Автор: Алексей Роньжин, г. Армавир

Отчет горном туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Северному Тянь-Шаню совершенном группой Клуба «Планета» в период с 3 по 26 августа 2022 года

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерации туризма, шифр 161-00- 456545400, находящейся по адресу

344029, Ростов - на- Дону, ул. 1-й Конной Армии, 4а.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая в т.ч. с дорогой

Ходовых дней

горный

03.08.2022-26.08.2022

Поход проходил в районе Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет.

Заявленная нитка маршрута: п. Иссык-Ата - д.р. Иссык-Ата - пер. Буревестник (1Б, 4205) - лед. Кен-Тор - пер. Сахарная голова (2А*, 4293) - лед. Тектовый - пер. Юбилейный (3А, 4542) - д.р. Салык - пер. Киргизстан (3А*, 4392) - лед. Тушинского - пер. Аламединские зубья (3А, 4572) - лед. Пастухова - д.р. Аламедин - лед. Вилесова - пер. Джиндысу Центральный (3Б, 4600) - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б, 4385) - лед. Учитель - пер. Провал Свободной Кореи (3Б, 4483) - лед. Топ-Карагай - а/л «Ала-арча» - д.р. Адыгене - д.р. Тестор - пер. Агитатор (1А, 4130) - д.р. Джеламыш - пер. Ледовый (2Б, 4144) - д.р. Чонтор - д.р. Сокулук - п. Белогорка.

Пройденная нитка маршрута: п. Иссык-Ата - д.р. Иссык-Ата - пер. Буревестник (1Б, 4205) - лед. Кен-Тор - пер. Сахарная голова (2А, 4293) - лед. Тектовый - пер. Юбилейный (3А, 4542) - д.р. Салык - пер. Киргизстан (3Б, 4392) - лед. Тушинского - пер. Аламединские зубья (3А, 4572) - лед. Пастухова - д.р. Алламедин - лед. Вилесова - пер. Джиндысу Центральный (3Б, 4600) - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б, 4385) - лед. Учитель - пер. Провал Свободной Кореи (3Б, 4483) - лед. Топ-Карагай - а/л «Ала-арча» - д.р. Адыгене - д.р. Тестор - пер. Агитатор (1А, 4130) - д.р. Джеламыш - пер. Ледовый (2Б, 4144) - д.р. Чонтор - д.р. Сокулук - п. Белогорка.

Пройдено локальных препятствий (перевалов, вершин):

• 3Б - 3 (пер. Кыргызстан, пер. Джиндысу Ц., пер. ПСК).
  • 3А - 2 (пер. Юбилейный, пер. Аламединские зубъя)
  • 2Б -1 (пер. Ледовый)
  • 2А-1 (пер. Сахарная голова)
  • 1Б - 2 (пер. Буревестник, пер. Байчечекей)
  • 1А -1 (пер. Агигатор)

Суммарный перепад высот

• Набор 12 637 м
  • Потери 13 180 м

Суммарное количество провешанных перил на маршруте

• 3 471 м

Высотный коридор маршрута

• общий - от 1900 до 4600 м.
  • преимущественный - от 3600 м до 4200 м.

Метеоусловия активной части маршрута:

• дней с осадками - 9
  • дней без осадков - 15.

Состав группы - 8 человек, средний возраст 34 -год.

Фото

Щекинова Татьяна Викторовна

6-Г-У Ц.Кавказ 2018

4-Г-Р Ц.Кавказ 2022

Ответственный за хронометраж и написание отчета

Примечания по отчету и принятые сокращения

Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное, например «по ходу движения»

Сокращения:

а/л - альплагерь, альпбаза г. - гора вер. - вершина д. - долина пер. - перевал пос. - поселок р. - река, долина, м.н. - места ночевки

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

Все участники похода являются воспитанниками клуба «Планета», постоянно участвуют в соревнованиях за Ростовскую область несмотря на то, что проживают в Краснодарском Крае.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР

Идея похода. Организация безопасности

Основной идеей похода было прохождение насыщенного технического маршрута в новом горном районе для всех участников команды. Повышение высотного опыта, тактики прохождения препятствий высшей категории и технического опыта - были основными задачами, поставленными перед нашей командой. Также было запланировано второе прохождение перевала Джиндысу Центральный и обновление его описания 24-летней давности. Данный район еще с 2018 года рассматривался руководителем для совершения спортивного похода.

Основными критериями его выбора являлись:

• компактность
  • доступность (40 км от Бишкека)
  • разнообразность препятствий для походов 5-6 к.с.
  • простота схода в случае аварийной ситуации

Сложность препятствий маршрута в основном была ледовой - отсутствие скального снаряжения значительно облегчило наши рюкзаки.

Все участники группы были застрахованы в страховой компании «СОГАЗ» на сумму 35000 долларов на 1 участника, с возможностью вертолетной эвакуации.

У группы имелся спутниковый телефон Thyraya 2520, на случай экстренной ситуации. Фактически воспользовались однажды для корректировки трансфера.

Кроме того, в смартфоны с поддержкой GPS навигации нескольких участников была загружена карта района с нанесенными координатами препятствий. На протяжении всего маршрута сотовая связь была в районе курорта Иссык-ата

Организация путешествия, заезд, заброски.

Группа получилась сборная из Армавира, Краснодара, Ростова и Майкопа. Самый логичный вариант дороги до Бишкека - добраться до Москвы и оттуда лететь уже самолетом в Бишкек. Часть группы добиралась на поезде, часть из Минвод летели самолетом в Москву и из Москвы уже все вместе летели в Бишкек. С Бишкека до точки старта и с точки финиша обратно в Бишкек добирались на заказном транспорте.

В две точки маршрута - на курорт Алла-Арча и пансионат «Теплые ключи», по предварительной договоренности, нам подвозили заброски.

Контакты:

Нурик +996 551 098 885 (помощь в расселении, встреча в аэропорту, организация забросок, помощь в закупке продуктов). +996 704 593 803 Трансфер.

Обзор района.

Киргизский хребет располагается на территории Республики Кыргызстан и частично на территории Казахстана, простираясь на 375 км от города Тараз на западе до Боомского ущелья реки Чу на востоке. Киргизский хребет обрамляет с юга Чуйскую долину и пустыню Мойынкум, отделяя от них Внутренний Тянь-Шань. В западной части Киргизский хребет смыкается с Таласским хребтом, а к югу от него находится короткий (70 км) хребет Карамойнок. Наивысшие точки Киргизского хребта - пик Семёнова-Тянь-Шанского (4895 м) и пик Киргизстан (4876 м).

Из горных хребтов Тянь-Шаня Киргизский хребет является одновременно и наиболее доступным (альплагерь Ала-Арча расположен всего в 45 км от Бишкека, столицы Киргизии), и наиболее крутым в плане перепада высот и среднего уклона долин. Поэтому, с одной стороны, Киргизский хребет привлекает к себе большое число туристов и альпинистов во все времена года, а с другой стороны, в походах по Киргизскому хребту характерны большие перепады высот (до 1000 м в день и более) при относительно небольшом километраже, что необходимо учитывать при разработке акклиматизационного графика своей группы.

Наиболее интересными для туристов и альпинистов является не главный массив Киргизского хребта, а два мощных и высоких центра оледенения - узел между долинами Ала-Арча и Аламедин («Аксайская подкова» с рядом вершин, лед. ТопКарагай, лед. Голубина и др.) и узел между долинами Аламедин и Иссык-Ата (лед. Салык, Проценко, Пастухова и др., пики Аламединских стен, Киргизстан, Усечёнка и др.). Именно в северных отрогах Киргизского хребта расположены наиболее значимые вершины района - пик Семёнова-Тянь-Шанского (4895 м), пик Корона (4860 м), пик Свободная Корея (4777 м), пик Киргизстан (4876 м) и др.

2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

В качестве аварийных выходов с маршрута мы предусматривали движение вниз по долинам крупных рек до ближайшего населённого пункта. Этот район позволяет в случае необходимости из любой точки маршрута не более чем за день - два, добраться до населенных мест.

ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

ж/д, авиа. авто

п. Иссык-Ата - д.р. Иссык-Ата

пешком

М.н. - подход под пер. Буревестник (1Б)

М.н. - пер. Буревестник(1Б) - лед. Кен-Тор

М.н. - пер. Сахарная голова (2А) - лед. Тектовый

М.н. - пер. Юбилейный (3А) - д.р. Салык

5,7

пешком

М.н. - подход под пер. Киргистан(3А*)

4,5

М.н. - пер. Киргистан(3Б) - лед. Тушинского

2,6

отсидка

М.н. - пер. Аламединские зубья (3А) - лед. Пастухова

М.н. - д.р. Аламедин

10,5

пешком

Заброска (рад. в «Теплые ключи»)

М.н. - д.р.Джиндысу

4,4

М.н. - лед. Вилесова

6,2

М.н. - лед. Вилесова

М.н. - пер. Джиндысу Ц. - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б) - лед. Учитель

пешком

М.н. - подход под пер. Провал Свободной Кореи (3Б)

8,5

пешком

М.н. - пер. Провал Свободной Кореи (3Б)

10,8

пешком

М.н. - лед. Топ-Карагай - М.н. - а/л «Ала-арча»

Дневка

Итого активными способами передвижения: с учетом коэффициента 1,2 188 км

Высотный профиль маршрута

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Перевал Буревестник (1Б, 4205 м)

Характер: скально - ледово - осыпной

GPS координата: N 42°32.024' E 74°46.853'

Перевал соединяет: ледн. №311 (Кен-Тор), р.Кентор - ледн. №320, ЛП р.Ыссык-Ата.

Описание дается: от пос.Иссык-Ата до лед. Кен-Тор

Набор высоты: 2110 м

Потеря высоты: 300 м Пройденное расстояние: 17 км. Тур не найден.

03.08.2022 (1 день).

В 6.35 утра мы всем составом выехали из хостела в горы на заказанном транспорте. Довезли нас до конца автомобильной дороги в поселке Иссык-Ата. Ехали до места старта ровно час. Надели рюкзаки, перешли по мосту на левый берег р. Иссык-Ата и поднялись на левобережную тропу, которая начинается от крайнего кафе. Пройдя 5 минут от поселка, останавливаемся позавтракать на хорошей полянке, с видом на поселок. Есть небольшой ручеек.

В 9.10 мы вышли на маршрут. Погода ясная. Все время двигались по хорошей тропе левого берега реки. На тропе множество разветвлений, поэтому придерживались направления по навигатору. Тропа достаточно ровная, без резких наборов. В 11:30 выходим к слиянию рек Быты и Иссык-Ата, здесь тропа забирает вправо в долину реки Иссык-Ата. В 12.35, пройдя относительно непростой участок тропы - по осыпным склонам, выходим обратно на зеленые полянки, где решаем пообедать у воды. В 13.45 выходим с обеда и, не спеша к 15:00, доходим до нашей цели на сегодняшний день - большого камня с трещиной под названием Джарташ. Возле него есть несколько площадок под палатки, рядом река и родник, GPS координата N 42°31.970' E 74°50.191'. Итого за день прошли ЧХВ 3ч 40 минут.

Расстояние 10 км. Набрали 780 м, сбросили 45м.

04.08.2022 (2 день). Подъем в 5.30. Ясно. Выход в 7.10. Облачно.

От места ночевки продолжаем движение по тропе до железного моста (через реку Иссык-Ата) - шли 15 минут. От моста поворачиваем направо, и начинаем подъем по травянистому склону к цирку перевала Буревестник. Тропы нет. Идем по достаточно крутому склону, придерживаясь по ходу движения правой части долины. Начинается дождь. Травянистый склон переходит в моренные осыпи, которые выводят нас к выполаживанию долины. Здесь, в перерыве между дождиками, становимся на обед в 12.10. Рядом в камнях нашли воду. ЧХВ 3 ч 15 минут. С обеда в 13.10 продолжаем движение в сторону перевала по осыпям, также придерживаясь по ходу, правой стороны долины. В 14.20 выходим к небольшому озерцу, впереди виден ледник. Погода стремительно ухудшается - начинается снег. После недолгих раздумий, не найдя мест лучше и выровняв старые места под палатки, в 15.00 становимся лагерем. На протяжении всего подъема вода была только на обеде и на ночевке! GPS координата N 42°31.768' E 74°47.570'.

Итого за день прошли ЧХВ 4 ч 15 минут. Расстояние 4 км. Набрали 980 м.

Высота ночевки 3800.

05.08.2022 (3 день). Подъем в 5.00. Выход в 6.45. Ясно.

Двигаемся по моренным осыпям, забирая вправо по ходу движения. Подойдя к началу ледника в 8.05, надеваем кошки и «системы». Язык ледника крутоват (до 35°), вешаем перила - 50 метров. Далее связываемся и по пологому закрытому леднику идем к виднеющейся седловине перевала. В 10.00 выходим на перевал Буревестник 1Б. Высота 4205 метров. Седловина широкая - в правой части разрушенные скалы, в левой - переметный ледник, при желании можно заночевать, добыв воду из снега. Тур не нашли, сложили свой в центре седловины. Решаем попить чаю, съесть шоколадку и немного отдохнуть. ЧХВ от места ночевки - 2 часа 20 минут. После тщательной разведки, в 11.05 начинаем спуск с перевала в правой части седловины, в месте, где висит несколько спусковых петель. Повесили 50 метров перил по сильно разрушенным скалам. Далее забираем вправо по ходу, обходя крутые кулуары, и спускаемся по осыпям к пологому открытому леднику Кен-тор. Пересекаем его на его на левый борт к поверхностной морене. Здесь делаем площадки и ставим лагерь. Вода на леднике. Время 13.20. Вновь идет снег.

Итого: ЧХВ 4 ч 40 минут. Пройденное расстояние 3 км. Суммарный набор за день 410 м. спуск 260 м. Высота ночевки 3915 м. Провешанно 50 м перил на подъем и 50 м на спуск.

Перевал Сахарная Голова (2А, 4293 м)

Характер: снежно-ледовый

GPS координата: N 42°31.469' E 74°46.263'

Перевал соединяет: ледн. №311 (Кен-Тор), р.Кентор - ледн.Тековый (Сахарная голова, ледн.№322), ЛП р.Ыссык-Ата.

Описание дается: от лед. Кен-тор до лед. Тековый

Набор высоты: 300 м

Потеря высоты: 250 м

Пройденное расстояние: 2 км

С перевала снята записка группы туристов горной секции МФТИ г.Долгопрудный, совершавшей поход 4 к.с. под рук. Вишняковой Е.А. от 30.17.2016 года.

06.08.2022 (4 день)

Подъем в 5.10. Ясно. Выход в 7.00.

От места ночевки выходим с поверхностной морены на открытый пологий ледник и двигаемся в сторону перевала Сахарная голова. Через 10 минут ЧХВ, крутизна ледника увеличивается и далее он становится закрытым. Здесь останавливаемся чтобы надеть кошки и связаться. Продолжаем движение в связках и через 40 минут ЧХВ подходим к перевальному взлету, представляющему собой ледовый склон до 40°- 100 метров, подрезанный бергшрундом. В левой по ходу движения части, склон несколько положе, но виднеются следы скальных обвалов со склона горы Сахарная голова. Решаемся идти ближе к центру склона, преодолевая бергшрунд по самому правому мосту. В 9.00 подходим под бергшрунд. Сначала траверсом влево с попеременной страховкой через естественные ледовые выступы 40 метров до моста. Затем 60 метров перил вверх через мост и по ледовому склону (крутизной до 40°) с креплениями на ледобурах. Далее склон выполаживается (до 30°) - начинаем двигаться с одновременной страховкой (3 промежуточных точки) еще 40 метров до седловины перевала. В 10.30 группа в полном составе поднялась на перевал Сахарная голова 2А. Перевал представляет собой широкую осыпную седловину, при желании можно заночевать. ЧХВ от места ночевки 2 часа 30 минут. Спуск начинаем плотной группой в 11.05 прямо от перевального тура по крутой мелкой и средней осыпи, придерживаясь правой стороны склона. В 11.45 спускаемся на пологий открытый ледник Тековый. Здесь поворачиваем направо и идем в сторону следующего перевального взлета. Постепенно ледник закрывается - связываемся. В

12.50 поднимаемся на верхнее пологое плато ледника перед перевалом Юбилейный. Делаем площадки на поверхностном снегу ледника, обедаем и устраиваемся на ночлег. GPS координата: N 42°31.048' E 74°45.736'

Итог: ЧХВ 3 часа 40 минут. Пройденное расстояние 3 км. Суммарный набор 450 м. спуск 250 м. Высота ночевки 4050 м. Провешанно 60 м. перил на подъем.

Записка с перевала Сахарная голова 2А.

Перевал Юбилейный (3А, 4542 м)

Характер: скально - ледовый

Ориентация: восток - запад

GPS координата: N 42°31.058' E 74°45.039'

Перевал соединяет: ледн. №308, р.Салык (р.Аламедин) - ледн.Тековый (Сахарная голова, ледн.№322), ЛП р.Ыссык-Ата.

