Альп клуб "Фрилайн" г. Пятигорск

Пик Вольная Испания

24-28октября 2006 г.
4А к\тр по восточному гребню с перевала Кашкаташ.
Р-он Адылсу, ледн. Кашкаташ.

ОПИСАНИЕ РАЙОНА: Многократно изгибаясь, меняя направление то на север, то на юг, от Северо-восточного гребня пика Щуровского на западе до западных склонов Уллукары на востоке, протянулся хребет Главного Кавказа. В центре этого участка хребта возвышается ледовая шапка вершины Бжедух – 4270м. Восточнее Бжедуха, на коротком отрезке гребня скальным пиком высится Вольная Испания – 4200м. На западе от Бжедуха в хребте находятся пики: Кавказа – 4037м, Вуллея и Железнодорожников – 3900м. На север, почти со всех участков хребта, спускаются ледово-снежные склоны, прерываемые многочисленными скальными отрогами, гребнями и контрфорсами. Вольная Испания обрывается скальным сбросом на верхнее плато ледника Кашкаташ. С южной стороны хребет крутыми скальными стенами возвышается над ледниками Чалаат и Лекзыр.
Наибольшую техническую трудность для прохождения представляет Северная стена пика Вольная Испания, впервые пройденная в 1952г. Кизелем, Гусаком и Филимоновым.
Маршрут по Восточному гребню 4А к\тр, с пер Кашкаташ, впервые был пройден 21 июля 1946г группой В. Абалакова.

ОТЧЕТ ВОСХОЖДЕНИЯ С ОПИСАНИЕМ МАРШРУТА:

Группа из 4-ех альпинистов МАК «Фрилайн», г. Пятигорска, в составе:
1. Попов Михаил
2. Письменный Евгений
3. Иванов Роман
4. Павлов Юрик

27-го октября 2006 года в15-00 совершила восхождение на вершину пика Вольная Испания по м-ту 4А к\тр, по восточному гребню с пер Кашкаташ. Спуск по западному склону пика на западную ветвь ледн Кашкаташ в «Сковородку», с последующим спуском на плато ледника.
Снята записка альпинистов а\к «Максимум» г. Пятигорска от 18 августа 2006 года.

24 октября: Прибытие в а\л Джан-Туган. От а\л пересечь р. Адылсу по мосту. От моста тропа идет по ровному лесу, затем рекомендуем подниматься по карману м-ду склоном и левобережной мореной ледн. Кашкаташ. После большого камня с указателями и мемориальными табличками продолжать подъем по гребню морены до площадок в её конце. В нашем случае площадки напрочь были засыпаны свежим осенним снегом. От а\л Джан-Туган 3-4 часа. От площадок по засыпанной снегом морене и осыпям двигались вдоль ледника, тропя поочерёдно. Затем спуститься на ледник и подняться по его левой стороне (закрытые трещины!!!). Ледопад ледника Кашкаташ обходить слева под склонами г. Уллукара. Со склонов Уллукары ниспадает большой ледопад, с отслаивающимися и, постоянно обваливающимися чешуями льда.
Снежный вынос под этим ледопадом преодолевать крайне быстро… Бергшрунд преодолевать слева по скалам – 5-7м, затем по крутому склону с жёстким фирном и льдом подъём вверх до выполаживания (через 50м слева в стену вбит крюк со спусковой петлёй). Далее подниматься, обходя многочисленные трещины, придерживаясь стен г. Уллукара (внимание, со стен возможны камнепады!!!)… Не дойдя до плато, на более безопасном месте в 19-00 установили бивуак и здесь же организовали базовый лагерь. Подъём от а\л Джан-Туган до этого места занял с тропёжкой около 8 часов.

