Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Игорь Канель

Бэккантри экспедиция. Хибины 2006

Надоело елозить по склонам вверх-вниз, словно робот.
Хотелось новых ощущений, причем давно.
Пробовал фрирайд с разными гидами на Домбае и в Приэльбрусье - хорошо, но не здорово. Хотелось чего-то такого непрерывного и красивого, о чем бы потом долго вспоминалось.
В инете нашел информацию о бэккантри-лагере в Хибинах. Созвонился, купил билет, балаклаву, и поехал.

В купе ехал вдвоем с молоденьким сержантом-контрабасом. Сержант - муромский паренек. Служит под Кандалакшей.
На станции "Лодейное поле" - просто идиллическая картина: в звенящей тишине пушистый снег тихо падает на лысину стоящего на привокзальной площади Ильича.

День первый

Старт
Приехал в Апатиты. Никто не встречает. Договорился с таксистом доехать до базы МГУ за 250 рублей.
На базе меня ждали остальные участники программы, которые приехали накануне и уже успели раскататься на 25-ом км.
Кроме нас на базе были еще и шведы. Все на скитурах, телемарках и бордах.
Их хоть было и много, но они все тихие. Я так ни разу их и не услышал.

Первая гора. Айкуайвенчорр.

Приехали на городскую гору. Поднялись на швабре, прицепили лыжи, доски к рюкзакам и начали подъем под креселкой. Креселка не работала. И вообще Кировск в этот раз удивил почти полным отсутствием народа на склонах.

Через неделю город наполнится толпами отдыхающих, и цены рванут вверх. Неприятной неожиданностью для меня стало радикальное подорожание Кировска. Если жить в городе и кататься на подъемниках, то отдых будет сопоставим по цене с Приэльбрусьем, хотя по уровню несопоставим.
Но поскольку мы приехали на бэккантри, нас этот вопрос не очень волновал.

Впереди мочил Вова. В горнолыжных ботинках за ним мочить было тяжеловато.
Когда поднялись на верхнюю станцию креселки, стал виден новый склон - "коласпортленд". Катались по нему человека два, хотя погода звенела.
Пошли по гребню влево под трассой несостоявшейся второй очереди креселки, о которой напоминают лишь пара ржавых опор.
Ветер причудливо припаял снег на глыбы гребня.
Вышли на вершину, увидели обрывок флага. Когда-то на нем было написано: "мама, забери меня отсюда". Сейчас осталось только "мама з".

С вершины спускались по пологому склону в сторону 25-го километра. Остановились у начала спускового кулуара в сторону базы МГУ.
Где-то здесь в начале января по собственной глупости убился перец из Питера.
Первым идет гид Миша. Останавливается чуть ниже для съемки.
Вторым иду я. Безбожно лажаю. Сил пройти весь кулуар без остановок не хватает. Правда народ тоже сыпется.
Причем в одном и том же месте, где резко меняется состояние снега.

Собираемся на середине склона.
Дальше спуск по трубе и выход по сугробам на железку. Я кое-как прошел на лыжах, а народ ломился по пояс в снегу.

Вышли на железку, пофоткались и пошли по шпалам на базу.
На базе дымилась баня, попасть в которую нам не суждено.

День второй
Спуск с Юкспорра по кулуару Заячий

Вышли около 10. На улице -22.
Подъем начинается совсем рядом с базой.
К счастью, в лесу сохранилась полузасыпанная тропа. Ломимся по ней. Вскоре выходим в открытый кулуар.
Становится заметно круче. Впереди скальничек. На подходе к нему глубокий снег сменяется настом и фирном. Чтобы не улететь, колотим ступеньки, но все равно страшновато.
Поворачиваем налево, на ребро. На маленькой площадке перекур.

Плато

Дальше подъем по скальному участку, с которого есть куда падать. Все сознание заполняет ужас от того, как я пойду по скользким скалам в горнолыжных ботинках. Однако делать нечего - встаем и идем.
Кое-как прополз в хвосте у бордеров, но страху натерпелся…
В принципе, это был единственный стремный подъем в программе.

