Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Продолжение. (Начало здесь)

Туристско-альпинистсткие возможности района.

Гиссарский хр. Гарби-Ангишт 1Б с востока
Туризм. Если сравнивать два кусочка района – участок Гиссарского хребта на юге и сами Фанские горы, можно отметить следующее – перевалы Гиссарского хребта на этом участке в основном простые 1А-2А к. тр., перевалы 2Б можно сосчитать по пальцам, а 3А – на сегодня всего два – перевал Сибирь (впервые пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец) и Белая Пирамида (впервые и пока единожды пройден в 2003-м году под моим руководством). Оба эти перевала пройдены через вершины – именно такие интересные и безопасные варианты прохождения просматриваются в этом районе.

Гиссарский хр. Гарби-Ангишт 1Б с запада
Перевалы 3Б на сегодняшний день отсутствуют (хотя, если Белую пирамиду пройти нашим вариантом на подъем – 3Б там получится). Но это отнюдь не значит, что сложные перевалы здесь негде пройти. На мой взгляд, этот район не привлек внимания сильных команд, увлекающихся первопрохождениями, из-за присутствующего рядом непреодолимого магнита – Фанских гор. А использование Гиссарского хребта на входе или выходе для наматывания километража, или в пешеходных маршрутах, определенным образом ограничило процесс освоения этого района. На мой взгляд, не пройденных вполне интересных перевалов, вершин, траверсов здесь более чем достаточно. Особенно если сравнивать с прохождением всех возможных щелей, уже наезжающих друг на друга, на Западном Кавказе. По сравнению рельефа с прилегающими Фанскими горами можно сказать, что скалы здесь более разрушенные.

Перевалы Караганда 2Б, Гусева-
Мухина 2Б с лед. М. Ганза
В Фанских же горах картина несколько иная – приличную часть перевалов составляют сложные (2Б-3Б к. тр.). При этом если внимательно изучать карту, получится, что простые перевалы (до 1Б) сосредоточены локальными кучками, что затрудняет построение простых маршрутов. Если учесть, что для походов, особенно простых, Фанские озера – одни из основных достопримечательностей района, то можно сказать, что построение маршрута 1-й категории сложности здесь практически невозможно, особенно при ограничении сроков пребывания (например, за 8 дней) – разве что на озера практически не заходить. Исходя из этого, можно утверждать, что минимальная сложность похода в районе – вторая. Хотя и у “двоек” и у “троек” в районе останутся свои ограничения (при попытке охватить большее число озер и километраж, и количество пройденных перевалов сильно превысит эталон – см. примеры в конце).

Вид сверху на перевал Седло Ганзы 2Б.
(спуск с в. Б. Ганза). Доминирующие вершины –
Энергия, Чимтарга, Мирали, Замок, на
переднем плане – М. Ганза. Перевалы –
Гусева-Мухина, Караганда, Зеленоград, Адиджи
3А, седло Бодхоны 2Б.
А вот для 4-6 к. тр. в этом районе раздолье. Поэтому в район можно сходить далеко не один раз, совершенно не повторяясь пройденными перевалами. Тем более что в сложные маршруты (начиная с “четверки”) очень хорошо вписываются восхождения на пятитысячники района. Из них в туризме наиболее популярны простые восхождения – Энергия с перевала Чимтарга (2Б, но фактически 2А, ходят в походах, начиная с 3-й к. сл.), Чимтарга с перевала Мирали (2Б), Б. Ганза с перевала Седло Ганзы (2Б) и М. Ганза по склону с перевала Гусева-Мухина (2А). Реже туристы ходили на вершину Москва. Наверняка ходили и более сложные восхождения, по которым у меня просто отсутствует информация.

Западный взлет перевала Чимтарга 1Б
после снегопада. Сппправа – в. Энергия.
Под моим руководством в разные годы в рамках походов 6-й категории сложности совершались восхождения на п. Северный с перевала Алаудин (м-т 2Б, скальный), в. Чапдара по м-ту Усенова (5А через “сфинкс”), Замок (по дороге забежали – 2А), несколько первопрохождений – Энергия по южной стене (где-то 4Б, спуск по 2Б на пер. Чимтарга – это мы назвали перевалом плечо Энергии), Пайхамбер по юж. контрфорсу (3Б, с лед. М. Ганза – назвали перевал Замок), Б. Ганза по восточному ребру (5А комб., спуск по 2Б на седло Ганзы, назвали, естественно, перевал плечо Ганзы). Собственно, эти комбинации альпинистских восхождений и первопрохождений, на мой взгляд, существенно повысили возможности района для походов 6-й категории сложности. И я не вижу причин, почему бы всем путешествующим в районе группам не включать в свои маршруты восхождения-траверсы соответствующей категории трудности – это очень украсит маршрут. Это, естественно, относится к походам в любом районе, а не только к Фанам.

Перевал Корона Сиамы 2А с запада

Перевал Чумной 1Б с запада

Фанские горы. Выход в цирк перевалов Мазалат, ВАА со стороны Мутных озер

Перевалы Караганда 2Б, Гусева-Мухина 2Б с лед. М. Ганза

Под перевалом Имат с юга. Вид на запад, на перевалы Динозаврик, Красноключенский

Динозаврик 1Б с юга, с перевала Норват 1А.

Определяющая (северная) сторона перевала Сарымат З. 2А.

Перевал Красноключенский 2А с востока, из-под пер. Имат.

Вид на западную сторону пер. Линкор 1Б из-под перевала Сурх

Перевал Москва 1Б с востока

Долина р. Желтая, пер. седло Ганзы 2Б

Вид на запад с пер. Сурх. Доминирующие вершины – Сахарная голова, Москва, Энергия, Чимтарга.

На перевале Талбас. На заднем плане – в. Северная и Алаудин, перевал Алаудинский н/к

Под перевалом Кузбасс 3А. Перевалы Юбилейный ложн., Юбилейный, Самарский с востока