Автор: Леонид Лапшин, Екатеринбург

По следам истории

Грядет 2023 год — год столетия советского альпинизма. Поводом для учреждения 1923 года, в качестве года зарождения альпинизма в СССР, послужило восхождение на Казбек 27 августа 1923 года 18 представителей Тифлисского университета. Организаторами восхождения были профессор А.Дидибулидзе и доцент Г.Николадзе.

Еще 8 человек поднялись на Казбек 3 сентября. Эти события безусловно заслуживали и заслуживают статуса исторической даты — даты, которую десятилетия все поколения альпинистов многонациональной страны отмечали экспедициями, сборами и восхождениями в рамках всевозможных первенств.

Это история, по сути, не такого уж далекого прошлого… а давайте заглянем во времена предыдущего столетия. Помогут нам в этом тексты на памятных досках, размещенных в Баксанском ущелье, недалеко от памятников тем, кто были первыми на вершинах Эльбруса.

Ниже, в сокращенном виде и с некоторой перестановкой, приведем часть этих текстов.

«1829 г. На Восточную вершину Эльбруса первым поднялся Киллар Хаширов — проводник экспедиции генерала Г.А.Эмануэля, начальника Кавказской укрепленной линии.

1868 г. Английской экспедицией под руководством Дугласа Фрешвилда с проводником Ахией Саттаевым покорена Восточная вершина Эльбруса.

1874 г. Английскими альпинистами под руководством Ф.Грове — автора книги «Холодный Кавказ», с проводниками Ахией Саттаевым и Джатчи Джаппуевым 16 июля первыми была покорена Западная, наиболее высокая, вершина Эльбруса.

1890-1896 гг. А.В.Пастухов — военный топограф и альпинист, уроженец Харьковской губернии, покорил Западную и Восточную вершины горы Эльбрус.

1911 г. С.М.Киров в сопровождении Сеита Хаджиева и Джиджу Хаджиева 31 июля в 2 часа дня взошли на Восточную вершину Эльбруса.

С начала ХХ века почти единоличным эльбрусским проводником стал житель селения Тегенекли Сеит Хаджиев.

...И вновь рядом со знаменитыми английскими альпинистами полноправно стоят имена знаменитых горцев - Джатчи Джаппуеваи Ахии Саттоева, уже покоривших обе вершины.

Юсуп Тилов. Его имя полноправно стоит рядом с именами знаменитых альпинистов. Перед Первой мировой войной в 1914 году и последующие годы 20-го столетия многократно сопровождал участников экспедиций на высочайшую вершину Европы. Юсуп Тилов является первым сертифицированным проводником на гору Эльбрус и обладателем первого диплома Русского горного общества».

Нам остается только низко поклониться авторам текстов и исполнителям этих памятников нашей истории, а также не забывать слова В.М.Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». У российского альпинизма она богатейшая и ждет своих исследователей.

По следам истории

Да, Вы правы и В.М.Васнецов, что историю нада знать и ценить. И, конечно же, писать и рассказывать молодёжи о нашей советской и российской истории альпинизма.Она заслуживает того! В. Алфёров.