Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 9 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Алишер Хурсандов, Ташкент

Памяти братьев Туренко

Читайте также:

Памяти Второй сборной по альпинизму в Приморском крае


Памятная табличка ребятам на «гроте» Чимгана

В начале марта 97-го года я стоял у Республиканского альпклуба, оглушенный известием о гибели ребят на Ушбе. Случайно прочитав в «Труде» короткую заметку о том, что на перевале Ушбы в лавине, как там было написано, погибла команда туристов из Краснодара, я вспомнил, что Андрей недавно писал мне о предполагаемой поездке на Кавказ с командой из Владивостока, уже пару лет базировавшейся с промальпом в Краснодаре. Просто так, на всякий случай, позвонил из клуба на домашний телефон братьев в Кривой Рог. Их бабушка, рыдая, сообщила страшную новость, что ребят вчера похоронили. Сколько лет прошло, а они в памяти - как живые, будто просто недавно уехали в горы или домой... Мне давно хотелось написать о своих друзьях – братьях Туренко, Сергее (старшем) и Андрее, да все как-то откладывал. Дополнительным толчком стал рассказ Маркова о команде Шаферова Гены из Владивостока, с которой Серега и Андрюха ходили в горах не первый год – знаю, в частности, что братья были с ними на сборах в Фанах. Они с восторгом говорили о ребятах, которые для приезда в горы из «Владика» выкупили на команду весь вагон.

На Ушбе, наверное, случился «паровоз»: срыв одного с последующим разрушением всех точек группы. Тут как повезет. Веревка иногда, к несчастью, может быть как спасительным для одного, так и косвенно-смертельным фактором для нескольких…


Андрей. Возвращение в Дипшоар после попытки
восхождения с братом на п. Островского, Памир

Братья Сергей и Андрей (в очках) Туренко

Сережу я впервые увидел в 88-м в Ала-Арче, где работал инструктором. Они с братом тогда жили и работали на Камчатке, в Эгвекиноте. Интересно было слушать у костра слегка заикающегося Сергея с его мягким юмором и хитринкой в глазах о северной экзотике (оленьи рога на улицах – может, и прикалывался над нами, восхождения на зимние сопки в лютые морозы, езда по тундре на самодельных вездеходах…). Он приехал в Арчу не по путевке, а устроился участником за свой счет. Зимой прислал мне обещанную книгу - распечатку песен Высоцкого, любовь к которым братьям, по их словам, перешла от отца. Вообще-то ребята родом из Кривого Рога, а на Камчатку поехали вдвоем из интереса, за романтикой. В 90-м году, когда мы принимали участие в поисковых работах на Ленина, Сергей познакомил меня с Андреем, работавшим с ним к тому времени у Машкова. Тогда это было вполне обычным делом – работа в альплагерях и других альпконторах для последующего получения возможности ходить на гору. Их, в числе прочих, перебросили на спасы из Дипшоара. Наша команда рыла шурфы на «сковороде», а они спускались в огромные трещины на ледопаде.

Они уже тогда старались ходить на гору «для надежности» вместе. Вообще-то, я не раз возражал им: положа руку на сердце, хождение в одной связке родственников или супругов в случае ЧП для их семей намного тяжелее по последствиям. Александр Устинович, их отец, позже напишет мне: «Установили памятник, поминали всех ребят. Теперь будем ездить ухаживать. Больше ничего в жизни не осталось…»

В Ала – Арчу в сентябре 90-го ребята приехали опять хозрасчетным образом. Когда ребята пошли 4А в двойке на Бокс, в рассветном тумане где-то в верхней части пропустили «окно» выхода на ребро, забурились на стены, и Серега «порхнул» на вырвавшемся крюке. Он отделался ушибами – Андрей поймал его, но восхождения не получилось. Чуть позже ребята приехали в Арчу еще раз и сходили в двойке на Лоу. Позже Андрюха поступит на филфак МГУ, но уже к тому моменту он будет пробовать писать рассказы. Один из них – как раз о том времени, и вполне автобиографичен.


