Автор: Сергей Баранов, a.k.a. Wild Rain

В начале августа 2008 года я уже в который раз ехал на Ленина вести клиентов

В начале августа 2008 года я уже в который раз ехал на Ленина вести клиентов. Волею судьбы в нашу вахтовку попали муж и дочь Галины Переходюк - участницы женской сборной, погибшей на склонах пика Ленина в 1974 году. Несколько дней мы общались с Валерием и Аленой, они привезли старые семейные фото. Целый альбом. Валерий все время писал дневник. Его краткую версию мы и решили позже опубликовать. Нельзя забывать тех, кого горы навсегда забрали из нашего круга. Итак, маленькая история восстановления памятника.

1 декабря исполнилось бы 70 лет со дня рождения Эльвиры Шатаевой. Она руководила женской группой, покорившей пик Ленина в 1974 году. Группа при спуске попала в высотный шторм и погибла… Эльвира с четырьмя подругами (Любимцевой Ириной, Мухаметовой Ильсияр, Переходюк Галиной, Фатеевой Валентиной), похоронена возле покоренного пика, там, где ежегодно размещаются базовые лагеря покорителей вершин из девяноста стран мира и посетителей этого прекрасного района. В этом 2008 году восстановлен комплекс - памятник женской группе.
Снежные вершины, прекрасная панорама. Суровый прекрасный район. Ранее это называлось Высотный стадион страны.
Недалеко от лагеря, на левой стороне речки, находится памятный камень с именами погибших альпинистов. В 1974 году на камне был установлен небольшой колокол в связке с ледорубом в память швейцарской альпинистки Евы Изеншмидт и надпись о Гарри Уллине, американском альпинисте, погибшем в 1974 году.
Некоторые имена затерты временем и ветрами…
Гора берет свою дань человеческими жизнями. На камне - имена многих покорителей, некоторые - только на камне… В 1990 году на горе погибли 43 человека, их имена известны…
Есть лагерь МАЛ, который был первым лагерем подобного типа в мире - на такой высоте. Хотелось бы беречь этот комплекс - МАЛ, камень, памятники женской группе и десантникам-парашютистам из Рязани.

Переходюк Валерий и Заостровская Ольга

2008 год. Поездка в Ачик-Таш началась 1 августа вылетом из Екатеринбурга на Бишкек. Рейс поздний (или ранний) в 2 часа ночи. Саша довез нас с Аленой на мазде от Челябинска до аэропорта Кольцово за 2 часа 15 минут. Цель поездки в Ачик-Таш – установка таблички с годами жизни на могильном камне Галы. Если будет возможность – закрепить на памятнике фотографии членов команды. Дополнительно сделать еще что-нибудь для сохранения памяти о трагедии 1974 года. При поездке с Аленой в Ачик-Таш в 2004 году мы обнаружили, что старая табличка 1975 года пропала, а фотографии членов группы на памятнике отсутствуют. Часть фотографий с разной степенью поврежденности потом обнаружили в МАЛе. С собой везли табличку из нержавейки с надписью, вырезанной лазером, и восемь фотографий на стальных овалах, покрытых белой эмалью. Кроме этого везли цемент, шлямбуры, сверла, анкеры, саморезы, холодную сварку, жидкие гвозди. Позднее к этому набору добавились ручная дрель, пассатижи, молоток. Везли еще ~ 1 кг земли из окрестности машгородка, но в процессе посадки в самолет при таможенном досмотре её заставили оставить. В Бишкек прилетели в 5 часов утра, рейсы на Ош там начинаются в 8, так и улетели.
В Оше в это время нас не ждали. За сто рублей на такси приехали в представительство фирмы «Горы Азии» на стадионе. Тысяча извинений, что нас не встретили в аэропорту. Через полчаса подъехало еще одно такси, из него вылезли 2 молодых человека в футболках с надписью «Южно-Уральский Технический Университет». Здрасте – приехали на край света и первые знакомые из Челябинска и из Миасса с соседней улицы. Ребята (один из них Сергей Телицын – сын замначальника нашего КБ в Миассе) собрались покорять пик Ленина. Через час отвезли в гостиницу «SunRise». Номер на двоих великолепный – с душем, телевизором, кондиционером. Прогулка по городу и базару, а вечером – восхождение на Сулейман-баши. Гора доминирует над городом, с нее город виден как на ладони. В номере по телевизору смотрим канал НТВ.