Описание дается: от лед.Тековый до р.Салык

Набор высоты: 800 м

Потеря высоты: 1370 м

Пройденное расстояние: 7,8 км.

С перевала снята записка группы туристов ФСТ Долгопрудненского округа (Московская обл), в количестве 7 человек, совершавшей поход 5 к.с. под рук. Мартынова А.В. от 11.07.2014 года.

07.08.2022 (5 день)

Подъем в 5.00. Выход в 6.30. Ясно и очень ветрено.

С места ночевки, в кошках и связках выходим по закрытому пологому леднику, в сторону перевального взлета, представляющего собой широкий (до 200 метров), крутой (до 40°) снежно-ледовый кулуар. У основания кулуара множество осколков льда и скал - что указывает на опасность обвалов. Забираем несколько вправо от кулуара, и двигаемся под прикрытием скал по снежному склону (30°), столько сколько это возможно. Пройдя примерно треть перевального взлета, упираемся в крутые левосторонние скалы кулуара, здесь забираем влево и выходим в кулуар. В кулуаре склон ледовый - продолжаем движение с одновременной страховкой через промежуточные точки на ледобурах. Придерживаемся правой по ходу стороны кулуара, так как периодически летят камни, преимущественно со склонов горы Анжелы Дэвис (слева по ходу). Средняя крутизна склона 35 - 40°. В верхней части кулуар сужается и на перевале упирается в снежный карниз. Карниз прорубаем в левой части перевальной седловины. Всего на подъеме поставили 18 промежуточных точек страховки (примерно 300 метров). В 10.40 мы на перевале Юбилейный 3А.

Седловина перевала пологая, можно поставить палатки, тур на скалах справа. ЧХВ от места ночевки до перевала 2 часа 40 минут.

В 11.05 начинаем спуск. Приспустившись метров 10-15 влево с седловины по некрутым скалам, находим первую спусковую петлю, закрепленную на скальном выступе. Здесь организуем станцию и начинаем наводить перила по разрушенным скалам в сторону ледника Салык. Чтобы не засыпать друг друга камнями забираем влево - на виднеющийся снежно-ледовый склон. Двумя веревками, закрепленных на выступах скал, «дотягиваемся» до льда. Далее повесили 7 веревок по 50 м. по снежноледовому склону, внизу подрезанным бергшрундом, крутизной 40-50°. Последняя - через бергшрунд с выходом на пологий закрытый ледник Салык. Последний участник дюльферял на ледовом выверте. В связках забираем на правый борт ледника, на виднеющиеся правобережные осыпи - здесь останавливаемся на обед. Время 15.10. В 16.40, отдохнув, в связках и кошках выходим с обеда. Движемся к центру ледника, лавируя между трещин. Постепенно ледник становится открытым, его крутизна резко возрастает. Забираем влево, и в центре организуем, для подстраховки, 150 метров перил на спуск по ледовому склону крутизной 30-35° (последний участник проходил с нижней страховкой). Далее, придерживаясь левого борта, идем в кошках вдоль поверхностной морены открытого ледника. Когда крутизна склона начинает возрастать - пересекаем морену и выходим на левобережные осыпи. По осыпям спускаемся к потоку, вырывающемуся из-под языка ледника, и вдоль его русла продолжаем спускаться, ища место для лагеря. Через 15 минут хода ручей пропадает под обширными осыпями, мест под палатки по пути нет. Продолжаем движение по сухому руслу ручья и еще через 15 минут спуска находим ровные отличные площадки для лагеря. Все, тщательно осмотрев вокруг, понимаем, что воды нет. Становимся лагерем GPS координата: N 42°31.368' E 74°43.464' и идем за водой назад - на ручей из-под ледника. 19:00. Высота 3672 м.

Итого: ЧХВ 5 ч 30 минут. Пройденное расстояние 5,7 км. Суммарный набор за день 642м. спуск 1050 м. Провешанно 500 м перил на спуск.

Записка с перевала Юбилейный 3А

08.08.2022 (6 день)

Подъем в 7.00. Видимости нет, льет дождь, гроза. Пережидаем непогоду. Выход в 13.00.

С места ночевки, по бескрайним моренным осыпям, за 40 минут ЧХВ спускаемся к реке Салык. До реки так и не увидели воды - вчерашнее решение остаться на первых площадках было правильное. Здесь останавливаемся на обед. 13:40.

Перевал Киргизстан (3Б, 4392 м)

Характер: снежно - ледовый

GPS координата: N 42°29.080' E 74°43.538'

Перевал соединяет: ледн.Н.Рериха (ледн.№305), р.Салык (р.Аламедин) - ледн.Тушинского (Проценко Южн., ледн.№329), р.Минджилки (р.Ыссык-Ата).

Описание дается: от р.Салык до р.Аламедин

Набор высоты: 1050 м Потеря высоты: 120 м Пройденное расстояние: 7,8 км.

Продолжение 6 дня

С обеда выходим в 14:55 и идем вдоль правого берега реки Салык. Когда река прижимает нас к крутым осыпным склонам, переходим по камням на ее левый берег и двигаемся по нему до ледника Салык. ЧХВ - 40 минут от обеда. После небольшого отдыха, переходим обратно на правый берег реки и начинаем подъем по пологому (до 25°), открытому леднику, вдоль большой центральной промоины. Ледник постепенно становится положе и выводит нас к очередной ступени. Перед ступенью, одеваем кошки и, лавируя между немногочисленных трещин поднимаемся на верхнее плато ледника, перед перевальным взлетом. Не доходя до перевального взлета метров 400, практически перед закрытой частью ледника, становимся лагерем. Вода рядом - в небольшой трещине. Время 18.10. Погода портится. Позже идет мокрый снег. GPS координата: N 42°29.579' E 74°43.321'

Итого: ЧХВ 3 ч 30 минут. Пройденное расстояние 4,5 км. Суммарный набор за день 520 м. спуск 320 м. Высота ночевки 3773 м.

09.08.2022 (7 день)

Подъем в 3.00. Идет снег, туманно. Видимости нет, рядом гремит гроза. Пережидаем непогоду, и в 7.30 выходим к перевалу. Идем по ходу движения к левому краю перевального взлета и 8.10 подходим под снежно-ледовую стенку. По предварительной договоренности, разбираем рюкзак лидера и в 8.30 приступаем к началу технической работы на маршруте и провеске перил. Сначала 100 метров вправо-вверх по снежно-ледовому склону крутизной до 45°, далее 50 метров по более пологому и снежному склону (трещины!). Конец третьей веревки - выход на небольшое пологое (до 30°) снежное плато. В связках, тропя по колено и выше, подходим к следующему взлету. Взлет представляет собой снежно-ледовый склон, с ледовыми участками уклоном до 60° (трещины!) длиной 100 метров и выводит под большую «подушку». Далее тактика прохождения перевала сильно изменилась - по описаниям, ранее проходивших групп, движение было по центру взлета - по системе ледовых полок либо левее по снежно-ледовой стене с выходом на снежное наклонное плато. В связи с обильным таянием, «подушка» сильно просела - выход в верхней части нависает снежным карнизом. После недолгих раздумий, забираем вправо по ходу, обходя нависающую стенку «подушки». Выходим на ледовый склон через небольшую стенку (до 90°). Далее по ледовому склону (средний уклон примерно 50°), облазием снежное плато справа. Не доходя до скал гребня, траверсируем влево 200 метров под перевальный взлет. Затем прямо-вверх 70 метров перил вверх на седловину перевала Киргизстан 3Б. Лидер был на перевале в 19.00, последний участник в 21.30. Уже стемнело, село облако. Веревки обледенели, что привело к замедлению движения остальных участников по перилам. Сама перевальная седловина острая, но 1 палатку можно поставить под левыми по ходу скалами, вырубив площадку в снежном надуве. По описаниям предыдущих групп, после некрутого спуска - большое пологое снежное плато ледника. Решаем спускаться на него. Спуск с перевала представляет снежно-ледовый склон, крутизной до 35°, снизу подрезанный небольшим засыпанным бергшрундом. Мы повесили 90 метров перил. Далее в связках, пройдя еще 10 минут, на пологом леднике устанавливаем лагерь.

Ночевка на снегу. Воду топим из снега. GPS координата: N 42°28.932' E 74°43.486'.

Итого: ЧХВ 14 ч 20 минут. Пройденное расстояние 2,6 км. Суммарный набор за день 525 м. спуск 75 м. Высота ночевки 4200 м. Повесили 650 м перил на подъем и

90 м перил на спуск. На наш взгляд перевал соответствует категории 3Б.

