Вне трассMountain.RU

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

 

 

 

ЕДЕМ В ГОРЫ
Владимир Зорин, Александр Малеханов, Галина Боханова, г. Нижний Новгород


Эльбрусский дубль

31 июля 2004 года команда Горного клуба Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород), спустилась на лыжах (5 чел.) и сноуборде (1 чел.) с Западной вершины Эльбруса (5642 м) по северному гребню на ледник Уллукол.

2 августа осуществлен спуск с Восточной вершины Эльбруса (5621 м) на тот же ледник (вдоль скал Ленца).


Состав команды и снаряжение:

В. Зорин. Лыжи «Rossignol B2», крепления «Rossignol Axial 120», ботинки «San Marco».
В. Шаханов. Лыжи «K2 X15».
А. Малеханов. Лыжи «Olin Radius K».
А.Боханов. Лыжи «Olin Sierra», ботинки «Nordica».
Г. Боханова. Лыжи «Head Monster», ботинки «Nordica».
Е. Зорин. Сноуборд «Factory Moon Stone Green», крепления «Flow», ботинки «Head».

Скучное введение

Если речь идет об Эльбрусе, большинство (из тех, кто хоть как-то с ним знаком) вспоминает о Баксанской долине, видах со склонов Чегета, поселке Терскол и «Приюте 11», т.е. о южных склонах этой высокой горы. Развитая инфраструктура этого района позволяет подняться на Эльбрус почти каждому здоровому человеку (при условии правильной акклиматизации, хорошей погоды и наличии желания изрядно поработать ногами). Здесь и на лыжах катаются практически весь год, в основном, в районе верхней станции канатной дороги и ледника Гарабаши (на высотах около 4000 м). Первый спуск на лыжах с Эльбруса (с Восточной вершины) в сторону «Приюта 11», т.е. по наиболее популярному пути подъема, был осуществлен В. Гиппенрейтером еще в 1939 г. , и по тем временам, конечно, это было нечто выдающееся.


Совсем иная ситуация на северных склонах Эльбруса: полное отсутствие дорог и гостиниц, не говоря уже о подъемниках. Скромным оплотом человечества здесь является полубочка "Северного приюта" (3800 м), размером немногим больше бочки Диогена, приютившаяся в 1994 г. на одной из морен ледника Уллукол прямо под Восточной вершиной. Отсутствие цивилизации, весьма суровые и неустойчивые погоды затрудняют спортивное и, тем более, горнолыжное освоение Эльбруса с севера. Только в 2004 году на северных склонах пропали две опытные туристические группы из Ульяновска и Киева. Но именно здесь легко почувствовать себя первооткрывателем и прокатиться не просто по целине, а по склонам знаменитого пятитысячника, на которых никогда еще «не стояли лыжи человека».


Идея спуститься на лыжах по северным склонам с Эльбруса возникла у меня еще в 1999 году, после уже не первого к тому году восхождения на эту вершину. Уж больно привлекательны для спуска (!) огромные фирновые поля, покрывающие ледовый купол Эльбруса, разорванные редкими ледопадами и скальными гребнями и спускающиеся чуть ли не прямо в зеленые долины (перепад высот до северных морен около 1800 м). Однако по различным причинам реализация идеи откладывалась. Где-то больше года назад попалась на глаза заметка в журнале «Лыжный спорт» о том, как в 2000 г. небольшая группа москвичей и местных спасателей спустилась на лыжах с Восточного Эльбруса вдоль скал Ленца на ледник Уллукол. По всем признакам, это был первый спуск такого рода. Однако горнолыжный спуск с более высокой и трудной Западной вершины по северному гребню ожидал своего часа. И мы, наконец, решили – пора!

Два слова о том, кто такие мы. Нижегородцы, горные туристы по своей «родословной» и основному опыту. Давно и вполне уверенно катающиеся на лыжах, в основном, на нижегородских откосах и иногда в горах (Приэльбрусье, Домбай, Урал – средний российский набор для подобных развлечений). Наконец, сторонники командного стиля времяпрепровождения, и не только в горах.

