Вне трассMountain.RU

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

 

 

 

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Владимир Зорин, Александр Малеханов, Нижний Новгород


Новый вариант спуска с Эльбруса на лыжах и доске:
через западное плечо на ледник Большой Азау

Окончание
Начало читайте здесь

Восхождение и спуск с Эльбруса

Полагается отдохнуть денек перед восхождением, но мы хорошо акклиматизированы, не слишком устали накануне и поэтому первую попытку Эльбруса решили сделать сразу на следующий день, по погоде.

С ночи откуда-то снизу, в щели между жандармами, с натуженным воем стали прорываться сильные порывы западного ветра. Мы все же вышли (4.00) и с первыми лучами солнца были уже на гребне «хобота». Вот тут мы и почувствовали этот западный ветер, с каждым порывом норовивший нас сдуть на ледник. Ну что ж, значит, нам надо действительно отдохнуть перед восхождением – через 2 часа после выхода мы были уже обратно в спальниках. И в тот день мы ни разу не пожалели, что не продолжили восхождение: плотные облака летели через Эльбрус с такой скоростью, что быть там среди них вовсе не хотелось. Время даром, кстати, не теряли – повторно позавтракав, куражились на местных фрирайд-просторах, а Женёк даже трамплин построил и вовсе ушел «в отрыв» . Бордер, одно слово!


Ранний выход

Фрирайд

Трамплин

На следующий день, 28 июля, погода вернула нам свое расположение. Вышли снова затемно, как полагается (3.40). Морозная звездная ночь явно предвещала хороший день, и нам оставалось только воспользоваться этим шансом (!)


Тень Эльбруса

Вышли на плечо

Встреча с солнцем

Подъем на «хобот» уже по третьему разу не вызвал ровно никаких эмоций, как будто стал привычным занятием. Везде вокруг наши схваченные морозом следы – натоптанная тропа, размашистые дуги. Солнце постепенно выползает из-за скальной пирамиды Южной предвершины, и на весь Западный Кавказ ложится гигантская тень Эльбруса . На нас эта тень тоже ложится, и мы как будто прячемся от солнца, продолжая подниматься в холодные потемки. Вершины Главного хребта и ледники внизу уже совсем светлые, а на «хоботе» еще сумерки , и солнце нас никак не приласкает. Через те же 4 часа (7.40) поднялись на Западное плечо, прошли его, и только там встретились с солнцем уже по-настоящему. Над Эльбрусом и далеко вокруг небо безукоризненно чистое, и это радует больше всего. На подходе к «запятой» (9.00) обошли пару больших закрытых трещин, а саму «запятую» обходили с левой стороны, постепенно забирая еще левее в направлении осыпной гряды Западного гребня. Пересекли при этом довольно протяженный (больше 100 м в ширину) ледовый участок и завязали себе узелок на память – на спуске здесь надо проехать очень аккуратно: никакие «Атомики» не удержат, если вылететь на такой лед сходу (!)


Идем к запятой

Ледовый участок

Брошенная палатка

Как только вышли к осыпи Западного гребня (10.00), неожиданно увидели прямо перед собой брошенную среди камней зеленую палатку с желтым входом, уже почти засыпанную снегом. А может, и не брошенную? Вот тебе и «Доброе утро!». Сразу вспомнили похожую нерадостную находку на северном гребне Западной вершины в 2004-м, где наткнулись вот также неожиданно на утопленный в снегу желто-синий палаточный тент… С тяжелым чувством попытались было поковырять ледорубами забитый плотным фирном вход, но без особого успеха. Отрезали кусок ткани и взяли с собой, чтобы передать спасателям в Терсколе. Как оказалось потом с их слов, это была палатка одной московской группы, в которой что-то там произошло на почве непростых взаимоотношений, группа разделилась и даже кто-то погиб в результате, а палатку просто бросили… В общем, наглядная иллюстрация той простой, но не всем понятной аксиомы, что Эльбрус всегда остается серьезной горой при всей своей кажущейся и часто обманчивой доступности. Зачем взрослые люди так не берегут себя иногда?..


Обрывки палатки 2004

А про ту палатку, обрывки которой нашли на северном гребне в 2004-м (под самым предвершинным плато), так и не поняли тогда. Ребята из Черкесского отряда спасателей, стоявшие в тот сезон у пос. Хурзук, сказали, что это могли быть следы пропавшей в феврале 2004 года на Западном Эльбрусе украинской команды. Они тоже пытались, с их слов, на Западный Эльбрус подняться с севера… и в тот сезон их, кажется, и не искал никто.


