Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергей Остапенко, г. Воронеж

Отчёт о пешем туристс походе 3 к.с. по Республике Алтай в районе хребтов Иолго и Умультинский совершённом группой туристов в период с 14 июля по 3 августа 2021 года .

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода:

Республика Алтай, хребты Иолго - Умультинский.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части

похода, (км)

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

пеший

3 (третья) категория

228

21 дней

14 дней

14.07.2021-

3.08.2021

Пройдено препятствий:

переправы на р. Каракол НК, Карагу НК, Ложа НК, Кологош НК, Балыкту НК, Чевош НК, Уймень НК, Уйкараташ НК, Караган НК перевалы: Аккаинский НК, Айрыкский НК, у горы Альбанаг 1Б, 2174,4 НК, Уйменский 1Б, Карасазкан НК, Штатив 1А, Уйкараш НК, Кызылташ НК, 1943,2 НК

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 21629 метров.

Подробная нитка маршрута

Пройденный маршрут:

пос. Элекмонар - р. Каракол - Каракольские озера - пер. Багаташ НК - Айрыкские озера - Сурдинские озера - оз. Большое Ашпагачское - р. Каербак - р. Кологош - р. Балыкту - г. Альбанаг - р. Балыкту - р. Чевош - - пер. 2174,4 - пер. 2289,1 Уйменский - р. Уймень - пер. 2131,6 - пер. 2374,5 - р. Уйкараташ - пер. 2218,3 - р. Сынырлу - пер. 2032,3 - пер. Кызылташ - истоки р. Караган - пер. 1943,2 - р. Ачелман - пос. Балыкча - р. Чулышман - ур. Кырсай (Телецкое озеро)

Запланированный маршрут пройден с не большими изменениями:

пос. Элекмонар - р. Каракол - Каракольские озера - пер. Багаташ НК - Айрыкские озера - Сурдинские озера - оз. Большое Ашпагачское - р. Каербак - р. Кологош - р. Балыкту - г. Альбанаг - р. Балыкту - р. Чевош - - пер. 2174,4 - пер. 2289,1 Уйменский - р. Уймень - пер. 2131,6 - пер. 2374,5 - р. Уйкараташ - пер. 2218,3 - р. Сынырлу - пер. 2032,3 - р. Бол. Чили - р. Аспарт - р. Пыжа - р. Иогач - пос. Иогач.

Высотный график похода

Состав туристской группы

ФИО

Опыт участия

Обязанность в группе

1

Остапенко Сергей Юрьевич

к.с. ПР, Зап. Кавказ

к.с. ГУ, Тянь-Шань

4 к.с. ЛУ, Приполярный Урал

руководитель фотограф

2

Садовская Елена Павловна

2 к.с. ПУ Крым

к.с. ПУ Зап. Кавказ

к.с. ПУ ЦК

3

Шапотайло Александр Дмитриевич

к.с. ПУ Байкал

к.с. ГУ Зап. Кавказ

4

Кольцов Евгений Евгеньевич

к.с. ПУ Байкал

к.с. ГУ Зап. Кавказ

5

Исаев Александр Дмитриевич

1 к.с. ПУ Южный Урал

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж, (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход: - поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Республика Алтай (южно-алт. Алтай Республика также распространено: Горный Алтай) субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Сибирский федеральный округ, является частью Западно-Сибирского экономического района. Столица Горно-Алтайск.

Географическое положение. На северо-западе граничит с Алтайским краем, на северо-востоке с Кемеровской областью (Кузбассом), на востоке с Республикой Хакасия и Республикой Тыва России, на юге с Монголией и Китайской Народной Республикой, на юго-западе с Казахстаном. Протяженность территории с севера на юг 400 км, с запада на восток 360 км. Протяжённость границы с Китаем здесь составляет всего 40 км. Рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделёнными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора Белуха (другие названия: Кадын-Бажы, Уч-Сумер) (4509 метров) является высочайшей точкой Сибири.

Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой. Среднегодовая температура воздуха в долинах составляет 0...+5 °C (теплее всего в Чемале), что является самой высокой температурой для Сибири. В горах среднегодовая температура воздуха опускается до -6 °C (село Кош-Агач). КошАгачский и Улаганский районы приравнены к районам Крайнего Севера.

Туризм в Республике Алтай является одной из основных отраслей экономики региона, а также важным источником дохода. Ежегодно на Алтай приезжает до 1 млн туристов. Среди активных видов отдыха наибольший объём занимают летние экологические и культурно-познавательные путешествия и экскурсии по автомобильным, пешим, конным, водным, альпинистским, охотничьим, рыболовным, спелеологическим и иным маршрутам с посещением природных и культурно исторических объектов и территорий.

На территории республики находится большое число примечательных природных объектов. Наибольшей популярностью у туристов пользуется Телецкое озеро, на берегах которого разместились десятки пансионатов, турбаз и кемпингов.

Здесь расположены лучшие места для рыбалки, проводятся пешие, конные, водные и автобусные экскурсии. Каскад Каракольских озёр в Чемальском районе представляет собой уникальный природный заповедник. Вода в каждом из семи озёр каскада отличается по цвету и химическому составу.

Цепочка Шавлинских озёр в верхнем течении реки Шавлы цель пеших и конных маршрутов по живописным предгорьям Северо-Чуйского хребта.

На территории Усть-Коксинского района располагается гора Белуха (4506 м), самая высокая точка республики и всей Сибири.

В регионе действует более 30 гостиниц и 14 предприятий в сфере услуг туризма.

В 2011 году город Горно-Алтайск получил золотую медаль Всероссийского конкурса «Чистый город-2011», в 2012 г. премию международных экологов Global Brando Award и первое место среди средних муниципальных образований во Всероссийском конкурсе «Самый чистый город России».