В этот раз команда оказалась особенно разношерстной по возрасту: возрастной спектр заполнил интервал от 18 до 61 года (это уже не отцы и дети, а скорее деды и внуки!), а средний возраст вышел у нас ровно 40. Однако мы уже не первый раз вместе, хорошо знаем друг друга, и знаем, что разница в возрасте - не такая большая проблема. Основная проблема была другой – насколько нам самим будет интересна вся эта затея с лыжами в разгар лета, и не лучше ли «просто так» съездить в горы? Даже представителям старшего поколения, имеющим за плечами опыт многих вылазок в различные горные районы и в различных стилях, затея не казалась уж такой безупречной. Кстати, именно легкая абсурдность подобного дела – таскать летом лыжи в горах – и притормозила эту вылазку на пару лет … Однако явный спортивный интерес – сделать что-то заметное первыми, – и просто любовь к горным лыжам все же перевесили, и мы приняли окончательное общее решение.

Теперь самое время назваться: самые старшие среди нас – два Володи (один из них как раз я, выступающий в важной роли подвижника идеи и руководителя, а другой Володя – классный кинорепортер, делающий из трудовых горных будней просто видео-конфетки), Саша – зам. начальника и матерый завхоз, он как раз в возрастной серединке (типа интерфейс), Алёша – старший по снаряжению и автоделу, его сестра Галя – самодеятельный групповой врач, мой сын Женя – наш самый младший (звался юнгой) и, как положено молодому человеку, фанат сноуборда (он такой у нас один пока что). В первой части путешествия (в долыжной акклиматизации) с нами была еще Света – просто веселый и хороший человек (жалко, что она пока не слишком резво катается, хотя и живет последние несколько лет в Швейцарии. Надеемся, скоро научится!).

Подъезды

В этот раз мы решили отказаться от привычного поезда и услуг непредсказуемого местного трансфера и подъехать под самый Эльбрус на своих авто: выйти из них, красиво (если получится) вскинуть рюкзак на плечи и сразу углубиться в сплетение горных хребтов. Это, как мы его поняли в свое время, и есть «альпийский стиль» (случилось побывать в Альпах и наблюдать под тамошними вершинами подобные вскидывания рюкзаков из автобагажников). Ну, конечно, не все у нас получилось с первого раза именно так: часа три разгружались, разбирали коробки с продуктами и прочим барахлом, паковали мешки для заброски… Но это уже детали... Итак, нас семь человек на два российских внедорожника с ласковыми именами «Нива». Когда мы собрались в Нижнем к отъезду и увидели багаж, который надо погрузить и увезти с собой в наших маленьких джипах, то слегка остолбенели. К традиционным палаткам, пуховкам, ледорубам, горелкам, продуктам и прочему добавились лыжи и лыжные ботинки, занимающие очень немало места. Кто-то высказал идею: «А не сгонять ли в гараж за третьей машиной?» Идею признали крамольной (третьей «Нивы» у нас все равно не было) и начали погрузку в попытках найти свое решение хорошо известной человечеству задачи оптимальной загрузки предметов разной формы и размеров в ограниченный объем. Наконец, после часа занятий багажной комбинаторикой, тронулись, решив проехать до ночи пару часов и хотя бы войти в дорожный ритм. Не торопясь доехали до границы родной области и встали на берегу Оки напротив старинного Мурома. Смеркалось…


Дорога вдоль реки Битиктебе
… Сразу выше поселка Хурзук (до которого есть регулярное автобусное сообщение из Черкесска и Карачаевска) кончается асфальтовая дорога. Здесь, у первого моста через реку Уллу-Хурзук, останавливаемся у палатки спасателей. Еще раз регистрируемся (до этого регистрировались в Черкесске) и объясняем цель нашего путешествия. Спасатель, симпатичный парень, решительно не советует нам соваться с лыжами на коварные эльбрусские склоны и ясно дает понять, что он об этом думает, но печать в маршрутку все-таки ставит. Мы вежливо киваем головами. Сами понимаем, что эти склоны готовить нам никто не будет (кроме пурги и ветра), но непоколебимо направляем машины по дороге, ведущей к верхнему кошу. Дорога, красивым серпантином петляющая с берега на берег Уллу-Хурзук по великолепному сосновому лесу, оказалась раздолбанной лесовозами. На некоторых мостах (всего их там насчитали одиннадцать) я просто закрывал глаза от страха (к счастью, за рулем был не я). Несмотря ни на что, через неполных два часа мы у цели - в коше нашего знакомого, жителя Хурзука по имени Казбек, и уже чувствуем себя вполне победителями. Развлечения джипперов на Гребном канале в родном Нижнем кажутся нам теперь просто детской забавой (впрочем, в них мы никогда не участвовали). Но одно точно: на этой дороге пригодился весь внедорожный арсенал наших «Нив» – каменистых буераков там хватает. И вообще, это нормальный автомобиль для тех, кто думает о высоком (пардон, занесло!)