Выходим наверх, фоткаемся, идем траверсом направо к перевалу.
На перевале какие-то железные конструкции. Кажется, где-то тут была раньше дорога от 25-го км к руднику.
Кулуар выглядит гораздо приятнее вчерашнего - шире и снег лучше.
Скатываемся до середины для съемок. Пара бордеров высокоэстетично кувыркаются в опасной близости от жандармов.

Едем дальше по трубе и скатываемся к огромному противолавинному рву. Говорят, по весне сюда сходит мощнейшая лавина.
По насыпи проходит снегоходная дорога, по которой выходим к базе.

На базе собираем вещи для заброски в долину реки Малой Белой.
Вечером мы Сергеем пошли в ресторан, остальные участники в баню.

Закат

После бани народ собрался пить и петь. Я же, памятуя о том, что тащить мне в два раза больше, чем бордерам, решил получше выспаться.

Третий день.

Выходим в 10 утра.
На этот раз решил пойти в треккинговых башмаках. 15-20 км в горнолыжных ботах - сомнительное удовольствие.
На машине подъезжаем к озеру Малый Вудьявр. Надеваем снегоступы, фотографируемся и идем по снегоходной колее в сторону перевала Географов.
По пути встречается несколько огромных ледяных колонн - замерзшие артезианские скважины.
Переходим речку с живописными берегами и начинаем подъем.

Подъем на плато

Идти по лесу с прицепленными к рюкзаку лыжами очень неудобно, постоянно цепляешься за ветки, а по целине в снегоступах сделать шаг назад невозможно. Поэтому и валишься задницей в сугроб. Потом, подобно жуку, забавно беспомощно вращаешь рукам и ногами, пока не встанешь.

Сергей
Наконец выходим из леса. Идти по снегу, спрессованному ветром, гораздо легче, хоть и уклон больше. По верхней границе леса проходит так называемый термоклин. Его тут еще называют инверсией. Холодный воздух заперт в окруженной горами чаше, а сверху придавлен теплыми воздушными массами. Потому и дым из труб идет конем.

В долине реки Малой Белой холодный воздух спокойно стекает к Имандре. Поэтому там заметно теплее, и лес полноценный, хотя высота больше.
Наконец выползаем на перевал Географов, с которого открывается замечательный вид на гигантскую чашу доисторического ледника. От перевала на плато можно подняться по скалкам, чего мне лично очень не хотелось.
Гиды говорят, что это альпинистский маршрут 1б.

На маршруте лед, решили идти в обход.
Довольно симпатичный крутой взлет.
У финального взлета на плато (Тахтарвумчорр) останавливаемся на обед.

Плато Тахтарвумчорр

По плато идем километров 6.
По ходу заглядываем во всякие разломы и кулуары. Гиды ищут новые спуски. Мне они кажутся крайне опасными - сплошные nfz.
Наконец подходим к месту нашего первого спуска.
Это широкий шикарный склон в долину реки Малой Белой.
Народ собирается и начинает движение, я же бьюсь с ботинками. От 25-градусного мороза они окаменели, и влезть в них никак не удавалось. А когда, не без посторонней помощи, я в них влез, то почувствовал, что термоформовка на морозе приняла совсем не анатомическую форму.
Каждое движение отдавалось болью.
Делать нечего – как-то скатился.

Опять на весь склон сил не хватает, короткие дуги перемежаю траверсами – типа, выискиваю целину. Спускаемся, начинаем движение вниз по ущелью. Бордеры пешком, я бесконечным траверсом на лыжах. Опускается туча. Видимость метров 50.

Заключительный участок спуска проходит по лесу, точнее, по кустам.
Процессия сильно растянулась. Девушке Насте тяжеловато поспевать за мужиками.

Плато Тахтарвумчорр

Дальше - снова пешком. Народ надевает снегоступы, я же решаю попробовать пройти на лыжах, т.к. нет уверенности, что снегоступы наденутся на горнолыжные боты.

Сначала ковылял за гидом Сергеем и Вовой, но когда дорога пошла вверх, безнадежно отстал.
Делать нечего. Снял лыжи. Долго прилаживал снегоступы и поковылял вверх во тьме с характерным цоканьем.