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Таёжного Алтая, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас было негде, мы двигались в полностью автономном маршруте.

С водой проблем не было. Чистота и изобилие воды на маршруте поражает. Каждый день мы проходили множество рек и озер с чистейшей и очень вкусной водой, которую не нужно кипятить.

Что касается мобильной связи, то на всем протяжении маршрута она отсутствует.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 3 категории сложности. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность дикими и автономными условиями, разбитыми тропами и зарослями.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте: - заросшая и грязная тропа - броды через реки и заболоченные участки

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования попадаешь в чистейшую не тронутую таёжную природу Алтая, тут нет грунтовых дорог и не ходят толпы туристов, ты один на один с природой.

Из неприятного для туристов соседства множество мошки и комаров не дают расслабиться на всем маршруте. Дикие животные на маршруте.

Транспортная инфраструктура таёжного Алтая практически отсутствует, в начале маршрута грунтовые дороги пробиты до озера Каракольского и в конце похода появляются только в пос. Балыкча.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь в начале пути необходимо двигаться в обратном направлении и выходить к Каракольским озерам. В середине маршрута выходить нужно в поселение Обого на р. Пыжа. В конце маршрута выход возможен только в пос. Балыкча. Автономность и удаленность пути предполагает выход к грунтовым дорогам не ранее чем через 2-3 дня интенсивного движения.

Финансовые расходы

Дорога туда:

Машина г. Воронеж - аэропорт Домодедово бензин, платные дороги и парковка 1500 руб.

Самолёт аэропорт Домодедово - г. Горно-Алтайск 7500 руб.

Заброска г. Горно-Алтайск - пос. Элекмонар 800 руб.

Дорога обратно:

Паром ур. Кырсай - пос. Артыбаш 1500 руб.

Автобус пос. Иогач - г. Горно-Алтайск 550 руб.

Самолёт г. Горно-Алтайск - аэропорт Домодедово 7500 руб.

Машина аэропорт Домодедово - г. Воронеж бензин и платные дороги 700 руб.

Расходы на еду:

Примерно по 3000 рублей.

Дополнительные расходы:

Жилье в г. Горно-Алтайск 2000 руб.

Питание и досуг в г. Горно-Алтайск 2000 руб.

Баня в ур. Кырсай 800 руб. Газ 720 руб.

Общие расходы на одного участника похода составили около 28570 рублей.

Общественное снаряжение группы

Вид снаряжения

Вес

Описание

палатка

1,9 + 2,3 + 1,6

три двухместных палатки

горелка газ с защ. экраном

0,2 + 0,2 + 0,3

три газовых горелки

зап. горелка Track газ

0,2

запасная газовая горелка

котел

0,2 + 0,2 + 0,2

три алю котелка объемом около 1 л.

половник

-

аптечка

0,2 + 0,2 + 0,2

три миниатюрных аптечки

рем набор

0,6

тара для воды

0,2 + 0,2 + 0,2

складные тары

комплект для розжига

0,2

газовые баллоны

3 + 3 + 2

резьбовые баллоны

разделочная доска

-

расходная веревка

-

основная веревка 40 м

2,4

6 мм 40 м статика, не пригодилась

фотоаппарат

0,8

компактный цифровой

солнечная батарея

0,3

использовали несколько раз, пригодилась

Вес продуктов на человека в день составил 450 гр.

Также брали дополнительные перекусы по 50-100 гр. в день. Средняя нагрузка на человека составила 10 кг.

Изменения маршрута и их причины Маршрут пройдет по сокращенному плану с использованием двух запасных дней. Условия прохождения оказались сложнее чем мы ожидали, постоянные заросли и грязь замедляли нас и давали доп. нагрузку.

Фактический график движения

Дата

Данные

Дни

Ходовые дни

Км

Способ передвижения

ЧХВ

Погодные условия

14.07

15.07

машина г. Воронеж - аэропорт Домодедово. самолёт г. Москва - г. Горно-Алтайск. заброска г. Горно-Алтайск - пос. Элекмонар (90 км \ 2 часа)

1

2

-

-

-

-

-

16.07

пос. Элекмонар - р. Элекмонар - р. Каракол

3

1

22

пешком

5

ясно

+20+25

17.07

р. Каракол - ур. Соргат - руч. Тура - Каракольские озера

4

2

8

пешком

3

ПО

+15+25

радиальный выход на Каракольские озера

7

2,5

18.07

Каракольские озера - пер. Багаташ - ск. Замки горных духов - пер. Аккаинский - пер. Айрыкский - Айрыкские озера

5

3

17

пешком

6

ПО

+15+25

19.07

Айрыкские озера - р. Сарысаз - Сурдинские озера - оз. Большое Ашпагачское

6

4

18

пешком

6

облачно дождь

+15+20

20.07

оз. Большое Ашпагачское - р. Ложа - р. Каербак - р. Кологош

7

5

18

пешком

6,5

ПО

+15+25

21.07

р. Кологош - р. Балыкту

8

6

3

пешком

1,5

облачно дождь

+15+20

радиальный выход на пер. у г. Альбанаг

10

4

22.07

р. Балыкту - р. Чевош

9

7

15

пешком

5

ПО

+15+25

23.07

р. Чевош - пер. 2174,4 - пер. 2289,1 Уйменский - р. Уймень

10

8

20

пешком

8

облачно +15+20

24.07

р. Уймень - пер. 2131,6 - приток р. Карасазкан

11

9

12

пешком

5

ПО дождь +15+20

25.07

приток р. Карасазкан - пер. 2374,5 Штатив - р. Уйкараташ

12

10

12

пешком

4

облачно +15+20

радиальный выход на форелевые озера.