25 октября: С необходимыми для восхождения вещами продолжили подъём. Ненужные вещи оставили в установленном базовом лагере. Пройдя ледопад подниматься, придерживаясь левой стороны ледника, по его верхнему плато под седловину гребня, соединяющего вершину Уллукара и слева и пик Вольная Испания справа, - перевал Кашкаташ.
С плато по некрутому снежному склону, преодолев два бергшрунда, выйти на перевал Кашкаташ. На перевале в 12-00, обед…
С перевала свернуть вправо и подняться 100-120м по крутому снежно-ледовому склону (карниз, крючьевая страховка!!!) на восточный гребень пика Вольная Испания. Далее двигаться вверх по снежному гребню (карнизы!!!), затем по острому разрушенному скальному гребню вверх под первый жандарм. В нашем случае весь гребень был засыпан большим кол-вом свежего снега. Подъём на первый жандарм влоб, по засыпанным снегом скалам средней трудности. По острому гребню подойти ко второму жандарму, и его преодолеть влоб (крючьевая страховка!!! Карнизы!!!). За жандармами спуститься в небольшую седловину. От седловины крутой взлёт, сначала по скалам, а затем по снежно-ледовому склону, выйти на 80-тиметровый широкий гребень с карнизами, обрывающимися в сторону ледника Кашкаташ. На гребне ночёвка. От перевала Кашкаташ у нас заняло 8 часов.

26 октября: Выход в 07-30. По гребню спуск в снежную узкую седловину и от неё подъём 80м по крутой снежно-ледовой правой части гребня (лавиноопасно!!!) на вершину узкого восточного гребня. По гребню подойти к заснеженным скалам и по ним подойти под скальный Зуб, который обходится справа (крючьевая страховка!!!). С перемычки после Зуба по заснеженным скалам выше средней трудности (крючьевая страховка!!!) подъём 80 метров на снежный гребень (карнизы!!!). По гребню подойти к Базальтовому жандарму. По крутым черепитчатым заснеженным скалам жандарма выше средней трудности, подъём на него влоб, и с его вершины дюльфер 5-7метров в узкую перемычку гребня между жандармами Базальтовым и Гоголь. С перемычки, по заснеженным, средней трудности, а в верхней части - трудным скалам ребра жандарма, выход на его вершину. С вершины жандарма Гоголь дюльфер – 20 метров на узкий гребень со снежными карнизами. После дюльфера, на гребне организовали ночёвку, выкопав площадку в снегу. От места первой ночёвки – 11 часов.

27 октября: Выход в 07-00. Далее двигались по узкому гребню с плитами, нависающими на юг, засыпанными снегом. Снег на маршруте усугублял наше положение, увеличивая время на зачистку маршрута. Прохождение таких участков требовало максимальной концентрации всех участников группы. Первые три жандарма на гребне преодолевать влоб, с 5-ти – 7-миметровыми дюльферами с их вершин на гребень. Последний четвёртый жандарм по скалам средней трудности преодолевать слева, и с него выйти на разрушенные скалы вершинного взлёта пика. На взлёт подниматься по широкой полке, идущей вверх вдоль правой стороны вершинного кулуара, до камина. Затем по простым скалам камина взойти на пик Вольная Испания. От места второй ночёвки – 8 часов. С вершины спуск на перемычку южного гребня. С перемычки – четыре дюльфера по 50 метров по западному склону горы до крутого снежного склона. По склону, в связках, спуститься в центр «Сковородки», и далее, преодолевая бергшрунды и трещины, спуститься на снежное плато под пиком Вольная Испания. Здесь мы устроились на ночёвку в 19-00.

28 октября: Выход в 08-30. Спуск по леднику по пути подъёма, по пути сняли базовый лагерь, оставленный на леднике ранее. К 14-00 спустились вниз в а\л Джан-Туган… Убыли домой…

Миха Львович

Юра

Рома

Испытал зависть и наслождение...

Чител отчёт с большой предвятостью. Но... кроме приятного щекотания белой зависти испытал еще и эстетическое наслождение от снимков. В наши восьмидесятые цыфровиков не было... Перечитаю, полюбуюсь, вспомню своё...