В избе, точнее, в натянутой на деревянный каркас палатке, народ уже вовсю кочегарил печку. И в 10 сантиметрах от нее даже была плюсовая температура.
Поужинали, выпили слегка (совершенно незаметно для организма), завалились спать.
Спалось плохо. Спать в пуховом спальнике в куче одежды в -15 некомфортно.
Поспал в итоге часа 3-4.

День четвертый
2 спуска с Юдычвумчорра в сторону реки Малой Белой

Проснулся оттого, что народ колол дрова. Вылез из своего теплого и сыроватого кокона. Сел, подобно земноводному чудищу, отогреваться у печурки. Зубы не почистить - паста смерзлась. У термосов расслоились крышки. Воду добывали из снега. Как известно, чтобы растопить литр снега, надо столько же энергии, сколько этот литр вскипятить. А еще надо без конца бегать за снегом. Только в последний день додумались, что проще ходить за водой на речку.

Позавтракали, нацепили снегоступы и поцокали от избы прямо вверх.
На этот раз я пошел в горнолыжных ботинках.
Сначала тропили по лесу. До меня очередь, не дошла. Зато я опять цеплялся лыжами за вредные ветки. Потом пошел то ли прочный наст, то ли фирн. Чтобы не убить снегоступы о камни, народ шел не по ребру, а траверсом. Горнолыжные ботинки в таких условиях вываливались из снегоступов, причем в самых неприятных местах. Плюнул, снял снегоступы, и поковылял по ребру, порой проваливаясь в наст.

Группа сильно растянулась по склону. Те, кто шел первыми, мерзли, ожидая отстающих.
Мочить в ботах мне было лень.
Еще один неоспоримый плюс размеренного хода - можно поглазеть по сторонам или поболтать с кем-нибудь, а не тупо разглядывать свою тень на снегу.

Забрались на вершинку, встегнулись, покатились.
Даже попытался прыгнуть с карнизика, но приземлился неудачно.

Облака

Кулуар хороший, широкий. Это второй кулуар по счету от перевала Рамзая в сторону станции Хибины. Выглядит вполне безопасным. Торчит несколько камней на выкате, но они прекрасно просматриваются сверху. Сил на полный спуск опять не хватило, перемежал короткие дуги траверсами - все из-за привычки ходить крайне короткими дугами. Зато походил по нетронутому полю, а то народ норовил спускаться по одной траектории.

Бордеры в закате
В конце кулуара шикарный желоб, на котором можно и попрыгать. Такой естественный халф-пайп.
Внизу вдохновленные и восторженные пьем чай.
Решаем сделать еще один спуск, в следующем кулуаре от нас в сторону перевала Рамзая.
Подъем довольно крутой, особливо в последней трети. Кое-где даже приходится идти на передних зубьях снегоступов.
Группа растянулась.
Девушка Настя уже очень существенно отставала, а наверху взмокший народ в ожидании покрывался ледяной коркой.

В последней части подъема - пологий траверс к началу спуска без захода на вершину.
Мне стало крайне интересно поглазеть на все сверху. Собственно, это больше всего меня в горах и привлекает. Наверху открывается совершенно фантастическая картина - предзакатное солнце окрасило все горы вокруг в нежно-розовый цвет.
Под ногами огромная белая чаша, окруженная цепью гор. На периферии, ниже нас, видны перистые облака неземного оттенка.

Лед и лишайники

Пытаюсь снять все это великолепие, но чувствую, что передать не получается.
Подходит гид Сергей, меняет объектив на "зеркалке" и тоже начинает снимать. Остальные участники без захода на гребень пошли сразу к началу спуска.
Спуск двухъярусный: крутой сверху, потом слегка выполаживается и выходит на широкую полку. С полки спуск идет по каким-то холмам, в конце выходя на снегоходную дорогу от перевала Рамзай.
Ребята устали и ехали неважно. Я скатился длинными дугами. Получилось лучше, чем в первый спуск.
Остановились на полке.