2 августа (суббота).
Завтрак в гостинице. В восемь утра Володя Антипин повез нас к цветочному ряду для покупки большого букета роз. Затем в городе он находит вахтовку Камаз, в которой уже находятся наши 4 челябинских альпиниста, собравшиеся на пик Ленина (рук. группы Володя Горшков из команды ЧТЗ). Подъезжает также группа итальянцев со своим снаряжением.

Все с энтузиазмом грузятся, потом 3-4 остановки в городе непонятно для чего и выезжаем на памирский тракт в направление к Китаю, Таджикистану, Афгану. Памирский тракт в большей своей части ремонтируется, старый асфальт сдернут с дороги, и лежит по обочине и возле дворов, а новый еще не уложили, так как основание дороги делают заново китайские специалисты. Там, где асфальт уже уложен дорога ровная и гладкая, автомобиль идет без всякой тряски и раскачивания. А пока на 95% покрытие щебеночное. После Сары-Таша открылся Заалайский хребет. Верхняя часть хребта в облаках. За неделю пребывания в районе такая погода была дня два, столько же лил дождь и рвал ветер, остальное время безоблачное небо над пиком Ленина. Через Кызыл-Су переправлялись в районе селения Сары-Могол по своеобразному мосту - трубам, уложенным по дну реки – китайское изобретение для переправы тяжелой техники. При большой воде – это брод, но с ровным не размываемым рекой основанием. Приехали в лагерь в Ачик-Таш в 19 часов к ужину. В районе 5-6 лагерей. Все они размещаются в районе МАЛа, но на правом берегу речки.

Чтобы подойти к памятнику необходимо переправляться через неё вброд или прыжками. В течение последующих дней мы ходили к памятнику до обеда и после, переправляясь через неё по 4 раза в день, поэтому испробовали все способы, в том числе самый экзотичный – верхом на ишаке. После ужина сходили на могилы. Там все как было в 2004 году – ни одной фотографии на памятнике, наша надпись краской на камне хорошо сохранилась – могила с 2004 года была не безымянной. У коменданта лагеря Жени Антипина (молодого, высокого, симпатичного парня) нашлись необходимые инструменты – дрель, молоток и пассатижи.

3 августа (воскресенье). На камне шлямбурами делаем отверстия на камне диаметром ~6 мм и глубиной ~ 40 – 50 мм под анкеры. После обеда принесли с речки песок, анкерами закрепили табличку, и приготовленным раствором Алена залила пространство между камнем и табличкой. Табличка на месте. Нам наша работа нравится.

4 августа (понедельник). С утра занимались крепежом пластинок к памятнику. Проблема – ломаются тонкие сверла при разделке старых забитых отверстий. Алена засыпала яму за памятником и оформляла дорожку белой мраморной крошкой.

5 августа (вторник). Прикрепляли фотографии на памятник. Каждую холодной сваркой (на основе эпоксидной смолы), затем жидкими гвоздями (на основе каучука) и винтами к пластинкам. Закрепили все фотографии, все хорошо держится. После обеда несем мраморную крошку, проверяем все ли держится.
Приклеили холодной сваркой фотографии Э. Шатаевой и Э. Мухамедовой на могильных камнях. Они хранились в МАЛе, поэтому переговорили по телефону с Эркином Кашоевым - хозяином МАЛа. Накануне зашли в МАЛ и взяли, чтобы установить. Их фотографии были в приличном состоянии и были закреплены на камнях прежде.

6 августа (среда). Отправляемся по пути всех восходителей на пик Ленина до перевала Путешественников (высота 4200). Наверх доходим за 2,5 часа. Не слишком быстро, но мне было очень трудно, я отставал от Алены. Хорошо, что вообще дошел. К обеду нужно было вернуться в лагерь, поэтому дальше (до ледника) не пошли. По разговорам нынешняя тропа до лагеря 4200 под маршрутом вообще не выходит на ледник, а проходит выше его по морене. В процессе нашего путешествия встретили человек 40, которые шли и к пику Ленина и обратно. Народу ходит много, с лошадьми и ишаками, а на самом перевале даже стоит юрта, в которой предлагают чай с перекусом. Почти щвейцарский сервис.