Эльбрус. Вид с запада
Где-то на полпути, из-за очередного поворота уже выскочившей из леса дороги, показался Его Высочество Эльбрус Западный – белый гигант, размашисто раскинувший свои ледники прямо над зеленью просторной долины и как будто воспаряющий над ней. Его правое (для нас) плечо подпирает суровый бастион километровой стены Кюкюртлю. В ясную погоду, с которой нам так повезло на въезде, такая картинка впечатляет – это совсем другой Эльбрус, непривычный! Через несколько дней мы должны оказаться прямо там, куда смотрим сейчас – на этих блестящих на солнце фирновых полях, где будет завершаться наша активная акклиматизация в привычном режиме горного путешествия (т.е. без лыж).

Акклиматизация

Акклиматизация – дело важное и для вылазки на Эльбрус абсолютно необходимое. Это как прививка: надо переболеть горняшкой, но не сильно и не в самый ответственный момент, зато приобрести «иммунитет» от нее для последующих подвигов. Поэтому мы решили отнестись к этому со всей серьезностью да и заодно (чтоб не скучно было) побывать в тех уголках Приэльбрусья, где бывать еще не доводилось.

Для начала предстояло оттащить лыжи и недельный запас продуктов на перевал Балкбаши и зарыть их там в камнях, но так, чтобы никто (кроме нас!) не нашел. Добро свое, такое негабаритное, закладывали камнями в полном тумане и полной уверенности, что всё это делается уже почти на перевале. Наивные люди …

На Западном плато Эльбруса
Все-таки заброску свою, хотя и не сразу, мы потом нашли, вернувшись за ней через неделю. «Иммунитет» мы приобретали не торопясь (а куда торопиться? – мы же в отпуске), и доза вакцины оказалась вполне приличной: сначала прошли двумя несложными перевалами через западные долины в обход Эльбруса, вышли (через пер. Хотютау) на его южные склоны, и затем замкнули кольцо в обратном направлении, но уже по ледникам самого Эльбруса (через плечо Кюкюртлю и обширное Западное плато), поднявшись в итоге до 5000 м. Двухдневный траверс южных и западных полей Эльбруса закончили на симпатичном нунатаке, разделяющем рваные верховья ледников Уллучиран и Карачул. К слову, он оказался очень кстати, поскольку при спуске на него уже почти смеркалось…


Картинка из серии "вечера
на морене под Эльбрусом"
Есть мнение (часто воплощаемое на практике), что на Эльбрусе можно акклиматизироваться ускоренно, поднявшись раз-другой до промежуточной высоты (скажем, до скал Пастухова или Ленца). Возможно, это и так, но слишком уж тяжелым может оказаться последний километр последующего главного восхождения. И в чем тогда удовольствие? А если еще и лыжи? Их же надо не просто поднять на самый верх, но еще и насладиться спуском на них! Так что неделя на высотную разминку – пожалуй, разумный минимум для нас, ежели не превращать отпускное удовольствие в самоистязание. Тогда и на спуск «с чувством» силы останутся.


В базовом лагере
Основное блюдо

Наконец, мы на заранее намеченной «горнолыжной» морене между ледниками Уллукол и Карачул, высота по альтиметру 3850 м. Трое из нас (я, Женя и Галя) уже были здесь с лыжами год назад – просто немного покатались, не замахиваясь на большее, и тот первый опыт убедил меня в том, что «игра стоит свеч» в любом случае, а ежели еще и с сильной командой и с самого верха - то и подавно!

Уже принесены на морену продукты и лыжи с перевала Балкбаши через два ледника, уже обследованы многочисленные площадки под палатки и выбрано наилучшее место в изголовье морены, как раз на две палатки с удобной «столовой». Уже выпал свежий снежок накануне. Мы уже отдохнули и рвемся в бой.


Первый день по плану – вспомнить, что такое горные лыжи. Встали не рано, не спеша позавтракали, собрались и бодро рванули вверх, забирая чуть левее по склону в сторону седловины (прямо над мореной – зона крупных трещин). Идем в связках, прощупывая закрытые трещины и запоминая их – обратно спускаться придется без веревки. (А что, представьте себе двух горнолыжников, едущих в связке… это может быть хорошим шоу!).