3

2

26.07

р. Уйкараташ - пер. 2218,3 Уйкараташ - р. Сымурлу

13

11

12

пешком

4

ПО

+15+25

27.07

р. Сымурлу - пер. Казакталман - пер. 2032,3 - пер. Кызылташ - истоки р. Караган

14

12

21

пешком

6,5

ПО дождь +15+20

28.07

истоки р. Караган - р. Караган - пер. 1943,2 - р. Ачелман

15

13

14

пешком

5

облачно +15+20

29.07

р. Ачелман - пос. Балыкча - р. Чулышман - ур. Кырсай (Телецкое озеро)

16

14

16

пешком

4

ясно

+25+30

30.07

паром ур. Кырсай - пос. Артыбаш (70 км \ 7 часов)

17

-

-

-

-

-

31.07

автобус пос. Иогач - г. Горно-Алтайск (160 км \ 4 часа)

18

-

-

-

-

-

1.08 2.08

отдых в г. Горно-Алтайск

19

20

-

-

-

-

-

3.08

самолет г. Горно-Алтайск - г. Москва машина Аэропорт Домодедово - г. Воронеж

21

-

-

-

-

-

Всего 228 км.

Техническое описание маршрута

Нулевой день (15.07.2021)

Ночлег (N51°27'01,6448" E86°03'15,8762") на высоте 470 метров около реки Элекмонар.

14.07 в 21 час мы выезжаем из г. Воронеж по трассе М4 на север в сторону Москвы и аэропорта Домодедово, предполагаем, что за 5-6 часов должны добраться с учетом заправки, отдыха и возможных пробок. В итоге в два часа ночи добираемся до парковки около аэропорта и ожидаем вылета в 7 утра в г. Горно-Алтайск.

Расходы на бензин, парковку и платные дороги составили 6000 руб. с машины. Вылетаем из центральной России и за 4,5 часа добираемся до Алтая, плюс к этому прибавляем еще 4 часовых пояса и оказываемся уже к вечеру на месте. Садимся в заказанный микроавтобус и за 2 часа доезжаем до пос. Элекмонар. Стоимость заброски составила 4000 руб. с 7 местной машины.

Ставим лагерь у реки Элекмонар в лесной зоне и наслаждаемся природой и первыми комарами.

Фото 1. На месте стоянки у реки Элекмонар.

Первый день (16.07.2021)

Пос. Элекмонар - р. Элекмонар - р. Каракол.

Ночлег (N51°28'50,0765" E86°16'46,9020") на высоте 840 метров у реки Каракол.

Пройдено за день 22 км. Подъем - 752 м. Спуск - 383 м.

В том числе: по грунтовой дороге 22 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 2. Карта первого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7 утра, вышли в 9.

Ясно, +20+25.

Начинаем движение по грунтовой дороге вдоль реки Элекмонар. Это направление пользуется большой популярностью у коммерческих туристов, которых забрасывают на базу Каракол, размещают в домиках и далее еще одной заброской поднимают до озер. Пока мы шли по дороге около нас проехало более десяти набитых туристами ГАЗ-66. В начале дорога петляет вдоль реки по деревянным мостам и в районе впадения в реку Элекмонар реки Каракол мосты заканчиваются и начинаются броды. Глубина русла от 20 до 40 см, течение спокойное, перейти не составляет труда.

На базе Каракол заходим в мини магазин и покупаем немного местных молочных продуктов. Грунтовая дорога доступна для движения для большинства высоких машин, даже без полного привода вполне можно проехать до базы Каракол.

Около ур. Соргат у очередного брода находим хорошую поляну для постановки лагеря, были на месте к 17 часам. Вокруг поляны густые заросли травы и тайга, летает множество мошки и комаров, без закрытой одежды находиться вне палатки невозможно.

Фото 3. Движемся вдоль реки Элекмонар.

Фото 4. Переходим вброд реку Каракол.

Второй день (17.07.2021)

р. Каракол - ур. Соргат - руч. Тура - Каракольские озера.

Ночлег (N51°29'42,9276" E86°22'06,0743") на высоте 1630 метров у Каракольских озер.

Пройдено за день 8 км. Подъем - 823 м. Спуск - 30 м.

В том числе: по туристической тропе 8 км.

Грязное ходовое время - 4 часа. Чистое ходовое время - 3 часа.

Радиальный выход на Каракольские озера.

Пройдено за день 7 км. Подъем - 300 м. Спуск - 300 м.

В том числе: по туристической тропе 7 км.

Грязное ходовое время - 3 часа. Чистое ходовое время - 2,5 часа.

Фото 5. Карта второго ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

ПО, +15+25.

Продолжаем движение по грунтовой дороге вдоль реки Каракол, проходим ручей Тура и далее вдоль него по туристической тропе набираем высоту. Коммерческих туристов на грузовиках возят по объездной дороге к озерам, а мы выходим туда же напрямик по крутой тропе.

Пока светит солнце и вокруг нет густых и влажных зарослей можно двигаться без плотной одежды и сеточки на лице, но как только условия меняются приходиться отбиваться от множества насекомых.

Набираем высоту по хорошо набитой тропе, идущей лугами и лесными участками. Встречаем туристов, которые заканчивают маршрут, они ходили всего на неделю, а у нас по плану минимум 14 дней.

Добираемся до выполаживания тропы и подходим к череде горных озер. У одного из них находим прекрасную поляну и ставим лагерь, были на месте к 13:30.

Далее собираемся на прогулку к верхним Каракольским озерам. От места нашего лагеря выходим к туристической базе, куда завозят коммерсантов на грузовиках, и по тропе направляемся выше. Посещаем семь озер, любуемся красотам таёжного Алтая, купаемся в самом верхнем и холодном озере под горой Белок Озерный.

Вернулись в лагерь к 17, встретили шикарный закат на озере, жгли вечером костер и наслаждались тишиной природы.