Записка с перевала Киргизстан 3Б

Перевал Аламединские зубья (3А, 4572 м)

Характер: снежно - скально - ледовый

GPS координата: N 42°28.385' E 74°43.347'

Перевал соединяет: ледн.Пастухова (ледн.№298), ПП р.Аламедин - ледн.Тушинского (Проценко Южн., ледн.№329), ЛП р.Минджилки (р.Ыссык-Ата)

Описание дается: от лед. Тушинского до р.Аламедин

Набор высоты: 340 м

Потеря высоты: 2310 м

Пройденное расстояние: 14,5 км.

С перевала снята записка группы туристов турклуб МГУ г.Москва, в количестве 6 человек, совершавшей поход 5 к.с. под рук. Смирнова Л.В. от 05.08.2016 года.

10.08.2022 (8 день)

Отсидка. С середины ночи пошел снег, который не прекращался практически сутки. Периодически, по-очереди, выходим откапываться.

11.08.2022 (9 день)

Подъем в 5.30, периодически сыпет небольшой снег. Откапываемся после суточного снегопада. Выход в 8.30.

Выходим с места ночевки в связках по закрытому пологому леднику. За 20 минут подходим под взлет, который выводит на перевал Аламединские зубья. Судя по карте и описаниям, седловин перевала три. Мы идем на среднюю седловину.

Перевальный взлет нашей седловины представляет собой ледовый склон до 40°, с небольшим количества снега на нем. В нижней части склон несколько круче и заканчивается небольшой ледовой стенкой, засыпанного бергшрунда (до 45°) и далее переходит в крутой снежник, упирающегося в пологое плато ледника. Бергшрунд решаем переходить в правой части. В связках подходим по снежнику к бергшрунду - отсюда начинаем провешивать перила. Повесив 100 метров перил, далее идем с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры, придерживаясь правой стороны склона, в направлении 3х выраженных скал -» зубов». В верхней части обходим «зубы» слева. Всего до седловины было закручено 15 промежуточных буров (примерно 240 метров). В 13.45 были на перевале. Перевал представляет собой большую мульду, расположенную под скалами гребня. Есть возможность заночевать, но ввиду сильного ветра, такого желания не у кого не возникло. Тур в скалах, справа от спускового кулуара. ЧХВ до перевала 5 ч. 20 минут.

Спуск начинаем в 14:10 по снежно-ледовому не очень крутому (средний уклон 35 гр), но длинному кулуару. Первые 50 метров перил крепим на скалах перевала. Далее 400 метров перил закрепленных на ледобурах - в нижней части кулуара лед тонкий - приходилось искать места под станции. Первые две веревки перил последний участник спускается с нижней страховкой, остальные сдернули на ледовом выверте. В верхней части придерживались центра узкого кулуара, когда кулуар начал расширяться - шли по его левой стороне. Последнюю веревку сдернули с осыпи в 16:30. Далее по осыпи спускаемся на пологое плато ледника Пастухова. Пройдя метров 700 по пологому открытому леднику, останавливаемся на ночевку на правобережных осыпях. Площадок нет - пришлось их строить в более-менее ровном месте GPS координата: N 42°28.585' E 74°42.371'. Вода рядом на леднике.17.00.

Итого: ЧХВ 10 ч. 20 мин. Пройденное расстояние 4 км. Суммарный набор за день 340 м. спуск 480 м. Высота ночевки 3995 м. На подъем 100 м перил, на спуск 450 м перил.

Записка с перевала Аламединские зубья 3А

12.08.2022 (10 день)

Подъем в 7.00. Ясно, но очень холодно. Ночью был сильный мороз. Ждем солнца. Не спеша собираемся и в 9.55 выходим.

От места ночевки выходим на ледник, одеваем кошки и связываемся. Впереди первая ступень ледопада. Придерживаемся правого края ледника. Когда путь преграждают разломы - уходим в центр, обходим разломы и затем возвращаемся к правому краю. В 10.45 спускаемся на пологое плато между ступенями. Делаем привал и тщательную разведку второй ступени ледопада. В 11.10 продолжаем движение - забираем в центр ледопада. Эта часть достаточно крута - проходим несколько ледовых стенок до 6 метров и до 60° на личной технике с попеременной и одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (3 шт). Одну стенку - 6 метров пришлось дюльфернуть (до 80°). После второй ступени ледник несколько выполаживается и в конце обрывается крутым языком на осыпи. Здесь забираем под правый край ледника и вешаем 50 метров перил по ледовому склону (до 45°) для спуска на осыпи. На осыпях, возле потока, вырывающегося из-под ледника, становимся на обед. Время 12.30.

После обеда в 14.23 выходим по осыпям и забираем влево, обходя крутые скальные склоны реки, уходящей в каньон. Перед входом реки в каньон, на ее левом берегу лежит приметный большой валун - возле него несколько старых мест под палатки с хорошим видом. Мы же продолжаем забирать влево по осыпям, к виднеющейся старой левобережной морене, поросшей травой. Тропы нет. Далее двигаемся по гребню морены, а затем просто по травянистому склону пока в 15:55 не вываливаемся на тропу, идущую вдоль правого берега реки Аламедин.

Перейдя по камням, ручей, стекающий с ледника Пастухова, продолжаем движение по тропе вниз по правому берегу реки Аламедин. Тропа хорошая, идет по пологой долине, но перед впадением в реку Аламедин реки Алтын-тор упирается в конгломерат селевого потока. Селевой вынос пересекаем чуть ниже тропы и, немного приспустившись по его правому борту, попадаем обратно на более протоптанную тропу. По ней в 18:37 выходим к месту предполагаемой ночевки на берегу реки Аламедин выше слияния ее с рекой Кутургансу (Джиндысу), где по описаниям есть брод. В небольшом лесочке есть несколько площадок под палатки, вода в реке.

Итого: ЧХВ 4 ч. 55 мин. Пройденное расстояние 10,5 км. Суммарный набор за день 70 м. спуск 1880 м. Высота ночевки 2156 м. Повесили 56 м перил на спуск.

13.08.2022 (11 день)

Подъем в 6:30. Ясно. Выход в 7:40. Всей группой идем за заброской в «Теплые ключи».

Быстро позавтракаем, прячем вещи и, взяв с собой пустые рюкзаки, фонарики и куртки, вышли по тропе, идущей по правому берегу реки Аламедин в направлении пансионата «Теплые ключи» за продуктовой заброской на второй этап похода. Тропа достаточно широкая, хорошо читаемая, используется для перегона скота. Дважды тропа пересекает правые притоки реки Аламедин, вода в которых значительно чище. Через первый крупный приток построен мост, второй значительно меньший переходится по камням, в долине несколько раз встречались удобные места для ночевок. За два перехода по 50 минут по тропе добрались к началу гравийной дороги, по ее краям расположены юрты и навесы, за плату сдающиеся в аренду туристам. Единственный магазин, в зеленом вагончике, расположен ниже по дороге в 15 минутах ходьбы от ее начала, ассортимент очень скудный, точек общепита нет. Пройдя по дороге вниз еще около часа, мимо заброшенных полуразрушенных построек, по автомобильному мосту перешли на левый берег реки к «Кафе», тут начинается хороший асфальт. 10:20. Так как договоренность с водителем была на 12, ожидаем его в «Кафе», отдыхаем. В 12:00 наша заброска приехала из Бишкека, быстро ее перегружаем в рюкзаки и отправляемся в обратный путь. За 5 ходок по 45 мин возвращаемся обратно к месту выше слияния рек Аламедин и Джиндысу, где спрятаны наши вещи. Разбиваем лагерь и устраиваем отличный ужин из свежих продуктов.

Итого: ЧХВ 8 часов Пройденное расстояние 24 км. (12 км рад. выход) Суммарный набор за день 600 м. спуск 600м. Высота ночевки 2156 м.

Перевал Джиндысу Центральный (3Б, 4600 м)

Характер: снежно-ледовый

GPS координата: N 42°31.736' E 74°34.399'

Перевал соединяет: ледн.Шопокова (Байчечекей, ледн.№261), р.Чункурчок (р.Аламедин) - ледн. Вилесова №265, р.Кутургансу (р.Аламедин).

Описание дается: от р.Аламедин до лед. Байчечекей

Набор высоты: 2400 м

Потеря высоты: 650 м

Пройденное расстояние: 14,5 км.