7 августа (четверг). В этот день 7 августа 1974 года - 34 года назад погибла команда. Последнее сообщение о ней по рации передавала Гала в 9-10 часов вечера. Базовый лагерь (МАЛ) слушал эту передачу и ничего не мог сделать. Несколько дней в районе бушевала непогода. Около десятка групп находились на разных точках маршрута по пути к вершине, пережидая непогоду. На высоте 6100 метров на левом гребне сидела и наша челябинская команда вместе с командами Новосибирска, Одессы, Ленинграда – всего порядка 30 человек. 8 августа при отличнейшей погоде все начали спуск. И на высоте ~5500 (выше скал Липкина) встретили группу К. Клецко, которая сообщила нам о трагедии. С утра пошли с Аленой на могилу, по пути принесли мраморной крошки. Побыли там и во второй половине дня. Сходили к большому камню, на котором оставлены памятные знаки- символы трагедии, случившихся на склонах пика Ленина. Там есть большая металлическая доска с именами восходителей 1990 года, которые погибли под лавиной, сошедшей ночью на спящий лагерь на высоте 5400. Всего в списке 43 имени в основном ленинградцы, а также участники из Германии, Израиля и других стран (всего из 8-стран). По дороге назад зашли в соседний лагерь – оказалось это Pamir-Expedition, которым руководит Виктор Артамохин. Четыре года назад он был комендантом лагеря «Азия Тревел», которая обеспечивала наше пребывание от Ташкента до Ачик-Таша и Бишкека. Угостил чаем, показал юрту для приемов высоких гостей, пригласил вечером в гости. Вечером уехали на микроавтобусе в Ош. Перед отъездом хотели предупредить Артамохина, что в связи с отъездом не можем прийти в гости, узнали, что он сейчас недалеко в киргизской юрте. Рюкзаки были уже в автомобиле. Зашли в юрту извиниться, но тут же нас категорически пригласили присесть. Оказалось, что в центре юрты в котле сварился барашек, а Виктор в гостях у хозяина. И начал рассказывать, что напротив двери за дастарханом усаживают самого почетного гостя, нас с Аленой усадили рядом. Слева от входа женская половина, справа детская. Хозяин (и хозяйка тоже) подает угощение, стоя на коленях спиной к двери. Нам подали в пиале жирный бульон, в юрте горели свечи, но мне показалось, что горячего жира в пиале по крайней мере на два пальца. С Виктором начали говорить о возможности приезда в район туристов или альпинистов с Урала и о представительстве фирмы на Урале. Нас ждал автомобиль, а разговор обещал быть долгим, поскольку появились рюмки, тосты за знакомство, за хозяина и хозяйку, для укрепления здоровья предложен был своеобразный бутерброд из печени барашка, толщиной полсантиметра и жира -2 см. Потом хозяин подает лучшие куски мяса гостям. Нам с Аленой подали лопаточную часть, мясо было пополам с жиром. Вспомнились передачи по радио о холестерине, сужении сосудов, о болезнях печени, кто-то сбегал и предупредил, что мы скоро подойдем. Виктор сказал, что без нас не уедут и стал объяснять разницу между тур-агентами и агентами фирмы. Разговор обещал быть долгим, а в машине уже сидели австрийцы. Назревал международный скандал, тогда с Виктора взяли слово, что он все напишет по электронной почте и стали прощаться. Виктор сказал, что когда гости уходят, хозяин дает им подарок с собой – то, что осталось в котле. Хозяин дал нам еще кусок мяса в целлофановом пакете. Когда мы закрыли дверь машины, водитель тут же завел мотор, и мы поехали в Ош и в темноту. Был десятый час вечера 7 августа.
8 августа (пятница). Приезжаем в Ош в 11 часов. Австрийцев отвозят в гостиницу для иностранцев – для этого они втолковывали водителю, что это там, где NURU, нашли не сразу. Нас отвезли в SunRise, и мы поместились в знакомый номер, но с номером 8. Душ отдых после изнурительного переезда, на маршрутке 107 приезжаем на базар. Город пересекает речка, в центре города располагается базар, на левой стороне вещевой (может быть китайский рынок), на правой - продуктовый – лепешки, дыни, пряности, виноград, персики, чайханы, обменные пункты, арбузы, web–кассы. Все маршрутки проезжают через базар – это своеобразная длинная остановка и конечная и начальная всех маршрутов. В районе базара левый и правый берег соединены тремя пешеходными мостами. Основная валюта – киргизский сом (сум). Никаких проблем с обменом валюты нет, продавцы берут любую – рубли, доллары, евро. Выезжаем базара на Араванскую улицу – она идет параллельно речке в верхней части города (ближе к Сулейман-баши). Улица почти европейского типа, в этом районе есть и музыкальная школа, адвокатская контора и офис киргизской коммунистической партии, книжные магазины.
9 августа (суббота). Встаем по будильнику в 4-30. съедаем приготовленный завтрак и на поданном такси уезжаем в аэропорт. Темно. По дороге местные гаишники устраивают маленькую разборку с водителем, видимо берут небольшой налог. Четыре часа в самолете до Москвы кажутся ничто по сравнению с 14 часами на маленьком сиденье в Мерседесе по дороге из Ачик-Таша в ОШ. В Домодедово нас встречают Зоя и Паша. Длинный переход по залу и мы в электричке. Через 45 минут заходим в метро на Павелецкой, при пересадке оказываемся на Театральной площади. Оглядываюсь, узнаю спину памятника Карлу Марксу, фасад Большого театра (в ремонте), большой тряпкой завешено здание гостиницы «Москва». Алена спрашивает - где здесь Красная площадь ей отвечают, что за углом. Надо сфотографироваться. Идем туда и фотографируемся. Народу много, особенно у нулевой точки отсчета расстояний, но чтобы с рюкзаками как мы не очень. Идем в метро Площадь революции, трем блестящий нос собаки пограничника, через полчаса на Семеновской площади. Она кардинально перестроена в соответствии с духом рыночной эпохи. Дома у Зои распиваем бутылку французского вина, просмотр с комментариями фотографий с Ачик-Таша и из Одессы я ложусь спать, а Алена, Паша и Зоя идут в окрестные магазины. Зоя и Паша рассказывали, как живут наши двоюродные брат и сестра и их дети в Одессе и Тузлах. Такое впечатление, что умные люди живут хорошо в любых даже рыночных условиях.
Когда проснулся, была пора выезжать в аэропорт Внуково. Поехали на регистрацию на станцию метро Киевская. Испытали небольшой стресс, поскольку обнаружилось, что билет Алены не действительный, его не регистрируют, так как выписан на российский паспорт, а у неё на руках заграничный. Проблема обсуждалась методом мозгового штурма, отложили решение до аэропорта с представителем авиакомпании. В последствии это легко разрешилось. А пока в несколько искусственно веселом настроении фотографируемся на улице вечерней Москвы в окрестностях метро. На электричке во Внуково. При посадке оглядываем незнакомый самолет – два двигателя под крыльями, оказалось, что это Боинг 737. Катя и Саша встречали нас в аэропорту Челябинска. В 12 часов я был уже в Сыростане.
15 августа Алена переправила несколько фотографий по электронной почте В.Н. Шатаеву. Вечером я ему позвонил, о нашей работе по восстановлению фотографий на памятнике отозвался одобрительно. Оказывается, памятник уже видел Борисенок, который был, очевидно, в это время в районе пика Ленина, и сообщил ему об изменениях.