Фото 6. Подъем к Каракольским озерам вдоль реки Тура.

Фото 7. Гуляем вдоль Каракольских озер.

Фото 8. Вид на озеро около места стоянки.

Третий день (18.07.2021)

Каракольские озера - пер. Багаташ - ск. Замки горных духов - пер. Аккаинский - пер. Айрыкский - Айрыкские озера.

Ночлег (N51°24'55,4994" E86°29'41,2749") на высоте 1870 метров у Айрыкских озер.

Пройдено за день 17 км. Подъем - 978 м. Спуск - 741 м.

В том числе: по конной тропе 17 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 6 часов.

Фото 9. Карта третьего ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. ПО, +15+25.

От прекрасной стоянки на Каракольских озерах начинаем подъем по конной тропе к перевалу Багаташ. С востока открываются шикарные виды на пройденные вчера озера, сверху они выглядят очень красиво.

Выбиваемся до перевала где из камней сложены сотни башенок, одна выше другой, многие высотой более метра. С перевала открывается вид на цирк со всеми Каракольскими озерами.

Далее выраженной тропы не наблюдается, и мы немного отклонились от курса и поблудили по зарослям, идти по разбитой лошадьми тропе тяжело, а по кучерям практически невозможно. Выбираемся на тропу и выходим к скалам замки горных духов, которые представляют собой скальную гряду в виде зубчиков от пилы.

Двигаемся далее по тропе траверсом до пер. Аккаинский, далее спускаемся к ручью Аккая и набираем высоту к пер. Айрыкский. Около перевала встречаем стадо яков, которые близко не подпускают к себе.

Проходим перевал и спускаемся к Айрыкским озерам. Около нижнего озера находим ровную площадку в небольших зарослях и ставим лагерь, были там к 17 часам.

Фото 10. Вид на пер. Багаташ и каменные башни.

Фото 11. Вид на долину р. Аккая.

Фото 12. Спускаемся к Айрыкским озерам.

Четвертый день (19.07.2021)

Айрыкские озера - р. Сарысаз - Сурдинские озера - оз. Большое Ашпагачское.

Ночлег (N51°23'58,8552" E86°41'38,5990") на высоте 1900 метров около оз. Бол.

Ашпагачское.

Пройдено за день 18 км. Подъем - 558 м. Спуск - 530 м.

В том числе: по конной тропе 20 км.

Грязное ходовое время - 8,5 часов. Чистое ходовое время - 6 часов.

Фото 13. Карта четвертого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

Облачно, дождь, +15+20.

Выходим на траверс хребта по разбитой лошадьми тропе. Часто проходим заболоченные и заросшие участки. Направляемся к пещере Каракошской.

Вход в пещеру расположен под скальной грядой, представляет собой два крутых провала, один почти отвесный, а второй более пологий с набитой тропой между камней. Внутри очень холодно, под ногами лёд. После крутого спуска попадаешь в громадный зал из которого идет узкая щель, без спец. костюма и обуви туда лезть не стали.

От пещеры спускаемся к руслу реки Сарысаз, находим место с широким руслом и переходим вброд. После реки тропа очень грязная и разбитая, двигаться тяжко. Постепенно набираем высоту и выходим с заболоченного участка леса.

Добираемся до Сурдинских озер, до туда пробита вездеходная дорога для супер квадрациклов с громадными колесами. Около озер расположена шикарная стоянка.

Далее набираем высоту и поднимаемся к хребту. В лесной зоне нас накрывает сильный ливень, укрываемся под кронами деревьев, жжём костер. Переждав около часа выходим на верх и любуемся прекрасными видами на новую долину и озеро Ашпачанское.

Около озера на полуострове есть отличное место для лагеря, были там к 17 часам.

До озера пробита еще одна супер вездеходная дорога идущая от пос. Уймень и Бол. Кузя.

Ближе к ночи в окрестных горах разыгралась настоящая буря с молниями и сильнейшим ливнем, к счастью нас она обошла стороной. Мы любовались из палаток на мощные раскаты грома и молнии, бьющие в окрестные горы.

Фото 14. Идем вдоль урочища Сарысаз.

Фото 15. На поляне около реки Карагу.

Пятый день (20.07.2021)

оз. Большое Ашпагачское - р. Ложа - р. Каербак - р. Кологош.

Ночлег (N51°17'41,5732" E86°46'23,9953") на высоте 1880 метров около р. Кологош.

Пройдено за день 18 км. Подъем - 875 м. Спуск - 890 м.

В том числе: по конной тропе 18 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 6,5 часов.

Фото 16. Карта пятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. ПО, +15+25.

Спускаемся ниже к притокам реки Ложа, переходим их вброд. Тропа опять превращается в месиво, пробираемся по зарослям и грязи. Около брода на склоне горы видим крупного медведя, который бежит к нам, начинаем шуметь и отпугиваем его. Переходим следующий хребет и спускаемся к руслу реки Каербак, переходим его вброд, это самый значительный брод через реку, глубина 20-40 см, средняя скорость течения, ширина русла 4-6 метров.

Проходим еще один хребет и встречаем группу коммерческих туристов на лошадях, для них не какая грязь и броды не страшны, едешь и наслаждаешься природой. Большой перепад высот, жара и разбирая тропа сильно отягощают текущий переход. Решаем не выходить на последний хребет к подножью горы Альбанаг, а остановиться раньше у русла реки Кологош.

Находим место около ручья с небольшим уклоном и ставим лагерь, были на месте к 17 часам. Вечером гуляли сильные бури, но они обошли нас стороной. Ночью какойто зверь подходил к палаткам и рычал, пока мы доставали фонари и хотели проверить кто же там был зверь сбежал.

Фото 17. Переходим реку Ложа.