Тур нашли на пике Скрябина. Сняли записку группы альпинистов. Записка повреждена, данные не полные. Из записки можно понять, что альпинисты клуба СКИФ, в составе 4 человек, совершавшие восхождение на пик Скрябина по маршруту 3 (категории нет, но туда ведут 2 маршрута 3А к.с.), дата 22.09.20(2-х цифр тоже нет).

14.08.2022 (12 день)

Подъем в 6.00. Ясно. Встав, долго не ожидая пока уровень воды в реке повысится, снаряжаем участника для перехода вброд реки Аламедин (место обозначено на картах). В брод участник шел со страховкой и перешел его без проблем, хотя глубина реки достигала 80 см. Перила для навесной переправы крепим выше по течению метров на 100 в узком месте, закрепив веревку на деревьях. В 7.00 начали переправляться через реку, по наведенным двойным перилам длиной около 45 метров.

В 8.00 вся группа переправилась на левый берег реки Аламедин и мы сдернули переправу. Здесь организуем завтрак и обед. Стираемся, разбираем забросочные продукты. Изрядно отдохнув, в 12:35, выходим с тяжелыми рюкзаками и идем вниз к долине реки Кутургансу. Идем вдоль левого берега реки Аламедин по хорошей тропе. Не доходя до слияния рек Аламедин и Кутургансу (Джиндысу) метров 400, сворачиваем влево на одну из «козьих» троп. Тропа часто теряется в кустарниках и вскоре совсем пропадает - выходим к реке Джиндысу (ЧХВ - 40 минут) и вдоль правого берега начинаем подниматься в долину. Тропы нет, переход реки без страховки опасен. Идем по берегу реки, обходя прижимы по густому криволесью. По мере подъема кустарники редеют и вскоре пропадают - выходим к лугам и упираемся в крутой склон, который обрывается в реку большим прижимом. Здесь забираем резко вверх метров 70 высоты на гребень старой морены и по нему выходим обратно к реке. Через 3 перехода выходим в верхнюю часть долины реки - впереди путь преграждает высокий пояс «бараньих лбов», река падает с них живописными водопадами в 16:30. На полках склона есть несколько старых мест под палатки - хорошее место для ночевки GPS координата: N 42°31.642' E 74°37.291'. Становимся лагерем и идем разведывать место для переправы. Выше, под скалами, река распадается на несколько рукавов - решаем с утра «бродить» в этом месте. Забегая вперед, скажу, что ночевать остались не зря на этом месте, так как следующие места под палатки видели на противоположном берегу и в 2,5 часа чхв, перед выходом на ледник.

Итого: ЧХВ 3 ч. 16 мин. Пройденное расстояние 4,4 км. Суммарный набор за день 700 м. Высота ночевки 2850 м. Повесили 45 м горизонтальных перил.

15.08.2022 (13 день)

Подъем 5.40, выход 7.10. Выходим вверх по течению реки, к разведанному вчера месту брода. Воды в реке намного меньше - удается пропрыгать по камням и не намочить ноги. Далее двигаемся траверсом вправо к водораздельному гребню рек, стекающих с ледников Забирова и Вилесова. По гребню двигаемся вверх по скальнотравянистым полкам «бараньих лбов» и поднимаемся на ступень долины. Далее по осыпям, поднимаемся вдоль ручья, стекающего с ледника, пока не упираемся в очередной пояс «бараньих лбов». Обходим их справа по крутой осыпи и поднимаемся к началу ледника Вилесова. На верху «бараньих лбов» есть несколько мест под палатки, вода рядом в ручье. Язык ледника засыпан осыпью. 11.40. Немного отдохнув, решаем идти дальше к первой ступени ледопада. Идем по осыпям влево, к борту долины, к пологому выходу на ледник и затем по нему подходим к первой ступени ледопада. Недалеко от нее, становимся на обед. Здесь ледник разделен большим нунатаком на две части, безопасней для прохождения смотрится левая по ходу часть ледника - решаемся преодолевать ее. Также открывается вид на перевалы Джиндысу и Джиндысу Центральный. 12.20. ЧХВ 3 ч. 15 минут.

Пообедав, одеваем системы, кошки, связываемся и в 14.05 выходим. Прохождение ступени начинаем с центра (по левому по ходу борту летят камни!) - по наклонной ледовой полке слева направо выходим к широкой трещине, которая далее расширяется к нунатаку. Преодолеваем ее с одновременной страховкой через 2 промежуточных ледобура по системе, на вид не очень надежных, ледовых мостов и выходим на большое плато открытого ледника. Развязываемся и идем по открытому леднику крутизной до 25°, пока не подходим к его закрытой части. В 15.35 перед вторым взлетом ледника делаем привал, связываемся. Продолжаем движение по снежно-ледовому склону закрытого ледника крутизной до 30°, обходя нунатак слева по ходу. Для подстраховки на склоне поставили 2 промежуточных ледобура. Поднявшись на вторую ступень, оказываемся на небольшом верхнем плато ледника - справа небольшой разрушенный скальный гребень, разделяющий ветви ледника, впереди - третья и самая крутая ступень ледника, возвышающаяся над нами ледовыми стенами трещин. 17:00. Понимаем, что светового времени не хватит для прохождения третьей ступени, выходим на разрушенный скальный гребень и в 17:20 начинаем строить площадки под палатки GPS координата: N 42°31.706' E 74°34.813'. Два человека отправляются в разведку третьей ступени и провешивают 2 веревки перил. После возвращения участников с разведки определяемся с планом прохождения третьей ступени ледника. Решаем идти вдоль левого борта ледника, проходя в «лоб» большой ледовый разлом.

Итого: ЧХВ 6 ч. 20м. Пройденное расстояние 6.2 км. Суммарный подъем 1250, спуск 50 м. Высота ночевки 4062 м.

16.08.2022 (14 день)

Подъем в 5.00. Идет снег, видимость 5 метров. Мы в плотном облаке. Ждём. Ближе к обеду начинает прояснятся. Обедаем, собираем лагерь. Выход 15.10.

Возвращаемся на ледник и начинаем подходить по открытому леднику к навешенным вчера веревкам, вдоль скал левого борта. Когда крутизна ледового склона увеличивается до 35° начинаем двигаться по навешенным перилам. Первая веревка провешена на этом склоне (много следов камней!) и выводит на небольшое закрытое плато, образованное большим разломом вторая, провешенная заранее, веревка лежит на этом плато (10°) для страховки при преодолении мостов трещин и выводит к подножию стены большого разлома. В 16.00 лидер без рюкзака начинает обрабатывать стену средним уклоном 70-80° и протяженностью 40 метров. После стены склон много положе -35-40° и, повесив на нем еще 50 метров перил выходим на верхнее закрытое плато ледника, в цирк перевалов Джиндысу. Связываемся и идем в центр цирка, где на снегу в 18:00 ставим лагерь GPS координата: N 42°31.623' E 74°34.667'.

Итого: ЧХВ 2 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 2 км. Суммарный набор за день 150м. спуск 20 м. Высота ночевки 4180 м. Повесили 200 м перил на подъем.

17.08.2022 (15 день)

Подъем 6.00. Выход 8.00. Ясно. Морозно.

От лагеря в связках идем в направлении перевального взлета, представляющий собой ледовый склон крутизной 40° и протяженностью 300-350 метров, разделенный на 2 части небольшим скальным выходом и снизу подрезанный засыпанным бергшрундом. Решаем идти по правой по ходу части склона, так как под левой видны следы камнепадов. Через 20 минут подходим к бергшрунду и выпускаем первого участника со страховкой через точку на закрученном ледобуре. Далее двигаемся с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (13 шт) по центру правой части ледового склона (примерно 200 метров). В 10.10 вылезли в небольшую мульду закрытого ледника, расположенной под стеной ледового разлома, подпирающего перевальную седловину. Отсюда, поставив еще 3 промежуточных точек страховки, траверсируем влево по крутому снежному склону с одновременной страховкой (приходится глубоко копать до льда чтобы вкрутить ледобур!) на скальный гребень, вдоль которого поднимаемся на пик Скрябина Северный. Время 11.10. Высота 4650 м. На пике сняли записку альпинистов. ЧХВ до пика 2 ч. 40 минут. С пика открывается вид на всю Аксайскую «подкову» и седловину перевала Джиндысу Центральный, представляющую собой большое снежное плато переметного ледника.