30 июля - отличная погода и
отличный снег
Приподнятое (во всех смыслах) настроение. Отличная погода, тихое солнечное утро. Часа за два поднялись до уровня скал Ленца (это примерно 4700 м) и решили подняться еще, пройти еще одну фирновую поляну между двумя ледопадами. Прямо над нами склон начинает заметно выполаживаться в направлении седловины, а справа от нас – северный гребень, выводящий на Западную вершину.


Ниже 4500 - слой
мягкого свежего снега
Набрали в итоге высоты чуть больше километра и решили, что этого, пожалуй, достаточно для первого раза. Не торопясь, с удовольствием меняем кошки на лыжи, позируем друг другу, а главное – Володе, который всегда у нас работает за троих (за спортсмена, за режиссера и за оператора). Далеко внизу – длинные языки ледников и вулканических морен, втекающие в карачаевские долины. Наконец, с восторженными междометиями начинаем катить вниз. Ощущение, что эти склоны никто никогда не резал кантами, добавляет восторга. Совершенно комфортный, в меру отошедший от ночного мороза и покрытый свежим снежком фирновый склон – делаем на нем, что хотим (а трещины почти и не заметили – все же не пешком идем!). Подъезжаем к своей морене в полном обалдении от полученной дозы горнолыжного кайфа. Уже один этот спуск оправдал перетаскивание лыж через перевал и ледники!


31 июля. Встаем немного пораньше, почти впотьмах, и еще бодрее, чем вчера, шагаем наверх. Поднявшись выше ледопада, откуда накануне начали спуск, соображаем о дальнейшем пути подъема, а главное - спуска. Посовещавшись, решили выходить на широкий северный гребень прямо здесь, не поднимаясь ближе к седловине. Он хорошо просматривается отсюда почти до самого конца – ровный и в меру крутой, вполне логичный.

Взяв траверсом резко вправо, выходим на гребень и продолжаем движение прямо вверх. Высота набирается быстро, седловина уже где-то под нами, но идти все труднее, и вершина никак не хочет показаться из-за перегиба. Склон здесь, вообще-то, уже не так располагает к катанию, как в нижней части: плотные снежные заструги чередуются с пятнами жесткой корки, а кое-где, напротив, рыхлые надувы. Мысленно настраиваюсь на серьезную горнолыжную работу (вот чем особенно хороша правильная акклиматизация – при подходе к вершине кое-какие мысли в голове остаются!). Кратер Восточной вершины уже прямо напротив, даже кажется чуть ниже нас, а мы все еще на гребне…


На высоте 5500 нашли
обрывки палатки
Неожиданно, уже под самым предвершинном плато, натыкаемся на обрывки желто-синей палатки, краешком торчащей из снега. Вспоминаем о погибших в мае этого года ульяновцах, о которых сообщали по всем центральных каналам. Копать вглубь невозможно: снег сильно утрамбован ветром, да и смысла большого в этом нет. Отрезаем кусок палатки для того, чтобы внизу отдать спасателям, фиксируем это место на карте и продолжаем подъем (как потом оказалось со слов спасателей, это были, по всей видимости, следы еще одной пропавшей группы, из Киева, а ульяновцы погибли заметно ниже, где-то под самой седловиной…с их земляками, проводящими поисковые работы, мы потом встретились).

Наконец! Выходим на почти ровное, обширное плато, на краю которого (противоположном от нас, к сожалению) виден небольшой пупырь - это и есть Западный Эльбрус. Огляделись вокруг, развязались и пошли дальше нестройной гурьбой, сразу растянувшись в редкую цепочку. Очень быстро юнга оказался далеко впереди всех. Как с цепи (точнее с веревки) сорвался! Мелькнула в затуманенной голове еще одна командирская мысль: все-таки связки в горах полезны - народ не разбегается.


Юнга на западной вершине
Последние метры на Эльбрусе, как водится, самые тошные, но и они кончаются: пришли! Восемь часов мы затратили на этот подъем, не налегке – вполне пристойно.