Фото 18. Поднимаемся на хребет около реки Каербак.

Фото 19. Бивак около реки Колошош.

Шестой день (21.07.2021)

р. Кологош - р. Балыкту.

Ночлег (N51°16'41,0071" E86°46'57,3526") на высоте 1810 метров около притока реки Балыкту.

Пройдено за день 3 км. Подъем - 118 м. Спуск - 179 м.

В том числе: по конной тропе 3 км.

Грязное ходовое время - 2 часа. Чистое ходовое время - 1,5 часа.

Радиальный выход на пер. у г. Альбанаг.

Пройдено за день 10 км. Подъем - 700 м. Спуск - 700 м. В том числе: по курумнику 10 км.

Грязное ходовое время - 4,5 часов. Чистое ходовое время - 4 часа.

Фото 20. Карта шестого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. Облачно, дождь, +15+20.

Переходим оставшийся не пройденным вчера хребет и добираемся до шикарной стоянки около реки Балыкту. Были на месте к 11 часам. Далее оставляем рюкзаки и идем радиальный выход на гору Альбанаг.

Поднимаемся по заросшей тропе к водопаду, далее тропа пропадает и двигаемся, ориентируясь на рельеф и ручьи. Выходим к красивому снежнику, под которым протекает ручей.

Далее преодолеваем череду озер и ручьев и выходим к основному подъему. Движемся по курумнику и снежным участкам, крутизна подъема 30-40 градусов, размер курумника от 5 до 50 см.

Выбираемся на седловину между горой Альбанаг и юго-восточной вершиной и наблюдаемся движущиеся на нас мощные грозовые облака с запада. До вершины остается всего около 20 минут хода по хребту, но тучи слишком близко, решаем сразу спускаться с отрытых участков в долину.

Спустившись всего на 100 метров ниже седловины нас накрывает штормовой ветер и ливень, сбрасываем высоту по снежникам глиссируя. Добираемся до выполаживания склона и делаем остановку, отдыхаем и перекусываем, погода вроде налаживается.

Выходим к водопаду и началу тропы к лагерю, были на месте к 16 часам. Ставим лагерь и отдыхаем, радиальный выход оказался достаточно сложным и напряженным.

Вечером около нашего места стоянки проходит еще одна группа туристов на лошадях, они делают привал и вскоре отправляются дальше в путь.

Фото 21. Переходим реку Кологош.

Фото 22. Поднимаемся к г. Альбанаг.

Фото 23. Вид на перевал около горы Альбанаг.

Седьмой день (22.07.2021)

р. Балыкту - р. Чевош.

Ночлег (N51°12'35,3510" E86°53'53,2405") на высоте 1670 метров у реки Чевош.

Пройдено за день 15 км. Подъем - 631 м. Спуск - 778 м.

В том числе: по конной тропе 15 км.

Грязное ходовое время - 6 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 24. Карта седьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. ПО, +15 +25.

Переходим вброд ручей около лагеря и постепенно набирая высоту выбираемся на отрог хребта. Сбрасываем высоту и выходим к притоку реки Чевош, проходим его вброд. Броды на маршруте оказываются простыми, во многих местам достаточно пройти около ста метров, чтобы найти расширение русла, чтобы перейти реку по наиболее мелким участкам глубиной от 20 до 40 см. Так же часто можно перейти на другую сторону по камням, которых в русле достаточно, но для этого нужно иметь ботинки с возможностью погружения до 10 см.

Проходим еще одни отрог хребта и спускаемся к следующему притоку реки Чевош, вдоль которого далее проходит конная тропа. Около русла очень много заболоченных участков и грязи, преодолеваем этот участок с трудом.

Выходим к основному руслу реки Чевош, переходим его по камням и ищем место для лагеря, обозначенное на картах, но хорошей стоянки тут нет, а есть только старая заросшая полянка. Были на месте к 15 часам.

Фото 25. Переходим реку Балыкту.

Фото 26. На отроге хребта Иолго.

Восьмой день (23.07.2021)

р. Чевош - пер. 2174,4 - пер. 2289,1 Уйменский - р. Уймень.

Ночлег (N51°12'59,8850" E87°02'51,8270") на высоте 1540 метров р. Уймень.

Пройдено за день 20 км. Подъем - 1103 м. Спуск - 1227 м.

В том числе: по конной тропе 20 км.

Грязное ходовое время - 10 часов. Чистое ходовое время - 8 часов.

Фото 27. Карта восьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

Облачно, +15+20.

Заросшую полянку мы немного обжили и примяли, но видно, что тут давно не кто не становился. Начинаем подъем по разбитой тропе вдоль притока реки Чевош. Находим чуть выше место для стоянки получше, которое не обозначено на картах. Подходим выше к перевалу и попадаем в густые заросли с человеческий рост, пробираемся по ним с большим трудом. Спускаемся по таким же зарослям в следующую долину, тут нас накрывает не большой дождик, который вскоре сдувает. Обходим отрог хребта и направляемся к пер. Уйменский, на подходе к перевалу опять пробираемся по обширным зарослям, около озера кусты заканчиваются. Далее поднимаемся по луговой тропе на перевал, подъем очень простой и пологий, осложняют его только кусты и грязь.

На спуск с перевала тропа уходит севернее обходя крутой скальный сброс. Далее она крутит серпантином по склону ущелья и выходит к обширному снежнику под перевалом. Ниже начинается крутой спуск к озеру Уймень, крутизна тропы от 30 до 50 градусов. Преодолеваем несколько раз приток реки Уймень по камням, поток мощный, если вода поднимется, то придется разуваться.

Выбираемся к озеру на полянку для стоянки, далее тропа идет по кромке воды по курумнику и выводит к основной обширной поляне для бивака. На этой поляне встречаем очередную группу на лошадях.