Оставив свою записку в туре пика Скрябина и съев перевальный шоколад, в 12.00 начали спуск в связках на седловину перевала Джиндысу Центральный. С седловины поворачиваем влево и начинаем спускаться с перевала по закрытому леднику. Идем по центру склона и подходим к большой закрытой трещине. Здесь не рискуем - вешаем 50 метров перил, выкопав с полметра снега до льда для надежной станции на ледобурах. Крутизна склона постепенно увеличивается до 35°. За трещиной склон переходит в ледовый - продолжаем движение в связках с одновременной страховкой через промежуточные точки на ледобурах. Всего поставили 8 промежуточных буров. Через примерно 300 метров подходим к нижней ступени ледопада - дальнейший спуск на плато ледника не виден за резким перегибом склона. Смещаемся вправо и выходим на ледовый склон до 45°, по которому спускаемся по перилам на открытое плато ледника Байчечекей, повесив 100 метров перил. Выходим к центру ледника и на поверхностной морене устраиваемся на обед.

Время 14.40. Есть вода. ЧХВ от перевала 2 ч. 40 минут.

Перевал Байчечекей (1Б, 4385 м)

GPS координата: N 42°31.732' E 74°33.704'

Перевал соединяет: ледн.Шопокова (Байчечекей, ледн.№261), р.Чункурчок (р.Аламедин) - ледн.№256 (Учитель), р.Аксай (р.Ала-Арча) Описание дается: от лед. Байчечекей до хиж. Рацек Набор высоты: 220 м. Потеря высоты: 1000 м. Пройденное расстояние: 6 км.

Сняли записку группы туристов клуба «Гадкий утенок» г. Москвы под руководством Смурова А.А., совершавшей горный поход 2.к.с от 19.08.2019 в составе 11 человек.

Продолжение 15 дня.

В 16.00 выходим с обеда в направлении перевала Байчечекей. Подходим к перевальному взлету, представляющего собой ледовый склон крутизной до 40° и протяженностью 200 метров. Перед взлетом связываемся и идем с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (10 шт). Поднимаемся в правой по ходу части взлета и в 17.55 выходим на гребень. Здесь поворачиваем влево и, пройдя вдоль гребня, в 18.10 всей группой выходим к туру перевала Байчечекей. Есть несколько площадок под палатку, вода - рядом в небольшом замерзшем озере. Снимаем кошки.

Спуск с седловины идет по крутой «живой» осыпи и выводит нас к пологому закрытому леднику. Далее в связках за 10 минут подошли к разломам ледника. Здесь одели кошки и, лавируя между трещин, спустились на правобережные осыпи ледника. Площадок нет! На осыпях строим 2 места под палатки и ставим лагерь GPS координата: N 42°31.334' E 74°33.328'. Вода рядом - на леднике. 19.10.

Итого за 15 день: ЧХВ 8 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 7 км. Суммарный набор за день 720 м. спуск 1000 м. Провешенно 150 м. перил на спуск. Высота ночевки 4135 м.

Записка с перевала Байчечекей 1Б

18.08.2022 (16 день)

Подъем 6:30. Выход 8:00. Ясно.

С м.н. спускаемся по правобережной поверхностной морене и выходим на открытую часть ледника Учитель. Надеваем кошки и по центру ледника сбегаем к его окончанию. На повороте ледника прошли хижину Наука. Далее по тропе, отмеченной туриками, идущей по моренным осыпям, спускаемся к хижине Рацека. ЧХВ 1 час 40 мин. 10:10.

Перевал Провал Свободной Кореи (ПСК) (3Б, 4483 м)

GPS координата: N 42°29.773' E 74°33.290'

Перевал соединяет: ледн.Аксай южный и северный (ледн.№255), р.Аксай (р.Ала-Арча) - ледн.Топ-Карагай (ледн.№253), р.Топ-Карагай (р.Ала-Арча).

Описание дается: от хиж. Рацека до а.л. «Ала-Арча».

Набор высоты: 1150 м.

Потеря высоты: 2300 м.

Пройденное расстояние: 29,3 км. Тур не найден.

Продолжение 16 дня.

От хижины Рацека идем по тропе, маркированной турами. Поднимаемся по осыпям правобережной морены ледника Аксай, обходя его ступень ледопада. Поднявшись выше ледопада, выходим к большому туру - рядом несколько мест под палатки. Далее по гребню пологой морены подходим к ее окончанию и выходим на открытый ледник Аксай. На леднике много старого мусора, попадаются реликтовые вещи. Надеваем кошки и по леднику, придерживаясь его правого борта, поднимаемся к Коронской хижине. ЧХВ от хижины Рацека - 2 ч 10 мин. 13:20.

Пока ставили лагерь - хижина освободилась, часть участников решает поселится в ней. Пообедав, в 14:30 3 участников отправляются на обработку перевального взлета. Потратив 3 часа времени с подходами-отходами, повесили 3 веревки перил, что значительно ускорило наш подъем на перевал на следующий день.

Итого: ЧХВ 3 ч. 50 минут. Пройденное расстояние 8,5 км. Суммарный набор за день 550 м. Сброс 650 м.Высота ночевки 3830 м.

19.08.20

22 (17 день)

Подъем 4.30. Выход 6.30. Ясно.

От Коронской хижины спускаемся к леднику и идем по пологому открытому леднику к перевалу Провал Свободной Кореи. Когда ледник становится закрытым - связываемся и за 45 минут чхв от коронской хижины подходим под перевальный взлет. Подъем на перевал представляет собой снежно-ледовый склон уклоном до 70° и протяженностью около 500 метров, подрезанный снизу широким бергшрундом. В связках поднимаемся по снежному склону (до 40°) до бергшрунда. В бергшрунде есть небольшая площадка, на которой собираемся, пока первые участники работают на провешенных вчера перилах. 7.40. Первые 25 метров перил идут из бергшрунда траверсом влево - к сужению трещины. Здесь переходим на ее верхнюю часть и выходим на ледовый склон (до 60°). Затем еще 75 метров перил по этому склону под большой скальный остров. Третья веревка обходит справа скальный остров и имеет самый крутой участок льда (до 70°, 10 метров). Далее провешиваем перила вдоль правого борта перевального взлета, первый работает с двумя инструментами, и практически с пустым рюкзаком, остальной его груз распределили по рюкзакам других участников. Крутизна ледового склона до самого верха примерно 60°. Выше скального острова упираемся в натечный лед, образованный подтаянием снега со скал - 60 метров «неприятного» лазанья со скалывающимся льдом - линзы летят в участников ниже. С седловины по всей её ширине свисает снежный карниз, нависание порядка 1-1,5 метров. Перед выходом на седло прижимаемся вплотную к левым по ходу скалам, подлезая максимально по льду к снежной седловине перевала. Когда ледовый склон упирается в крутые обледенелые скалы, траверсом вправо, прорубая ступени в глубоком снежном карнизе (5 метров), выходим на седловину перевала Провал Свободной Кореи 3Б. Всего от бергшрунда на подъем повесили 10 веревок по 50 метров. Лидер вылез на перевал в 12.15, последний участник в 13.00. Седловина перевала - острая, ледовая, со снежным карнизом на север, собраться негде. Тур не обнаружили. Не собираясь, организуем станцию на спуск на ледобурах и начинаем дюльферять. Спуск с перевала - ледовый склон до 50° с постепенным выполаживанием до 30°, множество следов падения одиночных камней. Ниже ледового склона - крутая, «живая» осыпь крутизной 35-40° (камни!), которая выводит на пологий открытый ледник.

Спускаемся по центру склона, последний на ледовом выверте. Всего на спуск повесили 300 метров перил. Спустившись до осыпи, в 14.35, собрали веревки и пошли вниз. В 15.15 спустились на ледник. Обед. Снимаем и разбираем снаряжение.

С обеда выходим в 17.00 и идем по пологому открытому леднику Топкарагай, придерживаясь центра ледника, через час доходим до его окончания. По поверхностной морене спускаемся по левому борту ледника на обширные осыпи. Ручьи, стекающие с ледника, образуют небольшой разлив-озеро и далее пропадают под осыпями. За разливом, идя по турикам, находим площадки с водой в небольшом озере - на них становимся лагерем GPS координата: N 42°31.058' E 74°45.039'. Время 18.50.

Итого: ЧХВ 11 часов. Пройденное расстояние 10,8 км. Суммарный набор за день 760 м. Сброс 1100 м. Высота ночевки 3600 м. Повешено 500 м перил на подъем и 300 м на спуск.

20.08.2022 (18 день)

Подъем 8.30. Выход 10.50. Ветрено. Облачно.