Наш неутомимый оператор,
автор многих интересных фильмов.
На заднем плане восточная вершина
Небольшой вершинный камень обильно обмотан вымпелами и еще какими-то мотявками, выглядит даже как-то не солидно. Зачем люди так любят оставлять после себя какие-то мелкие тряпки? Решили быть правильными «зелеными» посетителями и ничего не оставлять на вершине (да и не было у нас ничего лишнего!). Из любви к природе съели кем-то дружески оставленный сникерс (чтоб потом не тормозить, наверное), вымпелы есть не стали. Пока мы тащились по плато, устало радовались и снимались на вершине, налетела сплошная облачность, виды вокруг сразу пропали, и даже что-то посыпало сверху и сбоку. Очень захотелось поскорее вниз.


Just skiing
Щелкнув напоследок креплениями, быстро и сосредоточенно соскользнули с вершинного пупыря на плато. Уже без восторженных прибауток. Молочная пелена скрыла детали рельефа (очки не сильно помогают, «тут вам не равнина…»), снежные заструги непредсказуемо застучали по лыжам в голове сумбур от осознания начала спуска с высочайшей вершины Европы (о котором я мечтал с 99-го) и того, что линять с нее сейчас надо очень быстро. Координации – никакой, лыжи как-будто с чужой ноги и едут почти сами по себе, сказывается высота и усталость.


Начало спуска с западной. Интенсивная работа
на высоте 5600. Погода испортилась
С квадратными глазами (пускай, через очки все равно не видно) подъезжаю к краю плато. Здесь собираемся в кучку и даем себе слово ехать строго по следам подъема, дабы не потерять при такой погоде правильное направление (раньше времени с гребня съезжать совсем ни к чему: там, ниже, крупные берги и крутые склоны). Еще одно ключевое условие: все и всегда должны быть на расстоянии прямой видимости, т.е. при такой видимости – просто рядом. Остаться одному на склоне снежного гиганта в сплошном облаке – этого не пожелаешь и врагу. Пытаюсь сосредоточиться и представить себе, что я возле станции «Мир», что на горе – февраль и что все как всегда. Катим вниз небольшими сериями крутых поворотов, никаких «отпустить лыжи и поддать из задней стойки» – необходим полный контроль над стиральной доской, что под ногами.

Постепенно, с каждым метром спуска, ноги начинают слушаться, а лыжи нормально, без психоза, вести дугу. Аккуратно и не быстро еду вниз. Где-то рядом технично скрежещут по фирну чужие кант - значит, все по плану. Останавливаюсь, чтобы сосчитать участников. За спиной неожиданно возникает облако снежной пыли, из нее эффектно вылетает в сторону черно-красная Olin Sierra и аккуратно ложится на склон в паре метров от хорошей трещины. Вслед за лыжей возникает Алексей. Что это с ним? Ведь он в нашей команде самый техничный лыжник. К счастью, падение не принесло никаких неприятных сюрпризов. Как оказалось, крепление, затянутое на «11», расстегнулось при ударе лыжи об очередной снежный заструг. И тут до меня доходит, почему я так замечательно и спокойно качусь: я - очевидный технический аутсайдер нашей команды! У меня хорошие новые лыжи, сделанные специально для фрирайда! Они легко гасят мелкие неровности склона, отлично входят в поворот и прощают мне чрезмерные падения в заднюю стойку!


Наверху снег жесткий
Вижу, что из всех нас труднее всего юнге-сноубордеру: снег слишком жесткий для него (сам виноват, взял бы лыжи, как все, тем более что владеет он ими лучше, чем некоторые из нас). Лицо его постоянно сосредоточено и сердито. Зато грохот стоит от его доски, когда он эти заструги своим кантом строгает! Да, вот если бы сейчас с полметра пухляка, он бы продемонстрировал свой класс. Галя, наша красавица (единственная женщина в команде и, кстати, инструктор по горным лыжам), едет легко и непринужденно (как и положено красавицам) на своих широченных «Монстрах» (хотя тащить их наверх было, думаю, несладко). Володя опять знаками тормозит нас, заезжает вперед, останавливается и снимает героический видеосюжет из положения стоя (посмотрим потом, что он наснимает в такой обстановке).