Решаем двигаться дальше и выходить к основному руслу реки Уймень. На карте после соединения притока с основным руслом показана стоянка, идем к ней. Добравшись до точки обнаруживаем, что подходящего места тут нет, приходится ставиться в не больших зарослях с обилием комаров и мошки. Были на месте к 19 часам.

Фото 28. Поднимаемся на пер. 2174,4.

Фото 29. На перевале Уйменский.

Фото 30. Идем вдоль озера Уймень.

Фото 31. Идем по заросшей тропе вдоль реки Уймень.

Девятый день (24.07.2021)

р. Уймень - пер. 2131,6 - приток р. Карасазкан.

Ночлег (N51°08'47,8314" E87°08'12,3275") на высоте 1830 метров у притока р.

Карасазкан.

Пройдено за день 12 км. Подъем - 676 м. Спуск - 391 м.

В том числе: по конной тропе 12 км.

Грязное ходовое время - 6 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 32. Карта девятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

ПО дождь, +15+20.

В прошедший день мы прилично устали и сил оставалось не много для текущего дневного перехода. С утра в лесу было очень сыро из-за прошедшего дождя и росы. Опять пробираемся по густым зарослям и насквозь промокаем из-за мокрых веток. Постепенно подбираемся к перевалу, подъем идет по пологой тропе вдоль небольшого снежника.

На перевале нас догоняет грозовая облачность и начинается дождь. В течении часа двигаемся под дождем по зарослям высотой более человеческого роста. Пока продирались по бурелому чуть не наступили на змею, которая, не обращая на нас внимания по-царски ползла по своим делам.

Доходим до притока реки Карасазкан и отличной полянки для установки лагеря. Были на месте к 15 часам. Решаем отдохнуть и восстановить силы после вчерашнего тяжелого перехода.

Фото 33. Поднимаемся на пер. Карасазкан.

Фото 34. Спускаемся с пер. Карасазкан по зарослям.

Десятый день (25.07.2021)

Приток р. Карасазкан - пер. 2374,5 Штатив - р. Уйкараташ.

Ночлег (N51°11'35,2500" E87°13'38,1568") на высоте 1650 метров около р.

Уйкараташ.

Пройдено за день 12 км. Подъем - 690 м. Спуск - 863 м.

В том числе: по конной тропе 12 км.

Грязное ходовое время - 5 часов. Чистое ходовое время - 4 часа.

Радиальный выход на форелевые озера.

Пройдено за день 3 км. Подъем - 133 м. Спуск - 133 м.

В том числе: по конной тропе 3 км.

Грязное ходовое время - 2 часа. Чистое ходовое время - 2 часа.

Фото 35. Карта десятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7 утра, вышли в 9. Облачно, +15+20.

Почти всю ночь шел дождь и на утро всё небо было затянуто. Начали подъем по тропе к перевалу Штатив, крутизна подъема 20-30 градусов, тропа плавно набирает высоту крутя по склону серпантином. Выходим в зону курумника и по камням выбираемся к перевальной седловине.

На верху нас накрывает плотный туман и сырость, видимость не более 20 метров. Решаем долго не задерживаться наверху и начинать спуск с долину. Выходим на отрог хребта и перевалив его спускаемся в долину с очень красивым озером и крутым скальным цирком.

Выбравшись в долину опять попадаем в густые заросли, добираемся до шикарной стоянки около Форелевых озер. Оставляем рюкзаки и налегке идем прогуляться в долину озер. Поднимаемся к озерам и любуемся прекрасными видами на окрестные горы со снежниками, вода в озерах очень спокойная и прозрачная, купаемся и наслаждаемся красотой природы.

Возвращаемся к рюкзакам и продолжаем путь к основному руслу реки Уйкараташ. Обходим громадный оползень, сошедший с северного склона горы и перегородивший русло реки.

Выходим к основному руслу, переходим поток по камням и начинаем искать место для лагеря. Чуть ниже по тропе находим отличную полянку около реки почти без зарослей, были на месте к 16 часам.

Фото 36. Поднимаемся на пер. Штатив.

Фото 37. На пер. Штатив.

Фото 38. Спускаемся в долину с пер. Штатив.

Одиннадцатый день (26.07.2021)

р. Уйкараташ - пер. 2218,3 Уйкараташ - р. Сымурлу.

Ночлег (N51°12'52,9861" E87°20'29,1721") на высоте 1790 метров около р. Самурлу. Пройдено за день 12 км. Подъем - 701 м. Спуск - 561 м.

В том числе: по конной тропе 12 км.

Грязное ходовое время - 5 часов. Чистое ходовое время - 4 часа.

Фото 39. Карта одиннадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. ПО +15+25.

С утра выпало столько росы, что, пройдя около 30 минут по зарослям мы насквозь промокли ниже пояса. В таких сырых условиях сушить обувь, штаны и гамаши почти бесполезно.

Двигаемся вдоль русла реки постепенно сбрасывая высоту, обходим отрог хребта и начинаем подниматься к перевалу. В лесной зоне встречаем много кустов жимолости, которая почти созрела, обильно её поедаем.

Поднимаемся на пологое плато с небольшими снежниками и незаметно выходим на перевал. Спускаемся в начале по каменистой тропе, которая упирается в наши любимые заросли с человеческий рост.

Пока пробирались по кустам погода начала портиться и начался дождь. Добрались до отличной полянки для лагеря и начала подъема на хребет, решаем становиться тут и отдохнуть. Были на месте к 14 часам.

Дневные переходы, которые при планировании похода казались не сложными, на деле выходили тяжелее и длительнее из-за разбитой тропы, множества заболоченных участков и обильных зарослей. В таких условиях радуешься, что у тебя есть запасные дни и нет необходимости ломить каждый день и стараться пройти намеченные переходы. Лучше разбить большой переход на два и комфортно их пройти, без сильной усталости и напряжения.