Росписи
Кулуар красивейший. Возможностей для спуска - миллион.
Поехали дальше.
Солнце садилось огромным оранжевым диском. Непередаваемо.
К избе идти километров 5. Кое-где можно и съехать.
Очень нужны скитуровские крепления!

Долина р. М. Белой в сторону ст. Хибины

У избы устроил себе снежный душ. Немытым быть боле нет мочи.
Поужинали, выпили винца, посмотрели на сияние.
Сергей рассказал сотню анекдотов. Легли спать.
На этот раз храп был в режиме стерео, да еще и поворачиваться можно было только по команде.
Короче, опять поспал часа три.

День пятый
Спуск с г. Арсеньева в сторону реки Малой Белой.

Проснулся, чуть забрезжил рассвет. Валяться скучно и неприятно. Встал, начал колоть дрова. Скоро встали Вова и Миша-гид.
Завидую людям, которые могут преспокойно почивать, несмотря ни на что. Очень полезное качество!
Все мое сознание постепенно стали занимать баня и кабак.
Под конец это стало просто навязчивой идеей.
Сергей-бордер даже придумал хохму на эту тему:
приходят люди с бэккантри в кабак и заказывают: «Все меню и ведро кипятку».
Довольно прикольно, когда сознание занято только такими простыми вещами. Хорошо прочищает мозги. Я бы даже сказал - дефрагментирует их.

На единственную барышню среди нас мероприятие, кажется, действовало угнетающе: довольно высокие нагрузки, 7 небритых, пахнущих чесноком и потом мужиков - это да!
Запомнился момент, когда она утром со стеклянным взглядом пыталась отогреть у печки заледеневшую пачку гигиенических салфеток.

Снегоступинг
В этот день был довольно длинный подход. Я пошел в треккинге. Интересно, существуют в мире горнолыжные ботинки, которые не наминают ноги?
Погода который день балует нас. Гиды говорят, что это просто уникальное везение.
Нацепили снегоступы и поковыляли на подъем.
Сначала долго шли по лесу. Идешь себе и идешь, по сторонам глазеешь. Высоты не набираешь, значит, не устаешь совсем. Классно!

Потом потихоньку начали подъем, пока не поднялись на широкий гребень.
Все-таки трехдневная усталость сказывалась. Шли заметно медленнее, чем накануне.
Гребень в одном месте разорван, но разлом можно безопасно обойти слева. Последний взлет к вершине особенно выматывающий.

Я впал в состояние робота-Вертера и ковылял вверх на автопилоте. Появился лед и фирновые заструги. Хорошо, что вроде катиться безопасно, а то могло бы быть и страшно.
Залезли на вершинку вдвоем с Володей. Оторвались от группы сильно. Ветер на вершине моментально выдувал все тепло. Подошедший Сергей-гид сказал, что отсюда в хорошую погоду видно море. Моря не увидел, но тундра видна.

Вообще, Хибины довольно компактное образование - километров 50 в диаметре. Первоначально это был некий магматический нарыв, не имеющий выхода на поверхность. В последующие миллионы лет многочисленные ледники стесали верхние пласты, обнажив это образование. Впоследствии был километровый подъем массива. Интересно, что симметрично Хибинам расположены Левозерские тундры.
Это все нам рассказали на лекции по геоморфологии на базе. Весьма интересно и познавательно, жалко только, что мало.

Натечный лед на пер. Рамзая

Спусковой кулуар был несколько ниже. Надо было еще пройти метров 300 вниз по гребню.
Ребята пошли вниз, а я решил съехать на лыжах.
Очередной аттракцион одевания окаменевших от мороза ботинок онемевшими от ледяного ветра руками.
Опять на что-то в ноге больно давит.
Пологий спуск по крупным фирновым застругам был довольно забавен. Я так и не понял, как по ним технично ходить. Сделав несколько нелепых поворотов, забил и скатился траверсами.