Спуск в тумане с западной
Подъезжаем к нижней части гребня, где-то здесь нам надо уходить с него вправо. Погода немного лучше, в редкие разрывы облаков видны нижние склоны. Закладываем траверс и выезжаем на пологий участок между ледопадами, откуда вчера начинали спуск. Отсюда мы уже все знаем, видим наши вчерашние следы, да и снег здесь заметно мягче. Теперь не заблудимся, надо быть только осторожным с редкими трещинами. Напрягаю свою память, вспоминаю их расположение. Базовая морена все ближе, и с каждым новым поворотом глаза постепенно опять становятся «по пять копеек», но уже от осознания того, что мы, кажется, сделали это. Пусть пошла сырая крупа, и опять пропала «картинка», но уже ничто не может нам помешать насладиться последними дугами этого спуска. Все, приехали! Радостные крики, вопли, объятия! Мы сделали это! Мы сделали это!


Банкет после спуска с
западной вершины
А теперь время банкета. Готовясь к нему, сходили в холодильник за «Клинским» – комплекс ощущений простого человеческого счастья нарастает безудержно. Погода снова наладилась, включилась сказочная картинка из серии «вечера на морене под Эльбрусом». Завхоз вынимает из рюкзака коньяк, шпроты, грибочки. Где он их взял? Он что, приволок это втихаря через перевал и ледники, чтобы порадовать нас в такую минуту? (Впрочем, такие сюрпризы у него не впервой). Ну и здоровый у нас завхоз! А с виду не скажешь... Банкет продолжался, смеркалось… Эйфория, связанная с недостатком кислорода, добавляет еще несколько «оборотов» к сорока коньячным. Вот только вопрос: что полезнее для здоровья – коньяк с кислородом или без?


"Грибная" поляна ниже Северного
приюта
1 августа. На следующий день просыпаемся поздно. Сегодня идем вниз для организации обеда на траве, все очень соскучились по ней. Заходим по дороге на «Северный приют», знакомимся с его обитателями. Спустившись по крутой тропе с морены, выходим на ровное, пологое плато (ложе давно ушедшего ледника), под которым расположились уникальные в своем роде каменные «грибы» (они заслуживают отдельного рассказа, здесь про них не будем). Обед удался (хотя для этого пришлось шлепать часа два в один конец, а потом подниматься назад к палаткам): травка, ручеек, цветочки, запахи живой природы, каменные «грибы» вокруг.


Начало подъема на востоную вершину.
Идем по позавчерашним следам
2 августа. События до сих пор развивались быстро, без задержек, и мы еще явно не наелись Эльбрусом. Решили прокатиться и со второй, Восточной вершины. Тем более, что бордеры еще не спускались с Восточной на север, а нам же не в облом поддержать нашего юнгу в его рекордных начинаниях. OK. Встали сегодня еще раньше и пошли еще бодрее. Погода отличная, хотя и ветрено, идти – одно удовольствие. Рассвет встречаем на склоне – просто песня! Мы уже акклиматизированы выше всякой нормы и даже не отдыхаем (ну, почти). Уходим с нашей «тропы» влево, подходим к скалам Ленца и идем вдоль них на седловину (у нас там есть одно важное дело). Впереди видим большую группу, поднимающуюся на Восточную прямо через скалы (наверняка, это наши вчерашние знакомые с «Приюта»). Стало обидно: хоть и старались, но оказались недисциплинированными, вышли позже всех! Разглядываем северный гребень западной вершины, по которому спускались позавчера.


Утренний снег жесткий,
почти не проваливется под ногами.
Поднимаясь к седловине, вспоминаю наш первый поход на Эльбрус в 85-м: тоже с севера, примерно с той морены, где сейчас расположился «Приют». Именно в том походе начала складываться наша институтская команда, именно тогда появилась резвая молодежь. Сейчас только мы с Сашей из того состава (вон он как топчет зубастыми «Альпинами» впереди, как заведенный, и тоже, наверняка, вспоминает «боевую молодость», когда впервые надел самодельные кошки 19 лет назад…). Тогда, в год 40-летия Победы, мы установили на седловине специальную треногу с мемориальной доской ИПФ РАН в память о защитниках Кавказа, и институтский партком дал нам доброе напутствие (а профком – командировочных денег) на это благое дело. Так что сейчас хотим дойти до седловины, посетить наш памятник и поправить, если надо.