Весь оставшийся день и ночь поливал дождь и по долине гуляли красивые туманы, хорошо, что мы решили остаться на поляне.

Фото 40. Поднимаемся на пер. Уйкараташ.

Фото 41. Спуск с пер. Уйкараташ.

Фото 42. Заросли в долине.

Двенадцатый день (27.07.2021)

р. Сымурлу - пер. Казакталман - пер. 2032,3 - пер. Кызылташ - истоки р. Караган.

Ночлег (N51°13'26,2884" E87°31'44,6253") на высоте 1750 метров около истоков р.

Караган.

Пройдено за день 21 км. Подъем - 1096 м. Спуск - 1142 м.

В том числе: по конной тропе 21 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 6,5 часов.

Фото 43. Карта двенадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

ПО дождь +15+20.

Начинаем плавный подъем на хребет по заросшей тропе, до пояса быстро всё промокает. Выходим в зону альпийских лугов и теряем тропу, ориентируемся на дальний тур. Добираемся до верхней тропы и по верхам хребта двигаемся далее. Наблюдаем вдалеке табун лошадей, подходим ближе и любуемся скакунами.

Спускаемся с хребта на пер. Казакталман с которого можно уйти на север по длинному варианту маршрута к пос. Иогач и Артыбаш. За пройденный участок маршрута мы использовали два запасных дня и решили двигаться по короткому маршруту к пос. Балычка, очень хотелось заночевать на диком берегу Телецкого озера и проплыть его на катере.

На отроге хребта после перевала расположен домик (N51°14'09,3274"

E87°26'17,9077"), который не обозначен на картах. Внутри можно укрыться от непогоды небольшой группе и найти запас еды. К сожалению, в доме и вокруг него много мусора и бутылок из-под водки, видимо цивилизация приближается...

Двигаемся дальше постепенно набирая высоту на следующий отрог хребта, встречаем трех алтайцев на лошадях, видимо они обычно останавливаются в пройденном доме.

Погода начинает портиться, дует сильный ветер и налетает низкая облачность, видимость падает до 100 метров. Проходим следующий отрог хребта по тропе и выходим на полянку с которой идет множество мелких троп. Выбираем одну из троп и начинаем сбрасывать высоту, а нам необходимо подниматься выше на хребет. Решаем выходить выше без тропы и искать нужное направление. Находим еле заметную заросшую тропинку и по ней добираемся до перевала Кызылташ. На перевале начинается моросящий дождик и видимость в облаке около 50 метров.

Пока погода окончательно не испортилась начинаем быстрый спуск по каменистой тропе серпантином. Выходим в лесную зону и около раскисшей тропы находим приличную полянку для лагеря. Были на месте к 17 часам.

Дневной переход выдался продолжительным и тяжелым, во время движения удалось не промокнуть. Как только начали ставить бивак зарядил продолжительный дождь, которые не заканчивался до ночи.

Фото 44. На подходе к пер. Казакталман.

Фото 45. На подходе к пер. Кызылташ.

Фото 46. Спуск с пер. Кызылташ.

Тринадцатый день (28.07.2021)

Истоки р. Караган - р. Караган - пер. 1943,2 - р. Ачелман.

Ночлег (N51°17'32,8823" E87°39'41,9784") на высоте 1420 метров около р. Ачелман.

Пройдено за день 14 км. Подъем - 1096 м. Спуск - 1142 м.

В том числе: по конной тропе 14 км.

Грязное ходовое время - 6 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 47. Карта тринадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

Опять под ногами грязь, а весь лес сырой - это типичные таёжные условия, в которых было бы удобнее двигаться в резиновых сапогах, но ноги туристов больше привыкли к хорошей фиксации и жесткости треккинговых ботинок.

Спускаемся к соединению двух притоков реки Караган и попадаем в болото и множество ручьев, прыгаем по кочкам, месим грязь. Далее двигаемся вдоль реки Учеланчек, проходим еще несколько заболоченных участков и притоки.

Выходим на участок сгоревшего леса в котором расположена полянка для бивака. Постепенно начинаем набирать высоту и выходить на более сухие лесные тропы. Добираемся до перевала 1943,2 и переходим хребет на северную сторону. На перевале опять много мусора и бутылок.

Спускаемся к руслу реки Ачелман по хорошо набитой тропе. Далее путь идет по другому берегу и для удобства перехода туристов тут повалено большое дерево. Без него перейти реку можно, но надо разуваться и уровень воды будет более 40 см при быстром течении.

Спускаемся ниже до деревянных баррикад, которые должны удерживать скот на верховых пастбищах. Около них ставим лагерь, были на месте к 15 часам.

Поход близится к окончанию, на следующий день мы уже должны выйти в цивилизацию из полностью автономного перехода по диким Алтайским горам.

Фото 48. Переходим реку Караган.

Фото 49. Переход по бревну реки Ачелман.

Фото 50. Собираем жимолость.

Четырнадцатый день (29.07.2021)

р. Ачелман - пос. Балыкча - р. Чулышман - ур. Кырсай (Телецкое озеро).

Ночлег (N51°21'53,1815" E87°45'26,8890") на высоте 430 метров у ур. Кырсай.

Пройдено за день 16 км. Подъем - 1096 м. Спуск - 1142 м.

В том числе: по конной тропе и грунтовой дороге 16 км.

Грязное ходовое время - 6 часов. Чистое ходовое время - 4 часа.

Фото 51. Карта четырнадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра. Ясно +25+30.

Спускаемся по крутой каменистой тропе к пос. Балыкча. Переходим еще раз реку Ачелман по деревянному мосту, далее тропа идет крутым серпантином с крутизной спуска 30-50 градусов среди громадных валунов. Не какая четырехколесная техника тут не проедет, только ноги или лошадь, возможно сюда можно забраться на мотоцикле, но это будет очень сложно и бессмысленно т.к. далее технику ожидают болота и заросли.