Школа инструкторов. УМЦ «Эльбрус», 1991г. Андрей Туренко,
Ринат Шагеев, командир отряда Лысенков Валентин
(прошу прощения - забыл отчество), Валя Ерохина, Таня Гуделайть

Зимой 96-го года на З. гребне Чимгана
мы установили табличку на память о ребятах. Она висит там до сих пор

Во время моей работы в 91-м в УМЦ «Эльбрус» в школу инструкторов приехал обучаться Андрей, и, конечно, я сразу взял его к себе – благо, мне разрешили практически самому сформировать свое отделение. Отделение было замечательное, и Андрей был его лидером и душой, всегда готовый подбодрить улыбкой, спеть, наигрывая себе на гитаре, помочь на тропе, на занятиях, у костра. Не ошибусь, если скажу, что Андрюшино дружелюбие, помноженное на его природную скромность и чуткость, было просто поразительным - впрочем, как и у Сережи. Они оба и в альпинистской технике и на любом рельефе, а в особенности – на льду, были сильны и грамотны. Правда, высота Андрею, по его словам, «не катила», хотя он мечтал сходить на памирские семитысячники - пробовал, но не сложилось. Упорства ему было не занимать. Когда в Таджикистане была война, Андрей сторожил после сезона машковскую базу в Дипшоаре, а т.к. времени было навалом, умудрился вручную, иглой, сшить себе пуховку - м.б. неказистую, но вполне большую, удобную и теплую. Представляете, все стежки до одного, включая внутренние перегородки, - вручную иголкой! У меня дома до сих пор лежит их общий здоровенный транспортировочный рюкзак из грубого капрона объемом чуть меньше 200-литровой бочки, а также огромная анорака. Надо ли говорить, что и они сшиты вручную… В очередной приезд в Ташкент, где у меня дома была их своего рода перевалочная база, они с гордостью демонстрировали нам свою самодельную высотную двухслойную палатку: оригинальная конструкция с вшитыми в карманы стойками, устанавливаемая встряхиванием по принципу раскладушки в течение, по-моему, менее полуминуты. Стойки входа и задние попарно крепились у соединявшего их дюралевого же конька, и за счет треугольности палатка была устойчивой к ветру и снежной нагрузке.

Помню, с какими круглыми глазами и простодушием Андрюха рассказывал, как перепугался ночью, будучи у нас в гостях: мы завели дома ежа, и его предупредить забыли. Поскольку Андрей ни в какую не хотел спать на кровати, а устроился в спальнике на матах под детским спорткомплексом, ежик Типа, не будь дурак, полез к нему в капюшон спальника. Не знаю уж, за кампанию или из любопытства. Андрюха: «Ночью просыпаюсь, чувствую, у башки в капюшоне что-то большое громко шуршит, у меня волосы - дыбом, стал шарить руками, а там что-то живое и колючее…Я чуть не окачурился с перепугу!». Мы ржали, как сумасшедшие, когда он это рассказывал. Детишки мои его обожали. Из него вышел бы замечательный инструктор: когда Андрей стажировался у нас в Чимгане на Альпиниаде, его отделение, я думаю, гордилось, какой у них классный стажер. Участники тоже вызывали у Андрея неподдельный интерес. Не каждый инструктор может похвастаться этим. Зимой он напросился ко мне на наши сборы в Чимгане, и я ни разу не пожалел, что взял его. На Памире с Москвина Андрюха соло сходил на Воробьева по Северной стене – его 2-й рассказ из журнала – как раз об этом ледовом восхождении, которым Андрюха в душе очень гордился. Интересную попытку восхождения ребята сделали на Памире в двойке по Северной стене пика Островского 5490м. Они готовились к нему всю зиму, списывались с первовосходителем, Бершовым, ходили к горе летом на разведку. Осенью на маршруте они прошли оба ледопада, но их прохождение заняло больше времени, чем планировалось, по стене стало сыпать, и им пришлось спешно вернуться, немного не доходя до высоты верхнего ледопада. В их планах было обязательно пройти красивый маршрут на эту прекрасную гору в другом сезоне. После Душанбе ребята немного пожили у нас в Ташкенте, работая в промальпе. Осенью, после сборов в Фанах, выяснилось, что Андрей подхватил на Алаудинах желтуху. Отлежал в больнице, а потом пришлось ехать лечиться домой, в Кривой Рог. Затем Андрей поступил в МГУ, на филфак, женился, а в феврале 95-го, после сессии, поехали с братом на Ушбу…


Сережа Туренко.
Вообще-то обычно он был без бороды

Северная стена п. Островского. 5490 м., Памир

После Душанбе и Ташкента Сережа год-два пробыл в команде Ильинского. Ранее, работая у Машкова, ему удалось сходить на Корженеву и Коммунизма. В забеге на Хана (кажется, с 4200 до вершины) – около 16 часов – он занял 6-е место. Его вымпел с забега я позже отправил вместе с фото и негативами родителям, а кучу снаряги и вещей, по просьбе отца, мы раздали на память тем ребятам, которые их знали. Сергей занимался йогой – у нас дома осталась стопка его книг по этой теме. На память о Сергее и Андрее Туренко на З. гребне Чимгана, у «грота», мы с ребятами повесили памятную табличку. Позже Александр Устинович прислал журнал, в котором опубликованы рассказы, написанные Андреем. Думаю, они будут интересны многим читателям, поэтому присылаю их на mountain.ru


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Памяти Серёжи и Андрея Туренко.