Уже почти вершина

После пересечения влево-вверх осыпи Западного гребня сместились еще левее по ходу и выходили на вершину по снежным полям среди редких уже камней, стараясь находить участки плотного фирна. Как всегда, последние метры подъема на Эльбрус, да еще по целинному снегу, не казались легкой прогулкой, и тем приятнее было услышать от вдруг исчезнувшего за перегибом Женьки (он шел тогда первым в связке): «Эй, тут уже вершина!». Сразу и сил прибавилось, и рюкзак с лыжами сразу полегчал, и ноги сами понесли. Вот что значит бодрое слово товарища! Собираемся на вершине всей командой, «вынырнув» на нее прямо из-под увешанного мотявками камня, нашего старого знакомого. Время: 12.40, на восхождение ушло ровно 9 часов.

На вершине мы удачно одни, но уже видим, как подтягиваются люди, идущие неспешно «классической» тропой по предвершинному плато. Пока мы радостно фотографировались и озирались вокруг, поздравляли друг друга и коллег (в камеру) с юбилеем Института , прославляли, как могли, славный бренд Atomic , вершина как-то незаметно заполнилась народом, и даже тесновато стало. А люди все идут и идут… Значит, нам пора линять отсюда, освободив это дефицитное место для следующих транспарантов и фотосессий.


Вершина

Atomic forever

Щелкнув креплениями (13.30), посыпались с вершины вниз строго по очереди (съемки продолжаются!): первые метры по тропе, а затем резко влево и вниз , возвращаясь на свою западную стезю. Точнее, на северо-западную в этой части, поскольку направление начального спуска – прямо на гребень, разделяющий хорошо видные внизу ледники Битюктюбе и Уллучиран (тот, где перевал Балкбаши). Перед нами просторные снежные поля, уходящие вниз до самого Западного плато, а наши следы подъема остались левее, ближе к гребню, и здесь они нам ни к чему – все понятно и так. Но сейчас главное – не увлекаться скоростью и заканчивать дуги покруче к склону, иначе уставшим на подъеме ногам будет тяжело управляться на плотных снежных застругах. Ну, едем ! В ушах свистит «умеренный до сильного», из-под кантов взлетает снежная пудра и тут же уносится куда-то вниз по склону, но… по ногам иногда бьют надувы жесткого снега. В общем, такой характерный «эльбрусский расколбас» – это мы уже проходили. Северный гребень в верхней части точно такой же, даже более жесткий и «заструганный».




Скатившись без приключений на Западное плечо (при пересечении осыпи Западного гребня пришлось снять лыжи, ничего не поделаешь – камни!), устроили получасовой отдых-перекус. Погода по-прежнему хороша и стабильна, и на душе у нас приятное успокоение – дальнейший спуск мы уже хорошо знаем. А мысли летят вперед нас в лагерь, где ждет припрятанная командиром бутылочка и закусочка соответствующая, одним словом, заслуженный отдых!.. Не торопясь, аккуратно, катимся дальше по «хоботу» – под уставшими ногами подтопленный на солнце мягкий комфортный снег, и с каждой серией поворотов мы быстро приближаемся к своей желтой палатке , приветливо дожидающейся нас под жандармами (вот еще одно достоинство нашей базовой мульды – пустую палатку никуда не сдует!). На этом склоне, кажется, живого места уже не осталось от наших «выкрутасов», хорошо бы заратрачить это дело на прощание. Еще резаный поворот , еще, и вот мы уже у последних «ворот» нашей трассы – у ножевого гребня. Собрав остатки сил и техники в последнюю маленькую кучку, перепрыгиваем поочередно через затоптанный нами гребень и выруливаем на финиш вдоль скал… Все! Приехали! Дело сделано, и теперь можно расслабиться уже по-настоящему. В Москве 15.30 значит, 2 часа ушло на спуск со всеми съемками и перекусами, и 12 часов – на всю программу вверх–вниз.



мульда сверху



Дело сделано

Банкетный столик

Командир с таинственный видом всех загоняет в палатку (наверное, чтобы бойцы не подсматривали, где у него припрятано) и затем широким жестом приглашает к столу , типа размяться перед праздничным обедом… А погода под вечер все-таки испортилась, посыпалась сырая крупа и все вмиг исчезло в сплошных серых облаках. Но нам уже все равно – мы продолжаем банкет в просторной палатке, мы в тепле и уюте, и на нашем маршруте – точно знаем – уже никого. На душе и в желудках у нас спокойно и радостно – в человеке вообще все должно быть спокойно и радостно, а значит, и прекрасно!