PS от себя - если бы родственники погибших в 90м году на "сковородке" приложили хотя бы половину усилий Валерия и Алены, то останки и тела не лежали бы уже полтора года на леднике... Простите, что уж резко и не в тему - но накипело.

Привет

Серёга, првет!!! Рад хоть таким образом поприветствовать тебя!!! Если будет возможность - пиши мне на "мыло" libra59@rambler.ru Надеюсь, скоро увидемся, Владимир Швырянский.

О пике Ленина

Уважаемый Сергей Баранов! Ваша рекомендация по поводу приложения усилий вполне может быть отнесена к Вам самим. Ведь если бы Вы потрудились потратить немного времени, то узнали бы, что работы ведутся. В 2007 году после первой информации о вытаивании тел под пик Ленина поехали родственники погибших, собрали и захоронили на поляне те фрагменты, которые к тому времени были на поверхности. В 2008 был опять проведен сбор и подхоранивание. В 2009 году под эгидой ФАСиЛ будет проводится экспедиция по сбору, частичной идентификации и отправке останков на родину. При всем уважении к усилиям по восстановлению табличек они не идут ни в какое сравнение с теми, которые требуются на сбор останков и вещей 43 человек, тонким слоем "раскатанных" на огромной площади, да еще и на разной глубине. Останки вытаивают неравномерно, этот процесс будет продолжаться в течении еще нескольких лет и с их наличием на поверхности все это время придется смириться. Кроме технических существует еще масса юридических проблем, из-за которых, в частности, пока невозможно вывезти тела в Россию. В общем, извините за резкости, "накипело".