Я помню вас, Серёжа и Андрей. Помню ваши чудесные драгоценные подарки: самодельные зимние боты, совершенно невообразимую для мальчишки пуховку на синтепоне и, не новые уже, но всё еще надёжные - кошки.. И палатку вашу помню: вы только что её доделали и как раз испытывали в соседних распадках. И чай с вареньем и гитару. Сколько раз это было, в вашей однокомнатной квартирке на Рыртыргина, в Эгвекиноте, на Чукотке? Я помню вас, мои дорогие, старшие товарищи, друзья. С тихой грустью и светлой радостью. Спасибо вам за всё, ребята!
 
Одноклассник

Я училась с Андреем в одном классе. Отправьте мне пожалуйста статью копию с журнала на мой адрес 89059286735@mail.ru.
 
Хорошо знакома с отцом братьев Туренко

Я не знала братьев Туренко. Но очень хорошо знаю их отца Александра Устиновича. Он - прекрасный человек. Сегодня с ним общалась. Осталось очень болезненное чувство. Очевидно ему и Валентине Николаевне (маме братьев) очень тяжело особенно в праздники. Они осиротели в один момент. Даже по прошествии стольких лет после трагедии боль не уходит. Андрей - младший брат писал рассказы, эссе. Был талантлив. Но его рукописи где-то потерялись. Понимаю, что это маловероятно, но может у кого-то остались какие-то его произведения. Буду очень благодарна. Если бы собрать его рассказы и выдать книгу, думаю родителям было бы приятно. Вдруг кто-то может помочь мой email: val311258@yandex.ru
 
А я учился с ним в школе

Очень давно,в 70-х годах на Чукотке.Он был на год младше меня.И,как-то,я у него был авторитетом.Не скажу,что были мы не разлей вода,но вместе постоянно.Характеры разные очень.Я шебутной,музыкальный,а он,конечно,посерьёзней.Купить вагон для друзей-в его стиле.Учился у меня играть на гитаре.По моим стопам поступил в авиационно-техническое училище,в Егорьевск.Закончил его и после приехал ко мне на Север,в Анадырь.Но это было не его..Тяготился этой работой,бытом...Слушал сутками Высоцкого.Все считали его чудаком,но он хотел в жизни чего-то добиться.испытать себя,что ли?Не ел вообще конфеты....На вопрос почему?Отвечал,что,просто,эксперимент..Может ли всю жизнь не съесть ни одной конфеты.Занимался спортом,ни пил,ни курил,очень стеснялся девушек....Сейчас бы сказали-белая ворона.У меня фоток его много,и со мной и с родителями...Настоящий мужик! Очень жаль...Я слышал,что погиб,но как и где-случайно набрал в поисковике фамилию и наткнулся сюда.Спасибо автору статьи.Это всё о нём....Вспомнил юность,наши похождения...Как жаль и Устиныча и маму...Почему так в жизни несправедливо!!!За окном сосед ходит пьяный.Он-то точно лет 10-20 уже лишних живёт.А такие пацаны уходят....Серёга,Андрюха,я вас помню и всегда буду помнить!
 
Помним..

в 94м Серёга пришел к Ильинскому и стал нашим первым инструктором. До сих пор в памяти все его наставления..
 
Спасибо

Видел эту табличку, когда первый раз поднимался на Чимган в 98г. Никак не мог знать что у неё такая предыстория. Интересный рассказ.
 
Спасибо!

Извиняюсь, что очень мало знаю о Братьях. По возможности отправтемне статью копию с журнала. Нужно очень. markalp@yandex.ru
 
Спасибо

Спасибо, что написали о наших земляках. Я многого о них не знал, как оказалось. Но то, что они были отличными ребятами - несомненно. Помним, скорбим...
 
Great climbers ,good friends

It's really sad and just can't believe ,...we work together ,we lived in same tents, we have lots of funny moments,build camp Navruz , and I always remember them as a good friends, very strong climber . Their always have dream and destiny ...All those years me and Raimis have talk about them a lot good thinks ...we will always remember and their always be in our heart...arunaslondon@gmail.com
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100