Эльбрус из мульды

Последний спуск

Восход на Азау

На следующий день неторопливо собрали лагерь и вылезли из обжитой нами мульды в обратный путь (12.00). Бросаем последние взгляды на разрисованный нами склон, привычную уже картинку двух «западных Эльбрусов» и катимся вниз. Только уже не в сторону Хотютау, а на широкий и плоский левый рукав ледника Большой Азау. Однако, хорошего спуска на тот рукав с нашей «лыжни» так и не углядели – с этой стороны он сплошь опоясан большими и малыми трещинами. Доехали только до вытаявших осыпных островов лавового потока, приметно возвышающегося по центру ледника. На одном из таких островов (около 3600 м ) и остановились – последняя наша ночевка в горах, с видами на легендарные вершины Кавказа . Под конец, заметим, ехать было уже не в радость: снежные борозды от ежедневных протаиваний такие, что это уже не катание вовсе, а скачки по буеракам (под рюкзаком!). Следующим утром, спустившись на ледник , убедились, что там еще сильнее «вспахано», так что лыжи-доски окончательно легли обратно на наши плечи. А жаль! Так хотелось «проскитурить» до конца и шагнуть на морену прямо из креплений. Сверху, с макушки «хобота», это казалось нам вполне возможным….

Про спуск с ледника Большой Азау на «Старый кругозор» сказать нечего – путь в целом понятный и известный. Шли мы по тем бесконечным моренам , шли, и дошли до вожделенной канатки за неполных 4 часа (от места ночевки). Спустившись на поляну Азау, взяли мини-бас и приехали в знакомую уже «Саклю», что на развилке Баксана и Адылсу. Оттуда и уехали через сутки в Минводы на поезд.


На леднике Азау

Морены Азау

Все спуски 2006 карта

Все наши катания под лозунгом «Эльбрус 2006» показаны на карте : красным – на спуске с вершины, синим – на леднике Большой Азау при организации базового лагеря (слева) и на пути в Баксан (справа), красный треугольник – место базового лагеря.

График движений из базового лагеря :
26.07: восхождение и тренировочный спуск с Западного плеча (7 часов).
27.07: первая попытка Эльбруса (2 часа).
28.07: восхождение и спуск с вершины Западного Эльбруса (12 часов).
29.07: спуск на ледник Большой Азау до уровня 3600 м (0.5 часа).
30.07: спуск с ледника Большой Азау на «Старый кругозор» (4 часа) и затем в Баксанскую долину.
31.07: Баксанская долина – Минводы

Вместо заключения

Итак, все получилось так, как мы хотели, без единой травмы или царапины. Даже легко (некоторые тяжести при переносе забросок не в счет). Спуски с вершины, а до этого с Западного плеча, были яркими, солнечными и праздничными. Повезло? Конечно. Но и мы сделали все возможное для этого. Всего у нас было в достатке: акклиматизации, запасных дней, продуктов, прошлого опыта, наконец. Мы могли позволить себе никуда не торопиться и просто получать свое отпускное удовольствие от разнообразного и хорошо продуманного путешествия.

Чего же в такой экспедиции оказалось больше – горного туризма или горных лыж/сноуборда? Точнее, какой опыт здесь оказался в большей степени востребованным и даже необходимым? Нам кажется, что серьезный горный опыт (у нас это «пятерки» в разных горах бывшего Союза) здесь был намного важнее. В конце концов, сами по себе западные и юго-западные склоны Эльбруса не так уж и сложны для катания, местами даже просты. Зато они удалены от главных «дорог» и вообще всей инфраструктуры, и пребывание в ледниковой зоне Эльбруса на таком маршруте полностью автономно. Поэтому было особенно важно подняться на вершину в добром здравии и уверенно ехать вниз, сохраняя полный контроль. Строго говоря, участок No Fall Zone здесь только один, но риск падения необходимо исключить максимально везде, несмотря на общую усталость после восхождения. Падение на многих участках тех склонов может быть реально опасным: начальная скорость другая, чем пешком, зарубаться нечем, а улететь – есть куда. Ехать с туманом в голове и ватой в ногах по такой протяженной и удаленной от человечества трассе – это тот дурной экстрим, который происходит от пренебрежения элементарными вещами. К такому «экстриму» мы совсем не склонны и не хотели бы советовать другим. Эльбрус – не экстремальная гора, и не стоит делать ее таковой!. Пусть лучше она остается сияющей в ярком небе вершиной, способной подарить наслаждение всем тем, кто и жарким летом хочет найти достойную возможность не расставаться с любимыми лыжами/досками!

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2014 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100