От м.н. выходим по осыпям вниз, ориентируемся на турики, когда их нет идем по «рельефу». Через 50 минут спускаемся с моренных осыпей на луга. Здесь появляется поток с ледника, который называется - река Топкарагай, есть площадки. Далее идем по теряющейся тропе, вдоль правого берега реки. Когда река уходит в небольшой каньон, тропа забирает сильно вправо, уводя нас от основного русла реки. Через минут 15 возвращаемся к реке Топкарагай. Река здесь входит в небольшую теснину с скальными склонами и далее вырывается в долину реки Алла-Арча. На разливе нашли наиболее безопасное место для перехода ее вброд по камням. После выхода из теснины тропа не очевидна и вьется вдоль левого берега реки по крупной осыпи, а затем криволесью, пока не приводит нас к реке Алла-Арча. 2 часа 30 минут ЧХВ от места ночевки. Мост через реку Алла-Арча на ее левый берег, где идет хорошая тропа, в метрах 300 выше по течению.

По тропе, переходящую далее в грунтовую дорогу, спускаемся к мосту на правый берег реки, а затем и к курорту «Ала-арча». Не доходя метров 200, до альплагеря, слева от дороги, встаем на лесных полянках лагерем. 1 час 10 минут чхв от выхода к реке Ала-Арча. 14.50.

Итого: ЧХВ 3 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 10 км. Суммарный набор за день 50м. Спуск 1400 м. Высота ночевки 2200 м.

21.08.2022 (19 день) ДНЕВКА!!!

Перевал Агигатор (1А, 4130 м)

Характер: осыпной

Ориентация: восток - запад

GPS координата: N 42°32.674' E 74°24.541'

Перевал соединяет: р.Кеккель (р.Джаламыш) - р.Тестор (р.Адыгене, р.АлаАрча).

Описание дается: от а.л. «Ала-Арча» до д.р. Джаламыш.

Набор высоты: 2050 м.

Потеря высоты: 900 м.

Пройденное расстояние: 11 км

Сняли записку группы туристов клуба «Гадкий утенок» г. Москвы под руководством Ермилова А.М., совершавшей горный поход 1.к.с от 16.08.2019 в составе 11 человек.

22.08.2022 (20 день)

Подъем 8.00. Выход 10.50. Ясно.

От места дневки возвращаемся на асфальтовую аллею-дорогу и идем по ней вниз. Через 20 минут хода сворачиваем с дороги на тропу и переходим по мосту через реку Ала-Арча на ее левый берег. За мостом тропа несколько возвращается назад, вверх по течению, а затем начинает резко забирать вверх в ущелье Адыгене. Тропа хорошая и идет по лесу, проходя мимо мемориального комплекса, выводит нас к альпийским лугам, по которым мы приходим к слиянию рек Тестор и Адыгене. Выше слияния мост через реку Адыгене, по которому переходим на ее левый берег. Здесь, на берегу реки, делаем обед. ЧХВ 2 часа. Стоит заметить, что больше до вечернего лагеря на нашем пути воды нет.

От места обеда в 14.50 выходим, по теряющейся тропе, в направлении ущелья Тестор, где находится наш перевал Агигатор. Тропа начинает сразу резко набирать вверх по травянистому склону. Река Тестор течет глубоко в ущелье и вскоре и вовсе пропадает под селевыми выносами. Через 2 часа 30 минут чхв выходим к предполагаемому месту ночевки, на карте - слияние ручьев, берущих начало из-под перевалов Агитатор и Адыгене. Воды нет! После долгой разведки, воду находим выше в 20 минут хода к перевалу Агитатор, под каменистой осыпью, ниже - ровное место под площадки, на которых, ставим лагерь GPS координата: N 42°32.611' E 74°25.365'. Рядом с водой сложили большой тур! Время 19.30.

Итого: ЧХВ 5 часов. Пройденное расстояние 8,5 км. Суммарный набор за день 1600м. Спуск 160 м. Высота ночевки 3680 м.

23.08.2022 (21 день)

Подъем 5.00. Выход 6.30. Ясно. Воды с утра в нашем источнике нет, но у нас заблаговременно набран запас в бутылки.

От места лагеря выходим по пологим осыпям в сторону перевала Агигатор. Через 40 минут хода выходим к небольшому выполаживанию, перед перевальным взлетом. Здесь есть несколько площадок под палатки и вода в небольшом ручейке. Гребень достаточно равномерный, явной седловины нет. Выбрав наиболее, на наш взгляд, правильный вариант седловины, выходим по неприятной «живой» осыпи разного размера, ведущей к перевалу. Через 50 минут в 10.00, вся группа собирается на перевале. ЧХВ от места ночевки 1 час 30 минут. С перевала открывается шикарный вид на основную часть нашего пройденного маршрута.

Спуск с седловины начинаем по мелкой живой осыпи в 10.45. По центру широкого склона крутизной до 35°, за 50 минут, спускаемся в пологую травянистую долину реки Джеламыш. Далее, траверсом вправо, по травянистым склонам пересекаем долину к ее центру и, немного поднявшись, у живописного озера останавливаемся на обед. ЧХВ от перевала - 1 час 30 минут. Время 12.50.

Записка с перевала Агигатор 1А

Перевал Ледовый (2Б, 4144 м)

GPS координата: N 42°29.938' E 74°24.487'

Перевал соединяет: р.Чон (р.Чонтор, р.Сокулук) - ледн.Гюзели (ледн.№225), р.Джеламыш.

Описание дается: от д.р. Джеламыш до пол.Белогорка

Набор высоты: 900 м.

Потеря высоты: 2700 м.

Пройденное расстояние: 28,3 км

С перевала снята записка группы туристов горной секции МФТИ г.Долгопрудный, совершавшей поход 5 к.с. под рук. Вишняковой Е.А. от 20.07.2019 года в составе 7 человек.

Продолжение 21 дня.

После обеда у живописного озера идем вверх по долине реки Джеламыш, к леднику Гюзели, придерживаясь правого борта долины. Двигаемся сначала по травянистым склонам, а затем в моренном «кармане», образованном между больших моренных валов правобережного и центрального течения. Когда упираемся в их слияние - выходим вправо на обширные центральные моренные осыпи. Отсюда приспускаемся к руслу реки Джеламыш и возле небольшого озера, под ледником Гюзели, становимся на ночлег, на небольшой песчаной и ровной площадке GPS координата: N 42°31.062' E 74°24.006'. Вода рядом. ЧХВ от обеда 2 часа.

Итого за день: ЧХВ 5 часов. Пройденное расстояние 7,3 км. Суммарный набор за день 850 м. Спуск 940 м. Высота ночевки 3600 м.

24.08.2022 (22 день)

Подъем 5.30. Выход 7.00. Ясно.

От м.н. по осыпям обходим озеро слева и переходим речку на ее левую сторону. Далее по осыпям поднимаемся к центру пологого открытого ледника Гюзели. По центру ледника, обходя немногочисленные трещины, подходим к перевальному взлету, представляющему собой снежно-ледовый склон крутизной до 50°. Нижняя часть склона - закрытый ледник, который мы проходим в связках. Чтобы выйти на ледовую часть склона, нужно преодолеть большой бергшрунд, который имеет довольно мощный мост в центральной части. Перевал имеет две седловины - разделенных между собой скалой-жандармом. Решаем идти в левую по ходу седловину.

В 9.15 начинаем подъем на перевал. Сначала по снежному склону в связках выходим к левой по ходу части бергшрунда, затем траверсом вправо по его нижнему краю, с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (3 шт) подходим к месту, где собираемся преодолеть его по мосту. С этого места начинаем провешивать перила. Преодолев снежный мост, выходим на ледовый склон, имеющий в нижней части крутизну до 50° и протяженностью 150 метров. Перила крепим на ледобурах. Выше крутизна склона несколько снижается (до 45°), но переходит в закрытый ледник длиной 150 метров (трещины! крепление перил на ледорубах!!). В конце склона вновь появился лед и нижние снежные перила удалось подстраховать станцией на ледобурах. На перевал всей группой поднялись в 13.00. ЧХВ 4 часа 25 минут от места ночевки. Седловины перевала - пологие широкие осыпи. Тур обнаружили в соседней седловине, там же, на наш взгляд, и более удобные площадки для ночевки, есть несколько небольших лужиц с водой.

Спуск с перевала - довольно широкий осыпной кулуар, который выводит на большую пологую скально-осыпную террасу. Спуск начинаем в 13.20, с седловины в которую поднялись, по крутым осыпям, вдоль левого борта кулуара, крутизной около 30°. Спускаемся плотной группой, лавируя с одного края кулуара в другой. Через 40 минут спускаемся на террасу, на ней возможно заночевать, но воды мы не видели. С террасы спуск в травянистую долину представляет собой крутой склон до 35° с «живой» осыпью. Спускаться начинаем по осыпям, забирая постепенно вправо, чтобы не засыпать друг друга камнями. Спустившись на травянистые луга, снимаем снаряжение и по пологой долине доходим до большого озера. Время 15.30. Ставим лагерь GPS координата: N 42°29.503' E 74°22.705'.