Отдых на высоте более
5000 метров
Треногу нашли не сразу: она не устояла под натиском ветров, продувающих седловину насквозь круглый год, и почти пропала из виду среди камней под слоем плотного снега. Откопали ее, установили вновь, укрепили, как могли, камнями, сфотографировались, вспомнили юность (плакать по ней не стали, уж больно ветрено здесь) и пошли вверх на вершину по тропе, натоптанной «южанами». По дороге обгоняем каких-то хмурых людей (оказалось, японцы, только сильно прибалдевшие от нашей «Фудзи»), навстречу вниз идут австрияки – в общем, весело тут, на крыше Европы, в хорошую погоду! Однако ж, сдувает с тропы, прямо кладет на склон (главное - не располагать лыжи к ветру, а то будет полный «улет»).


На восточной вершине
На вершине в очередной раз залюбовались красотами Главного Кавказского хребта. Сегодня не так, как позавчера на Западной - ясно до самых горизонтов.

Панорама!

Видно, кстати, что Восточная вершина почитаема народом еще более, чем Западная – вымпелочки здесь все как один стальные, некоторые по пояс ростом, и все с надписями про себя, любимых. Все-таки правильно мы сделали, что не стали надрываться тогда в 85-м и установили нашу скромную треногу на седловине, а то стоять ей рядом с этими помпезными монстрами…


На восточной вершине
Не задерживаясь на просторной и ветреной макушке, быстро вщелкнулись в лыжи и пересекли вершинный кратер в сторону северного склона: там чуть пониже и заметно тише.


Персональные фото на вершине
Фотографируемся как дети: с лыжами и доской, вместе и порознь, упражняясь в нелепых позах. Торопиться нам, в общем, некуда: погода не предвещает никаких сюрпризов, время – только полдень, а посмаковать хочется! Подошла та группа, поднимавшаяся через скалы Ленца. Значит, мы ее обогнали, несмотря на крюк через седловину и возню с треногой. Видно, уже вовсе переакклиматизировались (сегодня поднялись заметно быстрее - за 6 часов). Поболтали, пожелали друг другу удачного спуска.


Cпуск с восточной вдоль скал
Ленца
И – вниз! Широкие, пологие поля Восточного Эльбруса, свободные от трещин, просто манят к себе. Отличная видимость, великолепное настроение, хорошее катание (понять не могу, зачем те ребята-первоспускатели поехали вниз через скалы Ленца, в какие-то кулуары?! – вот здесь оно, Катание!). Чего изволите: классику, карвинг? Здесь можно все, без ограничений! Конечно, под вершиной тоже жестко и заструги, здесь тоже нужно быть начеку, но где-то от 5000 м начинается просто упоение.

Увлекшись, Саша и за ним Лёша уезжают вниз по склону даже ниже нашего базового лагеря, демонстрируя технику катания оставшимся внизу обитателями «Приюта», который прямо под нами (наш-то приют скрылся за левым перегибом склона, его уже не видно). Ну, пришлось катить за ними и затем возвращаться с лыжами на плечах по раскисшему уже снегу.

Ну и так тоже можно напоследок! Володя встречает нас на морене с явным желанием взять интервью из первых рук (он сегодня не пошел с нами, а жаль – это были бы яркие кадры!), и мы щедро делимся с ним нашими эмоциями. Это был просто один сплошной супер!


Непогода в базовом лагере
… И снова вечерние виды, какие-то фантастические облака, как будто соревнуясь в красоте, проплывают над нашими головами в сторону темнеющих долин. Эльбрус как будто по-доброму прощается с нами, приглашая в будущем заглянуть как-нибудь в гости. А что, неплохая мысль! И наш банкет по этому поводу, первый тост – за успешный Эльбрусский дубль! Поехали!

Ночью погода все же портится. Обидевшись на нее, утром быстро сворачиваем лагерь и уходим на кош, к нашим машинам. Напоследок погода, в общем баловавшая нас до сих пор, решила поиграть: туман, ветер, мокрый снег. На леднике Уллучиран, уже почти под самым Балкбаши, потеряли «след» в сплошном молоке и заблудились в зоне трещин. Бросили рюкзаки, сварили супчику, и от этого прибавилось решимости бороться за выход из этого ненужного плена. Погода сразу отступила, показав нам путь домой.

Домой

На следующее утро, искупавшись в нарзане, усаживаемся в джипы и начинаем последний этап нашего путешествия. Покидаем горы с чувством выполненного до конца отпускного долга. Эльбрус уже не показывается, верховья Битиктебе скрыты низкими серыми облаками. А в зрительной памяти так и стоит та первая картинка – необъятная белая гора, парящая над зеленым вырезом солнечной долины.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2014 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100