поставить в какие-то коренья, прямо посередине очень быстро обнаружился камень, так что Олег Михылач спал аккурат на этом камне, мы с Савочкиным ютились по бокам, а общий уклон почвы наблюдался в мою сторону. Неудивительно, что среди ночи подстамент, сооружаемый Олегом из верёвок (дабы защитить почки от гибельного контакта со скальной породой), разваливался, и он падал на меня, я хрипел и просыпался от кошмарных снов и пытался сберечь рученьку от повторного перелома. И кто-то жутко храпел, но поутру оба клятвенно отрицали свою причастность к характерным звукам наподобие органной трубы (обычно ссылались на сову, которая живёт на "Столбе").

Закат, вид близ ночевок под Морчекой. Фото: Mountain.RU
Этот день забавен по многим причинам - главным образом потому, что я наконец схватился за такой кусок, который не смог сразу пере варить, и ещё некоторое время по приезду из Крыма пребывал, скажем так, не в своей тарелке. ...

Полночи я решался и утром таки решился идти на знаменитый маршрут "Бровь" - через серповидный карнизик, это сложнейший маршрут Крыма, несколько позже я постараюсь рассказать о его авторах. Не зная точно начала, полез я несколько не в туды, что понял на второй день упорной долбежки. Впрочем, мне было сказано: "Н-да, тут ещё никто не начинал... Посмотрим, что получится..." – ну, понятно, кем это было сказано. В конечном итоге я был очень доволен, что всё-таки удалось довести начатое до какого-то логичного завершения, однако, периодически появлялось неправильное желание бросить всю эту затею на фиг и заняться чем-нибудь попроще.

Подошли мы с Лёвой под стену, я не спеша одел снаряжение и сделал подход к началу. И сразу оказался в тупике - что делать-то?
Вверх уходит извилистая такая трещинка, не трещинка даже, а так что- то… - просто неясно выраженная линия. Прямо с земли забил самый тоненький крюк, имевшийся в моём распоряжении, встал в лесенку и по пытался забить что-нибудь ещё, и сразу почувствовал, как прилично тут набрасывает. После, конечно, я посмотрел на всё это деле в профиль и удивился, что таки удалось залезть - градусов 40 нависает.
Уронил пару крючьев, тут прямо под стеной такой откол, щель за камнем короче говоря, один крюк Савочкину с некоторыми трудностями удалось выудить. Андрей снимал меня Левиным фотоаппаратом, но порвал перфорацию и посадил все забавные слайды на один кадр. Впрочем, это бывает с фотоаппаратами. Второй раз такую штуку я, пожалуй, не полезу даже для кино. (И таки не полез. Сходили с Андреем в двойке в мае 1990 г ., просто "на интерес") Опустился на землю, благо недалеко, и попросил, чтобы мне принесли шлямбур со шлямбурком, пока Андрей сходил до лагеря, перекурил, забил шлямбур из несколько неудобного положения - можно поставить дома к стене стульчик, привстать и забить что-нибудь в потолок в метре за своей головой.

Продолжение следует...

Ваня, привет!

Мой телефон 8-964-57-57-133. Крайний раз сходил в 2007 г. 3 карниза на Малый Кильсе-Бурун с Веней Калюжным. 2008 год про.... в командировке на Земле Франца-Иосифа. Пока не умер Шура Глубоков (а потом еще и Леша Калганов), ездил с МЭИ. Если ты шевелишься - звони. А.Савочкин

Иван, написано очень интересно

и поучительно. Читайте его, читайте!...

Отлично!!!

Спасибо! Для тебя: http://fotki.yandex.ru/users/proklovv/view/76975/?page=0 http://www.risk.ru/users/proklovv/7148/

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ !!!

ИВАН. СПАСИБО !!! ДОБАВЬ ПОЖАЛУЙСТА НЕСКОЛЬКО ФОТОК СВОЕГО ЧУДО-СНАРЯЖЕНИЯ.