Итого: ЧХВ 6 ч 25 минут. Пройденное расстояние 7,1 км. Суммарный набор за день 580 м. Спуск 900м. Высота ночевки 3250 м. Повесили 320 метров перил на подъем.

Записка с перевала Ледовый 2Б

25.08.2022 (23 день.)

Подъем 7.00. Выход 8.40. Ночью шел снег.

Утро снежное и холодное. От м.н. спускаемся вдоль левого борта долины, обходя скалы «бараньих лбов» по осыпям и травянистым полкам. За 40 минут спускаемся к реке Чонтор и идем вдоль ее правого берега по ровным «альпийским» лугам. Тропа есть, но она неявная и постоянно теряется. Через 30 минут подходим к месту, где по карте тропа переходит на левый берег реки. Здесь большой спокойный разлив, на котором переходим реку по камням.

По левому берегу реки протоптанной тропы нет, но направление движения вдоль берега обозначено туриками. Идем по криволесью и осыпям пока не выходим на отчетливую тропу. Очевидно, она идет по правому берегу и в этом месте переходит на левый. Далее река уходит в каньон, и тропа круто спускается в долину реки и выводит нас к левому притоку реки - Кичитор. Переходим два рукава Кичитора по камням и далее движемся левым берегом реки, теперь уже получившей название Сокулук. Слева из каньона вытекает ручей Кайдакочме, который также переходим по камням. Далее продолжаем спускаться левым берегом реки Сокулук, по иногда теряющейся тропе, пока не выходим к водопаду Шаркыратма. Здесь делаем обед. Чистая вода и отличные площадки. Время 12.50.

Отсюда тропа идет по пойме реки и, пройдя примерно 500 метров, выходит на грунтовую дорогу, идущую в долину реки Ашутор. Идем по дороге вниз и примерно через 1,5 км переходим по мосту на правый берег реки Сокулук. Затем через час хода переходим по мосту обратно на левый берег реки и двигаемся вниз. От второго моста через 10 минут хода решаем становиться на ночевку, на полянке возле реки. Время 17.45. Вода из реки. Созваниваемся с водителем и заказываем трансфер на утро из поселка Белогорка.

Итого: ЧХВ 7 ч 05 минут. Пройденное расстояние 21,1 км. Суммарный набор за день 90 м. Спуск 1800 м. Высота ночевки 1533 м.

26.08.2022 (24 день)

Подъем 7.00. Выход 7.30. Идет дождь.

От м.н. выходим на дорогу и двигаемся по ней вниз. Через 1 ч. 10 минут доходим до пос. Белогорка, где возле стелы нас ожидает транспорт до Бишкека.

Итого: ЧХВ 1 ч 10 минут. Пройденное расстояние 4,5 км. Суммарный набор за день 20 м. Спуск 200 м. Высота 1350.

ИТОГ по маршруту:

• Пройдено 188 км.
  • Набрано 12 637 м.
  • Сброшено 13 180м.
  • Провешанно 3471 м веревки (спусковые, траверсные, подъемные).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой был пройден очень интересный, технически насыщенный и довольно напряженный маршрут шестой категории сложности по Северному ТяньШаню. За 24 дня активной части пройдено 10 категорийных перевалов. Маршрут пройден без использования запасных вариантов, но с использованием запасных дней, один из которых в дальнейшем был «наверстан». Через перевал Джиндысу Центральный - совершено второе прохождение туристской группой.

По пройденным препятствиям хотелось бы сделать выводы и дать следующие рекомендации:

Перевал Буревестник (1Б, 4205) - разнообразная классическая 1Б.

Перевал Сахарная голова (2А, 4293) - подъем со стороны ледника Кен-тор ледовый и требует некоторых навыков движения по крутому льду, следует опасаться падения камней с вершины Сахарная голова. Спуск на ледник Тековый - крутая осыпь, но особой сложности не представляет. В принципе, недавнее понижение его сложности с 2Б объективно оценивает его категорию.

Перевал Юбилейный (3А, 4542) - хорошая двухстороняя 3А. Длинный крутой ледовый кулуар на подъеме требует немало сил для его преодоления. Кулуар камнеопасен, следует проходить в ранние утренние часы. На спуск следует быть осторожным при движении по верхним скальным перилам, особенно - замыкающим участникам, так как станции, организованные ниже на ледовом склоне - «простреливаются» камнями с верхних перил. Также стоит учесть при выборе места ночевки на спуске с перевала, что после окончания ледника вода уходит под моренные осыпи и появляется только в долине реки Салык.

Перевал Киргизстан (3Б, 4392) - крутой снежно-ледовый склон на подъеме с ледника Салык за последние годы несколько изменился - по описаниям, ранее проходивших групп, движение в средней части было по центру - по системе ледовых полок, либо левее - по снежно-ледовой стене с выходом на снежное наклонное плато.

Сейчас же «подушка» со снежным плато, расположенная в центре склона, сильно просела - выход в верхней части нависает снежным карнизом - взобраться на нее стало проблематично. К тому же большая фирновая часть склона стаяла и подъем на перевал в средней и верхней части проходит по льду. В связи с этим, поменяли тактику прохождения перевала и облазили «подушку», а затем возвращались под перевал по крутому ледовому склону. В ясную погоду такой путь может быть камнеопасен, со склонов возвышающего гребня. По нашему общему мнению - перевал соответствует 3Б категории сложности. На спуск перевал особой сложности не представляет.

Перевал Аламединские зубья (3А, 4572) - соответствует данной категории. На подъем крутой ледовый склон, преодолевается, в основном, на личной технике участников при наличии одновременной страховки. На спуск - длинный узкий ледовый кулуар - в ясную погоду может быть камнеопасен! Вторая ступень ледопада ледника Пастухова была пройдена нами по центру, хотя по описаниям прошлых лет проходилась по правому борту - это может быть связано с обильным таянием ледника.

Переправа через реку Аламедин перед слиянием ее с рекой Джиндысу - опасное препятствие, требующее для преодоления тщательной групповой страховки.

Рекомендуем проходить в ранние утренние часы, в отсутствии паводка.

Перевал Джиндысу Центральный (3Б, 4600) - второе прохождение перевала туристской группой. Самое высокое и продолжительное препятствие в походе. Сложным участком можно выделить преодоление верхней ступени ледопада ледника Вилесова. Для прохождения перевала потребуется минимум 3 полных дня - 1,5 из которых будут с технической работой.

Перевал Байчечекей (1Б, 4385) - не простая 1Б. 200-метровый перевальный ледовый взлет на подъеме - потребует от участников уверенного владения ледовым снаряжением и организацией надежной страховки. У групп, впервые идущих во 2 к.с., в связи с этим, могут возникнуть проблемы. На наш взгляд - перевал сейчас больше похож на 2А.

Перевал Провал Свободной Кореи (3Б, 4483) - перевал завораживает своей крутизной. Подъем на него с севера является определяющей частью альпинистского маршрута 4Б на пик Симагина. Крутой ледовый взлет без мест для передышки, и тем более ночевки. Однозначное двустороннее препятствие 3Б категории трудности. Требует слаженной и быстрой работы команды и хорошо продуманной тактики движения. Немного камнеопасен с юга - поэтому на спуске требует постоянного внимания наблюдателя. С учетом всех сложностей один из самых красивых перевалов маршрута.

Перевал Агитатор (1А, 4130) - стандартная и очень высокая 1А. При планировании ее в маршрут, следует учесть, что в долине Тестора вплоть до слияния его с Адыгене в конце лета нет воды! Единственное место для ночевки с водой - выполаживание перед перевальным взлетом с небольшим ручейком, который потом теряется под осыпями.

Перевал Ледовый (2Б, 4144) - крутой снежно-ледовый северный склон требует надежной страховки при его прохождении. Средний снежный участок склона, где перила приходится крепить на ледорубах, требует осторожного прохождения и опасен очень глубоким падением в случае срыва. Не рекомендуется группам как разминочная 2Б.

СМЕТА ПОХОДА

Статья расходов

Сумма на группу

Кол-в уч- в группе

Сумма на одного в рублях

трансфер аэропорт Манас - Хостел Хостел - аэропорт Манас

4300с

Баня+стирка Ала-арча

4400с + 500с

Проживание в Бишкеке (хостел) (до и после окончания)

9600с +

18000с

Завоз забросок (Аламедин, Ала-Арча)