Старт с карниза. Кое-где он метра 4, но все поехали оттуда, где он имеет минимальную высоту - метра 2.
Первым пошел гид Сергей. Потом Миша-гид спрыгнул и стал фотографировать старт участников. Кажется, никто из участников этот карниз красиво не прошел: кто свалился, а кто просто съехал или соскребся.
Кулуар выходит в огромную чашу, откуда выкат по пологим ледяным полям. Забавно, что, спустившись с крутого кулуара, народ начал шкрябаться и убираться на выкатах. Переоделись, попили чаю и поплелись обратно к избе. По дороге собрали дровишки.
Тропа очень красивая, да к тому же уже протоптана - упоение.

Смеркалось.
У избы ребята уже вовсю откапывали снегоход. На снегоходе планировалось вывезти наше бивуачное барахло и несамоходных страдальцев.
За ужином грели 9 литров вина, которые притащили с собой.
Еще одна почти бессонная ночь, и мы идем в сторону перевала Рамзай.
По плану нужно взобраться на плато в районе перевала и совершить внетрассовый спуск в сторону озера Малый Вудьявр.

Погода стремительно портится: пронизывающий ветер и цируса на небе.
Подходим под перевал, вызываем Сергея-гида. Он на снегоходе с Настей и барахлом уже должен был нагнать нас. Оказывается, что снегоход, отъехав 300 метров от лагеря, безнадежно сломался. Это происшествие изменило наши планы. Пришлось спуск отменить, и ломануться прямо в город, за помощью.

Перевал Рамзая
Перевал, точнее ущелье Рамзай - красивейшее место. Узкий проход сжимают высокие крутые скалы, покрытые, словно замерзшими реками, натечным льдом. Выход с перевала тоже очень замысловатый. Поначалу шли пешком, некоторые решили съехать, сколько возможно.
Естественно, что при этом основную часть спуска мы уже прошли пешком. На увлекательные процедуры переодевания я потратил гораздо больше времени, чем сэкономил на спуске. Итог: я иду один где-то в хвосте. Зато можно побыть наедине с природой.

Вскоре меня нагоняет простуженный бесконечный кладезь анекдотов - Сергей. Пьем чай, идем дальше. Через час подходим к озеру Малый Вудьявр. На озере мусор от проходившего тут этапа "экспедиции трофи". Как все озабоченные внедорожниками люди, народ относится к природе совершенно по-свински. Никому даже в голову не пришло убрать за собой мусор.

От озера идет расчищенная дорога, а вскоре появляется стоянка, на которой нас ждет «газель».
Мы поехали домой, а организаторы до самой ночи двумя снегоходами вытаскивали сломанный снегоход в город.

Перевал Рамзая
Ура!
Горячий душ, баня, кабаки!

Кайтинг
На следующий день сходили на новый склон Коласпортлэнд.
Съехали несколько раз без всякого удовольствия, и пошли траверсом на городской склон.
Ребята полезли с траверса куда-то наверх, а я выехал прямо к верхней части креселки. Т.к. она не работала в это время наверх, городской склон был совершенно не раскатан.

Вечером сходили в бар "Лавина" - довольно скучно в это время. Народу мало. Почти все местные. Зато порадовали смешные цены на коктейли.
В последний день у нас были покатушки на снегоходе, на лыжах за снегоходом и попытки покататься на кайте.

Вот и вечер отъезда.
Слегка выпиваем, слушаем лекцию про Хибины, и гид Сергей отвозит нас на поезд.
Обратно еду в купе с двумя военными.

Ощущения от поездки самые восторженные
Сходили массу малохоженных гор и съехали с них одними из первых - так, по крайней мере, утверждали гиды. Поборолись за выживание в зимнем лесу и познакомились с прекрасными людьми.
Это был самый замечательный зимний отдых со студенческих времен. В поездке очень не хватало скитуровских креплений и камусов. Можно, наверное, обойтись и адаптерами. Ну и если хотите ходить с комфортом, нужны гортексовые шмотки. Хотя я не мерз и в обычной одежде.

После нас в этом же сезоне в лавинах погибло четыре человека. Плюс еще один до нас. И только один из всех погиб из-за сложнопредсказуемой случайности, остальные же - по собственной неосторожности и полного пренебрежения ТБ.

Спасибо Михаилу Бочарову и Сергею Коняеву за организацию мероприятия!

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!