Выходим в поселок, сбросив почти 1000 метров, тут заметно теплее и суще чем в горах. Посещаем пару местных магазинов и покупаем там фрукты и овощи. Мобильная связь ловит МТС.

Далее двигаемся по грунтовой дороге к мысу Кырсай и берегу Телецкого озера. По дороге ездит много автомобилей, как-то не привычно после полной изоляции от цивилизации и техники в течении 12 дней.

Добираемся до мыса и ставим лагерь на берегу озера, вокруг множество отдыхающих на полноприводных машинах, которые добрались сюда по грунтовой дороге и песку. Были на месте к 15 часам.

На следующий день договариваемся с администрацией базы Кырсай о билетах на паром до пос. Артыбаш, стоимость с человека 1500 руб., узнаем, что билет на быстрый катер стоит 2500 руб.

Вечером идем в баню на базе Кырсай, отлично попарились и искупались в реке Чулышман с бешенным течением.

Фото 52. Спускаемся к пос. Балыкча.

Выброска и отъезд (30.07-3.08.2021)

Прекрасно отдохнули на диком берегу Телецкого озера, послушали прибой, любовались закатом и жгли костер.

Утром неспешно собираемся и направляемся к 10 часам на базу Кырсай, около неё расположен второй импровизированный причал для парома. Ожидаем наше судно и загружаемся на его вместе с машинами, стоимость переправы для автомобиля 10000 руб. Пока отплывали от мыса Кырсай его начало затягивать облако и начался сильный ливень с грозами, вовремя мы уплыли. В течении почти 7 часов неспешно плывем по красивейшему озеру региона, любуемся видами. Вскоре паром нагоняет непогода и мы укрываемся под крышей, готовим обед на горелках.

Добрались до пос. Артыбаш и ужаснулись шуму, толпам туристов и множеству машин и пыли. Думали выезжать сразу и заказать микроавтобус, но это оказалось дорого - 7000 руб. минимум до г. Горно-Алтайск. Отходим от поселка вдоль реки Иогач и находим отличную полянку на краю поселения для ночевки. Тут достаточно тихо и чисто, редко ездят машины.

На утро выходим в пос. Иогач к магазину Садко, в 8 утра отправляется автобус в г. Горно-Алтайск, стоимость проезда 550 руб. Добирались до города почти 4 часа т.к. по трассе идет ремонт и многие разъезды поочередные.

В Горно-Алтайске через Авито находим двухкомнатную квартиру в аренду и снимаем её за 2000 руб. с чел за три ночи. Гуляем по городу, исследуем местность, но кроме музея природы, фонтана и пары храмов в городе смотреть оказывается нечего. Посещаем лесопарки и горнолыжный подъемник, любуемся городом с верхов и наедаемся лесной малины.

На рейсовом автобусе добираемся до аэропорта и за 4,5 часа долетаем до аэропорта Домодедово. Перелёт проходит при хорошей погоде, любуемся видами из иллюминатора.

Из аэропорта нас забирает трансфер от автостоянки, забираем машину и мчим в Воронеж. К 23:30 уже в дома.

Фото 53. Паром на Телецком озере.

Фото 54. Телецкое озеро.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

Я очень давно мечтал посетить таёжный Алтай и наконец-то это удалось осуществить. Заранее купленные билеты на самолёт и сформированная группа позволили за приемлемый бюджет и с комфортом посетить новый регион.

Изначально рассчитанный план похода выдержать не удалось т.к. переходы были затруднены разбитой тропой, заболоченными участками и густыми зарослями. Точное кол-во километров сложных участков посчитать не выйдет, но примерно это 1\3 маршрута. В связи с этим мы использовали два запасных дня и решили выходить по короткому маршруту на пос. Балыкча.

В этот поход я решил брать новый комплект облегченного снаряжения, состоящий из пухового спальника Сплав весом 600 гр, рюкзака Манарага Конжак весом 1,3 кг, палатки The North Face Triarch 2 весом 1,9 кг. Спальник отлично себя показал и будет использоваться в дальнейших путешествиях при плюсовых температурах. Рюкзак даже после модернизации алю латами оказался не удобным, он сильно впивается в плечи и бока, не позволяет разгрузить плечи. Дальнейшее его использование целесообразно только для ПВД и не больших переходов с весом до 15 кг. Палатка оказалась очень удобной внутри, много пространства при не больших габаритах, но её длительная и сложная установка позволит её нормально поставить только при комфортных погодных условиях. В будущем эту палатку планирую брать с собой. Питание, сформированное на утренних кашах с сухим молоком и сыром и ужинах на крупах с сухими грибами и овощами, показали себя отлично. Получалось наесться и комфортно двигаться по маршруту без ощущения голода и недоедания.

Природа дикого таёжного Алтая поразила своей частотой и изолированностью. Такой чистой и вкусной воды я еще не где не видел. Полное отсутствие грунтовых дорог и какой-либо цивилизации настраивает на более внимательное и ответственное отношение к прохождению маршрута, все понимают, что выбираться долго и сложно.

Транспортная доступность в других регионах позволяет попадать туда случайным людям, а тут такой халявы нет, только длительные переходы и дикие условия, рассчитываешь только на группу.

Мы отлично справились с маршрутом и преодолели все трудности и тяготы. Пришлось попотеть, но без преодолений было бы не интересно.

Отчет составил Остапенко С.Ю. Фото Остапенко С.Ю.

Приложения

В качестве приложений к отчету прикладывается:

Карта общая.

Карта подробная.

Диск с отчетом в электронном виде и фотографиями по дням.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100